Руководства, Инструкции, Бланки

Барбара Тернер Руководство По Сэндплей-терапии Скачать img-1

Барбара Тернер Руководство По Сэндплей-терапии Скачать

Рейтинг: 4.9/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Рабочая программа по психологии на тему: програма раннего развития с элементами арт терапии для малышей

Рабочая программа по психологии на тему:
програма раннего развития с элементами арт терапии для малышей

В основу данной программы по арт-терапии положена игровая деятельность детей. Игровая деятельность способствует моторному и когнитивному развитию ребенка, является для ребенка главным способом обучения. Игра для детей представляет собой их главный способ взаимодействовать друг с другом, а потому игра выполняет и функцию социализации. В этом естественном занятии ребенок отыгрывает также возникающие у него негативные эмоции и чувства. Программа рассчитана на детей в возрасте 3-7 лет

Скачать:

В основу данной программы по арт-терапии положена игровая деятельность детей. Игровая деятельность способствует моторному и когнитивному развитию ребенка, является для ребенка главным способом обучения. Игра для детей представляет собой их главный способ взаимодействовать друг с другом, а потому игра выполняет и функцию социализации. В этом естественном занятии ребенок отыгрывает также возникающие у него негативные эмоции и чувства. Программа рассчитана на детей в возрасте 3-7 лет

По определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недугов. Современные стандарты дошкольного образования одной из своих задач провозглашают «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», а также определяют ряд возрастных характеристик (целевых ориентиров), которые являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень образования. В них вошли такие характеристики личности ребенка, как эмпатия, сопереживание, положительное отношение к себе и социуму, способность учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, вера в свои силы, умение разрешать конфликты, следовать социальным нормам поведения, активно взаимодействовать с детьми и взрослыми.
В связи с этими требованиями возникла потребность в написании проекта, который не только развивает психические процессы ребенка, но и способствует укреплению его психологического здоровья в целом, развитию его эмоционального интеллекта, формированию социально-коммуникативной компетентности.
Коммуникация занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в установлении связей с другими людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В разработанном нами проекте формирование коммуникативной компетенции осуществляется через использование арт-терапевтических методик. Модели арт-терапии представляют собой современную здоровье сберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении. Через творчество у детей формируется положительная оценочная система себя, окружающего мира, а также себя в мире социума, совершенствуются навыки вербального и невербального общения. Арт-терапия позволяет выразиться ребенку с проблемами в межличностном общении; отреагировать подавленные эмоции, трансформировать негативную энергию в творческую, и поэтому является прекрасным средством профилактики конфликтного поведения.

Обоснованием создания данной программы является:

1.Отсутствие достаточной сети детских развивающих и креативных студий, где дети могли бы заниматься творчеством и развивать не только творческие но и коммуникативные навыки

2. Неудовлетворенность родителей качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях.

Эти факторы явились отправной точкой для создания программы ,отличной от уже существующих ранее. Настоящая программа оригинальна тем, что все занятия комплексные и проходят в игровой форме. Уделяется большое внимание креативности детей и творческого потенциала. так как это является одним из эффективных методов развития и коррекции. Способность мыслить творчески делает ребенка раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.

Программа предусматривает как групповую так и индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка.

Новизна Арт-терапия ресурса. так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше ребенок умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умением видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.

Практическая значимость. Арт-терапия является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности и способствует личностному росту и раскрытию.

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и гармонизации личности
  • формирование психологического здоровья детей;
  • психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
  • Задачи:
  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышения уверенности в себе;
  • формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
  • снятие психоэмоционального напряжения, отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
  • развитие навыков рефлексии.

Участники программы и режим занятий:

Младший возраст(3-4 года) – 28/28/7 (час. нед. мес.)

Средний возраст – (4-5 года)56/28/7 (час. нед. мес.)

Старший возраст – (5-7лет)56/28/7 (час. нед. мес.)

1-2 раза в неделю (30– 60) минут в зависимости от возраста воспитанников).

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самосознания;
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • закрепление положительных поведенческих реакций.

Система оценивания результативности.

Отслеживание результатов деятельности детей в процессе реализации программы осуществляется на разных этапах ее выполнения. В начале учебного года проводится тест мануальной доминантности. ( по С.К. Кожохиной), с целью определения уровня развития и психо- эмоционального состояния у детей, поступающих в группу. Проводятся выставки детских творческих работ.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика с целью определения динамики развития креативности и психологического здоровья каждого ребенка. Результаты диагностики, полученные в начале, середине и в конце учебного года, заносятся в диагностическую карту. Это позволяет оценить динамику развития каждого ребенка по различным направлениям, предусмотренным программой.

В конце года дети получают на руки свои работы, а также рекомендации для дальнейшего развития креативности в определенных направлениях.

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.

Принципы содержания программы:

  1. Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
  2. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
  3. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
  4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.

Реализация программного материала рассчитана на 3 года. Планируется проведение одного занятия в неделю с детьми во второй половине дня, и одной встречи в две, три недели с родителями. (Количество встреч с родителями может варьироваться в зависимости от потребности).

Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, фототерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.

Ограничения и противопоказания.

Даная программа не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:

· дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;

· дети с психопатоподобным поведением;

· дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, пароксизмы, требующие наблюдения и лечения у невропатолога);

· дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе;

· дети с тяжелыми нарушениями сенсорных анализаторов;

· дети с общими противопоказаниями для поступления в ОУ.

1 Вводное занятие.

