Руководства, Инструкции, Бланки

Разрабатываем Должностную Инструкцию img-1

Разрабатываем Должностную Инструкцию

Рейтинг: 5.0/5.0 (1861 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

На основании какого нормативного документа разрабатываются должностные инструкции?

На основании какого нормативного документа разрабатываются должностные инструкции?

В первую очередь следует отметить, что трудовое законодательство не требует обязательного составления должностных инструкций для всех категорий работников (служащих): в настоящее время необходимость этого предусмотрена только для муниципальных служащих (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), отдельных категорий государственных служащих (например, для полицейских (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"), для служащих таможенных органов (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации") и т.д.) и некоторых категорий работников (например, для персонала высших учебных заведений (п. 7 ст. 20 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), частных охранников (ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
Для прочих категорий работников детальное описание их трудовой функции, права и обязанности в рамках трудовых отношений могут быть включены непосредственно в трудовой договор. Составление должностной инструкции в этом случае не требуется. Однако должностную инструкцию, конечно, все-таки лучше иметь. Ведь в ней работодатель может определить задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. На это было указано и в письме Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0.
В соответствии с действующим законодательством работодатель наделен правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ), одним из видов таких актов и является должностная инструкция.
При этом, отметим, единых требований к структуре и содержанию должностной инструкции не установлено 1 .
При разработке должностных инструкций необходимо брать за основу квалификационные справочники, если применение справочников обязательно для работодателя. Как следует из п. 4 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, квалификационные требования, содержащиеся в справочнике, могут уточняться с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и требований к необходимой специальной подготовке работников. На это же было указано Н.З. Ковязиной, начальником отдела Минздравсоцразвития России, при ответе на вопрос: "Является ли Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих обязательным для предъявления требований к квалификации (образованию) должности или допускается устанавливать их по усмотрению работодателя?" ("Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2006 г.).
В остальных случаях, хотя применение квалификационных справочников не обязательно, мы рекомендуем также обращаться именно к ним.
При этом, составляя должностную инструкцию, следует учитывать положение абзаца второго части второй ст. 57 ТК РФ, согласно которому, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В таких случаях при составлении должностной инструкции следует руководствоваться соответствующими разделами Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих либо Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, например, для работников образования - разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. В отношении должностей, не предусмотренных конкретными разделами этих справочников, работодатель вправе руководствоваться Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.
В любом случае описание квалификационных характеристик в указанных справочниках является базовым. Работодатель вправе дополнять и уточнять обязанности работников в должностной инструкции в зависимости от условий работы, поскольку это не противоречит трудовому законодательству.
В части, касающейся мер дисциплинарной и материальной ответственности работников, работодатель должен руководствоваться нормами ТК РФ. Меры ответственности, не предусмотренные Кодексом, в должностную инструкцию включены быть не могут.
Таким образом, за исключением отдельных категорий работников, для которых законодательством утверждены требования к составлению должностных инструкций или типовые должностные инструкции, работодатель определяет структуру и содержание должностной инструкции самостоятельно, с учетом требований трудового законодательства. При этом нужно учитывать, что в соответствии с частью четвертой ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, применению не подлежат. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
1 Это положение не распространяется на государственные органы, в них, как правило, существует более строгая регламентация (смотрите, например, Положение о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации, утвержденное приказом ФТС от 11.08.2009 N 1458, или типовую должностную инструкцию сотрудника Федеральной антимонопольной службы, утвержденную приказом ФАС от 19.08.2004 N 86).

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Другие статьи

Приказ о разработке должностных инструкций: образец и правила оформления

Приказ о разработке должностных инструкций

Бизнес достигает максимальных вершин своего успеха лишь тогда, когда организация предприятия эффективно использует занятость рабочего персонала.

Обеспечить хорошую работу трудовых ресурсов помогают должностные инструкции (далее по тексту ДИ). Как же правильно их составить, чтобы сотрудники четко знали, что от них требуется в производственном процессе компании?

Положения, нормативные и законодательные акты для разработки ДИ

Скачать образцы приказов о разработке должностных инструкций в учебном заведении и на предприятии .

Работодателю предоставлена возможность на разработку локальных нормативных актов, основанных на нормах трудового права.

Это обоснование приводится в ст. 8 ТК РФ. Такое утверждение относится также ко всем типам ДИ, но при этом общих требований к порядку их составления и содержанию не установлено.

