Руководства, Инструкции, Бланки

Образец План Повышения Квалификации Сотрудников img-1

Образец План Повышения Квалификации Сотрудников

Рейтинг: 4.2/5.0 (1829 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец план повышения квалификации сотрудников

Образец приказа о повышении квалификации сотрудников

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России ведет свою историю с 1932 года, когда приказом ОГПУ СССР от 9 мая 1932 года № 432/с была создана Нальчикская школа-питомник служебного собаководства.

В 1993 году на базе Нальчикской школы усовершенствования начсостава милиции приказом МВД РФ от 20 апреля 1993 г. № 183 был создан Нальчикский факультет Ростовской высшей школы МВД России, который приказом МВД РФ от 4 мая 1997 года № 407 получил статус филиала Ростовского юридического института МВД России.

4 апреля 1999 года Нальчикский филиал Ростовского юри­ди­чес­­кого института МВД РФ был преобразован в Нальчикский юридический институт (филиал) Санкт-Пе­тер­бургского университета МВД России.

9 марта 2000 года филиал вновь был переподчинен Ростовскому юридическому институту МВД России.

1 сентября 2003 года приказом МВД России № 700 Нальчикский филиал вошёл в состав вновь созданной Краснодарской академии МВД России.

22 февраля 2006 года Краснодарская академия МВД России реорганизована в Краснодарский университет МВД России приказом МВД РФ № 104, Нальчикский филиал остался в её составе.

Приказом МВД РФ № 994 от 31 августа года Нальчикский филиал реорганизован в Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России является совре­мен­ным высшим учеб­ным заведением системы МВД России.

Институт осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с программами дополнительного профессионального образования, реализует различные по срокам, уровню и направленности дополнительные образовательные программы в соответствии с лицензиями, полученными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и государственной аккредитацией, с выдачей документа соответствующего государственного образца. Специальности, по которым осуществляются повышение квалификации и профессиональная переподготовка в Институте, формы и сроки обучения определяются Министерством образования и науки Российской Федерации и МВД России в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования, имеющейся лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Институт реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку. Повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного вида правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Тематические семинары (от 72 до 100 часов) по проблемам профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, возникающим на уровне региона, органа, подразделения, организации или учреждения. Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем деятельности правоохранительных органов по профилю профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка: Далее – «Минобрнауки России». Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональную переподготовку Институт проводит по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим обучение свыше 500 часов аудиторных видов учебных занятий. Стажировка: Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Институт выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук. Институт может реализовывать другие образовательные программы, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией.

Стажировки персонала

Мероприятие 2: "Развитие кадрового потенциала университета за счет повышения квалификации научно-педагогических работников и иного персонала, роста доли кадров высшей квалификации, закрепления молодых специалистов в университете, привлечения ведущих ученых и специалистов реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы к научно-педагогической деятельности в университете"

Для создания национального исследовательского университета мирового уровня необходима адекватная квалификация научно-педагогических работников, для достижения которой требуется организационная и содержательная модернизация существующей системы повышения квалификации:

сокращение периодичности ее прохождения до полутора-двух лет;организация стажировок научно-педагогических работников по приоритетным направлениям в ведущих российских и зарубежных центрах.

В результате выполнения данного мероприятия университет будет обладать широким спектром дополнительных образовательных программ для своих сотрудников и студентов.

Эффективное функционирование национального исследовательского университета предполагает высокий уровень образования, научных исследований, менеджмента и инженерно-хозяйственного обеспечения.

Это обусловливает необходимость создания в университете своей современной системы повышения квалификации всех категорий работников, а также организации обучения инженерно-технических работников по программам фирм-изготовителей закупаемого уникального оборудования.

Реализация мероприятия 1) Подача заявок на стажировку

На каждом структурном подразделении назначается лицо, ответственное за сбор и обработку заявок сотрудников подразделения.

Сотрудники структурных подразделений университета, желающие оформить стажировку, контактируют с ответственными лицами своих подразделений и предоставляют им заполненные типовые формы заявок на повышение квалификации (список и форма прилагаются).

