Руководства, Инструкции, Бланки

Вот Образец img-1

Вот Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1832 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

А вот образец денежного течения у богатого человека

А вот образец денежного течения у богатого человека:

Все представленные диаграммы несколько упрощены. Каждый имеет бытовые расходы, потребность в пище, жилье, одежде.

Диаграмма показывает течение денег через жизнь бедных, среднего класса, богатых. Каждое денежное течение - рассказ о том, как человек управляется со своими деньгами, что происходит с деньгами, после того как они попадают в чьи-то руки.

Причина, по которой я начал главу с рассказа о самых богатых людях Америки в 20е годы в том, что мне хотелось проиллюстрировать недостаток в мышлении многих людей. Недостаток, заключающийся в том, что люди полагают, будто деньги решают все проблемы. И поэтому мне становится страшновато, когда я слышу от людей вопросы о том, как быстрее разбогатеть, с чего начать. Я часто слышу: "У меня долги, поэтому мне нужно зарабатывать больше денег".

Но большее количество денег часто не решает проблему. На самом деле это может выступить катализатором проблемы. Деньги часто обнажают наши трагические упущения. Деньги направляют прожектор на наше невежество. Вот почему, слишком часто, человек, на которого неожиданно сваливается счастье - скажем, наследство, лотерейный выигрыш, вскоре возвращается к тому состоянию, в котором был до получения денег или падает еще ниже. Человек не всегда может разумно распорядиться деньгами. Если он хочет все потратить, деньги, вероятнее всего вылетят в трубу. Если это случится, человек подтвердит пословицу: "Дурак и его деньги одного поля ягоды".

Я говорил множество раз, что мы идем учиться, чтобы получить школьные, профессиональные знания. Без знаний нельзя. Мы учимся зарабатывать деньги с помощью своих профессиональных знаний. В 60х годах, когда я учился в средней школе, если кто-то успешно осваивал школьные дисциплины, люди, почти немедленно предполагали, что данный блестящий ученик выберет карьеру врача. Это словно само собой разумелось. Это была профессия, обещавшая самые высокие доходы.

Сегодня врачи сталкиваются с финансовыми проблемами, которые я не пожелал бы и своему худшему врагу: страховые компании, забирая контроль над бизнесом, управляют здравоохранением, правительство вмешивается в вопросы здравоохранения, имеет место нарушение законов здравоохранения и т.д. Сегодня дети хотят быть баскетбольными звездами, игроками в гольф типа Тайгера Вудза, компьютерными гениями, кинозвездами, рок-звездами, трейдерами с Уолл-Стрит. А все потому, что здесь есть слава, деньги, престиж. По этой причине так тяжело чем-то заинтересовать детей в школе. Они знают, что профессиональный успех уже не так связан с уровнем знаний, как это было прежде.

Поскольку ученики уходят из школ без финансовых навыков, миллионы образованных людей, даже чего-то добиваясь в своей профессии, рано или поздно оказываются в эпицентре финансовых сражений. Они работают еще усерднее, но не могут продвинуться ни на шаг в финансовом плане. Из их образования выпадает не только то, как зарабатывать деньги, но и как их тратить, что делать с деньгами после того, как они заработаны. Надо учиться тому, как распорядиться с заработанными деньгами, как не позволить кому-то обобрать себя, как разумно и постепенно тратить деньги, как сделать так. Чтобы деньги стали работать на тебя. Большинство людей не могут сказать, почему имеют финансовые проблемы, не могут по той причине, что не понимают денежного течения. Человек может быть высокообразованным, успешным в своей профессии и финансово безграмотным. Такие люди часто работают еще усерднее и усерднее, потому что они научились вкалывать, но не научились тому, как заставить свои деньги работать на них.

Другие статьи

Заявление на ОТПУСК

Образцы заявлений на отпуск

Работники организации имеют права на различные виды отпусков. В частности, ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, учебный или декретный отпуск. Каждый из них предоставляется на разных условиях. Применяется и разный порядок оформления документов на отпуск.

Заявление на ежегодный отпуск

Право на первый ежегодный отпуск (на новом месте работы) возникает у работника через шесть месяцев непрерывной работы в организации. Отпуск за второй и последующие годы работы сотрудник может взять в любое время рабочего года в соответствии с графиком отпусков. Некоторым сотрудникам (по их просьбе) организация обязана предоставить отпуск авансом (например, работникам моложе 18 лет, женщинам перед отпуском по беременности и родам, ветеранам и т. д.).

Чтобы правильно оформить ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника, нужно как минимум три документа:
  1. график отпусков ;
  2. приказ о предоставлении отпуска;
  3. записка-расчет на отпускные.

Помимо перечисленных, могут понадобиться и другие документы. Например, извещение или уведомление об отпуске, заявление на отпуск. Если работник берет отпуск по графику, в котором указана точная дата начала отпуска, писать заявление на отпуск не обязательно. Если сотрудник уходит в отпуск вне графика, то он должен написать заявление на отпуск. Заявление понадобится, если отпуск берет новый работник, который был принят на работу после утверждения графика.

Форма заявления на отпуск законодательно не установлена. Поэтому его оформляют в произвольной форме. Вот образец этого документа.