На некоторых предприятиях подробное изложение трудовой функции рабочих, их права и обязанности могут быть изложены в тексте трудового договора. поэтому составлять отдельную ДИ в таких случаях нет необходимости. И все же такой документ все-таки лучше иметь, т.к. в ней работодатель описывает, какие требования он предъявляет к сотруднику на определенном рабочем месте.

В ДИ излагают такие пункты в отношении работника на занимаемой должности:

  • какие основные задачи стоят пред ним в производственных процессах;
  • квалификационные требования;
  • главные функции сотрудника;
  • его права и обязанности на предприятии,
  • ответственность трудящегося.

Рекомендации работодателям по обеспечению рабочих мест ДИ изложены в письме Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0.

Как применять профстандарты при разработке ДИ

Как работник должен принимать участие в производственном процессе предприятия, чтобы его действия имели максимальную эффективность? Ответ на этот вопрос изложен именно в ДИ — основном документе, который определяет его функциональные обязанности, права. а также ответственность и взаимодействие с другими сотрудниками. Написание правильной ДИ для конкретного рабочего места — это очень даже ответственная и непростая задача. Как же выбрать структуру ее так, чтобы максимально оптимизировать процесс работы сотрудника?

Помочь в составлении текста ДИ могут квалификационные справочники. В п. 4 Общих положений квалификационного справочника, утвержденного Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, указано, что квалификационные требования, основанные на изложенной справочной информации в этом нормативном документе, должны уточняться с учетом особенностей конкретных производственных процессов.

Во время написания ДИ необходимо указать перечень выполняемых работ, которые характеризуют отдельную должность и список требований к необходимой специальной подготовке работника.

На практике при разработке ДИ для штатных сотрудников предприятия описание квалификационных характеристик в указанных справочниках, как правило, является базовым.

Руководством по оформлению и структурированию ДИ послужит ГОСТ Р 6.30.2003 «Унифицированные системы документации…».

Этапы разработки и введения в действие ДИ

Создавать ДИ для каждой конкретной должности нужно поэтапно .

Для этого нужно разработать положение об их разработке и назначить ответственных лиц. После выбирают необходимые материалы в квалификационных справочниках, на основании которых излагают базовый текст и дополняют его в соответствии со спецификой данной должности в условиях производства.

Когда сами инструкции уже изложены на бумаге, их необходимо утвердить и довести до сведения рабочих.

Как правильно составить должностную инструкцию на предприятии рассказано в следующем видеоматериале:

Правила оформления

Порядком оформления ДИ должны заниматься менеджеры по персоналу. Когда в компании немного должностей, то это под силу одному сотруднику из отдела по кадрам или персоналу. В случае, если компания имеет большую структуру, в которой насчитывается значительно больше должностей, то этой работой должны заняться руководители подразделений.

  • начальника отдела персонала;
  • руководителя структурного звена;
  • работника.

В верхней шапке она должна быть утверждена управляющим или главным инженером предприятия.

Составление предварительных документов

Для разработки ДИ нужно утвердить положение «О порядке создания и утверждения должностных инструкций» и должен быть издан соответствующий приказ. Положение должно быть согласовано с профсоюзным комитетом предприятия.

Форма приказа должна содержать информацию о лице, ответственном за составление ДИ, а также ссылаться на положении об их разработке. На основании данного приказа ответственное лицо должно написать и передать руководителю на утверждение ДИ для всех типов рабочих мест, имеющихся на производстве.

Структура и содержание самих инструкций

Основные характеристики в отношении сотрудников, которые должны быть включены в текст ДИ, описываются в таких разделах:

  1. общие положения;
  2. рабочие обязанности;
  3. права сотрудника;
  4. требования к квалификации работника;
  5. необходимые навыки и знания;
  6. ответственность и наказание за невыполнение обязательств;
  7. сотрудничество и отношения с другими членами трудового коллектива.

Текст не может быть написан в противоречии с действующим трудовым законодательством РФ.

Кто и как должен составлять должностные инструкции, рассказано в данном видеосюжете:

Составление приказа

Зачем нужно издавать приказ по предприятию о возложении ответственности за составление ДИ? Такое необходимо для порядка создания и введения в действие документации и ознакомления лиц с их должностными обязанностями. Руководитель, таким образом, возлагает ответственность на лицо, которое будет разрабатывать ДИ.

Дополнительно на предприятии организуется порядок ознакомления работников с ДИ и режим соблюдения трудовой дисциплины, а для отдела персонализации осуществление доведения до сведений трудящихся их прав и обязанностей во время участия в производственных процессах.

