Руководства, Инструкции, Бланки

Волшебная Страна Чувств Методика Бланк img-1

Волшебная Страна Чувств Методика Бланк

Рейтинг: 4.6/5.0 (1879 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методики «Волшебная страна чувств»

LiveInternet LiveInternet Методики «Волшебная страна чувств».

Методика «Волшебная страна чувств»

Задание
1. Раскрась домики в цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
2. Рассели в цветные домики жителей этой страны.
3. Раскрась карту.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков?
Адекватен ли подбор цвета при «заселении» чувств в домики? Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
Каково распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека?

Целесообразно символически разделить силуэт на пять зон:

- голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
- туловище до линии талии, исключая руки (символизирует эмоциональную деятельность);
- руки до плеч (символизируют коммуникативные функции)
-тазобедренная область(символизируют область сексуальных, а также творческих переживаний);
- ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах «поселились» негативные чувства) человек имеет стремление «заземлиться», избавиться от них.
Для методики «Волшебная страна чувств»: перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис.1).

Инструкция 1:
«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2:
«Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь предлагается ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.

В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство и соотносим с выбором по т.Люшера .

Инструкция 3:
«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной, и узнают много интересных историй.

Подведение итогов занятия.

Участники, сидя в круге, обмениваются впечатлениями о том, что понравилось или не понравилось и почему. В этой части занятия дети могут дать обратную связь участникам группы.

Итак, первое занятие окончено. Прощание.

На последнем занятии ведущий вновь предлагает им это задание и сравнивает результаты.

Также на последнем занятии предлагается и тест Люшера. Сравниваются результаты. Выявляются предпочитаемые цвета карточек и соотношение их с выбором чувств.


Другие статьи

Грабенко Т, Зинкевич-Евстигнеева Т, Фролов Д

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ: ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить процессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением контакта). Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается методика, названная нами «Волшебная страна чувств».

Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния.

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дел о в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Волшебная страна чувств методика бланк

1.Тест «Волшебная страна чувств» (т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Дата проведения обследования_______________________

Волшебная страна чувств

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Использование методики «Волшебная страна чувств» в детской соматической клинике - Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 10

Использование методики «Волшебная страна чувств» в детской соматической клинике 820

Методика «Волшебная страна чувств» была разработана Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в рамках программы по сказкотерапии. Данная методика сочетает в себе элементы восмицветового теста Люшера и методики ЦТО. Удобство применения методики состоит в том, что форма проведения строится в виде сказки, что позволяет достичь большей степени включенности детей в процесс исследования.

Целью методики было исследование психоэмоционального состояния ребенка. В рамках работы в детской соматической клинике использование методики «Волшебная страна чувств» представляется особенно актуальным, поскольку она позволяет графически отразить психоэмоциональное состояние [2]. Другими словами, наполнение телесной оболочки чувствами и эмоциями, дает возможность проанализировать отношение ребенка к собственному телу. Понять характер тех или иных психосоматических конфликтов.

Процедура проведения: Перед ребенком раскладывается восемь карандашей в соответствии с цветами по восьмицветовому тесту Люшера и бланк методики.

Инструкция к данной методике представлена в виде сказки и состоит из двух этапов. 1 этап. «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер. У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

2 этап: «молодец! Ты раскрасил домики и поселил в них чувства. Справа от тебя на листе нарисовано тело человека, это твое тело, пожалуйста, посели в нем чувства, раскрасив его так, чтобы каждому нашлось место». Следует отметить, что после предъявления этого этапа инструкции, никаких комментариев к работе испытуемого не следовало.

Для обработки полученных данных можно использовать подход Горячевой Т.Г. и Султановой А.С. к методике рисунок человека. Данная методика используется в клиническом исследовании для выявления представлений детей о человеческом теле. Она позволяет увидеть характер сформированности представлений детей о «схеме» человеческого тела. В работе [1] отмечается, что продукт графической деятельности является в той или иной степени автопортретом. При работе с соматическими больными была отмечена тенденция к выделению в рисунке пораженных областей тела. На основе данного наблюдения было предположено, что в рисунке человеческой фигуры проецируется телесное состояние и соматические проблемы человека. Испытуемые выделили на рисунке область тела, пораженную соматическим заболеванием.

Учитывая особенности моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста и достоинства методики «Волшебная страна чувств» мы предположили целесообразность соединения этих двух методик на этапе обработки полученных данных.

