Руководства, Инструкции, Бланки

К 1922 Году Руководством Советских Республик Образовавшихся На Обломках img-1

К 1922 Году Руководством Советских Республик Образовавшихся На Обломках

Рейтинг: 4.8/5.0 (1814 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Как образовался Советский Союз

Как образовался Советский Союз

Уже после Февральской революции 1917 года в Российским государстве стали нарастать сепаратистские настроения. Они полностью оформились после начала Гражданской войны: наряду с Белой и Красной армией в борьбу за власть на отдельных территориях вступили националисты. От России окончательно отделилась Польша и Финляндия. Также фактически отдельным государством стала Украина, а часть территории прибалтийских республик была оккупирована немецкими войсками. О своей автономии начали заявлять даже внутренние российские регионы - Татарстан и Башкирия. Таким образом, первым советским государством во главе с коммунистическим правительством стала РСФСР, по границам близкая к современной России, за исключением территории Тувы и Дальнего Востока. Статус сибирских территорий в составе РСФСР также долгое время был лишь формальным - Сибирью руководило правительство Колчака.

В 1920 году началась постепенная советизация территорий бывшей Российской Империи. Это удалось не для всех территорий: в Польше, Финляндии, странах Балтии коммунисты закрепиться не смогли. Постепенно большевики пришли к выводу, что объединение всех советских территорий в унитарное государство невозможно. Выходом стало образование союза советских республик. Также это было сделано с далеко идущими целями: впоследствии большевики рассчитывали на революции в других странах Европы и присоединение уже новых стран к союзу. Договор об объединении был подготовлен в декабре 1922 года. Согласно этому документу, все республики считались равноправными членами СССР и получали право на самоопределение. Следует отметить, что реальное обсуждение документа проводилось не в правительствах независимых стран, а в среде руководства РКПб.

Другие статьи

К 1922 году руководством советских республик образовавшихся на обломках

/ ИСТОРИЯ

2. Выделите и проанализируйте основные цели внешней политики Российской империи в общемировом геополитическом контексте развития в XIX в. Определите основные особенности создания и управления в Российской колониальной империи.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: «длинный парламент», большевики, повод и причина, Ялтинская конференция 1945 г. монетаризм.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 800 г. 1815 г.,февраля 1992 г.

5. На съезде народных депутатов Б. Ельцин был избран вначале членом, а затем председателем Верховного Совета РСФСР. Почему же он подписал 21 сентября 1993 г. указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, т.е. тех органов, благодаря которым он вознёсся на вершину власти? Какие причины выделяют исследователи, изучая данное событие?

1. После окончания Второй мировой войны США предложили европейским странам т.н. «план Маршалла». В чём суть данного плана? Какое значение он имел для последующего развития Европы? Какие оценки дают исследователи «плану Маршалла»?

2. XVIII в. вошел в историю России как «эпоха дворцовых переворотов». Определите их место в общей картине социально-экономического и политического развития Российской империи в XVIII в.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: коллективизация, Генеральные штаты, подворная подать, «огораживание».

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 26 июня 1945 г. март 1918 г. 1054 г.

5. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Николая II:

Николай II — сильный правитель, при нём Россия являлась ведущей державой в мире, а в стране проводились реформы направленные на укрепление государства.

Николай II — слабый правитель, при нём Россия теряла своё ведущее положение в мире, а в стране проводилась консервативно-охранительная политика, направленная на укрепление существующего режима.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

1. Оцените роль и значение Великой Октябрьской социалистической революции. Какое влияние оказала Великая Октябрьская социалистическая революция на мировой исторический процесс?

2. Выделите и проанализируйте основные этапы закрепощения крестьянства на Руси. Дайте краткую характеристику основным юридическим документам, закреплявшим окончание того или иного этапа.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: законы Хаммурапи, народовольцы, черта оседлости, сателлиты фашистской Германии, БАМ.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1410 г. ноябрь 1918 г. 1957 г.

5. Каковы были основные результаты проведения политики индустриализации и коллективизации в СССР? Приведите примеры влияния политики индустриализации и коллективизации на изменение быта граждан СССР.

Вариант № 17

1. В XVIII в. в европейских странах проводилась политика, получившая наименование «просвещенный абсолютизм». Укажите, в каких странах проводилась данная политика и выделите отличия, характерные для политики «просвещённого абсолютизма» в России.

2. Манифест 19 февраля 1861 г. декларировал падение крепостного права в России. Определите основные причины отмены крепостного права, дайте характеристику социально-экономическим последствиям, к которым привело это событие.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: декабристы, пробуждение Азии, фашизм, рядовичи, «ножницы цен».

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: октябрь 1962 г. 1648 г. 1054 г.

5. В 70-е гг. XX в. в СССР были реализованы несколько масштабных национальных проектов. Назовите данные проекты и дайте им оценку с точки зрения исторического пути развития страны (историческое значение).

1. В 1918 г. президент США В. Вильсон предложил программу урегулирования международных отношений — так называемые «14 пунктов». Можно ли согласиться с существующей в исторической литературе оценкой этой программы как «нового слова в международных отношениях»? Сравните программу В. Вильсона и внешнеполитические позиции Советского правительства в рассматриваемый период. Что в них было общим? В чем состояли различия?

2. Дайте анализ основных дворянских концепций отмены крепостного права, появившихся в Российской империи во второй половине 50-х гг. XIX в.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: черносошные крестьяне, Берлинская стена, илоты, колхоз, «развитой социализм».

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1853 г. декабрь 1917 г. 1943 г.