Подача сводной заявки от структурного подразделения на стажировку осуществляется структурными подразделениями университета в соответствии с утвержденным графиком.

Список ответственных за стажировки на структурных подразделениях

2) Прохождение стажировки

Координаторами по университету являются сотрудники Дирекции Программы развития НИУ СГУ :

документовед Любовь Владимировна Зеленчук

История Приволжского института повышения квалификации ФНС России

«Формирование профессиональной государственной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования государственных служащих. В систему профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих необходимо внедрить новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения».

(Указ Президента Российской Федерации Д. Медведева «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009- годы)» от 10.03.2009 № 261 (в ред. Указа Президента РФ от 12.01. № 59.))

Приволжский институт повышения квалификации ФНС России – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность в области дополнительного профессионального образования (лицензия Министерства образования Нижегородской области на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № 185 серия 52Л01 № 0002032 от 10 апреля года).

Основные этапы становления и развития Института.

В 1981 году в г. Горьком на основании приказа Министра финансов РСФСР от 26 мая 1981 года № 12/126 «Об организации в г. Горьком курсов повышения квалификации работников финансовых органов Министерства финансов РСФСР» были организованы курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов финансовых органов.

В 1992 г. финансовые курсы распоряжением Президента РФ переданы в ведение Государственной налоговой службы.

При поддержке ведущих специалистов налоговой службы Германии были проведены международные семинары по налогообложению предприятий и организаций. Совместно с Национальным фондом подготовки кадров и Министерством финансов РФ Институт принял участие в реализации проекта «Управление государственным бюджетом». Около 250 специалистов налоговых органов и работников финансового сектора стали участниками данных проектов, некоторые из них по результатам обучения имели возможность пройти стажировку в Германии, США, Дании.

В 2000 г. Центр подготовки персонала Государственной налоговой службы был переименован в Государственное образовательное учреждение «Центр подготовки персонала Министерства Российской Федерации по налогам и сборам».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 104-р Центр подготовки персонала МНС России передан в ведение ФНС России и переименован в «Центр подготовки персонала ФНС России, г. Нижний Новгород».

В декабре 2009 г. комиссией по государственной аккредитации Министерства образования Нижегородской области проведена экспертиза образовательной деятельности. Приказом от 30 декабря 2009 года № 834 подтвержден государственный статус Центра, выдано свидетельство о государственной аккредитации № 1 серия 52 №000001.

Приказом ФНС России от 10.04. г. № ММВ-7-4/231@ Центр был переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы», г. Нижний Новгород.

Приказом ФНС России от 03.07. г. №ММВ-7-4/478@ был утвержден Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы», г. Нижний Новгород.

Приказом ФНС России от 16.07. г. №ММВ-10-4/782@ Николай Федорович Беляков с 13.07. г. назначен на должность ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы», г. Нижний Новгород.

В сентябре года Приволжским институтом получения лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №0315 от 11 сентября года, а в апреле года - Свидетельство о государственной аккредитации №0567 от 1 апреля года.

Приволжский институт повышения квалификации ФНС России получил Лицензию нового образца на право ведения образовательной деятельности, выданную Министерством образования Нижегородской области 21 апреля года в соответствии с Федеральным законом от 29.12. № 273-ФЗ (ред. от 31.12. с изм. от 06.04.) «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 04.05. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Сегодня Приволжский Институт повышения квалификации ФНС России - одно из ведущих государственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области дополнительного профессионального образования в сфере налогообложения и финансов.

Ежегодно в Институте повышают свою квалификацию более 11500 человек, из которых по очной форме обучаются свыше 3000 государственных служащих из всех регионов России, свыше 8,5 тысяч специалистов обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий. По окончании обучения слушателям, успешно прошедшим обучение и сдавшим экзамены, выдаются удостоверения о повышении квалификации.

За этот небольшой исторический период – 34 года с момента образования Института и по сегодняшний день, в стенах нашего Института прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования более 80 000 государственных служащих из числа работников налоговых и финансовых органов России.