1.1Тест мануальной доминантности позволяет определить полушарность ребенка. Знакомство с кабинетом, его оснащением, художественными материалами.

1.2. Рисунок себя (по А,М. Прихожан и З. Василяускайте). Для выполнения рисунка выдается 6 цветных карандашей(фломастеров):синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Дается лист бумаги, сложенный книжечкой (пополам). Инструкция ребенку:Сейчас ты будешь рисовать. Первую страничку оставь чистой. А на второй нарисуй плохую девочку тремя карандашами. Какие цвета ты выберешь? Остальные карандаши убери. (Рисуется плохая девочка). А теперь нарисуем хорошую девочку другими тремя карандашами. (Рисуется хорошая девочка). А теперь на свободном месте нарисуй себя — можешь использовать все 6 карандашей. После завершения работы с ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о том, какой рисунок больше понравилось рисовать, почему. Кто хорошая и кто плохая девочки. Кого бы ты взяла себе в подружки, почему. Что больше всего нравится в себе, чему бы ты хотела научиться и т.д. Обработка результатов согласно общей схеме интерпретации результатов методики.

2. Вспоминая лето.

2.1Рисунок на тему «Как я провела лето». Психологическое вхождение(звучат летние мелодии- песни птиц, звуки дождя, голоса животных). Ребенок рассказывает истории о летних приключениях, описывает объекты, цветовую окраску, запахи, вкусы, запомнившиеся ощущения, интересные необычные звуки. Познавательный этап — смотрим слайд-фильм «Лето» в картинах художников. Работа в материале — на ? альбомного листа тонированной бумаги рисуем пастельными карандашами. Обсуждаем и анализируем рисунок.

2.2.Рисунок состояния. Цель: стимулирует творчество и осознание чувств. Материалы: бумага, цв. карандаши, восковые мелки, краски. Инструкция: используйте 1-2 минуты, чтобы осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Рисунок рассматривается, но не оценивается.

3 .Краски рассказывают сказки. Используются несколько разделов из одноименной книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой:

-Радужные сказки и стихи.

- Как краски дружат

-Какие бывают картины

Радужные сказки и стихи.

Все цвета радуги.

3.1 Чтение стихотворения «Семицветный мостик», вопросы и задания

  • Как ты думаешь, откуда берется радуга?
  • Какой цвет радуги тебе нравится больше всего?
  • Представь, что с альбомом ты идешь по семицветному мостику радуги. Что ты нарисуешь во время этого путешествия?

Рассказывается история «Рождение радуги». Игра «Все цвета радуги». Рисование радуги. а на ней все подарки. которые подарили людям ее дуги.

3.2Упражнение Каракули развитие воображения. мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения. Инструкция: Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас продолжи рисунок, дорисуй на твой взгляд не достающие детали. А теперь давай подумаем на что похожи каракули?

4.1. Коллаж. Цель работы: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоции переживаний, связанных с процессом творчества. Виды и стили. Виды коллажей — на холсте, на бумаге, на ткани, на батике, на каркасе -без фона. Стили коллажа — пейзажный, вегетативный, декоративный, формо-линейный.

4.2.Коллаж из журналов «Карта маленького мира». Настройка на «здесь и сейчас».Анализ собственных переживаний, рефлексия. Релаксация, медитация. Создание из нескольких картинок целостного образа, который можно дополнить с помощью красок, декоративных элементов, добавлять слова и фразы. Материал: журналы, картинки, открытки, нитки, зерна. Формат А4.

4.3 Техника — рисование с помощью клубка. (автор Норма Лебен). Эта техника является альтернативной рисованию. Педагог имеет клубок ниток любого цвета и толщины. Разматывая нить, показывает ребенку, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем клубок передается ребенку и предлагается продолжить «рисование». Обсуждение. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:

-Можешь ли ты увидеть здесь какие либо буквы?

-Какие фигуры ты здесчь видишь?

-Что напоминают тебе эти линии:людей, пейзажи, какие -нибудь события? Ответы одобряются педагогом.

4.4 Наклеивание фрагментов коллажа. Продолжение работы над коллажем «Карта маленького мира».

Работа с эффектами. Цель: углубленное самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации.

5.1.Взаимодействие с бумагой. Создание плоскостных композиций. Материал: журналы, фотографии, клей, ножницы, мелкие игрушки. Работа называется, обговаривается, какие чувства вызвала, что вспомнилось, что хочется еще сделать.

5.2.Техника «Рисунок -игра». Автор Стенли Киссель. Эта техника снимает чувство тревоги, позволяет вовлечь ребенка в безопасное и интересное для него занятие. Описание техники. Педагог начинает рисовать на бумаге со словами «Нарисуем-ка домик». И добавляет»Это был обычный домик, с двумя окнами, дверью, крышей и двумя трубами». Далее идут слова :»В этом доме жила девочка. Как зовут девочку?» Например, Катя. Затем педагог продолжает: «Катя жила в этом доме с родителями. Однажды они купили ей щенка. Как же Катя назвала щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. «Хорошо, назовем его Шариком. Однажды Катя вернулась из школы и не нашла дома щенка. Она вышла из дома поискать собачку». Педаго проводит прямую линию от двери дома вниз. «Как ты думаешь, нашла она там свою собачку? Катя повсюду искала свою собачку. Она прошла по одной улице, по другой улице». Здесь можно спросить ребенка, нашла ли Катя щенка. Как правило, дети отвечают «нет». Педагог продолжает рисовать до того момента, пока на рисунке не появится что -то похожее на 4 лапы, и далее говорит: Катя вспомнила, что Шарик любил гулять в парке, поэтому поспешила туда» При этом педагог рисует то, что отдаленно напоминает хвост. «Нашла там Катя щенка?» обычно в ответ звучит «нет». «Катя ходила по парку в поисках щенка, но нигде его не находила и поэтому отправилась домой.». Затем можно спросить ребенка, какое настроение было у Кати. Как она шла домой — быстро или медленно? Педагог говорит: « Катя шла домой медленно, потому что ей было очень грустно.С этими словами медленно проводит линию в направлении к дому. - Что случилось с нашим рисунком?» Некоторые дети сразу отвечают, другие будут молчать. В любом случае педагог говорит ребенку, что рисунок «превратился « в собачку и предлагает взять рисунок домой. Таким образом, в результате выполнения упражнения ребенок получает в подарок рисунок и вовлекается во взаимодействие с педагогом по мере того, как тот чередует свои действия с вопросами, адресованными ребенку.