Заявление на ежегодный отпуск (образец)

Генеральному директору
ООО «Газпром» Медведеву А.А.
от бухгалтера Ивановой И.М.

Прошу предоставить мне ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 1 по 28 сентября 2014 года на 28 календарных дней.

27 августа 2014 г. Иванова /Иванова И.М./

Заявление на отпуск за свой счет

Отпуска за свой счет (без сохранения зарплаты) нужно разделить на отпуска, которые организация может предоставить или обязана предоставить. Организация вправе предоставить отпуск за свой счет любому работнику при наличии у него уважительной причины (например, семейные обстоятельства). Организация обязана предоставить отпуск без сохранения зарплаты, в частности, участникам ВОВ, пенсионерам по возрасту, инвалидам и т. д.

Вне зависимости от того, является отпуск обязательным или нет, для его предоставления сотрудник должен написать заявление на отпуск (ст. 128 ТК РФ ). На основании заявления издают приказ о предоставлении отпуска. Заявление на отпуск составляют в произвольной форме. Вот образец заявления.

Заявление на отпуск за свой счет (образец)

Генеральному директору
ООО «Газпром» Медведеву А.А.
от бухгалтера Ивановой И.М.

Прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы с 6 по 12 октября 2014 года на 7 календарных дней.

2 октября 2014 г. Иванова /Иванова И.М./

Заявление на учебный отпуск

Оплачиваемый учебный отпуск нужно предоставить тем сотрудникам, которые учатся, в частности, в вузах по заочной или очно-заочной форме в рамках программ бакалавриата, специалитета или магистратуры, в аспирантуре (адъюнктуре), в учебных заведениях среднего профессионального образования (техникум, колледж и т. д.) по заочной и очно-заочной форме обучения.

Для получения учебного отпуска работник должен написать заявление на отпуск в произвольной форме. К заявлению он обязан приложить справку-вызов из образовательного учреждения, в которой должны быть указаны конкретные сроки предоставления отпуска. Вот образец заявления на отпуск учебный.

Заявление на учебный отпуск (образец)

Генеральному директору
ООО «Газпром» Медведеву А.А.
от бухгалтера Ивановой И.М.

Прошу предоставить мне учебный отпуск на период с 8 июня по 2 июля 2015 года на 25 календарных дней для сдачи летней экзаменационной сессии в Московском государственном социальном университете.

Основание - справка-вызов учебного заведения (прилагается).

3 июня 2015 г. Иванова /Иванова И.М./

Заявление на декретный отпуск

Декретный отпуск (отпуск по беременности и родам) предоставляется по заявлению женщины на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинским учреждением. Длительность отпуска устанавливает врач (указывается в больничном листке). Она зависит от обстоятельств, при которых протекали беременность и роды. В обычном случае продолжительность отпуска оставляет 140 дней.

Чтобы получить отпуск и пособие по беременности и родам, сотрудница должна представить администрации организации больничный лист, заявление на декретный отпуск. Заявление на отпуск составляют в произвольной форме. Вот образец заявления на декретный отпуск.

Заявление на отпуск по беременности и родам (образец)

Генеральному директору
ООО «Газпром» Медведеву А.А.
от бухгалтера Ивановой И.М.

Прошу предоставить мне отпуск по беременности и родам с 4 августа по 21 декабря 2014 года продолжительностью 140 календарных дней и назначить соответствующее пособие.

Основание – листок нетрудоспособности № 4567838456.

28 июля 2014 г. Иванова /Иванова И.М./

Вот образец современного подхода к национальному вопросу!

Вот образец современного подхода к национальному вопросу!

Однажды мы предсказывали своим читателям, что недалек тот день, когда в очередь перед телевизором выстроится толпа россиянских чиновников с намерением рвануть на груди рубаху, стукнуть себя кулаком в грудь и возопить на всю страну: "Я свой, я наш, я русский - но только скрывал это от врагов и маскировался под "россиянина"!" И вот, этот день, похоже, наступил.

Некоторое время назад зам. главы кремлянской администрации, желая понравиться журналистам одного немецкого издания, что-то разоткровенничался и поведал, что папа, дескать, у него чеченец. Как на эту новость отреагировали немцы и чеченцы, мы не знаем, однако русские откликнулись вполне конкретно: как, в Кремле сидят басмачи? А кто мама у господина Суркова? Неужели антифашистской национальности?

Хотя наличие нерешенного национального вопроса упорно отрицается официальной Россиянией, от этого он не становится менее острым - а наоборот, только актуализируется. И хотя большинство россиянских политических чиновников этого ещЈ не понимает, до некоторых особо башковитых мальчиков в Кремле это начинает доходить. Первым же, кого осенило, и стал г-н Сурков.

После нашей публикации, где русские националисты высказали вполне обоснованные подозрения, что замглавы кремлянской администрации на самом деле никакой не Сурков, а скорее Суркис, - в СМИ появилась публикация о чеченском детстве Асламбека Андарбековича Дудаева (во всяком случае, под этим гордым именем г-н Сурков жил первые пять лет жизни), где между делом журналисты объясняют, что мама, дескать, у главного героя русская, а чеченский папа бросил семью, когда ребенку было пять лет, то есть в бессознательном возрасте, и так далее.