Учебные программы Института отвечают современным требованиям и включают в себя широкий спектр вопросов экономического развития, налоговой и финансовой политики, управления и применения современных технологий. Разработку учебных планов и учебно-методических программ Институт проводит, опираясь на основные принципы налогового администрирования, при согласовании с соответствующими управлениями Федеральной налоговой службы и Министерством финансов Нижегородской области. Кроме штатных преподавателей Института к проведению занятий на условиях почасовой оплаты труда, ежегодно привлекаются более 120 руководителей и наиболее опытных специалистов налоговых и финансовых органов Нижегородской области, работников федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, высококвалифицированных преподавателей вузов города.

Институт имеет многочисленные награды и благодарности государственных органов власти и организаций Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Представительства Президента в Приволжском Федеральном округе.

Институт руководящих работников и специалистов отрасли

Институт руководящих работников и специалистов отрасли является структурным подразделением дополнительного профессионального образования (ДПО) Университета гражданской авиации. ИРРСО создан на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров Академии ГА и Центра переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта Академии ГА приказом ректора Академии ГА в 1996 г. ИРРСО функционирует в соответствии с утвержденным ректором Университета Положением об Институте. Институт осуществляет в рамках уставной деятельности Университета образовательную, научно-исследовательскую, научно-методическую, издательскую и другие виды деятельности.

В ИРРСО реализуются профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка персонала гражданской авиации, транспортного комплекса, других отраслей экономики России, стран СНГ и дальнего зарубежья. При положительных результатах итоговой аттестации слушатели получают документы государственного и других установленных образцов.

Виды проводимой подготовки:

•профессиональная переподготовка (ПП) реализуется в форме получения руководителями и специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам длительностью более 500 часов с вручением слушателям диплома, дающего право на получение нового вида профессиональной деятельности в соответствии с установленными квалификационными требованиями к категориям персонала;

•повышение квалификации (ПК) включает в себя:

•краткосрочные курсы повышения квалификации (КПК) по образовательным программам длительностью 72 - 100 часов;

•долгосрочные курсы повышения квалификации (КПК) по образовательным программам длительностью 101-500 часов;

•краткосрочное тематическое и проблемное обучение слушателей по вопросам конкретного производства длительностью менее 72 часов.

- профессиональную переподготовку по программе в объеме свыше 500 часов получают Диплом о профессиональной переподготовке;

- краткосрочные КПК получают Удостоверение;

- долгосрочные КПК - Свидетельство;

- КПК с объемом подготовки менее 72 часов - Справку установленного в Системе ДПО Университета образца.

Выпускникам дополнительно к перечисленным выше документам, в установленных случаях, вручаются Сертификаты соответствия (компетентности).

ИРРСО проводит обучение по следующим программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации:

•подготовка государственных инспекторов гражданской авиации;

•подготовка инспекторов по безопасности полетов организаций гражданской авиации;

•подготовка руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасность полетов в гражданской авиации по направлениям, категориям и должностям, установленным действующими нормативными документами в области гражданской авиации;

•КПК командно-летного состава в области организации летной работы;

•подготовка экспертов по сертификации в гражданской авиации РФ в соответствии с объектами, установленными действующими нормативными документами в области гражданской авиации;

•подготовка экспертов внутреннего аудита (специалистов по системам качества, исполнителей работ по сертификации и лицензированию) организаций ГА в соответствии с объектами, установленными действующими нормативными документами в области гражданской авиации;

•КПК авиаперсонала по организации и технологии пассажирских и грузовых авиаперевозок;

•КПК представителей авиакомпании в регионах России и странах СНГ;

•КПК авиаперсонала по перевозке опасных грузов воздушным транспортом;

•КПК членов экипажей ВС (летный экипаж, кабинный экипаж) для выполнения международных полетов по специальным дисциплинам;

•КПК преподавателей специальных дисциплин для обучения авиаспециалистов правилам выполнения международных полетов;

•подготовка преподавательского состава по профессионально-ориентированному английскому языку;

•КПК преподавателей и переводчиков по правилам фразеологии радиообмена на английском языке;

•подготовка и повышение квалификации преподавателей и руководителей АУЦ ГА;

•КПК руководителей и специалистов метеорологического, орнитологического обеспечения полетов и охраны окружающей среды;