5.3 Взаимодействие с бумагой. Создание объемной композиции или

скульптуры. Материалы: ножницы, клей, скоч, бумага( туалетная, оберточная, картон, пакеты и т. п. ).

5.4.Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек. (автор Барбара Тернер). Эта техника может применяться как средство обучения ребенка основам «эмоциональной грамоты». Описание техники. Для работы заранее готовят картонные шаблоны детской фигуры, соответствующие возрасту и полу ребенка. На занятии ребенку предлагают контурное изображение фигуры девочки ( в нашем случае), которое необходимо раскрасить. Задание можно сопровождать следующими словами: «Раскрась эту девочку так, чтобы можно было узнать, что почувствовала бы эта девочка, случись с ней то же самое, что и с тобой». Или «Мне хочется узнать, что чувствует эта девочка».

5.5 Рисование на мятой бумаге. Используется в качестве основы для рисунка мятая бумага. Предварительно ее хорошенько изминают и настраиваются на работу. Рисовать можно красками или мелками, можно оборвать края рисунка, оформив в виде овала, круга и т. д.

5.6 Техника «Разрывание бумаги»( автор Кэти Дэйвис).Предлагаемая техника доставляет ребенку мнорго положительных эмоций и имеет хороший терапевтический эффект. Она дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей. Описание техники. Для работы нужны старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно спросить ребенка, поможет ли он убрать кабинет. Затем ребенок вместе с педагогом начинают разрывать газеты или журналы. Все кусочки бросаются в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, ребенок и педагог энергично подбрасывают кусочки бумаги вверх. Грают столько, сколько позволяет время. Затем наступает момент уборки. Когда уборка завершена, педагог просит ребенка поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует когда дает выход своей энергии.

5.7 Рисование на мокрой бумаге. Упражнения. Заранее готовятся цветные растворы (Вода+ колеровочная паста). Лист бумаги мочится водой с помощью поролоновой губки. Разведеными цветными растворами наносятся изображения на бумагу. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать, как они смешиваются, растекаются, и замечать. какие чувства возникают при этом. Потом можно трансформировать узоры в образы, дать им название.

5 .8 Рисование по мокрой бумаге «Морской пейзаж». Заранее вырезаются шаблоны для парусов из газетной бумаги. Лист бумаги смачивается водой с двух сторон и «приклеивается»к столу. Шаблоны из газетной бумаги плотно прикладываются к влажному листу. Покрываетсянебо, море, пляж, Пока бумага не высохла окончательно, снимаются газетные паруса. Тонкой кисточкой дорисовываются лодочки и флажки.

5.9 Создание тематической композиции с применением эффектов взаимодействия с бумагой. Формат А3. Материалы для коллажа. журналы, картинки, бусинки, тесьма, ленты, кружево, ракушки. Во основе лежит сюжет. например «Увлекательное путешествие». Определяется цветовая гамма -2-3 основных цвета и несколько близких по колориту. Используются неожиданные и объемные предметы. Используются шрифтовые надписи, символы, знаки по теме. Фрагменты коллажа перемещаются по поверхности листа, чтобы подобрать наиболее эффектное их расположение. Проводятся манипуляции с бумагой. -разрывание, сминание, скручивание, выгибание, тиснение для использования в работе. Готовому коллажу дается окончательное название. Обсуждение.

6. Окружающий нас мир.

6.1 Звуки вокруг нас.

Дети закрывают глаза и пытаются услышать что происходит вокруг, слиться с окружающим пространством и услышать отдельные звуки. Далее открыв глаза каждый зарисовывает тот звук который ему показался наиболее интересным. Далее обсуждение. Что услышали? В какой момент? Почему именно этот звук выбрали для рисунка?

6.2. Творческое задание «Такие разные животные" Дети встают в произвольном порядке, каждый придумывает каким бы животным он хотел быть и поочереди изображают, движения, манеры поведения, звуки которые издают животные, образ жизни. Обсуждение. Упражнение способствует снятию мышечных зажимов, более доверительному отношению в группе.

6.3.Рисунок «Сон куклы" кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится). Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Упражнение предполагает рассказ ребенка сна от лица куклы.

6.4. Медитативное рисование. Музыка включается по желанию ребенка. Материал: плотная бумага А4 и гелевая ручка. Процесс заключается вповторении элементарных форм, заполнении ими всего листа. Начинают рисовать из центра или от края, неважно. Главное заполнять лист и поменьше останавливаться. В процессе рисования концентрироваться на плавности линий. Думать тут не надо: просто шаг за шагом, листик за листиком, линии, объекты, повторяем, повторяем. Цель: заполнить весь лист.

