Руководства, Инструкции, Бланки

Положение Об Обучении Персонала В Организации Образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (455 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение об обучении персонала

/ Все по Гузаировой / Положение об обучении персонала

Приложение № 1 «Служебная записка - заявка на обучение»

Приложение № 2 «План обучения работников обособленного предприятия ОАО «Оренбургэнерго» на год.

Приложение № 3 «Служебная записка – заявка на внеплановое обучение».

Приложение № 4 Анкета «Оценка обучения», заполняемая работником.

Приложение № 5 Анкета «Оценка результативности обучения», заполняемая руководителем работника, прошедшего обучение.

Приложение № 6 Отчет «Затраты по обучению персонала по предприятию» (UP33).

Приложение № 7 Отчет об обучении персонала по предприятию (Kkadrs).

Приложение № 8 Договор об обучении работника.

Термины и определения

Персонал - совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе заключенных с предприятием трудовых договоров. Понятие «персонал» и «работники предприятия» равнозначны.

Обучение, в смысле настоящего Положения, - это обучение новой профессии (специальности), профессиональная переподготовка с присвоением новой профессии (специальности), а также повышение квалификации работников предприятия с целью удовлетворения потребностей предприятия.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, кадровой политикой ОАО «Оренбургэнерго» и определяет позицию ОАО «Оренбургэнерго» (далее - Предприятие) в отношении обучения персонала, регламентирует различные виды и формы обучения, возможные для персонала предприятия, организацию обучения персонала.

1.2. Обучение персонала всех уровней является частью корпоративной культуры, ключевой составляющей развития персонала в целом и способствует укреплению конкурентного преимущества ОАО «Оренбургэнерго».

1.3. Стратегия предприятия в сфере обучения заключается в предоставлении персоналу возможностей для повышения профессиональных знаний и навыков, с целью формирования надежного высококвалифицированного персонала, готового к выполнению текущих и перспективных бизнес-задач, стоящих перед предприятием.

1.4. Основными целями обучения персонала являются:

систематическое обновление знаний сотрудников в соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню знаний и умений;

подготовка персонала к выполнению новых производственных задач;

повышение профессиональной культуры персонала.

1.5. Основными принципами обучения являются:

непрерывность профессиональной подготовки (формирование необходимых знаний и навыков работников на всех этапах их профессиональной деятельности);

планомерность и системность осуществляемого обучения;

взаимная ответственность работника и работодателя в вопросах обучения;

направленность обучения на удовлетворение потребностей предприятия и достижение его стратегических целей;

гарантированность бюджета на обучение в размере не менее 2% от фонда заработной платы предприятия;

поддержка предприятием стремления работников к самостоятельному обучению и повышению образовательного уровня.

1.6. Приоритетными направлениями в обучении персонала являются:

обучение технического персонала, направленное на обеспечение надежности профессиональной деятельности и являющееся обязательным в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минтопэнерго РФ от 19 февраля 2000 г. № 49;

обучение руководящих кадров. Осуществляется, преимущественно, в виде повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года, при наличии финансовой возможности у предприятия;

целевое обучение перспективных работников, состоящих в кадровом резерве на замещение руководящих должностей;

целевое обучение персонала предприятия в ВУЗах для удовлетворения потребности предприятия в специалистах, определенной специальности;

адаптационное обучение вновь принятого персонала, осуществляемое на рабочем месте.

1.7. Общее руководство процессом обучения персонала осуществляется директором по управлению персоналом предприятия.

1.8. Ответственность за целенаправленное и планомерное осуществление политики предприятия в области обучения персонала возлагается на кадровую службу предприятия.

1.9. В обязанности кадровой службы предприятия входит:

анализ потребности предприятия в обучении персонала;

планирование и организация обучения персонала;

обеспечение обучения (консультирование персонала по вопросам обучения и информационная поддержка в процессе обучения, организация обучения);

учет лиц, прошедших обучение;

оценка эффективности обучения;

своевременная подготовка достоверных отчетов о выполнении плана обучения и фактическом расходовании денежных средств в соответствии с утвержденными формами отчетности;

контроль за расходованием денежных средств на обучение.

1.10. В качестве рабочего инструмента, способствующего повышению эффективности планирования обучения и подготовки отчетов по обучению кадровой службой предприятия, используются возможности компьютерной программы «Профессиональное обучение».

2.Виды и формы обучения

2.1. Для обучения персонала предприятия, в зависимости от поставленной цели, используются различные виды и формы обучения.

2.2. Виды обучения:

2.2.1. Профессиональная подготовка (обучение) – первоначальное профессиональное обучение работника ранее не имевшего профессии, представляющее собой процесс формирования навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ. Может осуществляться как непосредственно на рабочем месте, так и в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

В рамках профессиональной подготовки осуществляется получение работниками начального, среднего и высшего профессионального образования впервые.

2.2.2. Профессиональная переподготовка - самостоятельный вид дополнительного профессионального образования, осуществляется образовательными учреждениями, имеющими соответствующие лицензии. Обеспечивает получение работниками дополнительных знаний, умений и навыков (дополнительной квалификации), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. В рамках профессиональной переподготовки осуществляется получение работниками среднего либо высшего профессионального образования повторно.

2.2.3. Повышениеквалификации - обучение с целью обновления теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости в течение всей трудовой деятельности работников, не реже одного раза в 3 года (при наличии финансовой возможности у предприятия).

Повышение квалификации в зависимости от длительности обучения может быть следующих видов:

обучение продолжительностью до 72 часов по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения) в образовательных организациях имеющих лицензию;

обучение продолжительностью от 72 до 100 часов по вопросам конкретного производства, которое проводится в образовательных организациях, имеющих лицензию, и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

обучение свыше 100 часов специалистов и руководителей в образовательном учреждении повышения квалификации, имеющем лицензию, для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

2.3. Обучение персонала может осуществляться как непосредственно на рабочем месте, так и в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, как с отрывом, так и без отрыва от производства.