Для чего необходим данный приказ?

Приказ подписывается руководителем с целью обеспечения штатных сотрудников ДИ, на основании которых они будут четко знать: что от них требуется в процессе производства. В тоже время руководители подразделений при составлении таких документов определят порядок взаимоотношений подчиненных для оптимизации и достижения максимально эффективных результатов их работы.

Что содержит данный приказ

В приказе определяются ответственные лица за написание и хранение ДИ и утверждается документ о порядке их действий. Приказ является основанием к соблюдению трудового распорядка всеми членами коллектива предприятия с целью получения максимальной эффективности на каждом рабочем месте от конкретного сотрудника, занятого в производстве.

Оформление и хранение ДИ

В оформлении ДИ всегда должны быть задействованы сотрудники отдела кадров и руководители рабочих подразделений. Результатом их совместной работы является эффективная и правильно составленная ДИ, которая разработана в соответствии с закрепленными в законе трудовыми правами рабочих.

За хранение ДИ отвечает отдел персонализации. Стоит отметить, что копии этих документов выдаются руководителем трудовых звеньев предприятия для того, чтобы сотрудник по первому требованию мог ознакомиться со своей ДИ.

Преимущества наличия ДИ и проблемы при их отсутствии

Преимущества наличия данных документов в организации такие:

  1. ДИ, подписанная сотрудником компании, позволяет разорвать трудовой договор по причине несоответствия трудящегося занимаемой должности.
  2. В соответствии с ДИ проводится аттестация членов трудового коллектива.
  3. Возможность решать трудовые споры внутри организации без обращения к сотрудникам государственных органов
  4. Они четко распределяют трудовые обязанности среди сотрудников схожих должностей.
  5. ДИ может являться доказательством в суде, что дисциплинарное взыскание за неисполнение обязанностей наложено правомерно.

Работодатель лишается возможности доказать свою правоту при отсутствии ДИ, а также привлекать работника к дисциплинарной ответственности. По причине отсутствия ДИ в организации у работодателя нет оснований отказать в приеме на работу сотрудника в связи с несоответствием его квалификации и защитить свои законные интересы в ходе рассмотрения трудового спора, предметом которого является отказ в приеме на работу.

Порядок внесения изменений в ДИ

Бывают ситуации, когда в ДИ необходимо внести изменения в связи с переменами в деятельности или кадровой структуре предприятия.

  • директор организации;
  • начальник подразделения, в котором работает трудящийся;
  • управляющий структурно звена, которое взаимодействует с должностным лицом из другого участка производства;
  • сам работник.

В зависимости от того, кто инициирует внесение изменений в ДИ, нужно подать ответственному за инструкции такие документы :

  • заявление работника;
  • предложение руководства;
  • служебная записка начальника отдела.

Работодатель не может в одностороннем порядке внести изменения в должностные обязанности работника или дополнить их новыми. Такая возможность предоставляется администрации предприятия только в соответствии со ст. 72 ТК РФ, когда с работником заключается письменное соглашение сторон, о чем он должен быть предупрежден заранее.

Руководству предприятий стоит позаботиться о наличии ДИ на их предприятии для обеспечения соблюдения выполнения обязанностей и ответственного отношения к работе всех сотрудников. Рабочему в свою очередь легче будет выполнять возложенные на него трудовые задачи в рамках свое рабочего участка. Все эти усилия неизменно приведут к достижению успехов и эффективности производства.

Для чего нужны должностные инструкции и организационная структура на предприятиях смотрите в данном видео уроке:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Разрабатываем должностную инструкцию

Правовое значение Должностной инструкции

Должностная инструкция – это документ, который устанавливает организационно-правовое положение отдельного работника в структуре организации или в ее структурном подразделении.

Должностные инструкции работодатель использует для оценки поведения работника в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, в т. ч. при увольнении по основаниям, предусмотренным п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Для руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей работников должностные инструкции являются инструментом управления, позволяющим решать организационные и координирующие задачи.

Работник, со своей стороны, заинтересован в четком определении характера работы, квалификационных требований, предъявляемых к занимаемой им должности, круга должностных обязанностей, собственных полномочий, прав и ответственности, установлении взаимосвязей.