7. Тема «Море». (по С.К. Кожохиной)

7.1 «Волшебство уходящего дня на море и реке»

1-й этап: познавательно-игровойпсихологическое вхождение. Вспоминаем песни о море. Моряках, поем их.

2-й этап. познавательно- игровой. Играем в «Соломинка на ветру».

3-й этап:познавательно-практический. Смотрим слайд-фильм о художниках-маринистах( изображения рек, морей, водопадов); делаем эскизы маркерами на небольших листочках; заучиваем формулу-правило художников:

К аждый (красный)

О хотник (оранжевый)

Ф азан (фиолетовый)

Формула- правила пригодится при расположении цветов в изображении заката на море. Колеруется лист А3 любым оттенком заката:оранжевым, красным, желто-оранжевым.

4-й этап: психофизической разгрузки. Медитация с использованием звуков моря (крики дельфинов, китов, шум волн, крики чаек).

7.2«Море волнуется раз, море волнуется два. »

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Море волнуется раз. »

2-й этап: познавательный. Релаксация под звуки моря (делимся своими чувствами, ощущениями, смотрим репродукции картин художников).

3-й этап: практический. Одним цветом пастельного мелка компонуем на листе объекты по эскизу; начинаем работать в цвете пастелью.

4-й этап: показываем работу бабушке (родителям).

7.3 "Морские истории"

1-й этап:психологическое вхождение. Поем песни о море. На листе А4. смоченом водой. без кистей рисуем море, пальцами по всему формату.

2-й этап :игровой. Играем в «Пиратов и моряков», видеорелаксация.

3-й этап: практический. Продолжаем работу в цвете с учетом расположения цветов.

4-й этап: работаем с книгой(информация о морских обитателях).

7.4 «Путешествие на морское дно»

1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Путешествие на морское дно».

2-й этап: познавательный. Рассматриваем в воде, налитой в большие емкости, всевозможные камешки, раковины. Нюхаем запахи: крабовое мясо, кусочки селедки, кальмары сушеные и т. п. Пробуем на вкус и придумываем истории и сказки.

3-й этап: практический. Работаем в цвете на раскрашеном пальцами листе — рисуем обитателей моря.

4-й этап: психофизической разгрузки — фантазирование на тему морских обитателей. Ребенку предлагается обернуться в шифоновую ткань и превратиться в какого либо персонажа, двигаясь под мелодию.

Как краски дружат. (по А. Лопатиной, М. Скребцовой)

8. Тема «Цветоделение».

8.1. «Теплое и холодное царство».

  • 1-й этап: психологическое вхождение — слушаем сказку про Теплое и холодное царство, про волшебные цвета, живущие в них..
  • 2-й этап: познавательный. Накидываем на себя шифоновую ткань, представляем себя жителями царств, трогаем в емкостях холодную и горячую воду, обсуждаем чувства.
  • 3-й этап :практический. На листах цветного картона выкладываем из геометрических фигур, вырезаные из цветной бумаги, любую композицию, характеризующую Теплое и Холодное царства.
  • 4-й этап: психофизическая разгрузка. Рассказ о своей работе. Роспись картонной заготовки — короны для царицы Теплого или Холодного царств.

8.2 «Основные и производные цвета».

  • Рассказывается сказка про трех королей - королей Желтого, Красного и Зеленого королевств. Обсуждение.
  • Далее производится эксперимент по смешиванию цветных растворов воды. В пластиковых стаканчиках. Берутся бледные по цвету и насыщенные растворы. Анализируются результаты. Результаты рисуются в альбом.

9.1.Рассказывается сказка «О чем рассказывают цветы и цвета».

Отвечаем на вопросы:

-Если бы трава была голубой.

- Если бы снег был черным.

- Если бы море было красным.

- Если бы молоко было коричневым.

- Если бы стволы деревьев были сиреневыми.

- Если бы теле человека было зеленым.

- Если бы небо было розовым.

9.2. Игра «Садовник»

Педагог — ведущий. В руки ребенка вкладываются карточки. на которых изображены цветы того или иного цвета. Педагог говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цвета мне надоели, кроме красного цвета (называется любой цвет). Ребенок смотрит на свои карточки, ищет цветок данного цвета и описывает его, не называя. Отвечает на 2-3 вопроса о том, где его цветок встречается, с какими цветами дружит.

9.3. Показ фото и рисунков цветов.

  • Нюхаем цветочные ароматы.
  • Играем «Узнай запах».
  1. Составление «красочной таблицы дружбы красок и цветов», например: клевер дружит с алыми, розовыми и белыми красками.

10. Исследуем белый цвет

10.1. - Читаются стихотворения про белый цвет. Обсуждение.

Творческое задание «Роль белого цвета». Показываются изображения картин разных художников. например:А.Рылова «В голубом просторе», И.Грабаря «Белая зима», А.Куинджи «Пятна лунного света в лесу», «Зима», В.Сурикова «Взятие снежного городка», Б.Кустодиева «Масленница», И.Левитана «Март». Перечисляются все оттенки белого цвета, использованные художниками. Затем выбирается наиболее понравившаяся картина и ребенок рассказывает о роли и красоте белого цвета в выбранной им репродукции, не называя ее. Учитель должен догадаться, о какой картине идет речь.

10.2 Рассказываются сказки и пословицы о белом цвете. Обсуждение.