5. Новое российское руководство под командованием Гайдара-Чубайса осуществило масштабную приватизацию государственного имущества в 90-х гг. прошлого столетия. Вместе с тем, в Верховном Совете РСФСР в начале 90-х годов была подготовлена и одобрена иная программа приватизации. Чем отличалась программа Верховного Совета РСФСР по приватизации от программы Чубайса? Почему команда Ельцина отвергла программу приватизации одобренную парламентом? Как им удалось обойти Верховный Совет и провести в жизнь свою программу?

1. Проанализируйте причины и основные этапы создания Версальско-Вашингтонской системы. Какое влияние оказала данная система на появление фашизма?

2. Выделите основные особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Оцените роль и значение «ига» в истории нашей страны с точки зрения его влияния на социально-экономическую и политическую структуру русского общества.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: маккартизм, РСДРП, отрезки, патриции и плебеи, социалистическое Содружество.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1929 г. 1776 г. 2 сентября 1945 г.

5. В августе 1998 г. в России случился дефолт. Каковы его причины, характерные черты и последствия для развития страны?

1. В 30-е годы XX в. ведущие страны Запада проводили политику «умиротворения агрессора». В чём её сущность и каковы последствия реализации?

2. Каким образом происходило распространение христианства в России? Каково было отношение православной церкви к языческой культуре? Почему языческие верования сохраняются в нашей стране до настоящего времени?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: прония, Уложенная комиссия, барщина и оброк, капитализм, сверхдержава.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1517 г. 1856 г. 1975 г.

5. РФ во многих документах провозглашается как социальное государство. Соответствует ли на Ваш взгляд этому лозунгу 13% подоходный налог, который установлен для всех граждан России? Когда он появился и каковы были мотивы его принятия? Сопоставьте систему налогообложения, действующую в РФ с аналогичными системами в других ведущих государствах мира.

1. Крушение Византийской империи стало событием мирового масштаба. В чём причины гибели Византии? Какую роль в этом процессе сыграла Римская церковь?

2. Революция 1905 –1907 гг. явилась первым крупным выступлением против самодержавия в XX в. На основе анализа причин революции, ее движущих сил и целей, определите значение этого события для дальнейшей истории России?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: медиевистика, временно обязанные крестьяне, чартисты, местничество,

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 356 г. до н.э. 1439 г. 8 мая 1945 г.

5. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в период 1861-1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. — вплоть до конца XIX в.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

1. В Средние века в Европе появляются первые представительные органы власти. Сравните между собой порядок формирования и полномочия испанских кортесов, французских Генеральных штатов и Земских соборов в России.

2. На основе анализа документов и программных установок Северного и Южного обществ декабристов определите их видение перспектив развития России.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: табориты, кормление, капитализм, лен, пятилетки.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1914 г.,1955 г. 1812 г.

5. После окончания Великой Отечественной войны страна в течение короткого срока восстановила своё народное хозяйств, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку. За счёт чего удалось так быстро восстановить экономику страны? Какие финансовые источники использовало Советское руководство для восстановления народного хозяйства?

1. Крестовые походы стали важной страницей истории Европы. Какие причины привели к крестовым походам? Каковы были цели данных походов и их последствия?

2. Марксизм как социально-экономическое и политическое учение создавался для стран с высоким уровнем развития капиталистических отношений. Россия, как известно, поздно вступила на путь развития капитализма и значительно отставала в капиталистическом развитии от ведущих западных держав. Тем не менее, в России марксизм получил большое распространение. Чем это можно объяснить? Какой вклад внесли марксисты в борьбу рабочего класса за свои права?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: гуситы,Соборное уложение, майорат, рекрутчина, суверенная демократия.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1242 г. 6 июня 1944 г, 476 г.

5. Сравните внутреннюю политику России во времена Б. Ельцина и В. Путина.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

1. Определите основные тенденции развития экономики Российской империи в XVIII - первой пол. XIX вв. Выделите отличительные черты складывания русского капитализма в сравнении с западноевропейским вариантом.

2. 30 декабря 1922 г. произошло создание СССР. Каким образом большевикам удалось объединить народы бывшей Российской империи? Каковы исторические условия, предпосылки и факторы, обеспечившие создание нового государственного образования?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: сеньория, старшая и младшая дружины, репарации, Совет Народных Комиссаров, коммунизм.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1492 г. 1337 г. март 1918 г.

5. В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

Приведите не менее трёх причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

1. В первой половине XIX в. страны Южной Америки получили независимость. Какие личности внесли, на Ваш взгляд, наибольший вклад в данный процесс? Проанализируйте деятельность не менее трёх лиц с точки зрения планируемых целей и результатов.

2. Выделите и проанализируйте источники и факторы победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: индустриализация, меркантилизм, лен, Священный союз, джентри.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1453 г. 1943 г. 1972 г.

5. Начало объединительных процессов в русских землях в XIV-XV вв. и создание единого государства сопровождалось борьбой за лидерство между княжествами. Основным соперником Москвы являлось Тверское княжество. Объясните, какие причины обусловили победу Москвы и в её соперничестве с Тверью (приведите три объяснения).

1. В 90-х гг. XX в. в правительственных органах Российской Федерации широкую и разностороннюю деятельность осуществляли иностранные специалисты. С какой целью они прибыли в нашу страну? Проанализируйте основные направления деятельности иностранных специалистов в России. Ответьте на вопрос: была ли она направлена на укрепление Российского государства, либо продолжением «холодной войны» Запада против СССР?

2. Проанализируйте особенности массовых народных движений в России на примере восстания С. Разина и крестьянской войны Е. Пугачева. Выявите общее и особенное, присущее каждому восстанию.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: аллод, перестройка, просветители, воевода, Верховный тайный совет

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 12 апреля 1961 г.,1989 г. 1243 г.