•КПК руководителей и специалистов организаций ГА в области страхования на воздушном транспорте;

•курсы обучения и проверки знаний по охране труда для руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта;

•КПК преподавателей дисциплин "Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов";

•подготовка специалистов по метеорологическому обеспечению полетов;•подготовка рейтеров языковой компетентности;

•КПК руководителей и специалистов служб управления персоналом (кадровых служб предприятий и организаций ГА);

•КПК сменных заместителей директоров (начальников) и руководителей служб управления аэропортом;

•подготовка авиаперсонала и специалистов по профессионально-ориентированному английскому (французскому, немецкому, испанскому и д.р.) языку и радиотелефонной связи;

•подготовка представителей авиапредприятия (авиакомпании)для работы за рубежом;

•подготовка авиационных специалистов (членов летных экипажей и диспетчеров УВД) по английскому языку до IV(рабочего) уровня по шкале языковой компетентности ИКАО;

•подготовка инструкторов тренажеров по английскому языку;

•первоначальная подготовка летных экипажей для выполнения международных полетов (по специальным дисциплинам);

Учебный процесс проводится на базе Института на договорной основе. При взаимной договоренности, в установленном порядке, возможна организация выездных занятий.

Приглашаем Вас к сотрудничеству.

Ответственный за информацию на этой странице: Сохацкий В.Я.

Повышение квалификации работников культуры

зав. научной библиотекой Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина

Старение кадров, высокий уровень текучести, “вымывание”профессионалов из отрасли, с одной стороны, и постоянно возрастающие требования к компетенциям современных работников на фоне динамично развивающегося общества, с другой, составляют одно из основных противоречий отечественной сферы культуры. Однозначно, без целенаправленной поддержки со стороны государства невозможно существенно повысить уровень заработной платы и поднять престиж отрасли. Однако и сами учреждения культуры могут многое сделать для формирования и поддержания собственного позитивного имиджа и повышения уровня значимости в сегменте информационных и досугово-развлекательных заведений, привлекая тем самым внимание широкой общественности к своим проблемам и нуждам. Осуществление же данной задачи зависит в первую очередь от профессионализма работников культуры. Ведь даже самые передовые технологии не будут приносить пользу без уверенно владеющих ими квалифицированных специалистов.

Не секрет, что зачастую в учреждения культуры приходят работать пожилые люди ради небольшой прибавки к пенсии и студенты для приобретения первоначального трудового стажа. Последние в большинстве случаев увольняются сразу после получения диплома и ищут более высокооплачиваемые места работы. Широко распространено мнение, что в библиотеках вообще можно работать без всякой специальной подготовки. Это подтверждается и практикой (особенно в сельской местности). Очевидно, что организации с таким кадровым составом не могут быть востребованными и конкурентоспособными в современном обществе.

Поэтому для любого учреждения культуры очень важно выстроить комплексную систему повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников. Причем под повышением квалификации подразумевается расширение и углубление уже имеющихся знаний, а под переподготовкой - получение и освоение новых навыков и приемов работы.

К системе повышения квалификации и переподготовки должны предъявляться следующие требования :

полный охват всего персонала (каждый сотрудник должен повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет);

дифференцированный подход к разным категориям персонала (использование различных форм повышения квалификации в зависимости от образования, стажа работы, занимаемой должности);

непрерывность процесса (повышение квалификации должно проходить на постоянной основе, а не от случая к случаю);

системность и последовательность мер по повышению квалификации персонала (наличие долгосрочного и оперативного планирования данной деятельности).

В каждом учреждении должны быть разработаны планы повышения квалификации сотрудников.

Сводные перспективные планы (сроком до 5 лет) охватывают всех сотрудников учреждения и имеют приблизительный характер.

В годовых планах дается уже более подробное описание программы повышения квалификации с указанием временных сроков и перечнем сотрудников, включенных в программу.

В квартальных планах все данные конкретизируются, в эти планы включаются только те сотрудники, которые должны пройти повышение квалификации именно в данный календарный период (квартал) с разбивкой по структурным подразделениям (табл. 1).