2.4. Формы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, используемые для обучения персонала предприятия:

подготовка по новой должности (профессии);

положение об обучении персонала в организации образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Положение об обучении и развитии персонала организации (образец заполнения): образец, бланк, шаблон

    Положение об обучении и развитии персонала организации (образец заполнения) 1. Общие положения

    1.1. Положение об обучении и развитии персонала ООО "Звездочка", далее - Положение, является документом, регламентирующим порядок организации и проведения профессионального обучения сотрудников.

    1.2. Положение устанавливает общие требования к планированию, организации и осуществлению обучения сотрудников через создание и функционирование единой системы профессиональной подготовки ООО "Звездочка", далее - Компании.

    1.3. В Положении даются общие понятия, определяются цель, задачи, силы и средства, способы организации и порядок финансирования профессиональной подготовки персонала Компании, а также обязанности ответственных должностных лиц по ее организации.

    2. Основные понятия и определения

    2.1. Потребность в обучении персонала - несоответствие имеющегося у сотрудника уровня профессиональных знаний, умений, навыков требованиям должностной инструкции и изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

    2.2. Обучение персонала - процесс формирования и развития у сотрудников корпоративно ориентированных передовых профессиональных знаний, умений и навыков, а также привития им корпоративной культуры и стандартов Компании посредством методов обучения и воспитания.

    2.3. Цель обучения - формирование и развитие профессиональных знаний, навыков и умений персонала Компании до уровня, соответствующего требованиям должностной инструкции и обеспечивающего конкурентоспособность сотрудника любого звена в динамичных условиях современного рынка.

    2.4. Задачи обучения персонала Компании:

    - овладение вновь принятыми в Компанию сотрудниками минимально необходимым уровнем знаний, навыков и умений для успешного выполнения обязанностей по замещаемой должности;

    - обеспечение конкурентоспособности персонала Компании через совершенствование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями времени;

    - подготовка из числа сотрудников Компании внутреннего резерва кандидатов на замещение вышестоящих должностей;

    - воспитание у сотрудников Компании стремления к самосовершенствованию и профессиональному росту.

    2.5. Виды обучения персонала:

    - внутрифирменное обучение (процесс обучения организуется и проводится непосредственно в Компании своими силами);

    - внефирменное обучение (процесс обучения осуществляется в вузах, специализированных обучающих центрах, тренинговых компаниях и т.п.). Внефирменное обучение может быть длительным (до 5 лет) и кратковременным (до 5 дней).

    2.6. Формы и разновидности внутрифирменного обучения:

    2.6.1. Очная - обучение с использованием традиционных приемов и методов обучения. Проводится в строго определенное время в установленных местах в составе учебных групп, с привлечением внутренних или внешних преподавателей. Разновидностями очной формы обучения являются:

    - первичное профессиональное обучение - стажировка проводится при приеме сотрудника на работу в Компанию;

    - совершенствование профессиональных знаний навыков и умений проводится систематически в течение всего времени работы сотрудника в Компании.

    2.6.2. Дистанционная - направляемое и контролируемое самообучение (с использованием информационных, обучающих, контролирующих и тестирующих компьютерных систем, аудио- и видеоматериалов). Проводится индивидуально и самостоятельно каждым обучаемым в течение года по своему личному графику, с обязательным тестовым контролем усвоения знаний в специально устанавливаемые департаментом персонала сроки.

    2.7. Формы внефирменного обучения:

    2.7.1. Очно-заочная - длительное обучение в вузах без отрыва от производства с проведением очных сессий (1 - 2 недели ежеквартально или 3 - 4 недели 1 раз в полгода) с выездом к месту проведения сессий.

    2.7.2. Очная - кратковременное обучение на специализированных симпозиумах, курсах, семинарах с отрывом от производства.

    2.7.3. Вечерняя - обучение (после 18.00) на спецкурсах, семинарах, тренингах и т.п. без отрыва от производства.

    2.8. Силы и средства внутрифирменного обучения:

    - собственные преподаватели - руководитель и специалисты учебно-методического центра, а также другие должностные лица Компании (руководители подразделений), в обязанности которых входит обучение подчиненного персонала;

    - внешние преподаватели - профессиональные независимые преподаватели, специалисты - тренеры консалтинговых и тренинговых фирм, учебных центров, приглашаемые для проведения занятий с персоналом компании;

    - типовая программа обучения специалиста - формализованный текстовый документ, содержащий систематизированные сведения о целях, задачах, содержании минимально необходимого обучения сотрудника по конкретной специальности (Приложение N 1). Программа разрабатывается профильным департаментом совместно с департаментом управления персоналом, утверждается директором профильного департамента и хранится в профильном департаменте;

    - базовое учебное пособие - основное учебно-методическое средство - совокупность систематизированных профессиональных знаний текстового и графического формата, разъясняющих основные положения, требования и сведения, регламентирующие профессиональную деятельность по профилю того или иного департамента и предназначенные для изучения в ходе профессиональной подготовки (Приложение N 2); пособие разрабатывается профильным департаментом совместно с департаментом управления персоналом, утверждается директором профильного департамента и хранится в профильном департаменте;

    - технические средства обучения и учебное оборудование - внутрикорпоративное виртуальное пространство, электронная почта, компьютеры, видео-, аудио- и проекционная аппаратура, помещения и мебель, используемые для решения задач обучения.

    2.9. Силы и средства внефирменного обучения - инфраструктура и дидактическая среда учебных заведений, центров, компаний, в которых осуществляется внефирменное обучение персонала Компании.