Обследование детей, относящихся к различным группам здоровья, с помощью данной проективной методики позволило выявить наиболее часто выбираемые цвета, в которые обследуемые окрашивают графическое изображение тела. Опираясь на результаты указанной методики, мы можем проследить тенденции отношения к собственному телу на эмоциональном уровне у каждой группы обследуемых детей. Так, для детей первой группы здоровья наиболее часто выбираемыми при раскрашивании графического изображения тела являются следующие цвета: синий (24%), желтый (14%), фиолетовый (14%). Дети, имеющие вторую группу здоровья, предпочли следующие цвета при раскрашивании: синий (17,3%), зеленый (17%), коричневый (11%), черный (12%). Наиболее предпочтительными цветами для детей третьей группы явились: синий (19%), серый (16%). На эмоциональном уровне дети трех групп здоровья спокойно воспринимают собственное тело. Лидирующую позицию при выборе синего цвета занимают дети первой группы здоровья (24%), на втором месте дети третьей группы здоровья (19%), на третьей позиции находятся дети второй группы здоровья (17,3%). Кроме того, исследование показало, что обследуемые школьники первой группы в 14% случаев используют желтый цвет, что может указывать на восприятие своего тела, как активного и энергичного. Выбор фиолетового цвета в 14% случаев, на наш взгляд, может быть обусловлен легкомысленным отношением к собственному телу в виду отсутствия соматической патологии. Наиболее часто выбираемыми цветами наряду с синим цветом, у детей второй группы здоровья являются зеленый и коричневый и черный цвета, что в свою очередь может указывать на стремление к физическому комфорту, отрицание и негативное отношение к наличию соматической патологии.

Дети, имеющие третью группу здоровья, в 16% случаев выбирают серый цвет, что в совокупности с синим цветом, может указывать на пассивное отношение к собственным телесным функциям и проявлениям. В ходе качественного анализа рисунков, у 7 из 10 детей данной группы была обнаружена тенденция к проецированию собственной соматической патологии на графическое изображение тела, а также присвоение этой зоне соответствующей негативной эмоции (обида, злость, грусть)

Таким образом, подводя итоги по аналитической части, можно предположить, что представления о собственном теле у детей с первой группой здоровья носят мало дифференцированный характер в виду отсутствия соматической патологии, другими словами у детей данной группы тело не объективируется.

Стремление детей со второй группой здоровья на эмоциональном уровне отвергать собственные соматические заболевания, стремление к активному социальному взаимодействию, адекватность бессознательных представлений о собственном теле и теле других людей, указывает на дифференцированность представлений детей данной группы о собственном теле. В силу наличия у этих детей легкой формы соматической патологии, тело объективируется, что помогает детям со второй группой здоровья наиболее четко представлять собственные телесные функции.

Представления детей, имеющих третью группу здоровья, носят диффузный характер, что является следствием того, что ребенок данной группы не может реалистично представить собственное тело, и из-за этого страдают представления о теле других людей. При этом неадекватная оценка собственного тела, как мы полагаем, происходит из-за бессознательного усиления собственной патологии, ее утрирования. Предполагается, что гиперопекающий стиль воспитания со стороны родителей, а также фобия утраты ребенка способствуют дополнительной фиксации детей с третьей группой здоровья на собственном заболевании.

Ссылка для цитирования

Тест «Волшебная страна чувств» (Т

1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Дата проведения обследования_______________________

Волшебная страна чувств

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

Когда останешься дома один;

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Тест «Страхи в домиках»

3.Тест «Сказка» ( Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

Полетит к маме, потому что испугался.

Полетит к папе, потому что он сильней.

Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

Не умеет летать, потому останется на земле.

Попытается лететь, но не сумеет.

Умрет во время падения.

Умрет от голода, дождя, холода.

О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

вариант описан в программе Т. Грабенко, Т. Зинкевич -Евстигнеевой и Д Фролова «Волшебнаястрана внутри нас» (Тренинг по сказкотерапии. при помощи методики «Волшебнаястраначувств» (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном.

действия) карта отслеживания Наблюдение, интерактивные тесты. практики, трехуровневые проверочные работы и т.п. Портфолио. Прямо за этой поляной есть волшебнаястраначувств. Мы сможем приобрести там органы.

получится Настоящая Волшебнаястрана. А теперь. чувствами. Эти чувства. теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева. методика «Карта сказочной страны»Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов.

(например, изготовление из соленого теста сказочных героев, разыгрывание сказок. Занятие 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУЧУВСТВ (в основе идея Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой ) Цель: Развитие и гармонизация. перенесет вас сейчас в волшебнуюстрану. где вам будет интересно.

патриотических чувств. чувства принадлежности к. М. В. Мистонов А.А. Волшебнаястрана фигур (первое путешествие). 1996. Зинкевич -Евстигнеева. Т.Д. Практикум по креативной терапии /Т.Д. Зинкевич -Евстигнеева. Т.М. тесты. Учебное пособие. - Самара, 1998. Тесты.

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков Введение - Программа

ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. — СПб. Речь, 2006. — 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Книга будет полезна и специалистам — детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».

ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

© Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006

Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ

СТРАНА ВНУТРИ НАС. 11

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков. 11

Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика

Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20

Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость. 22

Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть. 26

Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес. 31

Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость. 36

Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх. 38

Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида,

вина и удовольствие. 44

Занятие десятое: заговор обиды. 44

Занятие одиннадцатое: в поисках любви. 47

Занятие двенадцатое: возвращение короля. 47

Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ

СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ. 58

Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель — ОВЕН. 61

Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель —

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ. 67

Сказка о том, как возникло созвездие РАКА. 70

Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА. 74

Сказка о шестом жителе зодиакалии — созвездие ДЕВЫ. 76

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ. 79

Сказка о восьмом жителе зодиакалии — созвездии

Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА. 86

Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89

Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ. 93

Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель —

созвездие РЫБ. 96

Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ». 100

Оборудование и материалы. 106

Несколько слов из опыта работы по программе. 107

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ. 109

ЗанятиеMl. 109

Занятие № 10. 129

О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132

Ознакомительный модуль. 134

Коррекционно-развивающий модуль. 146

Интеграционный модуль. 154

Логопедические задания. 158

Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка». 164

Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу — наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного.

А ведь чудо — совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.

Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоречить мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», или поклонника аддерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело брать их за основу психопрофилактических, коррекци-онно-развивающих и психотерапевтических курсов.

Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, должен «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их способность к размышлению.

Тренинг по сказкотерапии

Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это — отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников.

Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И конечно, большим подарком для нас будет, если вы расскажете нам об этом.

Чтобы вам было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицы и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и сказок (см. стр. 7-10).

Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».

Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Создать настрой на совместную работу

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Расширить представления ребенка о чем-либо

Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка

Связать новый опыт с реальной жизнью

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или совершается иное «сплачивающее» действие

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Тренинг по сказкотерапии

Движущие силы сказочных игр

Условные обозначения и комментарий:

СМР — сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощущения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии движений.

ЭВР — эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувствами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.

ПР — познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, а также — исследование объектов окружающего мира, обучение.

КР — коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.

ТР — творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности.

КСМ — конструктивное социальное моделирование. Подразумевается формирование творческого конструктивного подхода к действительности и ее изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип психодрамы).

СК — ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое «игровое» реагирование на «незапланированные» реакцию и поведение.

Тренинг по сказ ко терапии

Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстпигнеева, Д. Фролов

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС

ПРОГРАММА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».

Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, плохой успеваемости, замкнутости, «заторможенности» и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости «Я».

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте себе, что внутри нас находится целая страна, в которой

Тренинг по сказкотерапии

есть президент (или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И безусловно, король, забывший о своих обязанностях.

В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого родителя заключается в «усилении» короля и «расстановке» придворных по местам, соответствующим их назначению.

Этому и посвящены программы данной книги. Они могут проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормальном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для детей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка исследуемых чувств и упрощения заданий.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:

Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить процессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением контакта). Сравнивая результаты,

Волшебная страна внутри нас

мы сможем определить эффективность нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается методика, названная нами «Волшебная страна чувств».

Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния.

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены доми

Тренинг по сказкотерапии

Волшебная страна чувств

Рис. 1. Волшебная страна чувств

Волшебная страна внутри нас

Похожие работы:

длядетей -сирот и детей. оставшихся без попечения родителей. Введение Особой приметой и реальностью современного этапа развития. страна внутри нас: программаэмоционально -волевогоразвитиядлядетей и подростков / Т. Грабенко, Т. Зинкевич – Евстигнеева.

Педагогические условия эмоционально -волевогоразвития личности младшего школьника (в дидактической системе л. В. Занкова) >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

эмоционально -волевогоразвития личности младшего школьника в условиях дидактической системы Л.В. Занкова через реализацию модели эмоционально -волевогоразвития. Для.

Программа Тема: «Профилактика суицидальных наклонностей детей и подростков среднего школьного возраста»

развитии интеллекта и эмоционально -волевой сферы. Были обнаружены положительные изменения в адекватности самооценки у подростков образовательного учреждения. У подростков.

Введение Исторически пмпк ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии. но последнее

Длядетей и подростков с отклонениями в развитии. этот процес осуществляется в разньїх формах, соответственно уровню развития. программь і) Так и косвенной( намек,метафора.перенос..) ФУНКЦИЯ СОПТОВОЖДЕНИЯ. Сопровождение детей и подростков.

Особенности коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (логопедия)

в дальнейшее развитие и совершенствование. рекомендации. Предлагаемая программа коррекционно-восстановительного обучения длядетей и подростков с. работы Во введении обосновываются. речевой, эмоционально -волевой сферы). У обследованных детей и подростков с.