Таким образом, должностная инструкция, является организационным документом и создается в целях:

  • закрепления видов работы, специализации работника;
  • установления квалификационных требований по отдельной должности;
  • устранения параллелизма и дублирования в выполнении отдельных операций;
  • установления взаимосвязей отдельных должностей;
  • разграничения обязанностей и прав работников;
  • установления их меры ответственности;
  • оценки деятельности каждого отдельного работника.
Нормативная база для создания

При разработке должностных инструкций необходимо руководствоваться ТК РФ и другими нормативными правовыми актами.

Так, в статье 21 ТК РФ перечислены права и обязанности работника, в ст. 22 ТК РФ – права и обязанности работодателя, возникающие и реализуемые в процессе трудовых отношений.

Раздел «Должен знать» содержит перечень специальных знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций (законодательные акты, положения, инструкции, нормативные и методические документы), которые он должен учитывать и уметь использовать при исполнении должностных обязанностей. В разделе «Требования к квалификации» перечисляются требования к уровню и профилю общей и специальной подготовки, а также к стажу.

Справка эксперта Единый нормативный подход

При установлении трудовых функций руководителей, специалистов и служащих работодатели руководствуются общеотраслевым Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и его отраслевыми выпусками В зависимости от содержания они бывают трех видов:

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (общеотраслевой выпуск);
  • Квалификационный справочник должностей служащих общепромышленного характера (единый для всех отраслей промышленности);
  • Отраслевые выпуски Квалификационного справочника должностей служащих (включающие в себя характеристики должностей, специфических для той или иной отрасли экономики).
Правила разработки

Должностная инструкция разрабатывается на каждую должность, внесенную в штатное расписание организации, и носит обезличенный характер. Как правило, данный документ разрабатывается, утверждается и вводится в действие в отношении вакантной должности, до поиска подходящего работника и заключения с ним трудового договора.

Кто должен разрабатывать должностные инструкции?

Наиболее рационально разработку должностных инструкций поручить руководителям структурных подразделений, которые определяют субординацию, подчиненность, соотношение функциональных обязанностей работников своих подразделений и другие вопросы. Инструкция согласовывается с работниками кадровой и юридической службы.

Проект должностной инструкции может быть согласован с заинтересованными лицами, если это предусмотрено работодателем в правилах разработки локальных нормативных актов. При этом следует учесть, что согласование проекта должностной инструкции не является обязательным. Для придания документу юридической силы оно не требуется, но для совершенствования содержания и приведения в соответствие с нормами действующего законодательства эта процедура желательна.

Должностную инструкцию после согласования со всеми заинтересованными должностными лицами и подписания ее составителем утверждает руководитель организации или иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Требования к оформлению

Должностная инструкция как локальный нормативный акт относится к организационно-распорядительным документам, т. е. входит в состав Унифицированной системы организационно-распорядительной документации. Все требования к Должностной инструкции закреплены в ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Содержание документа

Текст должностной инструкции излагается отдельными пунктами, которые нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела.

Структура текста должностной инструкции, как правило, соответствует тарифно-квалификационным требованиям, предусмотренным ЕКС, и состоит из следующих разделов:

Первый раздел «Общая часть » содержит положения общего характера:

  • основная трудовая функция (задача) данной должности;
  • квалификационные требования к занимающему ее лицу;
  • основополагающие организационные и правовые документы, которые работник обязан знать и которыми обязан руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

В этом разделе указываются: наименование должности в соответствии со штатным расписанием, ее категория (специалист, технический исполнитель), подчиненность работника, основное назначение данной должности, предмет ведения работника или тот участок работы, который закрепляется за данной должностью.

Пункт, формулирующий требования к профессиональной подготовке, обычно устанавливает требования работодателя к уровню образования и стажу практической работы, необходимым для занятия данной должности.

При подготовке пункта о минимуме необходимых знаний чаще всего используют разделы «Должен знать» и «Должен уметь» из ЕКС. В Справочнике приведен перечень нормативных документов, требующихся работнику для профессиональной деятельности. В этом же пункте перечисляют локальные акты работодателя, организационные и распорядительные документы (приказы и распоряжения руководителя, начальника структурного подразделения и др.), которыми руководствуется работник. Этот пункт можно расширить, включив в него, например, правила техники безопасности, инструкции по эксплуатации технических средств и оргтехники, нормы служебного этикета.

Первый раздел может быть дополнен также основными требованиями к профессиональным навыкам работника, необходимым при выполнении должностных обязанностей.

Второй раздел – «Функции » – является центральным в должностной инструкции и включает виды работ, закрепляемых за данной должностью.