    2.10. Обучаемый персонал - все сотрудники Компании, которые подразделяются на учебные потоки:

    Поток N 1. Высший руководящий состав: генеральный директор, руководители подразделений.

    Поток N 2. Заместители руководителей подразделения.

    Поток N 3. Менеджеры среднего звена.

    Поток N 4. Специалисты производства и персонал рабочих специальностей.

    2.11. Обучающий персонал - внутренние и внешние преподаватели.

    2.12. Система обучения персонала Компании - совокупность специальным образом организованных сил и средств, разновидностей и форм профессионального обучения, функционирование и использование которых направлено на удовлетворение потребностей обучаемого персонала в приобретении профессиональных знаний, развитии навыков и умений.

    3. Планирование профессиональной подготовки

    3.1. Необходимость и направленность профессиональной подготовки, а также выбор форм и разновидностей обучения определяются исходя из потребностей в профессиональной подготовке.

    3.2. Выявление потребностей в профессиональной подготовке для подчиненного персонала осуществляется должностными лицами всех степеней непрерывно и постоянно.

    3.3. Планирование профессиональной подготовки может быть перспективным - на год и оперативным - на предстоящий месяц. Оперативное планирование осуществляется в случаях, если возникает потребность в дополнительном обучении персонала, которое требует финансовых затрат и не могло быть предусмотрено при планировании на год (внеплановое обучение - стажировка вновь принятых сотрудников, платные семинары, тренинги и т.п. сведений о проведении которых не существовало на момент разработки годового плана).

    3.4. Исходными данными для планирования профессиональной подготовки являются:

    - указания генерального директора по организации профессиональной подготовки;

    - сведения о привлечении в Компанию новых сотрудников;

    - типовая программа обучения специалиста;

    - заявка должностных лиц на проведение профессионального обучения подчиненного персонала;

    - докладная записка об организации внепланового обучения;

    - результаты аттестаций подчиненного персонала;

    - учебные программы вузов, консалтинговых и тренинговых фирм и компаний;

    - план подготовки кадрового резерва.

    3.5. План профессионального обучения на год является приложением к настоящему Положению, разрабатывается департаментом по управлению персоналом, утверждается генеральным директором.

    3.6. Результатом работы по оперативному планированию профессиональной подготовки является утвержденная докладная записка об организации внепланового обучения, которая утверждается не позднее 20 числа предшествующего обучению месяца.

    3.7. Докладная записка об организации внепланового обучения разрабатывается руководителем подразделения до 15 числа предшествующего обучению месяца, согласуется с департаментом по управлению персоналом и утверждается генеральным директором. На основании утвержденного плана профессионального обучения на год, утвержденных докладных записок об организации внепланового обучения и типовой программы обучения специалиста на каждый случай обучения разрабатывается расписание занятий.

    3.8. В расписании указываются дата, время, тема, место занятия и фамилия преподавателя.

    3.9. Лица, привлекаемые к проведению занятий в качестве преподавателя, руководствуясь расписанием занятий, разрабатывают план проведения занятия, в котором отражают основные изучаемые вопросы, краткое их содержание, время и место занятия.

    3.10. Ответственность и контроль за представлением на согласование и утверждение планирующих документов профессионального обучения в сроки, определяемые п. п. 3.5, 3.7, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12, возлагаются на разработчика этих документов.

    3.11. Общее руководство процессом планирования профессиональной подготовки персонала Компании осуществляет служба персонала.

    4. Организация и проведение профессиональной подготовки

    4.1. Внефирменное обучение за счет компании предусматривается для обучаемых учебных потоков N 1 и N 2.

    4.2. Очно-заочная форма обучения в вузах:

    4.2.1. Направление сотрудника на внефирменное обучение по очно-заочной форме может осуществляться только при наличии желания с его стороны. При этом сотрудник подготавливает докладную записку с просьбой о направлении на обучение и представляет ее.

    4.2.2. Докладная записка кандидата на обучение рассматривается соответствующими должностными лицами, которые излагают свое мнение об актуальности и целесообразности запрашиваемого обучения.

    4.2.3. Окончательное решение о направлении кандидата на внефирменное обучение принимается генеральным директором.

    4.2.4. Срок рассмотрения кандидатуры на внефирменное обучение по очно-заочной форме не может превышать 10 рабочих дней в каждой инстанции. Результаты рассмотрения в вышестоящей инстанции доводятся кандидату на обучение установленным в Компании порядком делопроизводства.

    4.2.5. Кандидат, направляемый на внефирменное обучение по очно-заочной форме, заключает гражданско-правовой договор с Компанией-работодателем на повышение квалификации без отрыва от производства. Заключаемый договор должен содержать наименование сторон, указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую обучаемым, обязанность кандидата пройти обучение и в соответствии с полученной специальностью и квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, устанавливаемого договором на повышение квалификации, а также иные условия, определяемые соглашением сторон. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.

    4.2.6. Гражданско-правовой договор на повышение квалификации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора. В случае если обучаемый по окончании обучения без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возмещает понесенные работодателем расходы в связи с обучением.

    4.3. Очная и вечерняя формы обучения на курсах, семинарах, тренингах:

    4.3.1. Направление сотрудника на внефирменное обучение по очной или вечерней форме осуществляется на основании утвержденного плана профессионального обучения на год или утвержденной докладной записки на внеплановое обучение (см. п. 3.11).

    4.4. Внутрифирменное обучение:

    4.4.1. Очная форма обучения.

    Обучение организуется в сроки и по содержанию в соответствии с расписанием занятий. Утвержденное расписание занятий доводится разработчиком расписания до лиц, привлекаемых к проведению занятий не позднее 2 дней до начала занятий.