Игра «Снег кружится». Белая бумага рвется на мелкие кусочки, складывается в емкости. Ребенок встает с места, накидывает на себя белую шифоновую ткань, пританцовывает и подкидывает вверх рваную бумагу, наслаждается снегом. Релаксируем под «зимнюю» музыку.

10.3. Работаем в цвете «Моя зима».

Презентация «Пейзаж глазами художников». Зрительный ряд включает изображения картин: Питер Брейгель Старший «Падение Икара», Франческо Гварди «Исола ди Сан-Джоржо Венеции», пейзажи И.Левитана, А.Рылова, И.Шишкина, А.Куинджи.

10.4 Уголок природы «Зима». Миниатюра в стеклянной банке. Материалы: стеклянная баночка с плотно навинчивающейся крышкой 300-500г, блестки, искусственный снег, небольшой пластиковый сувенир (фигурка животного, сказочный персонаж, нарядные домики), вода, водостойкий клей, декор для крышки(бусинки, стразы, тесьма и т. д.). На дно банки клеится сувенир,сушится. Затем сыпятся блестки и снег, заливается все водой и крепко навинчивается крышка. Крышка украшается. При встряхивании в баночке «идет снег».

11. С кем дружит черный цвет?

11.1Чтение стихотворений «Фея темнота», «Чернозем». Отвечаем на вопросы. Обсуждение.

Творческое задание «Радостный черный цвет». Инструкция ребенку «Представь, что черная точка захотела стать художницей. Нарисуй смешной рисунок черными точками». Материал: черный фломастер или уголек. 11.3

11.2. Рассказывается сказка «Подарок феи черного цвета». Обсуждение. Игра «Узнай запах» С закрытыми глазами угадываются запахи: черный чай, черный кофе, черный шоколад, сырая земля.

11.3 «Кто дружит с черным цветом?» Вспоминаем животных, чья окраска содержит черный цвет. Смотрим фотографии и картинки.

  • Играем с мешочком. Ребенку выдается мешочек с небольшой фигуркой животного, причем очень характерной и рельефной. Мешочек сверху затянут тесьмой и ребенок не видит, что в нем находится. Он опускает руку внутрь мешочка и ощущает пальцами то, что там спрятано. Почувствовав и представив форму, ребенок рассказывает о своих ощущениях. а затем зарисовывает их.
  • 11.4 Рисунок «Подарок царице красок». Задание — нарисовать подарок, который бы ты принесла на бал фее всех красок и цветов земли.

12.1. Рассказывается сказка «Серый кот и черная мышка». Обсуждение.

- Творческое задание «Погружение в цвет». К доске прикрепляются 2 листа ватмана, один с большим черным квадратом, другой - серым. Играет спокойная музыка — релакс. Ребенок под музыку в течение нескольких минут должен, не отрываясь смотреть на один и другой квадраты по очереди. Затем ребенок рассказывает, что он увидел в черном или сером квадрате, о чем вспомнил, что изменилось в настроении.

  • Ассоциативное рисование. Инструкция ребенку. «Нарисуйте себя в виде маленькой серой мышки и обстановку, в которой вы оказались.»

-Читаем стихотворение Александры Литвской про серый цвет.

  • Практический этап «Сокровища серого дня»— на бумаге серого цвета делается рисунок на тему Материал: фломастеры, пастель
  • Рефлексия

13. Коричневый цвет.

13.1 Читаем стихотворение «Коричневый загар». Смотрим фото людей разной степени светлоты.

-Читаем стихотворение «Коричневый шоколад».

-Нюхаем запахи шоколада. Дегустируем шоколад — горький черный, молочный, с орешками и др. (3-4 разных вкуса)

- Задание ребенку: придумать свой рецепт изготовления шоколада. Затем дать ему название и нарисовать упаковку для этого шоколада.

  • Читаются стихотворения «Цвет коричневой земли», задаются вопросы:
  • какие коричневые дары земли ты знаешь. какие из них тебе кажутся самыми вкусными, почему. расскажи, у кого из твоих друзей есть одежда коричневого цвета.
  • Читается стихотворение «Коричневый шоколад». Съедается по кусочку разного шоколада (например, — черного, горького, молочного, с изюмом и т. п. ) Дается задание придумать свой рецепт шоколада и дать ему название.
  • Рисование упаковки для этого шоколада.
  • 13.2. Показываются изображения на тему «Шоколадная планета».
  • Рисование портретов жителей шоколадного царства.
  • Обсуждение

14.1 Задание нарисовать ладошками цветы сиреневого цвета

  • Отвечаем на вопросы: какие сиреневые цветы ты знаешь? Если бы ты была волшебницей, цвет каких предметов ты бы поменяла на сиреневый?
  • Получаем сиреневый цвет разных оттенков и светлоты смешением красок. Эксперимент. Материал: пластиковые стаканчики, краски гуашь и акварель, белила.
  • 14.2. Творческое задание Акватипия Рисунок наносится на стекло, бумагу нужно намочить водой и прислонить к стеклу. Сделать отпечаток, сняв бумагу по вертикали, по горизонтали или по диагонали.
  • Задание ребенку: придумать и нарисовать свой сиреневый цветок.
  • 15 .Тема «Восприятие» по С.К. Кожохиной
  • Симультанное восприятие. «Симультанный» - «мгновенный.» Одновременное восприятие объекта в целом или нескольких объектов при отсутствии движения глаз.
  • 15.1 «Дострой изображение». На чистый лист бумаги наклеивается кусочек репродукции с вырезанным внутри окошком. Ребенок должен доделать работу, используя и продолжая элементы уже предложенных линий и цвета. Линейное построение. Рисование под спокойную музыку.