Перечень функций в конкретной должностной инструкции зависит как от общей задачи, закрепленной за должностью, так и от разделения труда между работниками структурного подразделения. При подготовке этого раздела чрезвычайно важно соблюдать принцип полноты и не пропустить ни одной операции, выполняемой работником. В противном случае впоследствии это может привести к серьезным конфликтным ситуациям.

Третий раздел – «Должностные обязанности » – устанавливает те постоянно действующие нормы, которые работник обязан соблюдать в своей трудовой деятельности. Этот раздел предусматривает не только обязанность работника исполнять трудовую функцию, но и право работодателя требовать от работника ее исполнения, содержит перечень обязанностей. В этот раздел включают обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, действующими у работодателя.

Обратите внимание! С учетом специфики работы могут быть установлены и дополнительные обязанности, например, обязанность работника, проходить обучение (подготовку, переподготовку) по инициативе работодателя

В перечень должностных обязанностей практически каждого работника входят следующие:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • сохранять конфиденциальность служебной информации;
  • выполнять указания и распоряжения руководителя структурного подразделения, руководителя организации;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • соблюдать правила эксплуатации организационной техники, не допускать к работе на технических средствах посторонних лиц и др.

В разделе «Права» закрепляются полномочия, которыми наделяется работник в связи с исполнением трудовых обязанностей. Во многом содержание этого раздела связано с разделом «Функции».

В перечень прав работника могут входить следующие:

  • запрашивать информацию, необходимую для выполнения должностных обязанностей;
  • представлять интересы организации в отношениях с третьими лицами, в суде;
  • контролировать действия определенных должностных лиц;
  • подписывать или согласовывать определенные документы и др.

Раздел «Права» тесно связан и со следующим разделом – «Ответственность », где обычно установлены содержание и формы ответственности работника за результаты и последствия своей деятельности, за несоблюдение требований должностной инструкции.

Раздел «Взаимоотношения (связи по должности) » устанавливает субординацию, подчинение, взаимозаменяемость и другие связи, возникающие при выполнении закрепленных должностных обязанностей. В нем могут быть указаны связи должности за пределами организации, постоянные контакты, осуществляемые работником со сторонними организациями, органами власти.

Ознакомление работника с документом

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, в т. ч. и с должностной инструкцией.

Визы ознакомления работников могут быть расположены на последнем листе документа, ниже подписи составителя и виз согласования. В некоторых случаях может использоваться и специальный журнал, в котором работники расписываются в том, что ознакомлены со всеми локальными актами работодателя.

Хранение должностных инструкций

Должностные инструкции являются локальными нормативными актами продолжительного срока действия.

Наиболее удобным вариантом является централизованное хранение должностных инструкций в кадровой службе, которая знакомит с ними вновь принимаемых работников. Между тем в некоторых организациях данные документы хранятся в структурных подразделениях или в канцелярии.

В любом случае должностные инструкции формируются в отдельное дело (Основные правила работы архивов организаций одобрены решением Коллегии Росархива 06.02.02). Это дело имеет постоянный срок хранения (ст. 35а Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом 06.10.00). В архив дело сдается после замены действующих должностных инструкций новыми.

скачать в формате word

  • Вам была полезна эта информация? Нажмите "Мне нравится"

Разработка должностной инструкции

Разработка должностной инструкции

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2008, N 6

Разработка должностной инструкции

Должностная инструкция - документ, который часто применяется на практике. Однако ТК РФ не содержит даже упоминания о ней. В связи с этим у работников кадровых служб возникают вопросы об обязательности ее применения, порядке составления и внесения изменений, а также о ее оформлении. На эти и другие вопросы ответим в настоящей статье, а в качестве примера приведем образец должностной инструкции работника отдела кадров.

Обязательна ли должностная инструкция?

Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя разрабатывать и применять должностные инструкции. Более того, на федеральном уровне нет единого правового акта, устанавливающего порядок ее составления. Есть лишь отдельные ведомственные приказы, регламентирующие процесс подготовки должностной инструкции работника соответствующего ведомства.

Что такое должностная инструкция и для чего она нужна? Роструд в Письме от 31.10.2007 N 4412-6 "О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников" (далее - Письмо N 4412-6) определил, что должностная инструкция является важным документом, содержанием которого являются не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. Разберем содержание данного определения подробнее.