    Лица, назначенные для проведения занятий в качестве преподавателей, несут полную ответственность за качественное и своевременное их проведение.

    Занятия по мере необходимости должны обеспечиваться учебно-методическими материалами и техническими средствами обучения. В обязательном порядке каждое занятие обеспечивается базовым учебным пособием департамента, по профилю которого проводится данное занятие.

    Базовое учебное пособие и типовая программа обучения специалиста разрабатываются по профилю каждого департамента и по мере необходимости, но не реже 1 раза в год обновляются. К разработке (обновлению) учебно-методических материалов по решению директора департамента привлекаются наиболее подготовленные специалисты Компании и линейных предприятий, имеющие склонность к педагогической и научно-исследовательской работе.

    Разработанные версии учебно-методических материалов хранятся в департаментах (на линейных предприятиях) и используются по мере необходимости при проведении занятий.

    В учебно-методическом центре Компании создается периодически обновляемый банк электронных версий базовых учебных пособий и типовых программ обучения специалистов всех департаментов.

    Продолжительность учебного часа составляет 50 мин. Количество учебного времени в день не может превышать 8 учебных часов.

    По результатам обучения могут проводиться контрольные занятия в форме экзаменов или зачетов. Для проведения таких занятий создается экзаменационная комиссия. Необходимость проведения контрольных занятий и состав экзаменационной комиссии определяет должностное лицо, утверждающее расписание занятий (см. п. 3.12).

    Департамент по управлению персоналом осуществляет контроль хода обучения и не позднее 3-х дней после его завершения представляет генеральному директору служебную записку о результатах и выявленных недостатках обучения.

    4.4.2. Дистанционная форма обучения.

    Учебно-методические материалы по профилю каждого департамента размещаются на внутрикорпоративном сайте Компании в специально создаваемом электронном формате, который обеспечивает санкционированный доступ обучаемого к массиву информации, фиксирует время его работы с материалом и осуществляет проверку уровня усвоения знаний через систему тестовых заданий и опросников.

    Размещение учебно-методических материалов на внутрикорпоративном сайте осуществляется с соблюдением мер обеспечения безопасности и защиты информации.

    Обязанность по техническому обеспечению функционирования внутрикорпоративного сайта, разграничению доступа пользователей и защите информации возлагается на службу автоматизации.

    Разработка электронных версий учебно-методических материалов и их своевременное обновление осуществляются профильным подразделением совместно с департаментом по управлению персоналом.

    Обучаемые соответствующих учебных групп получают индивидуальные пароли доступа к информации, их касающейся, и имеют возможность в определенное время на рабочем месте заниматься профессиональным самообучением.

    Аттестационная документация (время и периодичность самообучения, результаты решения тестовых заданий) контролируется службой управления персоналом. Результаты контроля используются для корректировки процесса самообучения.

    Наряду с электронной версией используются видео- и аудиоматериалы, потребность в которых определяется директором профильного департамента.

    Разработка учебно-методических материалов на видео- и аудионосителях осуществляется профильным подразделением совместно с департаментом по управлению персоналом в рабочем порядке.

    5. Расходы на профессиональную подготовку

    5.1. Расходы на организацию планового профессионального обучения и разработку учебно-методических материалов включаются в смету расходов на год департамента по управлению персоналом.

    5.2. Расходы на организацию внепланового профессионального обучения включаются в смету расходов Департамента по управлению персоналом на очередной месяц.

    5.3. Оплата мероприятий профессионального обучения осуществляется на основании утвержденного бюджета денежных средств на месяц в порядке, установленном в Компании.

    Положение об обучении

    Положение об обучении

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «КМЗ»

    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1 Настоящее положение определяет единый порядок определения потребности в обучении персонала ОАО «КМЗ», организации и содержании учебного процесса, порядок учета обучения.

    1.2 Настоящее положение распространяется на деятельность всех подразделений ОАО «КМЗ» - далее Общество.

    2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2.1 Профессиональное обучение работников Общества предусматривает решение следующих задач:

    - непрерывное профессиональное обучение персонала, направленное на достижение целей Политики предприятия в области качества, охраны окружающей среды, промышленной безопасности и охраны труда;

    - доведение до персонала информации по актуальным вопросам в области качества, охраны окружающей среды, промышленной безопасности и охраны труда;

    - обеспечение соответствия уровня профессиональной и экономической подготовки персонала потребностям организации;

    - повышение уровня профессиональной компетентности, обеспечивающего высокое качество выпускаемой продукции;

    - развитие способностей в области планирования и организации производства;

    - овладение умением определять, понимать и решать производственные проблемы;

    - внедрение нововведений в производстве;

    - приобретение знаний в сфере, связанной с производственной деятельностью.

    2.2 Основными видами обучения персонала являются виды:

    Виды обучения рабочих

    2.3 Основными формами обучения персонала являются:

    Индивидуальное, групповое и курсовое обучение новых рабочих, их переподготовка, повышение квалификации на производственно-технических курсах, обучение вторым профессиям заканчивается квалификационными экзаменами. Квалификационные экзамены включают выполнение квалификационных пробных производственных работ и проверку теоретических знаний путем устного опроса по экзаменационным билетам, компьютерного тестирования в пределах требований учебной программы и квалификационной характеристики.

    2.4 Порядок и сроки проведения теоретических занятий:

    Обучение проводится в предусмотренных законодательством условиях без отрыва, с полным или частичным отрывом от основной работы в дневное и вечернее время: продолжительность одного урока составляет 1 академический час, равный 45 минутам, с обязательным перерывом не менее 5 минут.

    2.5 Обучение персонала проводится:

    - по образовательным программам, самостоятельно разработанным специалистами Общества и утвержденным в Обществе;

    - по программам, предоставленным поставщиком обучения.