15.2. Домик для страхов Детям предлагается поселить страхи в специальный дом. Ведь страхам тоже нужно где-то жить, отдыхать после пуганий и что-то есть.

Часто дети берут для рисования фасада листы А3, но могут попросить и листы поменьше, чтобы нарисовать отдельные комнаты.

В таких домах в основном агрессивные атрибуты: на стенах черепа, элементы в виде когтей и клыков, много угловатых деталей. Цвета тоже используются яркие и насыщенные: красный, черный, темно-синий.

Вокруг домов дети рисуют костры, факелы, черепа, с горящими глазами. Время суток – ночь.

Когда дом для страхов будет нарисован и ребенок закончит работу, попросите его закрыть в этом доме страхи навсегда, а для этого закрасить дом любой светлой краской: желтой, голубой или розовой гуашью.

16. «Сукцессивное восприятие». Это восприятие объектов, их частей, связанное с движением глаз.

  • 16.1 «Дострой изображение». На лист белой бумаги наклеивается кусочек репродукции, где изображена только часть объекта. Ребенку предлагается достроить изображение, опираясь на свои жизненные наблюдения, воображение, фантазию.
  • 16.2. Работа в цвете.
  • Упражнение на развитие внимания. Запоминать лица людей. Инструкция ребенку: Сядьте и сосредоточьтесь. Попробуйте описать черты лица некоторых своих друзей: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Начинать надо с того, что изучив лицо человека, попробовать кратко описать его. Практическое занятие( на бабушках, родителях и т. д).
  • 17. Песочники
  • 17.1. "Волшебный песок"
  • Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения. Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию. Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".

Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:

• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки) ;

• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик) ;

• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)

• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф

• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Анализ упражнений: что ты чувствовал при работе с песком? тебе было приятно или нет? понимал ли ты инструкцию психолога? что легче говорить или понимать (чувствовать?

17.2. "Отпечатки наших рук"

Цель: учить совместному действию. Задача: оценить собственные ощущения. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "

17.3. "Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

17.4 "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

18. Чем мы рисуем (по А. Лопатиной, М. Скребцовой)

18.1 Карандаши и фломастеры.

  • Читаем сказку «Карандашный человечек». Отвечаем на вопросы:
  • Как ты думаешь, что дальше случится с карандашным человечком? Придумай продолжение сказки.
  • Показ ребенку рисунков, нарисованных разными карандашами. (На каждом карандаше есть маркировка, говорящая о разных типах грифеля). Педагог рассказывает, как различать разные типы карандашей, затем просит угадать по рисункам ребенка, какие типы карандашей были использованы.
  • Задание ребенку: нарисовать карандаш в образе человечка и раскрасить тем цветом, который больше всего нравится.

18.2. «Фея Акварель».

  • Рассказывается сказка «Фея Акварель».
  • Показываются художественные материалы — акварель, гуашь.акрил, масло. Ребенок открывает краски и нюхает их. Педагог рассказывает о свойствах разных красок, их изобретении.
  • Рисование разными красками необычным способом: губкой,кляксами, брызгами, пальцами.

19.Транспорт. ( по С.К. Кожохиной)

  • 19.1 Арт- терапевтическая техника « Путешествие на ковре-самолете»
  • Отгадываем загадки про транспорт.
  • Смотрим книгу «Машины»- книга из серии «Все обо всем».
  • Игра «Паровозик». Ребенок — «вагончик», педагог - «паровозик», ведет ребенка по комнате. Ребенку завязывают глаза. Упражнение развивает доверие к педагогу, учит преодолевать чувство страха и неуверенности в себе.
  • Делаем эскиз ковра - самолета на большом листе большой кистью рельефной краской (3-4 цвета).

19.2. Рисование на тему ПДД.

  • Показываются фотографии с городскими улицами,
  • Рассказ о дорожно-транспортных происшествиях.
  • Работа над рисунком.
  • Обсуждение.

20. Какие бывают картины( по А. Лопатиной, М. Скребцовой М.)

20.1 Читаем стихотворение «Окошко в мир». Отвечаем на вопросы.

-Педагог подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем показывает ребенку репродукции разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описал. Ребенок должен узнать пейзаж по описанию.

-Что дарят людям художники -пейзажисты?

-Какой пейзаж ты бы хотела иметь в комнате?

-Как ты думаешь, художнику легче рисовать пейзаж с натуры или по памяти, и почему?

-Творческое задание. Педагог- в роли художника. Ребенку выдаются карточки разных цветов. Художник говорит, что он хочет нарисовать. например, лес(озеро, лужайку). Ребенок поднимает карточку с цветом для данного пейзажа.

20.2. Весенний пейзаж. Рисование.

  • Смотрим репродукции картин художников и рисунки детей на тему «Весенний пейзаж».
  • Закрываем глаза, слушаем весенние голоса птиц, нюхаем веточки тополя.
  • Смачиваем лист губкой и рисуем пейзаж по представлению акварелью.

21. Погружение в натюрморт

21.1 -Творческое задание. В течение короткого времени педагог показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем ребенок рассматривает этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время второго просмотра педагог включает музыку и просит ребенка представить, что он берет в руки тет или иные предметы, изображенные на натюрморте, разговаривает с ними и пользуется ими. Обсуждение, как по разному воспринимается натюрморт если просто смотреть и если погружаться в него.