План повышения квалификации сотрудников учреждения

Другие статьи

Повышение квалификации работников культуры

Повышение квалификации работников культуры

Старение кадров, высокий уровень текучести, “вымывание” профессионалов из отрасли, с одной стороны, и постоянно возрастающие требования к компетенциям современных работников на фоне динамично развивающегося общества, с другой, составляют одно из основных противоречий отечественной сферы культуры. Однозначно, без целенаправленной поддержки со стороны государства.

зав. научной библиотекой Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина

Старение кадров, высокий уровень текучести, “вымывание” профессионалов из отрасли, с одной стороны, и постоянно возрастающие требования к компетенциям современных работников на фоне динамично развивающегося общества, с другой, составляют одно из основных противоречий отечественной сферы культуры. Однозначно, без целенаправленной поддержки со стороны государства невозможно существенно повысить уровень заработной платы и поднять престиж отрасли. Однако и сами учреждения культуры могут многое сделать для формирования и поддержания собственного позитивного имиджа и повышения уровня значимости в сегменте информационных и досугово-развлекательных заведений, привлекая тем самым внимание широкой общественности к своим проблемам и нуждам. Осуществление же данной задачи зависит в первую очередь от профессионализма работников культуры. Ведь даже самые передовые технологии не будут приносить пользу без уверенно владеющих ими квалифицированных специалистов.

Не секрет, что зачастую в учреждения культуры приходят работать пожилые люди ради небольшой прибавки к пенсии и студенты для приобретения первоначального трудового стажа. Последние в большинстве случаев увольняются сразу после получения диплома и ищут более высокооплачиваемые места работы. Широко распространено мнение, что в библиотеках вообще можно работать без всякой специальной подготовки. Это подтверждается и практикой (особенно в сельской местности). Очевидно, что организации с таким кадровым составом не могут быть востребованными и конкурентоспособными в современном обществе.

Организации со смешанным и слабым кадровым составом не могут быть востребованными и конкурентоспособными в современном обществе.

Поэтому для любого учреждения культуры очень важно выстроить комплексную систему повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников. Причем под повышением квалификации подразумевается расширение и углубление уже имеющихся знаний, а под переподготовкой – получение и освоение новых навыков и приемов работы.

Под повышением квалификации подразумевается расширение и углубление уже имеющихся знаний, а под переподготовкой – получение и освоение новых навыков и приемов работы.

К системе повышения квалификации и переподготовки должны предъявляться следующие требования.

¦ полный охват всего персонала (каждый сотрудник должен повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет);

¦ дифференцированный подход к разным категориям персонала (использование различных форм повышения квалификации в зависимости от образования, стажа работы, занимаемой должности);

¦ непрерывность процесса (повышение квалификации должно проходить на постоянной основе, а не от случая к случаю);

¦ системность и последовательность мер по повышению квалификации персонала (наличие долгосрочного и оперативного планирования данной деятельности).

В каждом учреждении должны быть разработаны планы повышения квалификации сотрудников.

Сводные перспективные планы (сроком до 5 лет) охватывают всех сотрудников учреждения и имеют приблизительный характер.

В годовых планах дается уже более подробное описание программы повышения квалификации с указанием временных сроков и перечнем сотрудников, включенных в программу.

В квартальных планах все данные конкретизируются, в эти планы включаются только те сотрудники, которые должны пройти повышение квалификации именно в данный календарный период (квартал) с разбивкой по структурным подразделениям (табл. 1).

План повышения квалификации сотрудников учреждения

Включение в группу для посещения данных лекций в следующем квартале

Как уже отмечалось выше, одним из основных принципов деятельности по повышению квалификации является применение дифференцированного подхода к разным категориям персонала. При выборе форм повышения квалификации необходимо учитывать, в первую очередь, уровень первоначальной подготовки работника (наличие/ отсутствие профильного специального образования). Исходя из этого критерия, всех сотрудников можно разделить на 5 групп (категорий).