    2.6 Списки слушателей, состав преподавателей, инструкторов и график занятий определяются распорядительным документом.

    2.7 Обучение работников сторонних организаций осуществляется на основании Договора об оказании образовательных услуг в сфере профессионального обучения.

    2.8 Работа с обучаемыми организуется в течение всего календарного года по мере комплектования групп или в индивидуальном порядке по мере поступления заявок.

    2.9 Порядок лицензирования образовательной деятельности Общества осуществляется на основании Положения о лицензировании образовательной деятельности.

    3. ОПРЕДЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    4 УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

    4.1 Учебные планы, программы обучения, касающиеся вопросов производства:

    - разрабатываются (перерабатываются) специалистами подразделений Общества (по направлениям);

    - рецензируются руководителями подразделений или главными специалистами;

    - утверждаются техническим директором;

    - согласовываются с руководителями подразделений или главными специалистами по направлению, с начальником отдела развития и обучения персонала, с представителем Ростехнадзора (по профессиям, подведомственным Ростехнадзору).

    Учебные планы, программы КЦН, не касающиеся вопросов производства, утверждаются начальником отдела развития и обучения персонала.

    При разработке учебных планов КЦН обязательным является указание цели проводимого обучения, категории слушателей и режима занятий.

    4.2 Учебные планы и программы обучения профессиям включают вопросы систем менеджмента, в том числе вопросы, связанные с важностью соответствия деятельности персонала законодательным актам, а также вопросы подготовленности к аварийным ситуациям и действия при таких ситуациях.

    4.3 Корректировка учебных программ проводится при внесении изменений в техническую документацию, технологию производства, а также при выходе новых нормативных и законодательных актов.

    5 ПРЕПОДАВАТЕЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИНСТРУКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    5.1 Обучение персонала на производстве осуществляют инструкторы производственного обучения из числа квалифицированных рабочих и преподаватели теоретического обучения из числа руководителей и специалистов подразделений, а также лица из резерва на их замещение.

    5.2 Инструкторы производственного и преподаватели теоретического обучения несут ответственность за проведение обучения, качество обучения, своевременное и надлежащее оформление документации.

    6 УЧЕБНО-УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

    Порядок ведения учебно-учетной документации:

    - Учёт учебной работы ведётся в карточках, дневниках или журналах установленной формы работниками, проводящими обучение.

    - Работники, проводящие обучение, сдают учебно-учетную документацию специалисту, ответственному за обучение, не позднее 2 дней после его окончания.

    7 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

    7.1 Профессиональное обучение рабочих, служащих включает:

    - подготовка вновь принятых рабочих (учеников);

    - курсы целевого назначения;

    - повышение квалификации или ее подтверждение (производственно-технические курсы);

    - переподготовка (обучение второй, смежной профессии).

    7.2 Подготовка вновь принятых рабочих (учеников) – обучение лиц, ранее не имевших знаний и навыков по данной профессии, проводится преподавателем по теоретическому обучению и инструктором по производственному обучению. Подготовка новых рабочих на производстве проводится по всем формам обучения. Сроки подготовки устанавливаются учебной программой обучения по профессии.

    7.3 Курсы целевого назначения (профциклы) предназначены для изучения технологического оборудования, процесса производства продукции, использования материалов, средств механизации и автоматизации, применяемых в технологическом процессе, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, вопросов организации производства с целью поддержания на установленном уровне, повышения качества выпускаемой продукции и т.д. В соответствии с тематической направленностью курсов проводится комплектование учебной группы.

    7.4 Повышение квалификации или ее подтверждение – производственно-технические курсы, направленные на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии.

    7.5 Переподготовка – обучение второй (смежной) профессии работников, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии при производственной необходимости замены отсутствующих работников на период выполнения производственного задания.

    7.6 Производственное обучение при групповой или индивидуальной формах обучения проходит под руководством инструктора производственного обучения на рабочем месте.

    7.7 Профессиональное обучение рабочих и служащих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. При успешной сдаче квалификационного экзамена, выдается свидетельство установленного образца о получении профессии и присвоенном разряде.

    7.8 Производственно-технические курсы по повышению разряда проводятся с целью расширения профессиональных знаний, умения, навыков и получения более высоких разрядов. Успешное окончание данных курсов является условием для присвоения рабочим очередного квалификационного разряда (класса, категории) и профессионального продвижения при наличии вакансий в подразделении.

    7.9 Специалист, ответственный за обучение, готовит проект распоряжения о зачислении на обучение работника и об окончании обучения на основании протокола квалификационной комиссии.

    8 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ И ПРИ ПЕРЕВОДЕ ВНУТРИ ОБЩЕСТВА

    9 СТАЖИРОВКА РАБОЧИХ

    9.1 Цель стажировки – подтвердить профессиональными умениями и навыками имеющуюся профессию, разряд. Обучение заменяется стажировкой при условии, что рабочий, проработав по принимаемой профессии не менее 3-х лет:

    - имеет документ, подтверждающий профессию, выданный не в ЦПК Общества, а в другой организации,

    - имеющаяся профессия подтверждена только записью в трудовой книжке,

    - имеет перерыв в работе от 12 месяцев до 5 лет.

    9.2 Итогом стажировки является успешно сданная квалификационная пробная работа по программе соответствующего разряда данной профессии. Лицам, выдержавшим квалификационные испытания, выдается свидетельство по профессии установленного образца.

    10 АТТЕСТАЦИОННАЯ И КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

    10.1 Аттестационная комиссия

    - Аттестационная комиссия создается приказом руководителя организации. В состав аттестационной комиссии включаются руководители и главные специалисты организации.

    - Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации.

    - Результаты проверок знаний по вопросам безопасности оформляются протоколом.