5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на внутреннюю политику Александра III:

Мероприятия внутренней политики Александра III являлись в значительной мере продолжением реформ 1860-1870-х гг.

Мероприятия внутренней политики Александра III были направлены на ограничение достижений реформ 1860-1870-х гг.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной.

Приведите не менее трёх фактов (положений), которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

1. Как известно, после 1861 г. Российская империя вступила на путь строительства буржуазного общества. Укажите, в чём состояли особенности развития капитализма в России по сравнению с западноевропейскими странами.

2. Новгородская республика имела разносторонние связи с западными народами. Выделите и проанализируйте основные направления отношений Великого Новгорода с Западной Европой.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: пекулий, «двадцатипятитысячники», приказы, ленд-лиз, приписные крестьяне.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 476 г. , 1905 г. 1814 г.

5. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И.В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В.И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала (приведите три объяснения).

1. Проанализируйте основные составляющие сложной системы экономических, политических и культурных взаимоотношений Киевской Руси и Великой степи.

2. Октябрьские события 1993 г. противостояние Президента и Верховного Совета, расстрел Белого дома. Схватка за власть, либо борьба различных концепций социально-экономического и политического развития России?

3. Дайте определение следующим терминам, и понятиям: вассалитет, коллегия, церковные крестьяне, империализм, ТНК.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1648 г. 1919 г. 1975 г.

5. Ниже указаны две точки зрения на аграрную политику П.А. Столыпина:

Аграрная реформа П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков, кулаков и зажиточных крестьян, укрепление самодержавного строя.

Аграрная реформа П.А. Столыпина стабилизировала общественно-политическую ситуацию в русской деревне, была направлена на укрепление страны.

Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие избранную вами точку зрения.

1. Реформация в Европе: причины, распространение, последствия. Реформационные движения в России и их судьба.

2. Какие причины привели мировые державы к Первой мировой войне? Участие России в этой войне являлось исторической необходимостью или трагической случайностью?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: губной староста,домен, реконкиста, первобытнообщинный строй, мировая система социализма.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1917 г. 1453 г. 31 октября 1517 г.

5. Одной из характерных черт современного развития индустриальных стран является международная миграция (перемещение) рабочей силы, использование труда иностранных рабочих. Основные центры, куда направлялся приток рабочей силы, — страны Западной Европы и США. Вместе с тем в названных странах существовала и существует поныне безработица среди собственных граждан (в начале 1980-х гг. она, например, достигала десятой части самодеятельного населения).

Разъясните ситуацию. Чем вызван приток рабочих-иммигрантов в развитые индустриальные страны? Каковы его экономические и социальные последствия?

1. Каким образом происходило территориальное расширение США? Ответьте на вопрос, является ли современная агрессивная внешняя политика этой страны исторически закономерной либо обусловлена субъективными обстоятельствами?

2. Дайте анализ феномена народнического движения в России. Ответьте на вопрос: почему данный феномен особо явственно проявился в эпоху радикальных либеральных преобразований, проводимых правительством Александра II?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: митрокомия, приписные крестьяне, источниковедение, школа анналов, дефолт.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1 сентября 1939 г. 1789 г. 1991 г.

5. Правление Екатерины II среди прочих мнений в отечественной историографии трактуется и так: «золотой век российского дворянства». Докажите, либо опровергните данное утверждение.

Помогите пожалуйста вопрос в пояснении

помогите пожалуйста вопрос в пояснении

Стася Алекс Ученик (93), на голосовании 5 лет назад

К 1922 г. руководство советских республик, образовавшихся на обломках российской империи, была создана необходимость создания единого государства. В РКП (б) развернулась дискуссия о путях объединения. Два противоположных подхода предлагали Ленин и Сталин.
Раскройте содержание каждых из этих подходов (приведите не менее двух положений, по одному - к каждому подходу)
Укажите какой из подходов был реализован в конце 1922 года.
Назовите не менее двух причин по которым восторжествовал данный подход.

Голосование за лучший ответ

илья гапликов Ученик (133) 5 лет назад

В 1922 году, в период подготовки государственного объединения советских республик, возникших на обломках Российской империи, в руководстве партии большевиков разгорелась дискуссия о том, на каких основах должен строиться союз республик. Концептуальную сторону вопроса должен был обеспечить, в первую очередь, Сталин как нарком РСФСР по делам национальностей. Он предложил простой и естественный план: все национальные республики, в том числе такие крупные, как Украина, Белоруссия, закавказские республики, должны войти в РСФСР на правах автономных ССР. То есть в таком качестве, в каком в РСФСР уже состояли Татарская, Башкирская, Якутская, Киргизская (в будущем Казахская). Туркестанская, Горская, Дагестанская и Крымская АССР (все прочие автономии имели ещё в тот период ранг не выше автономной области). В случае реализации тогдашнего сталинского плана единое советское государство называлось бы, как и его дореволюционный предшественник – Россией, правда, с другими прилагательными. Но и Украина, и Грузия, и прочие осколки бывшей империи вновь стали бы частями России.

Ленин, как известно, обрушился с резкой критикой на сталинский план автономизации. Подоплека ленинской позиции ясна. Мировая революция не удалась, большевизм не вышел за пределы бывшей Российской империи, даже не охватил её всю. Между тем наличное советское государство должно было изображать прообраз «земшарной республики Советов». Поэтому Ленин жёстко отстаивал идею равноправного объединения советских республик, хотя равноправный союз огромной РСФСР с крохотной Грузией выглядит нонсенсом в нормальном государстве. Но Ленин не собирался заниматься нормальным государственным строительством; ему, как и многим большевицким руководителям высшего эшелона (Троцкий, Зиновьев, Бухарин). была важнее мировая революция, а Россия-СССР рассматривалась ими как хворост для «мирового пожара».