1) выпускники средних общеобразовательных школ, не имеющие специальной подготовки. Таких работников можно часто встретить в сельских учреждениях культуры (библиотеках, клубах, музеях). Данная группа в силу своего юного возраста и отсутствия опыта требует особого внимания и нуждается в правильной профориентации;

2) выпускники средне-специальных учебных заведений (училищ, колледжей, техникумов) непрофильного направления. К примеру, специалисты-“технари” могут работать в специализированных библиотеках (вузовских, заводских) или различных технических музеях. Однако для надлежащего выполнения служебных обязанностей им необходимо получить и освоить специфические знания и умения в соответствующей сфере (библиотечной, музейной);

3) выпускники профильных (т. е. связанных со сферой культуры) средне-специальных учебных заведений. Как правило, это работники-исполнители, занимающие низовые должностные позиции. Однако при нехватке кадров, особенно в сельских учреждениях культуры, они могут занимать и руководящие должности. Для дальнейшего профессионального развития и построения карьеры им необходимо продолжить обучение в вузе;

4) выпускники высших учебных заведений непрофильного направления. Часто в учреждениях культуры, прежде всего библиотеках и музеях, можно встретить работников с высшим педагогическим образованием (особенно бывших преподавателей гуманитарных дисциплин). Для них важно пройти профессиональную переподготовку в новой сфере деятельности;

5) выпускники профильных (связанных со сферой культуры) вузов. Имеют формальное преимущество перед остальными категориями сотрудников в плане построения карьеры и продвижения по служебной лестнице. Для них главное – не останавливаться в своем профессиональном развитии и использовать для этого все доступные методы.

При выборе форм повышения квалификации необходимо учитывать, в первую очередь, уровень первоначальной подготовки работника.

Важно уметь провести четкую грань между двумя последними категориями работников. Если, к примеру, в библиотеке работает сотрудник с высшим психологическим образованием на должности штатного детского психолога, он относится к категории с высшим профильным образованием, а если же тот же самый сотрудник работает в должности библиотекаря отдела обслуживания, то он уже относится к категории с высшим непрофильным образованием. В зависимости от принадлежности к той или иной группе и выбираются формы повышения квалификации каждого работника (табл. 2).

В зависимости от принадлежности каждого работника к той или иной группе выбираются формы повышения его квалификации.

Формы повышения квалификации разных категорий сотрудников

Повышение квалификации сотрудников

Повышение квалификации сотрудников

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации - один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее - Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абз. 4 - 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации. в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.

Образец плана обучения

Закрытое акционерное общество

"Приморские отопительные системы"

Медведев (И.А. Медведев)

13 января 2010 г.

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах - один остается у работника, другой - в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору. К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже.

Документы об образовании

Согласно п. 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

Это следует из п. 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29.

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 - 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, - в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V "Повышение квалификации" личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в п. 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. - для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Бухучет расходов на повышение квалификации

Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.).

Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70.

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой:

Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации

Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Расходы на обучение. Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе - в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов. Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  • российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение - соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  • между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • не подтвержденные оправдательными документами;
  • связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  • связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);
  • произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).

Оправдательные документы. Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77. Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Командировочные расходы. Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок. Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма

Оплата обучения. Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус - для иностранного образовательного учреждения). Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом - квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила).

Командировочные расходы. В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб. - на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165).

Средний заработок. Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

НДС по образовательным услугам

Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Кроме того, облагаются НДС:

  • дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);
  • услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).

Не облагаются НДС услуги :

  • некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);
  • оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

"Входной" НДС. уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  • стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;
  • у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19.

Пример. Руководитель ЗАО "Приморские отопительные системы" решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л. Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства. Его стоимость составляет 10 000 руб. которые были перечислены комбинату 28 октября.

Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

Дебет 76 Кредит 51

- 10 000 руб. - перечислены средства за обучение работника учебному комбинату.

13 ноября (дата подписания акта об оказании услуг)

Дебет 20 Кредит 76

- 10 000 руб. - отражены расходы на повышение квалификации работника.

Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п. 6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ). Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп. 45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, в ноябре бухгалтер уменьшил налог на прибыль на суммы оплаты повышения квалификации, среднего заработка, выплаченного работнику за период обучения, и начисленных на него страховых взносов.

О.В.Негребецкая Научный редактор журнала "Зарплата" / "Зарплата", 2010, N 10