Как и зачем появилась статья, вполне понятно - не может же чувак выбежать к телекамерам и начать всем показывать паспорт мамы. Вот и приходится идти на подобные уловки. Что ж, Владимир Владимирович недаром парня на работе пока держит - сообразительный у него сотрудник. Похвально его трепетное отношение к национальным вопросам. Интересно - насколько сообразительными окажутся остальные? Ведь, как нам кажется, уже пора предъявлять родителей, перетряхивать Кремль и структуры власти. Пора!

Как нам кажется, игры в антифашистов для чиновников Россиянии уже закончились, законы реальной жизни возобладали над придуманным (навязанным) идеологическим мусором: а посему борьба с инородцами во власти неминуемо вступает в активную фазу и номенклатурным дядям пришло время определиться на предмет - по какую они сторону фронта. А поскольку победитель в этой войне УЖЕ заранее известен, равно как известен и менталитет россиянской "элиты", то вся эта "элита" сейчас побежит заранее присягать будущей Русской Власти (другой не будет) - сливая в СМИ альбомы со своими детскими фотографиями или потрясая справками из ЗАГСа о национальности мамы и папы. В общем, кто во что горазд.

Однако русским этих справок не надо - справки только часть анкеты, но нам нужны реальные дела: начиная от помощи русским общественным организациям и заканчивая делами уголовными против врагов этих организаций. Это первое.

Второе - людям, являющимся антифашистами не по роду службы, а по рождению, пришло время сворачивать свою лавочку и разворачивать позиции где-то в другом месте - НО НЕ В РОССИИ. Мы уже не раз это говорили, но для особо тупых еще раз повторяем: русским НАПЛЕВАТЬ на слова, которые изрекает тот или иной тип, мнящий себя политиком. Нам нужно, чтобы этот тип сначала предъявил папу и маму, потому что слова можно изрекать любые, в зависимости от конъюнктуры, а вот папа и мама - это серьЈзно и навсегда. Чтобы общественность была уверена, что его не принес аист с Молдаванки - а уже только потом мы, может быть, нового оратора послушаем. На этом стоит, и стоять будет Русская Россия.

Ну и в Кремле, наконец, это стали не только понимать, но и доказывать делом, благо большинство всЈ же свои. Надеемся, что соображалка у россиянских бюрократов начнЈт работать в правильном направлении и они станут доказывать, что они на самом деле толковые русские чиновники, со всеми вытекающими действиями в отношении нежелательных инородцев. А там, глядишь, и без революций всЈ устаканится.

Глеб Щербатов, АРИ - Агентство Русской Информации

ВОТ ВАМ ОБРАЗЕЦ, ПОДРАЖАЙТЕ ЕМУ

"ВОТ ВАМ ОБРАЗЕЦ, ПОДРАЖАЙТЕ ЕМУ" Протоиерей Матфей Константиновский Как часто бывают несправедливы наши суждения о людях! Порой рассмотришь поближе блестящую репутацию знаменитого человека, пользовавшегося славой при жизни и награжденного равнодушным почтением потомков, и убеждаешься – а за ней нет ничего: ни добрых деяний, ни совестливых поступков, ни служения ближнему. Но бывает иное: попущением Божиим возникнет несправедливое суждение о достойном человеке, перельется неправедной молвой в клевету, в осуждение, и вот пошли гулять были-небылицы в газетах, в трудах биографов, застывая в памяти внуков и правнуков комками биографической грязи. А на долю исследователя выпадает нелегкий труд – докопаться до подлинных фактов, очистить облик своего героя от ложных оценок и суждений.
Что осталось в памяти о протоиерее Матфее Константиновском (1791–1857)? Имя его оказалось накрепко связанным с судьбой Николая Васильевича Гоголя. Полистайте популярные книги и монографии о Гоголе и вы узнаете, что отца Матфея обвиняют в том, что он как духовный пастырь возлагал на Гоголя непосильные аскетические подвиги, требовал от него оставить литературное поприще и идти в монастырь и что, наконец, подвигнул писателя на сожжение второго тома "Мертвых душ".
Отношения отца Матфея с Гоголем – тема особая, в этом кратком очерке затрагивать ее мы не будем, но объективное исследование биографии ржевского протоиерея раскрывает совершенно неизвестную сторону его пастырского служения. Оказывается, он был выдающимся православным просветителем и проповедником.
Протоиерей Матфей Константиновский