  • Рисование края чашки взависимости от уровня горизонта. Упражнения.
  • 22.2 Слушаем рассказ «Целебный натюрморт».
  • Отвечаем на вопросы:
  • Представь, что тебе заказали нарисовать натюрморт для детской больницы. Что бы ты на нем изобразила?
  • Есть ли у тебя в доме картина, которая помогает тебе в трудную минуту? Расскажи о ней.
  • Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы егт невозможно было забыть?
  • Опиши и нарисуй натюрморт из рассказа: как выглядела ваза, где она стояла, какие на ней были фрукты.

22."Мандала" рисунок в круге

  • Мандала – это узор, вписанный в круг. С помощью такой мандалы можно продиагностировать психологическое состояние человека. А можно и подлечиться самостоятельно. Чтобы нарисовать мандалу, следует сначала изобразить круг. Нужно найти серединку круга. После этого следует расслабиться, закрыть глаза и попытаться прочувствовать свое состояние. Обычно одновременно в одном и том же человеке может гнездиться и страх, и гордость, и уныние, и радость. Это как картинка – пазл. Нарисовать мандалу – это все равно, что собрать пазл. А когда он в уже готовом виде предстанет перед взором, человеку станет больше понятно о себе. Кроме того, что на сегодняшний день есть в человеке, в мандале можно нарисовать и то, что еще только зарождается и требует развития. Подобная мандала не только лечит сегодняшние проблемы, но еще и способствует развитию личности

23." Личный сосуд"

- Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наша судьба и наш внутренний мир. Теперь давайте выберем каждый по сосуду и попробуем его расписать материалами представлеными на столе (краски, мелки восковые, пластелин, цветная бумага).

-А теперь представим. что это только оболочка, а во внутрь мы можем поместить что то свое, и заполнить этот сосуд. Заполнение сосуда красками, песком, личные вещи, бумага и тд.

-Обсуждение полученных сосудов

24. «День Победы 9 мая»

24.1 Работа с эффектами.

  • -Слушаем песню «день Победы».
  • Используем бумажные салфетки ярких цветов — красные, желтые, белые, розовые и сминаем из них мелкие комочки. Наклеиваем на темный лист цветного картона — делаем имитацию салюта.
  • Цветными гелями с блестками украшаем картину.

24.2. Открытка- коллаж к празднику.

  • Смотрим варианты праздничных открыток.
  • Выбираем понравившиеся фотографии с военной хроникой (заранее распечатывается из интернета).
  • Придумываем композицию. Материалы: фотографии, цветной картон, цветная бумага, полоски георгиевской ленты. Клей-карандаш, простые и фигурные ножницы.
  • Изготавливаем открытку.
  • Поем песню про Победу.

25. Музыка и живопись ( по С. К. Кожохиной)

  • 25.1 «Я — музыкант». Громко включена мелодия «Поющие барабаны». Это зажигающая ритмом и темпераментом музыка.
  • Ребенку предлагается взять музыкальные инструменты (их заранее готовит педагог) и дополнить новыми звуками мелодию, уловив ее темперамент. Среди «инструментов» банки с водой, бутылки с горохом, наждачная бумага, деревянные и металлические ложки, бубны и колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы, бумага разной фактуры.
  • Ребенок начинает двигаться по кабинету, выбивать такт и ритм импровизированными инструментами.

25.2 «Я — художник» На партах приготовлены куски обоев. огромные кисти и емкости с красочными колерами (колеровочная паста+ вода +белая акриловая или водоэмульсионная краска, заранее готовит педагог). Музыка меняется на спокойную, релаксирующую. ( например - звуки природы) Ребенок начинает рисовать под звучащую музыку.

  • Ребенок рассказывает, что с ним происходило, что он нарисовал, о своих чувствах и впечатлениях. Художественная ценность полученного произведения не столь важна — ребенок получает эмоционально-чувственный заряд и выплескивает свои эмоции.

26. Цветы. ( по С.К. Кожохиной)

  • Слушаем песни о цветах.
  • Смотрим слайд-фильм (цудо-цветок в изображенияхнародных промыслов — Гжель, Жостово, Хохлома, Городец.
  • Делаем зарисовки цветов каждого промысла.

26.2 Итоговое занятие. -Фантазия «Куст роз». Разработана Д. Стивенсоном. Используется в интерпретированном виде. Ребенок устраивается поудобнее и закрывает глаза. Педагог брызгает в воздух туалетной водой «Чайная роза» или что- то с ароматом розы, например эфирное масло. Ребенок прислушивается к себе, ощущает и чувствует свое внутреннее « Я», представляет себя кустом роз. Педагог задает вопросы.

  • Какой ты куст роз? Ты маленький или большой?
  • Ты пышный?
  • Ты высокий?
  • На тебе есть цветы?
  • Какого они цвета?
  • Есть ли у тебя шипы?
  • Где ты находишься?
  • Кто за тобой ухаживает?

- Что окружает тебя? И т. д.

  • Затем ребенок открывет глаза. Говорит о том, что хочется сказать.
  • Рисуется куст роз.
  • Делимся впечатлениями, которые возникли в ходе занятия.
  • Педагог, прощаясь с ребенком и его родителями (законными представителями) на летние каникулы, дает задание: как можно больше наблюдать за природой и людьми, Фотография на память.

Работа с родителями

Значение семьи для развития ребенка в раннем детстве трудно переоценить, поэтому сотрудничество с родителями, знакомство со сложившимися в семье принципами взаимодействия с ребенком. Основой плодотворного взаимодействия является открытое, доброжелательное, тактичное общение.