Трудовая функция согласно ст. 57 ТК РФ - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы. Длительное время трудовую функцию работника определяли лишь через указание в трудовом договоре наименования должности, профессии, специальности. Перечень обязанностей работника по конкретной должности устанавливался в квалификационных справочниках, которые создавались по отраслям производства с целью унификации известных тогда профессий и должностей, описания работ, их распределения и закрепления за конкретными профессиями рабочих и должностями служащих. Следует учесть, что при создании первых таких документов существовала централизованная власть, решения которой безоговорочно исполнялись на местах, а к претендентам на одинаковые должности предъявлялись единые требования - так устранялся субъективизм при назначении на должности.

Одним из действующих в настоящее время является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - Справочник), утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, содержащий квалификационные характеристики различных должностей. Согласно п. 5 Справочника каждая квалификационная характеристика включает в себя три раздела:

- должностные обязанности (основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих);

- должен знать (требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей);

- требования к квалификации (требования к уровню профессиональной подготовки работника, необходимому для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом РФ "Об образовании" <1>). Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей (п. 2 Справочника).

<1> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

Сведения Справочника можно брать за основу при составлении должностной инструкции по определенной должности.

Раздел "Должностные обязанности" имеет первостепенное значение как для работника, так и для работодателя. Нормативное закрепление обязанностей работника позволит работодателю требовать их исполнения и при отказе работника от этого применить дисциплинарное взыскание, в том числе в виде увольнения. Работник, в свою очередь, может защитить свои права в случае понуждения его работодателем к выполнению работ, не предусмотренных в должностной инструкции.

Отметим, разделы "Должен знать" и "Требования к квалификации" имеют большое значение при решении вопроса о приеме работника на работу и переводе его на другую должность.

Кроме указанного, можно выделить следующие преимущества наличия должностной инструкции:

- возможность грамотно провести аттестацию работников, то есть проверить их на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе;

- возможность доказать при обращении работника в трудовую инспекцию или суд законность наложения дисциплинарного взыскания;

- возможность избежать дублирования функций внутри организации и отдельных специалистов;

- работник знает круг своих обязанностей и может более грамотно спланировать свою работу.

Строго обязательного перечня обязанностей, требований к специальным знаниям и уровню профессиональной подготовки по конкретным должностям не установлено. Указанный Справочник, как сказано в его преамбуле, рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров. Поэтому руководители соответствующих учреждений вправе самостоятельно устанавливать содержание названных разделов по каждой должности, основываясь на представленных в Справочнике. Вместе с тем в учреждениях, финансируемых из бюджета, необходимо более строго подходить к определению содержания названных разделов и учитывать отдельные ведомственные приказы, которые рассмотрим ниже.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что должностные инструкции желательно составлять по каждой должности, предусмотренной в штате организации, тем более что отдельными ведомственными приказами это прямо указано.

Содержание должностной инструкции

Единого правового акта, устанавливающего порядок составления и оформления должностной инструкции, нет. За основу при рассмотрении данного вопроса возьмем методический материал, рекомендованный Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования для использования при разработке локальных актов образовательного учреждения.

При составлении должностных инструкций работников необходимо учитывать уставные документы учреждения, в которых закреплены его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы. При распределении между работниками обязанностей необходимо следить, чтобы не было их дублирования и сохранялась последовательность выполнения операций, причем сложные операции закрепляются за работниками более высокой квалификации. Каждый работник должен быть наделен правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.

Как правило, должностная инструкция руководителя или работника содержит пять разделов:

1. Общие положения.

2. Основные задачи.

5. Требования к работнику.

В разделе "Общие положения" необходимо указать:

- точное наименование должности работника с целью определения роли должности в конкретных условиях деятельности учреждения, уровня оплаты труда работника, замещающего должность, условий премирования, а также для правильного решения вопросов социального обеспечения;

- подчиненность работника. В соответствии с принципами управления у работника должен быть только один непосредственный руководитель. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению ответственности и подчиненного, и руководителей;

- должностное лицо, которое назначает работника на должность и освобождает его от нее;

- наличие у работника подчиненных. При этом в разделе "Ответственность" необходимо оговорить ответственность данного работника не только за его собственные действия, но и за действия его подчиненных;

- порядок замещения работника в случае его временного отсутствия (отпуск, длительная командировка, болезнь и т.п.). Этот пункт особенно важен в должностных инструкциях руководителей, поскольку отсутствие четких указаний о должностных лицах, выполняющих обязанности руководителей во время их отсутствия, дезорганизует работу учреждения;

- перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности (например, законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, рекомендации).