Отец Матфей Константиновский родился 6 ноября 1791 года в семье диакона села Константинова Новоторжского уезда Тверской губернии Александра Андреева. Родители жили бедно, но благочестиво. Матфей был воспитан в строго христианских правилах и с ранних лет проявлял охоту к учению, любил посещать храм Божий и петь на клиросе. На пятом году жизни он сам упросил родителей научить его грамоте, а на седьмом уже бойко читал книги церковной печати, в основном Четьи-Минеи.
Восьми лет отрок был определен в Новоторжское Духовное училище (начальные классы Тверской семинарии) и, как не имевший фамилии, по обычаю того времени, получил ее по названию села. В документах отец Матфей именуется (да и сам иногда так пишет) то Константиновский, то Александров (по имени отца). В первые годы учебы он, вопреки ожиданиям, учился не бойко, но по прошествии некоторого времени память его укрепилась. С этих пор он стал успевать по всем предметам и среди товарищей оказался в числе первых. По словам самого отца Матфея, этой перемене с ним он обязан был небесному заступничеству преподобного Ефрема Новоторжского, которому он усердно молился. Однажды ночью во время молитвы, рассказывал позднее отец Матфей, он как бы забылся; вдруг предстал перед ним этот угодник Божий вместе с каким-то другим, благословил его, и в эту минуту некое покрывало снялось с его головы – он почувствовал в ней свежесть и легкость, и с той поры в учении все стало ему понятно.
Отличался он среди сверстников не только успехами в науках, но и скромностью и благочестием. Любил подавать милостыню. За это квартировавшие с ним упрекали его: "Что ты, Константиновский, делаешь? Где нам подавать милостыню! Сами мы чуть-чуть не нищие, какой достаток у семинариста!" Он же, несмотря на это, хоть украдкой, а что-нибудь да подаст. В свободное время семинарист Матфей любил посещать храмы, и особенно в Новоторжском Борисоглебском монастыре (основанном в ХI веке преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем, одним из первых монахов-подвижников на Руси). Квартиру Матфей Константиновский нанимал на одном из постоялых дворов города Торжка, где нередко читал Евангелие или катехизис постояльцам. Приезжая на праздники или каникулы домой, он и здесь находил время почитать своим землякам что-нибудь назидательное. Так еще в отроческие годы обнаружилось в нем то учительное направление, которому верен он был потом в течение всей своей жизни.
Из училища Константиновский перешел в Тверскую Духовную семинарию (где его однокашником был Петр Александрович Плетнев, с которым он впоследствии возобновил знакомство). Здесь он также проявил усердие и любовь к наукам: иногда целые ночи проводил без сна за книгой. Особенно любил он читать творения учителей Церкви – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В эту пору Матфей Константиновский стал усердным посетителем Успенского Желтикова монастыря на берегу реки Тьмаки.
В семинарии у него появилось желание постричься в монахи, однако в это время – в 1810 году – умер его отец, и ему не удалось исполнить свое намерение, так как у него на руках остались мать и две малолетние сестры. Окончив семинарию в 1813 году двадцати двух лет, он в ноябре этого же года повенчался с дочерью сельского священника, Марией Дмитриевной Григорьевой, а в феврале 1814 года архиепископ Тверской и Кашинский Мефодий рукоположил его во диакона погоста Осечно Вышневолоцкого уезда. В этом сане отец Матфей прослужил семь лет. Всю домашнюю и полевую работу он, как это и было чаще всего у сельских клириков, должен был делать сам вместе со своей семьей. Он пахал, сеял, косил траву, и лишь в последние годы его диаконского служения стали помогать ему некоторые прихожане. За это он был им признателен и всю жизнь молился за них.

В сельских трудах отец Матфей не потерял интереса к духовному просвещению. Даже в поле на работу он брал с собой книгу "Камень веры" знаменитого иерарха Стефана (Яворского) и читал ее в часы отдыха. Каждое воскресенье после литургии он отправлялся с проповедью в окрестные деревни, где жило много старообрядцев. Вскоре ему дозволено было и в церкви говорить проповеди и объяснять Закон Божий.
В селе Осечне диакон Константиновский вступил в небезопасный конфликт с помещиком, генералом Цыбульским, считавшимся первым прихожанином по своему положению и позволявшим себе неприличные выходки в храме. Заметив однажды, что тот разговаривает во время литургии, отец Матфей по благословению священника (духовного отца помещика) кратко, но сильно обличил его. Тот, не вынеся этого, поклялся выжить его из прихода и, будучи в Твери, обратился с жалобой к местному владыке, преосвященному Филарету (впоследствии митрополиту Московскому). Архипастырь, однако, не нашел в действиях диакона ничего предосудительного и отпустил генерала, не удовлетворив его, а об отце Матфее потребовал подробных сведений от местного благочинного. Получив их, он поручил тому явиться в погост Осечно и в присутствии всего причта передать диакону Константиновскому свое архипастырское благословение. После этого, находясь в Торжке, преосвященный Филарет, обращаясь к местному духовенству, поставил отца Матфея в пример и образец.
В пору, когда отец Матфей был диаконом в храме погоста Осечно, с ним была такая история, свидетельствовавшая о силе и твердости его веры. Отправился он однажды в город Торжок. В то время здесь начали возводить новую церковь и при разборке старого собора нашли гробницу с мощами святой благоверной княгини Иулиании. Говорили, что на этом месте открылся источник и все берут оттуда воду, которая многих исцеляет. Отец Матфей, который еще с семинарии страдал болями в груди и глазами, помолившись святой, пришел туда, протиснулся к гробнице, но воды там уже не было, осталась одна грязь. В углубление, где стояла гробница, вода натекала сверху (о роднике были лишь слухи) – насочится за ночь, а днем разберут. Тогда отец Матфей собрал остатки грязной воды и помазал глаза, а остальное выпил с верою. В ту же минуту он почувствовал себя здоровым. Тем, кто недоумевал по этому случаю, он отвечал: "Что ж тут удивительного! Господь брением исцелил очи слепорожденного, брением исцелил и меня, и вот я с тех пор не болею, совершенно не болею".
При всей бедности диакон Константиновский не искал лучшего. На уговоры домашних просить священнического места он отвечал: "Нужно ждать, когда и куда Бог призовет". Наконец, в конце октября 1820 года, по особому распоряжению преосвященного Филарета, архиепископ Тверской Симеон рукоположил отца Матфея в сан иерея и определил на служение в село Диево Бежецкого уезда. Местные жители, состоявшие в основном из карелов, были совершенные язычники, и в течение 13 лет отец Матфей упорно насаждал среди них веру Христову. В каждый воскресный и праздничный день, при каждом удобном случае он спешил преподать народу слово Божие, и не только в храме, но и на улице, где собирались по какому-нибудь случаю люди. Речь его всегда была о спасении души и трогала сердце самого закоренелого грешника, заставляла его подумать о своей жизни.
Прихожане села Диева не знали даже главных, необходимых христианину молитв. И вот вскоре все они, даже дети, затвердили молитву Господню ("Отче наш. "), Символ веры, молитву Пресвятой Богородице ("Богородице Дево, радуйся. ") и основные заповеди. Общая картина переменилась – бывшие язычники стали ходить к своему духовному отцу со скорбями и печалями, и он каждого мудро врачевал.