Различные формы участия родителей в воспитании и обучении ребенка:

  • знакомство и обсуждение программы;
  • беседы и консультации родителей.
  • посещение родителями занятий;
  • анкетирование родителей;
  • проведение совместных праздников.

Методическое обеспечение образовательной программы:

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.

Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:

а) соблюсти принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию;

б) познакомить с разнообразными техниками и художественными материалами;

в)решить педагогические задачи формирования качеств личности ребенка;

г) сделать пребывание ребенка в центре внешкольной работы комфортным, познавательным и интересным.

Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов и инструментов, таких как акварель, карандаши(простой и цветные), гуашь, акрил, восковые мелки, фломастеры, кисти (щетина, белка), картон белый, цветной, цветная бумага, бархатная, разноцветные веревочки, и журнальные иллюстрации, клей, ножницы, поролоновая губка, а также природных материалов — камешков, листьев, ракушек, перышек и т.д. Для изображения подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у ребенка эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к окружающим, выразительными жестами, движениями. При этом предлагаю ей демонстрировать то, что изображено.

Во время занятий: аппликацией, лепкой, рисованием, ручного труда дети заучивают потешки, стишки, отгадывают загадки, получают математическое развитие, экологическое воспитание.

На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с педагогом.

Как правило, 1 этап — психологическое вхождение в занятие. 2 этап — познавательный, или знакомство с неизвестным(новым): игры, релаксация и медитация, работа с наглядными пособиями, слайд-фильмы, элементы арт- терапии. 3 этап — практический, или работа в материале. 4 этап — завершающий, или психофизическая разгрузка: арт и психотерапевтические игры, аудиотренинги, взаимодействие с родителями.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Перечень дидактических материалов.

  1. Набор карточек из серии «Первые уроки»
  • цвета
  • кто где живет
  • открытки с цветами

2. Раскраска из серии «Первые уроки» -

- деревья и листья

3 Карточки с цветами

  1. Банки разного размера
  2. Шифоновая ткань
  3. Аудиофайлы «Звуки природы», «Голоса птиц», «Релакс», песни «День Победы», «Море».
  4. Файлы в формате JPEG для показа слайд-фильмов.
  5. Карандаши, восковые мелки, краски, кисточки
  6. Бумага формата А3,салфетки
  7. Несколько кукол или мягких игрушек
  8. Журналы разной тематики для создания коллажа
  9. Клубок ниток
  10. Песок

3. Оборудование в кабинете: парта, стул, скамеечка под ноги, подушка на стул, стенд для зрительного ряда, ПК, рукомойник.

- словесный – активизирует сознание ребенка;

-игровой - дает совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества;

- наглядный –формирует представление о движении, развивают сенсорные способности;

- практический – обеспечивает проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений.

- наглядно - зрительный – включает четкий показ образца движения или отдельных элементов;

- тактильно – мышечная наглядность основана на непосредственной помощи педагога, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела;

- наглядно – слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под бубен, стихотворение;

Для реализации данной программы в Центре детского творчества созданы следующие условия:

  • имеется кабинет для проведения занятий, соответствующий нормам и правилам СанПиН;
  • в помещении учтены необходимые требования к естественному (непрямому) освещению кабинета в дневное время и искусственному освещению, которое позволяет работать детям в вечернее время суток;
  • кабинет укомплектован достаточным количеством столов и стульев;
  • имеется дидактический материал (карточки, рисунки, схемы, условные обозначения, трафареты, шнуровка, мягкие пазлы, кубики, магнитная доска с цифрами и буквами, настольный театр. Собраны комплекты методической и художественной литературы, альбомы с иллюстрациями к произведениям русских писателей, натурный фон и т.д..);
  • каждое место оснащено всем необходимым: бумага, картон, ножницы, карандаши, клей, кисточки, салфетки;
  • имеются шкафы для хранения готовых изделий, инструментов и приспособлений, необходимых для занятий;
  • инструменты, приспособления и материалы для работы хранятся в индивидуальных ящиках и в рабочих столах.
  1. Бартышева Т.Ю. Во саду ли, в огороде. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи. ИД «Карапуз».2010.
  2. Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников «Детство – Пресс» 2009.
  3. Васильева М.А. Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду .Москва Мозаика-Синтез 2009.
  4. Выготский Л.С.Педагогическая психология. Бесплатная электронная библиотека
  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М. «Издательство Скрипторий 2003»,2010.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. «Скрипторий2003», 2010.
  3. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. - СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  4. Левин С. Ваш ребенок рисует. М. 1980.
  5. . Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. / Пре- дисл. А. Я. Варга. М. Институт практической психологии, 1998.
  6. Ленц Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М. Evidentis. 1999. 31. Ливерху
  7. Лопатина А. Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Серия «Образование и творчество».
  8. Машины. Все обо всем. Под редакцией Н.С.Кочаровой. М.,2000.
  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий..-М. ТЦ Сфера, 2010.
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. 2002.
  3. Кон И. С. Ребенок и общество. М. 1988
  4. Копытин А. И. Основы арт- терапии.СПб.,1999.
  5. Копытин А.И. Корт Б.Основы аналитической Арт- терапии: Издательство Института Психотерапии. 2011.
  6. Петрова И.М. Объемная аппликация «Детство – Пресс» 2010.
  7. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. – М. Айрис - пресс, 2009.
  8. Ткаченко Т.А. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий..-М. ТЦ Сфера, 2009.

Видео

Другие статьи