Позиция Ленина встретила полную поддержку в националистически настроенных ЦК компартий Украины и Грузии. План Сталина имел поддержку во втором эшелоне большевицкого руководства (Дзержинский, Орджоникидзе). Большинство же членов ЦК держало нос по ветру. Ветер же дул туда, куда укажет большинство старших вождей. При подготовке Договора об образовании СССР и первого Всесоюзного съезда Советов победила ленинско-украинско-грузинская концепция.

К 1922 г

Бесплатная помощь с домашними заданиями К 1922 г. руководством советских республик, образованных на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б)

развернулась дискуссия о путях объединения. Два противоположных подхода предлагали В.И.Ленин и И.В.Сталин.
Раскройте содержание каждого из этих подходов (приведите всего не менее двух положений – по одному для каждого подхода).
Укажите, какой из подходов был реализован в конце 1922 г. назовите не менее двух причин, по которым восторжествовал данный подход.

Войти чтобы добавить комментарий

Ответы и объяснения

Проект, разработанный Сталиным. предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий.
Ленин предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов, с оставлением за каждой из республик права свободного выхода из состава Союза.
Реализован подход Ленина.
1. Против проекта Сталина выступили руководители республик.
2. Число делегатов от России составило 2/3 от общего числа, а они, в большинстве, поддержали Ленина.

Этот вопрос архивный. Добавить новый вопрос

Сомневаешься в ответе?

Смотреть другие ответы

Узнавай больше на Знаниях!

У тебя проблема с домашними заданиями?
Попроси о помощи!

80% ответов приходят в течение 10 минут

Мы не только ответим, но и объясним

Что ты хочешь узнать?

К 1922 году руководством советских республик образовавшихся на обломках

Страница

В самом начале XX века в правительственных кругах царской России шла дискуссия о дальнейшей политике на Дальнем Востоке. Министр финансов С.Ю. Витте предлагал проводить осторожную политику экономического освоения региона. Но победила точка зрения министра внутренних дел В. К Плеве. Приведите не менее двух положений, раскрывающих позицию В.К Плеве. Укажите не менее двух последствий для России победы точки зрения В.К Плеве на дальневосточную политику

4 комментария


.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
1) расширение влияния на ДВ агрессивными методами
2)наращивание российского присутствия в Манчжурии и Корее
Русско-японская война, распространение революционных настроений


.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.1)России нужна "маленькая, но победоносная война"Это перекинет мысли народа на другую проблему,т.е. отвлечет от той ситуации которая назревала
2)установление преобладаний на Дальнем Востоке

1)витте отправлен в отставку
2)началась война 1904-1905 с Японией
3)урон международного авторитета России


,
,
,
,
,
,
,
,,
,
,
,
,
,
1)Укрепить позиции Российской Империи на Дальнем Востоке путем резких мер
2)Расширить сферы влияния Российской Импери
3) Была нужна "маленькая, победоносная война", дабы отвлечь население от революционных идей

1) Экономическая упадок вследствие Русско-японской войны
2) Наращивание и усиление революционных движений, первая русская революция


- Плеве считал русско-японскую войну "маленькой победоносной"= увеличение авторитета и пр. = война как средство подавления революционных движений
,- бонапартизм в Восточной Азии, борьба за территории и сферы влияния
-укрепление экономических связей с Востоком, создание новых баз и портов для торговли

Задание А23


Главная | О нас | Обратная связь

Задание А23. Умение извлекать информацию из источника.

1. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название политики, о переходе к которой идет речь.

«Ленин, – сказал мне Стеклов, – произвел изумительный по смелости и решительности поворот политики. "Научитесь торговать!" – мне казалось, что я скорее губы себе обрежу, а такого лозунга не выкину. С принятием такой директивы нужно целые главы марксизма от нас отрезать…».

1) политика коллективизации

2) политика военного коммунизма

3) новая экономическая политика

4) политика «красногвардейской атаки на капитал»

2. Прочтите отрывок из записки советского руководителя (1920 г.) и определите, о каком из перечисленных ниже планов идет в нем речь.

«Построим 20 – 30 (30 – 50?) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) верст радиуса; на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти… Я думаю, подобный "план" – повторяю, не технический, а государственный – проект плана, Вы бы могли дать. … И мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электрической».

2) первый пятилетний план развития народного хозяйства

3) план коллективизации

4) план создания МТС

3. Прочтите отрывок из документа и укажите год, к которому он относится.

«Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР – Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство – "Союз Советских Социалистических Республик"».

4. Прочтите отрывок из резолюции Х съезда РКП(б) и укажите ее название.

«…Необходимо, чтобы все сознательные рабочие ясно сознали вред и недопустимость какой бы то ни было фракционности, которая неминуемо ведет на деле к ослаблению дружной работы и к усиленным повторным попыткам примазывающихся к правительственной партии врагов ее углублять разделение и использовать его в целях контрреволюции…»

2) «О единстве партии»

3) «О национализации»

4) «Декларация прав народов России»

В6. Умение извлекать информацию из источника.

1. Прочтите отрывки из документов (1922 г.) и напишите фамилию автора сформулированного в них подхода к объединению советских республик.

«Важно, чтобы мы не давали пищи "независимцам", не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик». «Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию».

2. Прочтите отрывок из письма советского политического деятеля – автора одного из планов объединения советских республик в 1922 г. – и напишите его фамилию.

«Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную (фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик».

3. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите сокращенное название политики, последствия которой в них описаны.