В марте 1833 года отец Матфей по просьбе крестьян, желавших видеть его своим священником, был переведен в село Езьско. Здесь он ревностно продолжал миссионерское служение. У него в доме собирались его духовные чада для слушания слова Божия, Четьи-Миней, для пения акафистов и назидательных бесед. Скоро дом перестал вмещать всех желающих. Это стало вызывать неудовольствие священников окрестных приходов. В декабре 1833 года благочинный епархии отец Иоанн Градницкий взял с отца Матфея подписку о том, "чтоб бываемое в доме его с собирающимися прихожанами пение и чтение слова Божия в ночное время прекратить. " Вскоре по доносу отца Иоанна тогдашний архиепископ Тверской Григорий (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский) назначил по этому делу расследование. Разбирательство не принесло успеха недоброжелателям отца Матфея. Владыка собраний его не запрещал, но и не благословлял. Зато летом 1835 года преосвященный Григорий после долгой беседы с отцом Матфеем в алтаре, у престола, объявил во всеуслышание священникам Бежецкого уезда, собравшимся в соборе: "Вот вам образец, подражайте ему. И я более ничего не желаю".
В 1836 году тверской архипастырь перевел отца Матфея как ревностного священника и проповедника в Спасо-Преображенский храм города Ржева, где к этому времени скопилось большое количество раскольников разных толков. В июне этого года отец Матфей получил от владыки письмо следующего содержания: "Отец Матфей! Я хочу перевести тебя в город Ржев для действования на раскольников и в руководство для сего теперь же посылаю тебе три книжки. Бедности не увидишь, нападений не бойся; аще Бог по нас, то кто на ны? Григорий, архиепископ Тверский". Домашние отца Матфея, и особенно прихожане села Езьска, умоляли его отказаться от предлагаемого места, думая, что он много может потерпеть от раскольников. Просили и архиепископа, но безуспешно. Отец Матфей остался непреклонен и повиновался владыке, видя в его призыве волю Божию. Жители села Езьска от мала до велика вышли провожать своего любимого пастыря и пять верст шли со своим наставником. Каждый кланялся ему в ноги и со слезами принимал от него благословение, некоторые же из особенно усердных провожали его до самой Твери.
Во Ржеве отец Матфей прослужил двадцать лет. В мае 1849 года он был назначен настоятелем ржевского Успенского кафедрального собора, где и оставался до самой кончины. Здесь ему пришлось весьма нелегко: его преследовали зависть и наветы. Проповеди его, конечно, не нравились раскольникам. Кто-то пожаловался владыке, что он смущает народ. Тот потребовал отца Матфея к себе в Тверь: "Что ты делаешь во Ржеве? Мне доносят, что ты возмущаешь народ своими проповедями. Я тебя упрячу в острог!" "Не верю, ваше высокопреосвященство", – отвечал отец Матфей. "Как смеешь так отвечать!" – сказал владыка. "Да, не верю, ваше высокопреосвященство; слишком большое счастье пострадать за Христа, я недостоин такой высокой чести", – проговорил отец Матфей. Преосвященный Григорий отпустил его с миром, но в бытность свою во Ржеве однажды обратился к нему в конце литургии: "Поди скажи проповедь", а сам сел в царских вратах и внимательно слушал. По окончании проповеди он сказал отцу Матфею: "Ты можешь читать проповеди, не записывая их предварительно".
Жизнь отец Матфей вел строго воздержанную. Еще будучи диаконом, он отказался от мясной пищи и до самой смерти не употреблял ее. Ни вина, ни каких-либо хмельных напитков он не пил во всю жизнь, а в течение первых десяти лет своего служения во Ржеве не употреблял иного питья, кроме воды. Лишь в последние годы своей жизни он иногда пил кофе с целью подкрепления сил. На первой неделе Великого поста отец Матфей ничего не вкушал, а иногда оставался без пищи и до двух недель. Подобно этому проводил и Страстную седмицу. В среду и пятницу он ел один раз в день, хотя находился постоянно в великих трудах. Соблюдая пост в обыденной домашней жизни, он мог нарушить его, когда находился в обществе, особенно в том, где ожидали встретить в нем святого человека, – по завету Господа: да не явится пред человеком постящимся (Мф. 6, 16).