Раздел "Основные задачи и обязанности" раскрывает основные задачи работника, вытекающие из задач и функций данного учреждения:

- определяется содержание конкретной задачи или функции, выполнение которой возлагается на работника;

- записываются конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.

Раздел "Права" содержит перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей. При составлении этого раздела необходимо учитывать фиксацию конкретных прав по направлению деятельности работника с учетом специфики его работы.

Четкое определение прав способствует разрешению спорных вопросов во взаимоотношениях между работниками в учреждении. Работник в необходимых случаях может отстаивать свои права на основании юридического документа, каким является должностная инструкция.

Предоставление работнику прав способствует полному исполнению возложенных на него обязанностей. Вот почему в следующем разделе должностной инструкции - в разделе "Ответственность" - предусматривается одинаковая ответственность как за невыполнение обязанностей, так и за неиспользование предоставленных работнику прав. В нем можно указать фразу: "Работник несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных должностной инструкцией".

Содержанием раздела "Требования к работнику" определяются требования к уровню образования и стажу работника, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности. Сведения данного раздела могут быть включены включены в раздел "Общие положения".

Отметим, чего следует избегать при разработке локальных нормативных актов:

- расплывчатости - чересчур общие формулировки задач и функций, не позволяющие их конкретизировать и понять;

- дублирования - возложение одних и тех же задач, функций на разных работников;

- вакуума - функции, которые необходимо выполнять, не закреплены ни за каким подразделением, работником;

- неувязок - не предусмотрена координация деятельности подразделений, работников. Задачи не выполняются до конца, а потоки документов не согласованы друг с другом;

- перегрузок или недозагруженности - количество функций, которые необходимо выполнять, определено нерационально, без учета реального объема работ, предусмотренных этими функциями, и нормативов времени на их выполнение;

- дисбаланса - несбалансированные функции (обязанности), права и ответственность (то есть множество обязанностей и минимум прав работника, что приводит к конфликтам в коллективах).

Невнимательное отношение к разработке должностных инструкций приводит к их несоответствию действительности, что, в свою очередь, вынуждает руководителей много времени уделять организации работы в отделах. В учреждениях, где положения и должностные инструкции рассматриваются не как документы "для полок", а как эффективные организационные методы, необходимо уделять внимание их периодическому уточнению, обновлению.

Порядок составления и оформления должностной инструкции

В качестве примера при определении порядка составления и оформления должностной инструкции рассмотрим Приказ ФТС России от 03.12.2004 N 355 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции должностного лица таможенного органа Российской Федерации".

В Приложении 3 к рассматриваемому Положению установлен Типовой порядок разработки, согласования и утверждения должностной инструкции, то есть указано, какие должностные лица ответственны за каждый этап создания должностной инструкции. Например, должностную инструкцию помощника первого заместителя руководителя ФТС разрабатывает начальник главного управления, управления, в штате которого находится должность, далее инструкция согласовывается в Правовом управлении и утверждается первым заместителем, заместителем руководителя ФТС. Если говорить в целом о различных учреждениях, разработка содержания должностных инструкций является обязанностью руководителей подразделений, в штат которых входит соответствующая должность, далее ее содержание проверяют сотрудники отдела кадров либо юристы, а утверждает должностную инструкцию руководитель организации или уполномоченное им на то лицо.

Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до ее замены новой должностной инструкцией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Требования должностной инструкции являются обязательными для должностного лица, замещающего соответствующую должность, с момента его ознакомления с инструкцией под подпись и до перемещения на другую должность или увольнения.

Неотъемлемой частью должностной инструкции является лист ознакомления, который в таможенных органах ведется по форме, установленной Приложением 2 к рассматриваемому Положению. В других учреждениях лист ознакомления может быть аналогичным. Приведем его образец.

Фамилия, имя,
отчество долж-
ностного лица,
назначаемого
на должность

Согласно п. 3.2 Положения должностная инструкция (вместе с листом ознакомления) должна быть пронумерована, прошнурована и заверена печатью организации. На обороте последнего листа делают запись: "В данной должностной инструкции пронумеровано, прошнуровано и заверено печатью ______ листов" (количество прописью). Запись подписывает начальник таможенного органа (лицо, им уполномоченное) с указанием даты (п. 2 примечания к Приложению 2 к Положению). Хранятся должностные инструкции, как правило, в отделе кадров. Пункт 3.2 Положения допускает их хранение также в соответствующем подразделении таможенного органа согласно установленному порядку. Для текущей работы используется заверенная копия должностной инструкции, которая выдается должностному лицу, проходящему службу в данной должности, и начальнику соответствующего отдела или структурного подразделения таможенного органа (п. 3.3 Положения).