«Частная и кооперативная торговля быстро восполнили нехватку продуктов и промышленных товаров… В нашем доме открыли парадный ход, появился дворник – Яков, тщательно убиравший двор и тротуар перед домом… Новый, более или менее урегулированный быт постепенно сменял сумятицу времен Гражданской войны».

1. Какие три положения характеризуют новую экономическую политику (нэп)?

1) всеобщая трудовая повинность

2) аренда мелких и средних предприятий частными лицами

3) свобода внутренней торговли

4) сбор зерна в форме продразверстки

5) предоставление концессий иностранным предпринимателям

6) составление пятилетних планов развития народного хозяйства

2. Какие три из перечисленных черт характеризуют начатую в 1921 г. новую экономическую политику (нэп)?

1) свобода внутренней торговли

2) развитие арендных отношений

3) всеобщая трудовая повинность

4) концентрация всей промышленности (в том числе и мелкой) в руках государства

5) массовая насильственная коллективизация сельского хозяйства

6) замена продразверстки продналогом

1. Укажите не менее двух основных черт, характеризующих новую экономическую политику (нэп). Назовите не менее трех реформ, преобразований, проведенных в рамках новой экономической политики.

1. Ниже приведены две точки зрения на новую экономическую политику (нэп):

1. Новая экономическая политика – это особая политика, которая была рассчитана на длительные сроки и направлена на построение основ социализма.

2. Введение нэпа в 1921 г. было признанием поражения попытки форсированного построения коммунизма, кратковременным отступлением назад, к капитализму.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1917 г. начался развал Российской империи. Развитие национального самосознания и другие факторы привели к нежеланию некоторых народов оставаться в рамках единого государства. Пришедшие к власти большевики вначале не препятствовали получению независимости разными территориями бывшей Российской империи.

Приведите название основного принципа, которым руководствовались большевики при проведении данной политики. Укажите, как впоследствии изменилась политика большевиков по отношению к отделившимся территориям бывшей Российской империи (одно основное положение). Назовите не менее трех причин изменения политики.

2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

К 1922 г. руководством советских республик, о бразовавшихся на обломках российской империи, была осознана необходимость объединения в единое государство. В РКП(б) развернулась дискуссия о путях объединения. Два противоположных подхода предлагали В.И. Ленин и И.В. Сталин. Раскройте содержание каждого из этих подходов (приведите всего не менее двух положений – по одному к каждой позиции). Укажите, какой из подходов был реализован в конце 1922 г. Назовите не менее двух причин, по которым восторжествовал данный подход.

1. Сравните социальную ситуацию, условия жизни населения в годы «военного коммунизма» и в годы нэпа.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Дмитрий Донской 15 страница - Студопедия

Дмитрий Донской 15 страница

Объясните, какие причины обусловили возвышение Москвы (приведите три объяснения).

Могут быть даны следующие объяснения:

— выгодное географическое положение, дававшее приток населения, торговые и политические преимущества;

— умелая политика московских князей и их личные качества;

— перенос в Москву центра Русской православной церкви;

— передача Москве права сбора ордынской дани с русских земель.

Могут быть даны другие объяснения.

C4 № 448. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И.В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В.И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала (приведите три объяснения).

Могут быть даны следующие объяснения:

— авторитет В. И. Ленина как вождя партии;

— большее соответствие подхода В. И. Ленина одному из основополагающих идеологических принципов большевиков — интернационализму;

— поддержка подхода В. И. Ленина со стороны большей части руководства союзных республик.

Могут быть даны другие объяснения.

C4 № 487. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).

Могут быть даны следующие объяснения:

— сторонники норманнской теории считали, что государство у восточных славян было создано варягами (норманнами), славяне не могли сами создать государство ввиду своей отсталости; противники норманнской теории считали, что государство славян возникло в результате развития восточнославянского общества (к моменту призвания варягов у славян уже были свои княжения);

— сторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет норманнское происхождение, противники норманнской теории — слово Русь имеет славянское происхождение;

— сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) — жители Скандинавии, а их противники счиали, что варяги (норманны) — славяне с южного берега Балтийского моря.

Могут быть даны другие объяснения.

C4 № 526. После окончания Второй мировой войны сложились условия для сохранения тесного союза СССР с западными странами (США и Великобританией) в интересах предотвращения новой войны и борьбы против возможности возрождения фашизма. В таком духе делались заявления лидерами сразу после окончания войны.

Но вскоре прозвучала речь У. Черчилля в Фултоне, и началась «холодная война» между бывшими союзниками. Приведите три объяснения такого поворота событий.

Могут быть даны следующие объяснения:

— амбиции двух сверхдержав — СССР и США;

— страх правительств западных стран перед «красной угрозой», неприятие коммунистической идеологии;

— установление контроля СССР над странами Восточной Европы, утверждение здесь коммунистических режимов вразрез прежним договорённостям;

— авторитарный режим в СССР и демократические режимы западных стран неизбежно вступали друг с другом в противоречия.

Могут быть даны другие объяснения.

C4 № 565. В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).

Могут быть названы следующие объяснения:

— Лжедмитрию I оказали поддержку различные слои общества, недовольные правлением Бориса Годунова;

— многие считали его законным наследником престола, «природным царем»;

— служилые люди и казачество надеялись получить от него льготы и привилегии;

— боярство использовало его в своих интересах в борьбе против Бориса Годунова — «беззаконного царя»;

— учитывая настроение народных масс, войска казаков, часть царских воевод перешли на сторону Лжедмитрия.