Все 13 лет своего пребывания в Диеве отец Матфей провел в почти непрерывном отправлении церковных служб. Его причт, не привыкший к такому частому служению, поначалу тяготился этим и роптал на своего священника, а кое-кто нередко и в лицо бранил его за это. Но смиренный отец Матфей кланялся ему в ноги, если это было наедине, и просил у него прощения. Со времени поступления в ржевский Успенский собор и до последних дней жизни он (за исключением болезни и отлучек из города) не опустил ни одной церковной службы. Случалось, звонарь не являлся своевременно, и отец Матфей сам шел на колокольню звонить. Бывало, причетники, которых по штату полагалось только два (псаломщик и сторож), не приходили к утрене или вечерне, и отец Матфей один вел службу: читал, пел, разжигал кадило. "Господь не допустил его до службы", – говорил он о тех, кто не явился в храм, и потом не укорял их за это.
Современники оставили нам свидетельства о внешнем облике ржевского протоиерея. Тертий Иванович Филиппов, уроженец тех мест, пишет в своих воспоминаниях: "Отец Матвей не мог привлекать или поражать своих слушателей какою-либо чертою внешней красоты; он был невысок ростом, немножко сутуловат; у него были серые, нисколько не красивые, и даже не особенно выразительные, глаза, реденькие, немножко вьющиеся светло-русые (к старости, конечно, с проседью) волосы, довольно широкий нос; одним словом, по наружности и по внешним приемам это был самый обыкновенный мужичок, которого от крестьян села Езьска или Диева отличал только покрой его одежды. Правда, во время проповеди, всегда прочувствованной и весьма часто восторженной, а также при совершении знаменательных литургических действий лицо его озарялось и светлело; но это были преходящие последствия внезапного восхищения, по миновании коих наружность его принимала свой обычный незначительный вид".
Другой мемуарист, протоиерей Феодор Образцов, с отроческих лет знавший отца Матфея и оставивший о нем живые воспоминания, свидетельствовал на юбилейном собрании в память Гоголя в Тверской Духовной семинарии 17 февраля 1902 года: "Прежде всего припоминаю внешний вид отца Матфея. Говорят, что он был суровый, печальный, строптивый, мрачный фанатик. Ничего такого не было в отце Матфее. Стоит только взглянуть на портрет его, чтобы усомниться в этих словах. Напротив, он всегда был жизнерадостен: мягкая улыбка очень часто виднелась на его кротком лице, когда он говорил с другими; никто не слыхал от него гневного слова, никогда он не возвышал своего голоса: всегда был ровный, спокойный, самообладающий".
Отец Матфей обладал исключительным даром слова. Он мог говорить несколько часов сряду без подготовки, и при этом в высшей степени назидательно. В сан протоиерея он был возведен преосвященным Григорием в 1838 году, как сказано в его протоиерейской грамоте, "за непрерывное, ясное, весьма сильное и убедительное проповедование слова Божия", и ему было позволено "произносить свои поучения изустно, по вниманию к его духовной опытности и глубокомыслию". Публицист-славянофил Тертий Иванович Филиппов рассказывает в своих воспоминаниях, что знал во Ржеве лиц, "которым, по их образу мыслей, вовсе не было нужды в церковном поучении и которые, однако, побеждаемые красотою его слова, вставали каждое воскресенье и каждый праздник к ранней обедне, начинавшейся в шесть часов и, презирая сон, природную лень и двухверстное расстояние, ходили без пропуска слушать его художественные и увлекательные поучения".
"Ясность его изложения, – продолжает далее мемуарист, – достигла до того, что даже самые возвышенные и тонкие христианские истины, которых усвоение впору философствующему уму, он успевал приближать к уразумению своей большею частию некнижной аудитории, которая вся обращалась в слух, как только он выходил за налой, и молчание которой прерывалось по временам только невольным ответным возгласом какой-либо забывшей, где она, старушки или внимательного отрока, пораженного проникающим словом. Одним словом, его поучение было совершеннейшею противоположностию тому виду церковной проповеди, в каком она предлагается в Казанском и Исаакиевском соборах очередными столичными проповедниками и в каком, за весьма редкими исключениями, она остается совершенно бесплодною для народа, который каждый раз, однако, теснится около кафедры в томительном ожидании, не попадет ли в его засохшие от духовной жажды уста хоть капля освежающей воды".