    10.2 Квалификационная комиссия Общества формируются приказом руководителя организации. В состав квалификационной комиссии включаются руководители и специалисты организации. В состав квалификационной комиссии не включаются лица, проводившие обучение.

    10.3 Квалификационная комиссия проводит итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся, анализируя результаты квалификационной (пробной) работы. По результатам экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, сотруднику присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство.

    11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    11.1 Учебно-методический совет (далее – совет) имеет своей целью содействие улучшению качества подготовки и повышению квалификации работников Общества.

    11.2 Учебно-методический совет является совещательным органом и создается в составе: председатель совета, заместитель председателя совета, члены совета. Состав учебно-методического совета утверждается приказом генерального директора.

    11.3 Рекомендации и решения учебно-методического совета утверждаются председателем совета, в необходимых случаях для их реализации выпускаются приказы.

    12 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ .

    12.1 Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.

    12.2 Срок действия настоящего Положения устанавливается с момента утверждения до особого указания об его отмене.

    Агентство правовой информации

    Типовое положение об обучении персонала

    Статья: Разработка положения об обучении и развитии персонала (Поляченкова М.) ("Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2011, N 12) <КонсультантПлюс>

    "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2011, N 12

    Положение об обучении и развитии персонала состоит из пяти разделов. В разд. 1 дана общая характеристика данного документа. Во втором - раскрываются основные понятия и определения, а именно:

    • цели и задачи обучения;
    • виды обучения (внутрифирменное и внефирменное);
    • формы (заочная и дистанционная) и разновидности (первичное и совершенствование) внутрифирменного обучения;
    • формы (очная, очно-заочная, вечерняя) внефирменного обучения;
    • силы и средства внутрифирменного и внефирменного обучения;
    • форма типовой программы обучения;
    • форма базового учебного пособия;
    • обучаемый и обучающий персонал.

    Раздел 3 регламентирует сроки и исходные данные для планирования и проведения обучения, а также утвержденные формы документов, необходимые для организации проведения обучения.

    В разд. 4 подробно говорится о каждом виде обучения, сроках их проведения, месте проведения (вуз, учебно-методический центр и т.д.) и необходимых формах документов. В данном случае - это договор на обучение.

    В разд. 5 определен порядок планирования расходов на обучение.

    В завершение необходимо обратить внимание, что приведенный пример положения об обучении и развитии персонала является документом, приемлемым для данной конкретной организации. Поэтому не стоит полностью копировать этот опыт, так же как и не стоит полностью его отвергать. Важно создать ту систему обучения, которая будет отвечать специфике и особенностям вашей организации и приведет к ожидаемым результатам, и правильно зафиксировать ее параметры в локальных документах организации.

    1. Общие положения

    1.1. Положение об обучении и развитии персонала ООО "Звездочка", далее - Положение, является документом, регламентирующим порядок организации и проведения профессионального обучения сотрудников.

    1.2. Положение устанавливает общие требования к планированию, организации и осуществлению обучения сотрудников через создание и функционирование единой системы профессиональной подготовки ООО "Звездочка", далее - Компании.

    1.3. В Положении даются общие понятия, определяются цель, задачи, силы и средства, способы организации и порядок финансирования профессиональной подготовки персонала Компании, а также обязанности ответственных должностных лиц по ее организации.

    2. Основные понятия и определения

    2.1. Потребность в обучении персонала - несоответствие имеющегося у сотрудника уровня профессиональных знаний, умений, навыков требованиям должностной инструкции и изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

    2.2. Обучение персонала - процесс формирования и развития у сотрудников корпоративно ориентированных передовых профессиональных знаний, умений и навыков, а также привития им корпоративной культуры и стандартов Компании посредством методов обучения и воспитания.

    2.3. Цель обучения - формирование и развитие профессиональных знаний, навыков и умений персонала Компании до уровня, соответствующего требованиям должностной инструкции и обеспечивающего конкурентоспособность сотрудника любого звена в динамичных условиях современного рынка.

    2.4. Задачи обучения персонала Компании:

    • овладение вновь принятыми в Компанию сотрудниками минимально необходимым уровнем знаний, навыков и умений для успешного выполнения обязанностей по замещаемой должности;
    • обеспечение конкурентоспособности персонала Компании через совершенствование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями времени;
    • подготовка из числа сотрудников Компании внутреннего резерва кандидатов на замещение вышестоящих должностей;
    • воспитание у сотрудников Компании стремления к самосовершенствованию и профессиональному росту.

    2.5. Виды обучения персонала:

    • внутрифирменное обучение (процесс обучения организуется и проводится непосредственно в Компании своими силами);
    • внефирменное обучение (процесс обучения осуществляется в вузах, специализированных обучающих центрах, тренинговых компаниях и т.п.). Внефирменное обучение может быть длительным (до 5 лет) и кратковременным (до 5 дней).

    2.6. Формы и разновидности внутрифирменного обучения:

    2.6.1. Очная - обучение с использованием традиционных приемов и методов обучения. Проводится в строго определенное время в установленных местах в составе учебных групп, с привлечением внутренних или внешних преподавателей. Разновидностями очной формы обучения являются:

    • первичное профессиональное обучение - стажировка проводится при приеме сотрудника на работу в Компанию;
    • совершенствование профессиональных знаний навыков и умений проводится систематически в течение всего времени работы сотрудника в Компании.

    2.6.2. Дистанционная - направляемое и контролируемое самообучение (с использованием информационных, обучающих, контролирующих и тестирующих компьютерных систем, аудио- и видеоматериалов). Проводится индивидуально и самостоятельно каждым обучаемым в течение года по своему личному графику, с обязательным тестовым контролем усвоения знаний в специально устанавливаемые департаментом персонала сроки.

    2.7. Формы внефирменного обучения:

    2.7.1. Очно-заочная - длительное обучение в вузах без отрыва от производства с проведением очных сессий (1 - 2 недели ежеквартально или 3 - 4 недели 1 раз в полгода) с выездом к месту проведения сессий.

    2.7.2. Очная - кратковременное обучение на специализированных симпозиумах, курсах, семинарах с отрывом от производства.

    2.7.3. Вечерняя - обучение (после 18.00) на спецкурсах, семинарах, тренингах и т.п. без отрыва от производства.

    2.8. Силы и средства внутрифирменного обучения:

    • собственные преподаватели - руководитель и специалисты учебно-методического центра, а также другие должностные лица Компании (руководители подразделений), в обязанности которых входит обучение подчиненного персонала;
    • внешние преподаватели - профессиональные независимые преподаватели, специалисты - тренеры консалтинговых и тренинговых фирм, учебных центров, приглашаемые для проведения занятий с персоналом компании;
    • типовая программа обучения специалиста - формализованный текстовый документ, содержащий систематизированные сведения о целях, задачах, содержании минимально необходимого обучения сотрудника по конкретной специальности (Приложение N 1). Программа разрабатывается профильным департаментом совместно с департаментом управления персоналом, утверждается директором профильного департамента и хранится в профильном департаменте;
    • базовое учебное пособие - основное учебно-методическое средство - совокупность систематизированных профессиональных знаний текстового и графического формата, разъясняющих основные положения, требования и сведения, регламентирующие профессиональную деятельность по профилю того или иного департамента и предназначенные для изучения в ходе профессиональной подготовки (Приложение N 2); пособие разрабатывается профильным департаментом совместно с департаментом управления персоналом, утверждается директором профильного департамента и хранится в профильном департаменте;
    • технические средства обучения и учебное оборудование - внутрикорпоративное виртуальное пространство, электронная почта, компьютеры, видео-, аудио- и проекционная аппаратура, помещения и мебель, используемые для решения задач обучения.

    2.9. Силы и средства внефирменного обучения - инфраструктура и дидактическая среда учебных заведений, центров, компаний, в которых осуществляется внефирменное обучение персонала Компании.

    2.10. Обучаемый персонал - все сотрудники Компании, которые подразделяются на учебные потоки:

    Поток N 1. Высший руководящий состав: генеральный директор, руководители подразделений.

    Поток N 2. Заместители руководителей подразделения.

    Поток N 3. Менеджеры среднего звена.

    Поток N 4. Специалисты производства и персонал рабочих специальностей.

    2.11. Обучающий персонал - внутренние и внешние преподаватели.

    2.12. Система обучения персонала Компании - совокупность специальным образом организованных сил и средств, разновидностей и форм профессионального обучения, функционирование и использование которых направлено на удовлетворение потребностей обучаемого персонала в приобретении профессиональных знаний, развитии навыков и умений.

    3. Планирование профессиональной подготовки

    3.1. Необходимость и направленность профессиональной подготовки, а также выбор форм и разновидностей обучения определяются исходя из потребностей в профессиональной подготовке.

    3.2. Выявление потребностей в профессиональной подготовке для подчиненного персонала осуществляется должностными лицами всех степеней непрерывно и постоянно.

    3.3. Планирование профессиональной подготовки может быть перспективным - на год и оперативным - на предстоящий месяц. Оперативное планирование осуществляется в случаях, если возникает потребность в дополнительном обучении персонала, которое требует финансовых затрат и не могло быть предусмотрено при планировании на год (внеплановое обучение - стажировка вновь принятых сотрудников, платные семинары, тренинги и т.п. сведений о проведении которых не существовало на момент разработки годового плана).

    3.4. Исходными данными для планирования профессиональной подготовки являются:

    • указания генерального директора по организации профессиональной подготовки;
    • сведения о привлечении в Компанию новых сотрудников;
    • типовая программа обучения специалиста;
    • заявка должностных лиц на проведение профессионального обучения подчиненного персонала;
    • докладная записка об организации внепланового обучения;
    • результаты аттестаций подчиненного персонала;
    • учебные программы вузов, консалтинговых и тренинговых фирм и компаний;
    • план подготовки кадрового резерва.

    3.5. План профессионального обучения на год является приложением к настоящему Положению, разрабатывается департаментом по управлению персоналом, утверждается генеральным директором.

    3.6. Результатом работы по оперативному планированию профессиональной подготовки является утвержденная докладная записка об организации внепланового обучения, которая утверждается не позднее 20 числа предшествующего обучению месяца.

    3.7. Докладная записка об организации внепланового обучения разрабатывается руководителем подразделения до 15 числа предшествующего обучению месяца, согласуется с департаментом по управлению персоналом и утверждается генеральным директором. На основании утвержденного плана профессионального обучения на год, утвержденных докладных записок об организации внепланового обучения и типовой программы обучения специалиста на каждый случай обучения разрабатывается расписание занятий.

    3.8. В расписании указываются дата, время, тема, место занятия и фамилия преподавателя.

    3.9. Лица, привлекаемые к проведению занятий в качестве преподавателя, руководствуясь расписанием занятий, разрабатывают план проведения занятия, в котором отражают основные изучаемые вопросы, краткое их содержание, время и место занятия.

    3.10. Ответственность и контроль за представлением на согласование и утверждение планирующих документов профессионального обучения в сроки, определяемые п. п. 3.5, 3.7, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12, возлагаются на разработчика этих документов.

    3.11. Общее руководство процессом планирования профессиональной подготовки персонала Компании осуществляет служба персонала.

    4. Организация и проведение профессиональной подготовки

    4.1. Внефирменное обучение за счет компании предусматривается для обучаемых учебных потоков N 1 и N 2.

    4.2. Очно-заочная форма обучения в вузах:

    4.2.1. Направление сотрудника на внефирменное обучение по очно-заочной форме может осуществляться только при наличии желания с его стороны. При этом сотрудник подготавливает докладную записку с просьбой о направлении на обучение и представляет ее.

    4.2.2. Докладная записка кандидата на обучение рассматривается соответствующими должностными лицами, которые излагают свое мнение об актуальности и целесообразности запрашиваемого обучения.

    4.2.3. Окончательное решение о направлении кандидата на внефирменное обучение принимается генеральным директором.

    4.2.4. Срок рассмотрения кандидатуры на внефирменное обучение по очно-заочной форме не может превышать 10 рабочих дней в каждой инстанции. Результаты рассмотрения в вышестоящей инстанции доводятся кандидату на обучение установленным в Компании порядком делопроизводства.

    4.2.5. Кандидат, направляемый на внефирменное обучение по очно-заочной форме, заключает гражданско-правовой договор с Компанией-работодателем на повышение квалификации без отрыва от производства. Заключаемый договор должен содержать наименование сторон, указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую обучаемым, обязанность кандидата пройти обучение и в соответствии с полученной специальностью и квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, устанавливаемого договором на повышение квалификации, а также иные условия, определяемые соглашением сторон. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.

    4.2.6. Гражданско-правовой договор на повышение квалификации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора. В случае если обучаемый по окончании обучения без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возмещает понесенные работодателем расходы в связи с обучением.

    4.3. Очная и вечерняя формы обучения на курсах, семинарах, тренингах:

    4.3.1. Направление сотрудника на внефирменное обучение по очной или вечерней форме осуществляется на основании утвержденного плана профессионального обучения на год или утвержденной докладной записки на внеплановое обучение (см. п. 3.11).

    4.4. Внутрифирменное обучение:

    4.4.1. Очная форма обучения.

    Обучение организуется в сроки и по содержанию в соответствии с расписанием занятий. Утвержденное расписание занятий доводится разработчиком расписания до лиц, привлекаемых к проведению занятий не позднее 2 дней до начала занятий.

    Лица, назначенные для проведения занятий в качестве преподавателей, несут полную ответственность за качественное и своевременное их проведение.

    Занятия по мере необходимости должны обеспечиваться учебно-методическими материалами и техническими средствами обучения. В обязательном порядке каждое занятие обеспечивается базовым учебным пособием департамента, по профилю которого проводится данное занятие.

    Базовое учебное пособие и типовая программа обучения специалиста разрабатываются по профилю каждого департамента и по мере необходимости, но не реже 1 раза в год обновляются. К разработке (обновлению) учебно-методических материалов по решению директора департамента привлекаются наиболее подготовленные специалисты Компании и линейных предприятий, имеющие склонность к педагогической и научно-исследовательской работе.

    Разработанные версии учебно-методических материалов хранятся в департаментах (на линейных предприятиях) и используются по мере необходимости при проведении занятий.

    В учебно-методическом центре Компании создается периодически обновляемый банк электронных версий базовых учебных пособий и типовых программ обучения специалистов всех департаментов.

    Продолжительность учебного часа составляет 50 мин. Количество учебного времени в день не может превышать 8 учебных часов.

    По результатам обучения могут проводиться контрольные занятия в форме экзаменов или зачетов. Для проведения таких занятий создается экзаменационная комиссия. Необходимость проведения контрольных занятий и состав экзаменационной комиссии определяет должностное лицо, утверждающее расписание занятий (см. п. 3.12).

    Департамент по управлению персоналом осуществляет контроль хода обучения и не позднее 3-х дней после его завершения представляет генеральному директору служебную записку о результатах и выявленных недостатках обучения.

    4.4.2. Дистанционная форма обучения.

    Учебно-методические материалы по профилю каждого департамента размещаются на внутрикорпоративном сайте Компании в специально создаваемом электронном формате, который обеспечивает санкционированный доступ обучаемого к массиву информации, фиксирует время его работы с материалом и осуществляет проверку уровня усвоения знаний через систему тестовых заданий и опросников.

    Размещение учебно-методических материалов на внутрикорпоративном сайте осуществляется с соблюдением мер обеспечения безопасности и защиты информации.

    Обязанность по техническому обеспечению функционирования внутрикорпоративного сайта, разграничению доступа пользователей и защите информации возлагается на службу автоматизации.

    Разработка электронных версий учебно-методических материалов и их своевременное обновление осуществляются профильным подразделением совместно с департаментом по управлению персоналом.

    Обучаемые соответствующих учебных групп получают индивидуальные пароли доступа к информации, их касающейся, и имеют возможность в определенное время на рабочем месте заниматься профессиональным самообучением.

    Аттестационная документация (время и периодичность самообучения, результаты решения тестовых заданий) контролируется службой управления персоналом. Результаты контроля используются для корректировки процесса самообучения.

    Наряду с электронной версией используются видео- и аудиоматериалы, потребность в которых определяется директором профильного департамента.

    Разработка учебно-методических материалов на видео- и аудионосителях осуществляется профильным подразделением совместно с департаментом по управлению персоналом в рабочем порядке.

    5. Расходы на профессиональную подготовку

    5.1. Расходы на организацию планового профессионального обучения и разработку учебно-методических материалов включаются в смету расходов на год департамента по управлению персоналом.

    5.2. Расходы на организацию внепланового профессионального обучения включаются в смету расходов Департамента по управлению персоналом на очередной месяц.

    5.3. Оплата мероприятий профессионального обучения осуществляется на основании утвержденного бюджета денежных средств на месяц в порядке, установленном в Компании.

    Менеджер по персоналу