Могут быть даны другие объяснения

C4 № 604. После окончания Второй мировой войны в западных странах продолжились процессы демократизации: например, во Франции женщины получили избирательные права, в ряде стран расширялись права рабочих и служащих, расширялись уже имевшиеся демократические свободы, по демократическому пути развития пошли Западная Германия и Австрия. Многим казалось, что подобные процессы охватят и СССР. Демократические тенденции здесь проявились в первых выборах в Верховный Совет СССР, в выборах судей. Но вскоре политический режим ужесточился, и послевоенные годы получили название «апогей сталинизма». С чем связаны такие различия в послевоенном развитии западных стран и СССР? Приведите три объяснения.

Могут быть даны следующие объяснения:

— усиление культа личности Сталина как вождя победившего народа;

— многие советские граждане считали, что победа была одержана благодаря существовавшему до войны политическому режиму;

— демократические тенденции не отвечали интересам партийной верхушки во главе со Сталиным, боявшейся ответственности за свои преступления и ошибки;

— необходимость восстановления разрушенной в результате войны экономики диктовала требование сохранения жёсткой централизованной власти;

— в условиях начавшейся «холодной войны» было удобно оправдывать сохранение прежнего режима;

— многие демократические свободы, полученные населением западных стран, уже принадлежали советскому народу (советские женщины получили равные права ещё по Конституции 1918 г. с 1936 г. было закреплено право на труд).

Могут быть даны другие объяснения

C4 № 643. В начале XIX в. с программой реформ выступил М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования.

Объясните, почему программа Сперанского не была реализована (приведите три объяснения).

Могут быть даны следующие объяснения:

— планы М.М. Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества;

— он не нашёл поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшейся новой системы прохождения государственной службы;

— на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений;

— важная причина — противоречие между потребностью в реформах и реальной опасностью социальных взрывов, вызванных реформами.

Могут быть даны другие объяснения

C4 № 682. Белое движение имело немало сторонников в различных слоях русского общества. Тем не менее белогвардейцы потерпели поражение в Гражданской войне. Назовите не менее трёх причин их поражения.

— отсутствие прочной социальной базы и поддержки со стороны крестьянства — подавляющей части населения;

— отсутствие четких политических целей;

— отсутствие единого военного руководства и явного лидера в белом движении;

— опора на помощь иностранных государств подрывала патриотичность лозунгов белых.

C4 № 721. В XVIII веке в России правили два великих императора — Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения).

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) политика просвещенного абсолютизма, проводимая Екатериной II, способствовала укреплению самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления;

2) в стране оживилась общественная жизнь;

3) усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права;

4) дворянство освободилось от обязательной службы и превратилось в привилегированное сословие;

5) экономическая политика была направлена на укрепление помещичьего хозяйства и свободу предпринимательства;

6) достижение выхода к Черному морю;

7) расширение прав сословий;

8) развитие местного сословного самоуправления.

Могут быть приведены другие объяснения

C4 № 760. Первая четверть XVIII в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований (приведите три объяснения).

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;

2) служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;

3) бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;

4) духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.

Могут быть приведены другие объяснения.

C4 № 955. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем отличались взгляды cторонников норманнской теории (приведите три объяснения).

Сторонники норманской теории считали:

— Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян;

— славяне были не способны к самостоятельному созданию своей государственности;

— слово «Русь» скандинавского происхождения.

C4 № 994. В самом начале XX в. в правительственных кругах существовали различные точки зрения на перспективы дальнейшей политики России на Дальнем Востоке, которые олицетворяли министр финансов С. Ю. Витте и министр внутренних дел В.К. Плеве. Объясните, в чём состояла позиция В. К. Плеве по вопросу внешней политики России на Дальнем Востоке (приведите три объяснения).

— был сторонником расширения влияния России на Дальнем Востоке;

— был сторонником наращивания присутствия в Манчжурии и Корее;

— считал, что победа в войне остановит революцию в стране, заявив о том, что «Нам нужна маленькая победоносная война».

C4 № 1033. 2 марта 1917 года император Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и за сына в пользу старшего брата — великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года.

Могут быть приведены следующие позиции (причины с краткими пояснениями):

1) военные неудачи и кризис снабжения армии (привели в начале 1917 г. к нарастанию протестных настроений в обществе, активизации антимонархических и оппозиционных сил, падению

престижа царской власти и лично царя);

2) император был лишён достоверной информации о ситуации в Петрограде после 23 февраля 1917 г. (он не мог адекватно оценить политический риск и последствия принимаемых им решений в изоляции от центра власти и правительства, а недееспособность оставшихся верными императора частей и соединений и стремительное распространение забастовки сделали невозможным возвращение Николая II в Петроград);

3) Николай II особенно доверял командующим фронтами, поэтому в критической обстановке он запросил их мнение о положении в стране (командующие фронтами убеждали императора, что отречение от престола будет единственным способом предотвратить разрастание беспорядков и гражданскую войну в России).

Могут быть указаны другие причины, даны другие пояснения.

C4 № 1072. В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название: Преображенский (Семеновский, Измайловский) полк;

2) отличия, например:

— в гвардейских полках могли служить иностранцы;

— во главе каждого из гвардейских полков был правящий монарх.

Может быть указано другое название, другие отличия.

C4 № 1112. В течение XIX века неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви. Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 года вопрос о восстановлении патриаршества был решён положительно.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: Пётр I создавал т.н. «регулярное государство», в котором не должно было быть больше одного центра власти; упразднение патриаршества и синодальная система церковного управления позволяла контролировать духовенство как часть государственного аппарата.

2) ответ на второй вопрос: Синод;

3) объяснение: Февральская революция создала условия для независимости церковной власти от государства, что привело к усилению влияния общин и приходов, в которых было много сторонников восстановления патриаршества как древнего и наиболее правильного способа управления церковью.

Элементы ответа могут быть приведены в других формулировках.

C4 № 1151. Известно, что в XVII в. в России всё большее число людей овладевали иностранными языками. Назовите два из наиболее распространённых тогда иностранных языков и укажите причины важности владения ими в тот период.

В правильном ответе должны быть названы языки и даны причины, например:

1) польский (владение польским языком было связано с интенсивностью экономических, военно-политических и культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.);

2) латинский (латинский язык был языком западноевропейской науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России).

Могут быть названы другие языки, указаны другие причины.

C4 № 1191. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и её основные внешнеполитические задачи в XVII в. Но успехи во внешней политике были незначительны. Основные стратегические задачи — выход к морям и воссоединение русских земель — остались нерешёнными и перешли следующему веку. Какие препятствия мешали более успешному решению внешнеполитических задач? Приведите три объяснения.

Могут быть приведены следующие объяснения:

— длительное восстановление последствий Смуты;

— экономическая и военная отсталость России: основу армии продолжала составлять дворянская конница, не способная противостоять передовым армиям Европы;

— зависимость от импорта оружия. Перевооружение и тактическую переподготовку армии российское правительство пыталось обеспечить за счёт ввоза оружия и найма иностранных офицеров, что ставило её в зависимость от ведущих европейских стран;

— дипломатическая и культурная изоляция России, которая на Западе воспринималась как отсталая восточная страна, представляющая интерес лишь как объект экспансии;

— необходимость ведения военных действий на нескольких фронтах (Польша, Швеция, Крымское ханство).

C4 № 1234. В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения).

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) разногласия Ивана Грозного и участников Избранной рады по внешнеполитическим вопросам;

2) стремление Ивана Грозного к неограниченному самовластию;

3) необходимость пополнения казны для продолжения войны;

4) стремление власти спасти свой авторитет, для чего неудачи в Ливонской войне стали объясняться предательством и кознями бояр.

Могут быть приведены другие объяснения.

C4 № 1441. Сохранение крестьянской общины в России в начале XX в. нередко рассматривалось современниками как основная помеха на пути развития капитализма в сельском хозяйстве и формирования многочисленного слоя зажиточных крестьян-фермеров. В ходе аграрной реформы крестьяне получили право выхода из общины.

По чьей инициативе была проведена данная реформа? Как ослабление общины было связано с переселенческой политикой? Объясните, почему правом выхода из общины воспользовалось меньшее количество крестьян, чем ожидали власти.

Данная реформа была проведена по инициативе П. А. Столыпина. Переселение крестьян на новые земли должно было решить вопрос нехватки земли в Центральной части страны. В Сибири, за Уралом на новых землях крестьяне становились самостоятельными хозяевами и утрачивали связь с общиной. Выходом из общины воспользовались в среднем 30% крестьян, так как большинство крестьян были психологически не готовы к ведению самостоятельного хозяйства, опасались разорения.

C4 № 1480. Время Ивана IV Грозного известно жестокими казнями и произволом опричников царя. Но в то же время были проведены преобразования, которые способствовали утверждению законности, местного самоуправления, порядка в финансах, сословного представительства. Назовите не менее трёх таких преобразований и дайте краткое описание каждого из них.

Могут быть перечислены следующие преобразования:

— В 1549 г. был созван Земский Собо — первый выборный сословно-представительный орган власти.

— В 1550 г. был принят Судебник, который усилил централизацию страны.

— В 1556 г. были отменены кормления и власть на местах перешла к выборным представителям, а не назначаемым из центра лиц.

Могут быть перечислены и другие преобразования.

C4 № 1763. В 1601 году из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 года он вторгся в пределы России, имея всего около четырех тысяч казаков и поляков. В 1605 году он взошел на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть? Приведите три объяснения.

Могут быть указаны следующие объяснения:

— Лжедмитрию оказали поддержку различные слои общества, недовольные правлением Бориса Годунова;

— многие считали его законным наследником престола, "природным царем";

— служилые люди и казачество надеялись получить от него льготы и привилегии;

— учитывая настроения народных масс, войска казаков, часть воевод перешли на сторону Лжедмитрия.

Могут быть даны другие объяснения.

C4 № 1764. Летом 1480 года ордынский хан Ахмат подошел с большим войском к реке Угре. Московская рать встала на противоположном берегу. Ни Ахмат, ни Иван III так и не рискнули начать генеральное сражение. От чего (от чьих и каких действий) зависел дальнейший ход событий?

Могут быть даны следующие объяснения:

— Иван III не был заинтересован в кровопролитии и не вступал первым в сражение;

— хан Ахмат после неудачных попыток перейти реку Угру и испугавшись ранней зимы ушел в степь, где вскоре погиб;

— Россия прекратила платить дань и стала полностью независимой от Орды.

C4 № 1765. В начале января 1905 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном принял решение о подаче петиции царю, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите три причины недовольства рабочих своим положением.

Могут быть приведены следующие причины:

— низкая заработная плата;

— продолжительный рабочий день;

— тяжелые бытовые условия;

— тяготы, вызванные промышленным кризисом и русско-японской войной;

— отсутствие системы социального страхования.

C4 № 1766. В июле 1918 года в Москве против большевиков выступили левые эсеры. Был захвачен один из лидеров Ф. Э. Дзержинский, создавалась реальная угроза для большевистской власти. Выступление левых эсеров было подавлено. Назовите не менее трех причин результата такого выступления.

Могут быть названы следующие причины:

— левые эсеры не заручились поддержкой других антибольшевистских сил и не могли получить такой поддержки, так как «запятнали» себя союзом с большевиками, поддержав Октябрьский переворот;

— левые эсеры были за возобновление войны с Германией, что не соответствовало устремлениям большинства населения;

— большевики имели более сильные позиции в армии и ВЧК;

— план выступления не был продуман и как следует подготовлен, носил в немалой степени стихийный характер.