Никакое самое многочисленное или высокое собрание не смущало отца Матфея на амвоне. Однажды в Петербурге в 1853 году, когда он был уже известным проповедником, ему довелось совершать литургию в присутствии Государя Императора Николая Павловича, который пожелал убедиться в его красноречии. Робость, одолевавшая священника в начале богослужения, исчезла, как только диакон прочитал Евангелие. Отец Матфей забыл обо всем, кроме службы, а в конце литургии произнес проповедь. "Мне удалось хорошо сказать при Государе", – вспоминал он.
Проповеди отца Матфея впоследствии затерялись. Были попытки собрать и издать их, но дело по некоторым обстоятельствам не вышло. Сын его, священник Скорбященской церкви в Твери, Димитрий Матвеевич Константиновский, писал графу Толстому 31 октября 1857 года: "Вашему сиятельству угодно было изъявить свое желание – оживить в памяти и, если можно, отпечатать проповеди папеньки, и поэтому мною одна проповедь послана Вашему сиятельству. Но эта проповедь, как писанная после произнесения и как написанная чужою рукою, ненадежна и многое в ней по моему скудному разумению сомнительно, то несравненно лучше бы было читать проповеди, написанные рукою папеньки. Он преосвященнейшим Григорием назначен был катехизатором и свои катехизические поучения представил преосвященнейшему на рассмотрение, и они не возвращены".
Проповеди отца Матфея потому производили столь сильное впечатление, что сам он исполнял то, чему учил других. Строгая аскетическая жизнь не мешала ему быть человеком жизнерадостным (впрочем, это и типично для православного аскета). Сам великий постник, отец Матфей от других не требовал непосильных подвигов. Последним делился он с неимущими, никто из приходивших в его дом не получал отказа в гостеприимстве, ни один нищий не уходил от него голодным.
В течение двух десятилетий пребывания во Ржеве отец Матфей много проповедовал среди раскольников. Первые два года он ежедневно ходил по их домам, сильно и убедительно доказывая им несправедливость их верования. Но не сразу достиг здесь успехов. Часто раскольники, видя свое бессилие, решали не вступать в разговоры с ним и отвечали ему молчанием. Они называли его "совратителем" (за то, что некоторые, убежденные им, присоединились к Православной Церкви), гонителем веры, и даже антихристом. Василий Малинин рассказывает, как однажды отец Матфей шел по городской площади, и два неизвестных человека попросили у него благословения. Он снял шляпу, поднял руку для благословения одного из них, а тот плюнул ему на руку и сильно ударил в правую щеку, другой же вслед за тем нанес удар в левую. Отец Матфей не сказал об этом происшествии никому, даже своей жене, и со слезами просил городничего простить преступников, когда об их поступке узнали.
Нельзя не сказать также о благотворительности и странноприимстве отца Матфея. По прибытии во Ржев он поместился в очень скромной квартире и не стал заботиться о приобретении собственного дома. Некоторые из граждан собрали ему деньги на покупку дома, но он в несколько дней раздал все бедным. Собрали во второй раз, но деньги отдали уже не самому отцу Матфею, а его жене, – вот только тогда и был приобретен дом. В воскресные и праздничные дни собирались у него бедные и нищие; нередко он и сам прислуживал им за трапезой. Сколько бы их ни приходило к нему (а иногда число их простиралось до тридцати или сорока), всех принимал он как меньшую Христову братию. Нижний этаж его дома был предназначен для этой цели.
Известен случай, когда отец Матфей дал одному ржевскому мещанину, который растратил хозяйские деньги и решил утопиться, пятьсот рублей серебром и велел ему молчать об этом. Однажды пришел к нему нищий и просил себе какой-нибудь старой теплой одежды. Не имея что ему дать, отец Матфей отдал теплый подрясник и шапку. Когда мать стала выговаривать ему за это, он сказал: "Прости меня, матушка, во всем готов я слушать тебя, а в этом Сам Бог не велел мне тебя слушаться".