Схожие положения содержатся и в других ведомственных актах. Кроме того, отдельными ведомственными приказами утверждены типовые должностные инструкции, которые можно использовать при подготовке должностных инструкций на местах. В качестве примера приведем следующие правовые акты:

- Приказ ФСИН России от 05.06.2008 N 379 "Об утверждении Порядка подготовки должностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы";

- Приказ МВД России от 12.01.1998 N 19 "Об утверждении типовых должностных инструкций некоторых категорий сотрудников отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о медицинской части отряда милиции особого назначения (ОМОН) органа внутренних дел Российской Федерации";

- Приказ Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 N 645 "Об утверждении типовых должностных инструкций работников музеев".

Должностной регламент государственного служащего

Статьей 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. Фактически должностной регламент ничем не отличается от должностной инструкции. Это видно из перечня пунктов, обязательных для включения в регламент:

1. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности.

2. Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.

3. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.

4. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

5. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

6. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

7. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

8. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Как было сказано выше, в настоящее время приняты и действуют отдельные ведомственные Приказы, устанавливающие порядок подготовки должностных регламентов. В качестве примеров можно назвать:

- Приказ ФСК России от 20.02.2007 N 40 "Об утверждении примерной формы должностного регламента федерального государственного гражданского служащего органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ";

- Приказ Минздравсоцразвития России от 21.11.2006 N 793 "О должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Минздравсоцразвития России";

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2006 N 116 "Об утверждении типовой формы должностного регламента государственного гражданского служащего Федеральной антимонопольной службы";

- Приказ Генпрокуратуры России от 16.10.2006 N 92 "Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих органов Прокуратуры Российской Федерации";

- Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 31.03.2008 N 69 "Об утверждении типовых должностных регламентов заместителей начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации";

- Письмо Рособразования от 29.12.2006 N 17-3-09/164 "О должностном регламенте руководителей образовательных учреждений";

- Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 21.02.2006 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации".

Порядок внесения изменений в должностную инструкцию

В рассмотренном выше порядке принимаются должностные инструкции в виде отдельного документа. Возможен также вариант оформления должностной инструкции в качестве приложения к трудовому договору, однако он более приемлем для коммерческих организаций с небольшим количеством одинаковых должностей и возможностью установить должностные обязанности под конкретного работника. В бюджетных организациях рекомендуется оформлять должностную инструкцию в виде отдельного документа.

На практике у кадровой службы возникает вопрос о порядке изменения должностной инструкции - нужно ли уведомлять сотрудника или возможно произвести ее изменение в одностороннем порядке? Ответ на этот вопрос был дан в Письме N 4412-6. В частности, указано, что, если внесение изменений в должностную инструкцию связано с изменением обязательных условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ), работника необходимо заблаговременно письменно уведомить об этом. Тогда изменения в должностную инструкцию вносятся лишь после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений. Если же внесение в нее изменений не влечет за собой изменение обязательных условий трудового договора, можно утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, необходимо подготовить дополнительное соглашение и внести одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию.

В указанном Письме Роструд рекомендует при подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений учитывать требования ГОСТа Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Этот государственный стандарт в разд. 2 определяет состав реквизитов документов. Требования к их оформлению приведены в разд. 3. В частности, в п. 3.11 указан порядок оформления даты утверждения документа, а в п. 3.16 даны образцы грифов утверждения документов. Пункт 3.18 устанавливает требования к заголовку текста, п. 3.20 содержит порядок составления текста документа, а п. 3.25 включает в себя сведения о заверении подлинности подписи должностного лица. В п. 3.26 указан порядок заверения копии документа подлиннику, о чем важно помнить сотрудникам кадровых служб. Оригиналы должностных инструкций должны храниться в отделе кадров, а на рабочих местах находятся их заверенные копии. Требования к бланкам документов указаны в разд. 4. В Приложениях приведены Схемы расположения реквизитов документов и Образцы различных бланков.

¦ наименование должности руководителя ¦

¦ личная подпись, расшифровка подписи ¦

¦ "__" _________ 2008 г. N ___ ¦