C4 № 1767. После Великой Отечественной войны в СССР ряд экономистов выдвинули положение, что в целях восстановления разрушенной экономики могут быть частично возрождены рыночные механизмы (предлагалось предоставить право свободной торговли сельхозпродукцией, акционировать промышленные предприятия и т.д.). Однако путь экономического развития был выбран другой. назовитие не менее трех последствий для советской экономики выбора такого пути.

Могут быть названы следующие последствия:

— усиление кризисных явлений в деревне;

— гипертрофированная роль военно-промышленного комплекса;

— слабое развитие сектора производства товаров массового потребления и сферы услуг;

— быстрые темпы восстановления тяжелой промышленности.

C4 № 1805. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;

2) расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма;

3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.

Могут быть приведены другие объяснения

C4 № 2002. Когда началась Первая мировая война российское общество отнеслось положительно к решению императора Николая II защитить православных сербских братьев и принять участие в вооружённой борьбе с германским милитаризмом.

Какие причины обусловили кардинальные изменения в общественно-политическом климате страны в 1916 – начале 1917гг. сопровождавшиеся ростом оппозиционных настроений в обществе и антивоенных настроений в среде простого народа? Приведите не менее 3-х объяснений.

Могут быть приведены следующие объяснения:

- Истощение людских ресурсов России в связи с многомиллионными потерями России в войне.

- Утомлённость многолетней бесперспективной войной основной солдатской массы.

- Обострение проблемы снабжения фронта и тыла, серьёзные проблемы с транспортом.

- Значительное ухудшение положения основного трудового населения в городах в связи с ростом военной инфляции.

- Дестабилизация положения в высших эшелонах власти страны в связи с ухудшением положения на фронте и ограниченными возможностями тыла обеспечить действующую армию всем необходимым.

- Активизация деятельности либерально-патриотической оппозиции в России. Выдвижение оппозицией требования формирования «правительства общественного доверия» как легальной формы борьбы за дальнейшие политические преобразования в стране.

- Негативное влияние личности Г. Е. Распутина на усиление оппозиционных настроений в либеральной и монархической среде.

C4 № 2066. Процесс объединения земель в единое Русское государство сопровождался драматической борьбой за лидерство между отдельными политическими центрами Северо-Восточной Руси в первой трети XIV в. и закончился веком позже превращением Москвы в столицу объединённых русских земель.

Какие причины обусловили возвышение Москвы в XIV в. Приведите не менее 3-х объяснений.

Могут быть приведены следующие причины возвышения Москвы:

- удобное географическое положение, обеспечивавшее приток крестьянского населения и торгово-ремесленного люда из других земель;

- энергичная политическая и военная деятельность московских князей, нацеленная на обеспечение лидерства Москвы среди других городов Руси;

- превращение Москвы в духовно-религиозный центр русских земель;

- активная поддержка московских князей Православной Церковью;

- победа объединённого русского войска под предводительством Московского князя Дмитрия Ивановича над ордынцами в Куликовской битве.

C4 № 2067. Процесс объединения земель в единое Русское государство сопровождался драматической борьбой за лидерство между отдельными политическими центрами Северо-Восточной Руси в первой трети XIV в. и закончился веком позже превращением Москвы в столицу объединённых русских земель.

Какие причины обусловили возвышение Москвы в XIV в. Приведите не менее 3-х объяснений. Назовите не менее двух московских князей XIV в. сыгравших значительную роль в возвышении Москвы.

Могут быть приведены следующие причины возвышения Москвы:

- удобное географическое положение, обеспечивавшее приток крестьянского населения и торгово-ремесленного люда из других земель;

- энергичная политическая и военная деятельность московских князей, нацеленная на обеспечение лидерства Москвы среди других городов Руси;

- превращение Москвы в духовно-религиозный центр русских земель;

- активная поддержка московских князей Православной Церковью;

- победа объединённого русского войска под предводительством Московского князя Дмитрия Ивановича над ордынцами в Куликовской битве.

Могут быть названы следующие князья:

- Иван Данилович Калита

- Дмитрий Иванович Донской

C4 № 2073. Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х – 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и отсутствием серьёзных конфликтов с земельной аристократией в решении задач внутренней и внешней политики.

Какие причины вызвали обострение и углубление конфликта между царём и его ближайшим окружением, между Иваном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и отдельными городами страны в последующий период его правления (60-70-е гг. XVI в.)? Приведите не менее 3-х объяснений.

Могут быть приведены следующие причины разрастающегося конфликта между самодержавной властью и обществом:

- изменение направленности внешней политики государства в связи с началом Ливонской войны;

- несогласие ближайшего окружения царя (членов Избранной рады) с внешнеполитическими целями царя;

- переход на сторону внешнеполитических врагов России отдельных русских аристократов (Курбский);

- учреждение Иваном IV опричнины и начало гонений против земельной аристократии;

- переход царя к физическому истреблению явных и мнимых врагов самодержавной власти в лице князей, бояр, приказных людей

C4 № 2074. Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х – 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и отсутствием серьёзных конфликтов с земельной аристократией в решении задач внутренней и внешней политике.

Какие причины вызвали обострение и углубление противостояния между царём и его ближайшим окружением, между Иваном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и отдельными городами страны в последующий период его правления (60-начале 70-х гг. XVI вв.)? Приведите не менее 3-х объяснений. Назовите не менее двух примеров репрессивной политики царя в данный период правления.

Могут быть приведены следующие причины разрастающегося конфликта между самодержавной властью и обществом:

- изменение направленности внешней политики государства в связи с началом Ливонской войны;