В августе 1856 года во время всенощной, когда отец Матфей был в храме, раскольники подожгли его дом. Он видел огонь из окна храма, так как дом его стоял напротив. Отец Матфей распорядился, чтобы службу продолжали. Он успел еще потом войти в горящий дом, и когда вбежавшие за ним люди, не зная, что спасать, спросили его, что нужно выносить из огня, он сказал: "Други мои, спасайте святые иконы" – и потом, помолившись во всех комнатах, вышел. С твердостью духа и благодарением Бога перенес отец Матфей это несчастье и только скорбел иногда о том, что во время пожара сгорела его библиотека, состоящая из лучших духовных книг, которых, по словам Малинина, было более трех тысяч. Дворянство и купечество Ржева сделало сбор на построение нового дома, и через месяц после пожара куплен был для отца Матфея каменный особнячок с участком земли.
Распорядок дня его был таков: в три часа утра он отправлялся к утрене; из церкви возвращался в одиннадцать или двенадцать часов, отслужив литургию. Если дома не было посетителей, он на несколько минут засыпал сидя, потом садился за обед. Затем читал, творил Иисусову молитву по четкам и шел к вечерне. В шесть часов вечера он немного закусывал, потом опять что-нибудь читал или занимался с посетителями либо домашними; в девять становился на молитву и в десять ложился спать. В полночь просыпался и снова становился на молитву, затем спал до трех часов. Так, по крайней мере, делал он во время пребывания своего во Ржеве.
С осени 1856 года здоровье отца Матфея начало ослабевать. Он все же продолжал ежедневно совершать богослужение. К тому же в течение последнего года своей жизни он даже ночью почти не ложился в постель, спал весьма мало и то сидя – оттого ли, что в лежачем положении затруднялось его дыхание, или оттого, что, чувствуя приближение смерти, он больше стал молиться, приготовляя себя к встрече с Господом. Отправляясь в храм, он порою бывал так слаб, что говаривал: "Не знаю, приведет ли Господь сегодня отслужить, и доживу ли до вечера". Это продолжалось несколько месяцев.
28 декабря 1856 года отец Матфей едва не умер во время утрени и потому тотчас по ее окончании послал за духовником. В январе и феврале 1857 года болезнь усилилась. В таком состоянии встретил он Великий пост. С Божией помощью продолжал он ежедневное отправление богослужения и непрерывное проповедование слова Божия. Первым являлся в храм, тихим голосом начинал утреню, шатался и почти падал, но вскоре укреплялся и во время совершения Божественной литургии уже казался почти здоровым. Несмотря ни на продолжительность великопостного богослужения, ни на неотступные недуги, отец Матфей на каждой литургии назидал народ словом, которое всякий раз, как предсмертное завещание отца, отличалось духом особенной снисходительности – было как бы увещательно-умоляющим.
9 марта, в субботу, на третьей неделе Великого поста отец Матфей произнес к любимой своей пастве слово назидания и уже на руках был вынесен из храма. С этих пор он безвыходно находился в комнатах. Медицинские средства ему не помогали. Молебны о здравии и спасении души его также не имели действия – судя по всему, Господь положил конец его жизни. Отец Матфей знал это и потому принимал лекарства только для того, как он сам говорил, чтобы усердствующие к нему могли получить за это награду от Бога.
12 марта он исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. Духовник его с соборными и некоторыми другими священниками совершил над ним таинство Елеосвящения. Отец Матфей сидя слушал молитвы. С этого времени он не принимал никакой пищи, однако приходящим к нему не отказывал в слове назидания. В тот же день, 12 марта 1857 года, Тертий Филиппов писал графу Александру Петровичу Толстому из Ржева: "Сейчас я пришел от отца Матвея; его соборовали пять священников в присутствии его друзей. По совершении таинства он прощался со всеми нами, и мы с великими слезами кланялись ему земно и просили его о прощении наших грехов против него. Он всем сказал по нескольку слов; уходя, я спросил у него, что он прикажет написать вам. "Напишите ему, – сказал он, – чтобы он не смел унывать, чтобы все перенес ради избрания Божия, явно на нем показанного. Мы не должны ничего искать, но и уклоняться от того, к чему призваны, не имеем права".
7 апреля, в день Святой Пасхи, отец Матфей снова приобщился Святых Таин. В среду на Светлой седмице он пожелал, чтобы был отслужен молебен Пресвятой Богородице на исход души из тела; после чего лицо его просветлело и тем еще раз как бы подало надежду на жизнь. Но эта надежда оказалась обманчивой.
В следующее воскресенье, 14 апреля, в четыре часа пополудни, отец Матфей позвал дочь и зятя (это был его будущий биограф Николай Грешищев), благословил их и дал последние наставления; зятю, между прочим, сказал, чтобы он присланные к празднику Пасхи деньги (сто пятьдесят рублей серебром) употребил на церковные нужды, если возможно – оштукатурил теплый собор.
В шесть часов вечера он попросил позвать священника, исповедался, пересказал все грехи от раннего отрочества и сам приобщился Святых Таин. Оставшись один, он погрузился в молитву. В десять часов лег в постель – в первый раз с тех пор, как заболел, но это было и в последний. Лицо его было обращено к иконам. В половине одиннадцатого часа ночи отец Матфей мирно почил о Господе. В одиннадцать большой соборный колокол разнес по городу эту весть.

Статья подготовлена при поддержке компании «МаниФ». Если вы решили приобрести качественную и надежную кофеварку, которая будет радовать посетителей ароматным кофе, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «МаниФ». На сайте, расположенном по адресу www.RealKofe.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать кофеварку, которая сможет приготовить свежеобжаренный кофе для Вас по выгодной цене. В компании «МаниФ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.


В отце Матфее многих привлекали, в частности, ревностное отношение к вере и духоносное слово. Личный пример священника и его проповеди производили неизгладимое впечатление на многих. Тертий Филиппов пишет о нем в своих воспоминаниях: "Смолоду наклонный к подвижнической жизни и способный перенести всякое самое тяжкое лишение, восторженным чувством художника любя великолепие православного чина, в котором он не позволял себе опустить ни единой черты, и, что всего важнее, обладая даром слова, превосходящим всякую меру, он с первых же лет своего служения Церкви сделался учителем окрест живущего народа, и везде, где ни приходилось ему действовать, делался центром, около которого собиралось все, искавшее христианского пути и имевшее нужду в исцелении душевных язв, в восстановлении упадших сил и в ободрении на внутренний подвиг".

© Владимир ВОРОПАЕВ,
доктор филологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова