Руководства, Инструкции, Бланки

План Обучения Сотрудников Образец img-1

План Обучения Сотрудников Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как составить план обучения

Как составить план обучения

План обучения составляется на весь период изучения какой-либо учебной дисциплины. Если обучение предполагается продолжать в течение нескольких лет, то на основе общего плана составляются планы на каждый учебный год отдельно.
План обучения может быть индивидуальным(составленным для одного человека) или общим. Общий учебный план, как правило, предложен в типовом варианте в нормативных документах. В каждом учебном заведении учебный план уточняется с учетом реальных возможностей образовательного учреждения, наличии помещений, оборудования, педагогических кадров, срока обучения и других особенностей.
План обучения – это внутренний документ образовательного учреждения. Он не является конфиденциальным, поэтому родители учащихся (в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования – сами студенты) имеют право ознакомиться с ним.

В образовательных учреждениях учебный план составляется на основе следующих документов:
-Федеральный государственный образовательный стандарт,
-программы по каждому учебному предмету,
-санитарно-гигиенические правила для образовательных учреждений.

  • как составить без плана

Другие статьи

Обучение персонала, система обучения, обучение сотрудников, планирование, план по обучению, развитие персонала

имеет очень малое значение в сравнении с тем,

что находиться у нас внутри.

Холмс Оливер Уэнделл

Постановка системы обучения и развития персонала

Обучение персонала - процесс передачи теоретических знаний, формирования практических, навыков, необходимых сотруднику для успешного исполнения должности, которую он занимает на которую его план ируется назначить.

Развитие персонала - комплекс мероприятий, обеспечивающих со-ответствие сотрудника перспективным задачам компании.

Система и политика развития и обучения персонала как правило отражается в разработке Положения о системе политики обучения и развития персонала организации.

Целью данного документа - является разработка и утверждение общих принципов обучения и развития персонала в системе Вашей организации.

Основные элементы выполняемых работ - отражается в кратком содержании этого до-кумента, а именно:
  • Основные принципы системы обучения и развития персонала ;
  • Виды обучений на предприятие;
  • Планирование обучения и развития персонала. которое основывается на анализе потребности в обучении сотрудников;
  • Принципы организации и реализации плана обучения сотрудников;
  • Принципы бюджетирования и финансирования программы обучения ;
  • Ответственность обучающихся в рамках реализации плана обучения ;
  • Контроль и координация процесса обучения ;
  • Оценка эффективности проведенного обучения - привязка к практической плоскости деятельности организации - увеличение бизнес-показателей организации Основные положения и принципы при разработке и внедрении обучения и развития персонала
    1. Повышение квалификации штатных работников
    2. Обучение сотрудников сбытовой сети
    3. Регенерация управленческих кадров (в том числе подготовка внутреннего кад­рового резерва, развитие управленческих компетенций руководителей)
    4. нацеленность на цели и задачи Компании;
    5. высокое качество обучающих программ;
    6. адресность обучающих программ, т.е. направленность на конкретные целевые группы;
    7. доступность для всех сотрудников предприятия.
    Виды обучения

    Ориентационную программу для вновь принимаемых сотрудников системы предприятия, включающую знакомство с историей Компании, организационной структурой и корпоративными нормами, правилами, изучение корпоративных нормативных документов.

    Стажировки для вновь назначенных руководителей региональных организаций системы вашего предприятия (уровень директора филиала, Генерального директора кустового объединения) с целью быстрейшей адаптации в Компании.

    Повышение квалификации сотрудников в рамках занимаемой должности, в том числе освоение новых технологий работы, изучение новых продуктов и регламентирующих документов.

    Обучение сотрудников агентской сети.

    Развитие управленческих кадров из состава кадрового резерва системы.

    Планирование и организация обучения и развития персонала

    Планирование обучения и развития персонала основывается на анализе потребности в обучении сотрудников региональных организаций.

    Анализ потребностей в обучении проводится сотрудником кадровой службы по запросу Управления по обучению и развитию персонала отдела по работе с персоналом.

    На основании информации о стратегии развития системы Управле-нием по развитию и обучению персонала формулируются осново-полагающие направления развития и обучения персонала системы на будущий год (в том числе приоритетные целевые группы, первоочередные регионы, актуальные технологии обучения ) и передает их в региональные организации системы.

    На основании заявок на обучение и с учетом основополагающих направлений развития и обучения персонала составляется План обучения персонала региональной организации.

    План обучения персонала состоит из:
  • корпоративных программ подготовки персонала системы;
  • заявок на подготовку отдельных категорий сотрудников от структурных подразделений и организаций системы;
  • заявок на обучение отдельных сотрудников.

    План обучения персонала предоставляется в Управлении по развитию и обучению персонала отдела по работе с персоналом" на согласование.

    План обучения персонала региональной организации системы включает информацию об изучаемой теме, дате начала и окончания обучающего мероприятия, времени и месте его проведения, продолжительности мероприятия (в часах), преподавателе(ях)/провайдерах, привлекаемых для проведения подготовки для каждой сформированной учебной группы, стоимости учебной программы. Согласованный План обучения персонала утверждается одновременно с утвер-ждением годового бюджета региональной организации системы.

    Принятие решения об обучении

    В общем случае обучение осуществляется по Плану обучения персонала организации системы утвержденному на год.

    Инициировать обучение помимо Плана в частных случаях могут: непосредственный начальник сотрудника, сам сотрудник, генеральный директор/ директор филиала, руководитель кадровой службы.

    Для принятия решения о направлении сотрудника на обучение необходимо выполнение следующих условий:
  • наличие средств в бюджете организации;
  • общее соответствие уровня отдела или сотрудника контрольным показателям. Для принятия решения также оценивается целесообразность обучения с точки зрения:
  • профессиональных задач, стоящих перед сотрудником;
  • бизнес-плана подразделения;
  • плана профессионального развития подразделения и всей компании;
  • своевременности обучения ;
  • адекватности уровня капиталовложений в рамках затратной части бюджета отдела;
  • репутации и профессионализма учебного заведения/организации, проводящей обучение .
  • План обучения персонала на год (по СМК)

    Голосование: План обучения персонала на год (по СМК)

    Поделитесь опытом составления подобных планов - что писать то? У меня есть конкретная форма. Вот графы таблицы:
    1) Ф.И.О. должность, профессия
    2) Вид обучения
    3) Подразделение
    4) Планируемые сроки обучения
    5) Планируемые расходы: а)Всего(гр.4 ? гр.5), б)В том числе по кварталам.

    Что следует написать в п.2. И совсем не понятны п.3(имеется в виду подразделение - структурное или подразделение на какие-либо группы) а по п.5 а) вообще чушь!

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    Идет отправка уведомления.

    Рабочий день сокращает каждый день жизни на 8 часов!)))

    коллеги, быть может кто-то может поделится информацией о том, как построен процесс обучения/развития сотрудников в компании??кто составляет планы?в какой форме??и т.д.
    К сожалению, у нас пока только ведутся разговоры о необходимости систематизировать это процесс, пока в планах этим заняться, сейчас от случая к случаю кого-то посылаем обучаться, либо организуем групповые обучения..
    а я даже не знаю, с какой стороны подступиться. понятно, что буду читать-изучать все возможную информацию в открытых источниках, быть может на семинар схожу (хотя у нас с этим в городе сложно. ), но всегда интересней и полезней знать, как на практике, в действительности строят этот процесс.

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    Идет отправка уведомления.

    #3[276019] 12 декабря 2011, 10:19

    Я бы сначала разделила на 2 таблицы:
    1 данные о сотрудниках, которых необходимо обучить по обязательным программам ( например, если сотрудник рабочий то существует ряд программ, по которым работник обязан пройти обучение ( 1 раз в 3 года, или 1 раз в 5 лет). Сюда я бы влючила обучение техники безопасности, первая мед. помощь, противопожарная безопасность.
    2 данные о сотрудниках, которых будут направлять на курсы повышения квалификации и семинары.
    Что касаемо таблицы по форме Фемиды -
    п.2 подразделение это например ПЭО, ПТО, ЦДС и т.д.
    п.3 планируемые сроки проведения обучения, это как раз о тех сотрудниках, которые должны проити обязательное обучение (конкретный период можно взять у отдела охраны труда) или планируемые сроки посмотреть в интернете по курсам и семинарам на повышение квалификации.
    Планируемые расходы, это стоимость обучения, только уточните, вам расчитывать командировочные расходы ( суточные, проживание, питание) или за вас это сделают экономисты на основе ваших данных.

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    Идет отправка уведомления.

    #4[276022] 12 декабря 2011, 10:27

    Спасибо за отклик!
    А вы сами разрабатываете план мероприятий по обучению сотрудников??предварительно проводили ли оценку персонала? либо руководители отделов решают кого и как обучать?

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    План мероприятий по обучению персонала мне предоставляют отдел охраны труда, совместно с отделом управления персонала. А я уже перепроверяю, расчитываю командировочные и заношу в бизнес-план. Для того чтобы произвести оценку персонала у нас необходимо нанимать соответствующие фирмы,а это дополнительные расходы. Поэтому руководители отделов решают: кто, когда, на какие именно курсы поедит. круто. а у нас почему-то я этот план в ОТ предоставляю

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    Идет отправка уведомления.

    План развития персонала - Форум сообщества специалистов по управлению персоналом HR-Лига

    Помогите именно с составлением положения про развитие персонала.
    Может у Вас есть пример.

    Не обижайтесь пожалуйста, но вам не стоит браться за такое сложное задание самостоятельно. Вы к сожалению, даже вопрос не можете сформулировать правильно, путаетесь в понятиях. Как вы будете систематизировать процесс, если не понимаете его логику?
    Ищите не пример положения, а человека, который с вами сядет и сделает.

    Эти 3 пользователя(ей) сказали «Спасибо» Leva за это полезное сообщение:

    Вы сказали Спасибо: 142

    Поблагодарили 292 раз(а) в 170 сообщениях

    Помогите именно с составлением положения про развитие персонала.
    Может у Вас есть пример.

    Гугл в помощь.
    А так. озадачьте всех руководителей подразделений, пусть напишут.
    Привлеките охранника труда, ой сколько там обучения

    __________________
    "В белом плаще с кровавым подбоем. "

    Этот пользователь сказал Спасибо Rimusato за это полезное сообщение:

    Новый участник HR-Лиги

    Вы сказали Спасибо: 2

    Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях

    Не обижайтесь пожалуйста, но вам не стоит браться за такое сложное задание самостоятельно. Вы к сожалению, даже вопрос не можете сформулировать правильно, путаетесь в понятиях. Как вы будете систематизировать процесс, если не понимаете его логику?
    Ищите не пример положения, а человека, который с вами сядет и сделает.

    Я и не отрицаю что не понимаю как это задание выполнить, собственно для этого и обратилась к вам за помощью. А совет обратитесь к кому то за помощью это не совет. В начале мне необходимо разработать положение про развитие персонала а потом план (для систематизации) где будут описаны все программы обучения и развитя

    Вы сказали Спасибо: 142

    Поблагодарили 292 раз(а) в 170 сообщениях

    "Кабинет, кабинет. " Ловите рыбу. старая, но авось не протухла.

    ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.1. Обучение персонала всех уровней является ключевой составляющей развития персонала в целом и способствует укреплению конкурентного преимущества компании «SS» (далее – Компании).
    1.2. Основные цели обучения персонала:
    – подготовка персонала к выполнению новых производственных задач, работа на опережение;
    – систематическое обновление знаний сотрудников;
    – повышение профессиональной культуры персонала;
    – подготовка кандидатов кадрового резерва;
    – повышение профессионального рейтинга сотрудников в Компании и на рынке труда.
    1.3. Обучение является стимулирующим фактором:
    – как неотъемлемый атрибут карьерного роста/развития;
    – как часть компенсационного пакета;
    – как составляющая часть корпоративной культуры.
    1.4. Обучение персонала проводится по нескольким направлениям в зависимости от его категории:
    – программы обучения руководящего персонала;
    – переподготовка, повышение квалификации, допуски, аттес¬тации специалистов;
    – повышение квалификации, освоение смежных профессий, повторные проверки знаний рабочего персонала.
    1.5. Формы обучения персонала:
    – индивидуальное и групповое;
    – внешнее и внутреннее.
    Внешнее обучение:
    – обучение по долгосрочным академическим программам учебных заведений (программы среднего специального образования, бакалаврата, специалистов, магистратуры, МВА);
    – обучение по специальным многоуровневым программам учебных центров (курсы переподготовки, повышения квалификации, тренинги, семинары и т. п.);
    – аттестации, допуски.
    Внутреннее обучение (обучение проводится на территории Компании в специально выделенных для этих целей помещениях или на арендуемых площадях, в салонах/ВЦ):
    – лекции, семинары для руководящего персонала;
    – обучение персонала подразделений в группах;
    – адаптационное обучение для вновь принятых работников;
    – групповые и индивидуальные программы наставничества и коучинга;
    – интерактивное обучение Интранет-проект (образовательная часть).
    1.6. Методы обучения:
    – долгосрочные академические программы учебных заведений (программы среднего специального образования, прог¬раммы бакалаврата, специалистов, магистратуры, МВА);
    – семинары;
    – тренинги;
    – видеокурсы;
    - наставничество;
    - коучинг;
    – стажировки;
    – интерактивное обучение Интранет-проект;
    – самообучение и саморазвитие.
    1.7. План и бюджет обучения на учебный год утверждается Генеральным директором ежегодно к 1 июля по представлению Начальника отдела управления персоналом.
    1.8.Ответственность за исполнение плана обучения и четкое следование бюджету несут руководители подразделений, сотрудники которых есть в Плане обучения и Начальник отдела управления персоналом.
    2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
    2.1. Ежегодно издается приказ (до 1 сентября), где провозглашается заявочная кампания:
    Всем структурным подразделениям необходимо сформулировать в письменном виде на стандартном бланке свои потребности в обучении в июле месяце.
    2.2. Заявки от структурных подразделений поступают в Отдел управления персоналом Компании.
    2.3. Источником данных для планирования обучения служат личные планы развития,
    рекомендации комиссии по деловой оценке, аттестации.
    2.4. На основании заявок, с точки зрения целесообразности для Компании, создаются программа и бюджет обучения на учебный год, которые утверждаются генеральным директором до 1 сентября.
    2.5. Специалисты отдела управления персоналом проводят мониторинг учебных центров и представленных на рынке программ, выбирают центры по критерию “качество – цена”.
    2.6. Личная инициатива работника в отношении получения высшего образования, второго высшего образования, переподготовки может быть удовлетворена по распоряжению Генерального директора (виза-разрешение на заявлении работника, может быть получена на приеме по личным вопросам, либо по письменному ходатайству непосредственного руководителя).

    3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
    3.1. Внутренние (корпоративные) лекционно-семинарские и тренинговые программы объявляются приказом по Компании за подписью Генерального директора. Приказ выходит не менее чем за неделю до начала занятий, в нем указываются подробная тематика занятий, время и место их проведения, ответственное лицо. (Данные могут дублироваться через Интранет, Доску объявлений.)
    3.2. Желающие принять участие в программе группового обучения (но не заявленные в первичный список) заявляют свое участие сотрудникам ОУП и с разрешения непосредственного руководителя могут быть включены в список обучающихся.
    3.3. По окончании обучения по корпоративным программам участники семинара/тренинга в письменном виде заполняют стандартный бланк обратной связи.
    3.4. Любые виды внешнего обучения с отрывом от производства оформляются на основании объяснительной документации кадровым приказом.
    3.5. Учебный отпуск предоставляется обучающимся на основании справки-вызова с оригинальной печатью учебного заведения и оформляется кадровым приказом.
    3.6. По окончании обучения сотрудник должен представить подлинник документа об окончании образовательных прог¬рамм и отчет в Отдел управления персоналом.
    3.7. На период сессий, написания дипломного проекта сотруднику предоставляется административный отпуск по представлению справки-вызова.

    4. АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА
    4.1. Первичное обучение – неотъемлемая часть программы адаптации сотрудника.
    4.2. Программа первичного обучения направлена на формирование у нового сотрудника знаний о Компании, системе ее норм и ценностей, технологических и конструктивных особенностях продукта Компании.
    4.3. Программа должна содержать экскурс в историю развития Компании, актуальное состояние Компании на данном этапе (количество человек, упрощенная оргструктура, доля рынка, основные конкуренты, основополагающие направления бизнеса), рабочая неделя, распорядок дня, освещение корпоративных норм и ценностей, правила поведения в внешними и внутренними клиентами, правила обращения с коммерческой конфиденциальной информацией.
    4.4. Программы первичного обучения разрабатываются сотрудниками ОУП Компании для различных категорий персонала с учетом специфики подразделений.

    5. НАСТАВНИЧЕСТВО
    5.1. Наставничество служит для поддержания духа преемственности в Компании, воспитания лояльности сотрудников, возможности дополнительной реализации потенциала сотрудников для успешного выполнения своих обязанностей..
    5.2. Наставники выбираются из числа сотрудников Компании, которые проработали в ней не менее одного года и являются экспертами в своих областях деятельности.
    5.3. Наставники обязательно разрабатывают программу занятий совместно с Начальником отдела управления персоналом, которая утверждается Генеральным директором.
    5.4. Наставничество может быть реализовано и через Интранет-проект посредством написания статей по заданной тематике. (Когда таковой будет в Компании).
    5.5. Наставничество мотивируется материально в зависимости от квалификационного уровня сотрудника, уровня его заработной платы, продолжительности курса обучения. Сетка размера оплаты формируется отделом управления персоналом Компании и утверждается Генеральным директором.

    6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА ЗА ОБУЧЕНИЕ
    6.1. Затраты на обучение сотрудников являются долгосрочной инвестицией в человеческие ресурсы.
    1.1. Ответственность сотрудника за предоставленное обучение состоит в подготовке отчета о прослушанном курсе (составляется в свободной форме), передаче сотрудникам методических, инструктивных и нормативных материалов через своего непосредственного начальника либо через Отдел управления персоналом.
    1.2. В случаях корпоративного обучения (обязательного для данной категории сотрудников) обучение проводится бесплатно для сотрудников. Такое обучение оплачивает Компания.
    1.3. В случаях индивидуального обучения и/или если оно не предусмотрено, как обязательное для данной категории сотрудников и инициируется сотрудником, то оплата может производиться:
    • 50% на 50% - Компания и сотрудник
    • 30% на 70% - Компания и сотрудник
    • 100% - Компания.
    В случаях оплаченного Компанией (не обязательного) обучения сотрудника, сотрудник дает письменное обязательство (заключается Договор/Соглашение) об отработке в Компании 1 год после прохождения обучения. В противном случае – ему будет насчитана к удержанию в пользу Компании денежная компенсация с учетом коэффициента проработанного времени.

    __________________
    "В белом плаще с кровавым подбоем. "

    Как построить эффективную систему обучения персонала

    Как построить эффективную систему обучения персонала

    Перед любой активно и успешно развивающейся компанией по мере её роста, достижения определенных бизнес результатов возникает потребность в профессиональной подготовке и повышении квалификации сотрудников, формировании кадрового резерва внутри организации, в дополнительном обучении и подготовке руководителей.

    В конечном счете, возникает потребность в плановом и систематическом обучении сотрудников с понятными процедурами и точками контроля, с осознанными целями и результатами данного обучения.

    Руководитель компании, HR-директор или специалист, ответственный за создание учебного центра и постановку системы обучения в компании, решает на этом пути ряд ключевых вопросов:
    • Кого обучать?
    • Чему обучать разные категории сотрудников?
    • Каким образом проводить обучение?
    • Кто будет проводить обучение?
    • Какой бюджет необходимо и оптимально потратить на обучение?
    • Как оценивать результаты обучения?
    • Как мотивировать сотрудников на обучение?
    • Где проводить обучение?

    В нашей статье Вы найдете для себя ответы на эти и многие другие вопросы, но

    вначале хотелось бы представить последовательность шагов - этапов работы, которые необходимо пройти при построении системы обучения и развития персонала в компании. Эти этапы работы могут идти последовательно один за другим либо выполняться параллельно для ускорения процесса (например, с привлечением внешних провайдеров).

    Основные этапы построения системы обучения персонала в компании
    1. Разработка Моделей компетенций (списка компетенций) и профилей успеха для конкретных должностей или групп должностей компании по отделам (подразделениям).
    2. Диагностика мотивации сотрудников компании на обучение.
    3. Диагностика потребностей в обучении сотрудников по отделам с учетом целей, планов развития компании и конкретных бизнес-задач.
    4. Разработка концепции и утверждение системы обучения в компании.
    5. Разработка и составление плана обучения сотрудников на год.
    6. Расчет и утверждение бюджета на обучение на год.
    7. Выбор и утверждение состава преподавателей, тренеров, как внутри компании, так и на внешнем рынке среди внешних провайдеров – тренинговых и консалтинговых компанией для проведения последующего обучения. Проведение тендера по выбору внешнего провайдера – это наиболее эффективный подход к организации обучения персонала с использованием внешних ресурсов. Это позволит Вам максимально предметно проанализировать и сравнить одновременно несколько подходов к обучению Вашего персонала и сделать, таким образом, наилучший выбор.
    8. Разработка и утверждение конкретных программ обучения персонала в соответствии с планом обучения.
    9. Разработка и утверждение процедур, методик и точек контроля для оценки эффективности обучения.
    10. Разработка и внедрение системы оценки (аттестации) сотрудников.
    11. Внесение изменений (если это необходимо) в корпоративную культуру и систему мотивации (как ее части) сотрудников в компании.
    12. Проведение процедур обучения сотрудников.
    13. Оптимизация и развитие системы обучения.

    Хотелось бы подробно остановиться на некоторых наиболее важных из этих этапов работы, по которым обычно возникает много вопросов.

    Диагностика мотивации сотрудников на обучение.

    В практике часто встречается следующая ситуация: когда компания стабильная и сложившаяся, сотрудники взрослые люди, долго работают на одном месте, и в компании в силу объективных причин нет условий для особого карьерного роста и развития сотрудников, бывает очень трудно найти те факторы, которые стимулировали бы и заинтересовали сотрудников на обучение. В таких случаях очень важно до разработки и внедрения системы обучения провести предварительно диагностику мотивации сотрудников на обучение для выявления потребностей сотрудников и внесения соответствующих изменений в систему мотивации в компании. Это позволит найти и дать сотрудникам некую «конфетку» и стимулировать сотрудников на обучение, придать значимость этому процессу в глазах персонала.

    Лучше для проведения диагностики мотивации сотрудников использовать внешних консультантов, у которых «не замылены» глаза работой в данной компании, а сотрудники, в свою очередь, быстрее и лучше перед ними раскроются (и это факт!), так как они ни коем образом не зависят от них по службе.

    Диагностика потребностей в обучении.

    Всегда нужно помнить, что диагностика должна быть комплексной и включать в себя не только диагностические анкеты, различные опросники, но и личные интервью с руководителями компании, подразделений и самими сотрудниками отделов. При разработке программы диагностики важно учитывать не только списки компетенций, но и планы перспективного развития компании, цели и задачи бизнеса.

    Разработка концепции и утверждение системы обучения в компании.

    Система обучения в компании создается не на один год, поэтому при ее разработке важно учитывать возможность ее дальнейшего развития и модификации.

    Поэтому она должна быть комплексной и строиться на принципах развивающего и многоэтапного обучения всех категорий сотрудников.

    Также важно учитывать особенности обучения разных категорий сотрудников.

    Так, в системе обучения обязательно должны присутствовать:

    • Схемы и программы последовательного обучения сотрудников ключевых для компании подразделений (продаж, сервиса, закупок, call-центров, логистики), регулярно обновляемые и учитывающие наиболее актуальные потребности в обучении сотрудников.
    • Программы индивидуального и выборочного обучения топ – менеджеров компании и сотрудников, входящих в состав кадрового резерва.

    В соответствии с реальной потребностью и финансовыми возможностями компании в систему обучения могут быть также включены:

    • Программы долгосрочного обучения наиболее ценных сотрудников компании (например, второе высшее или MBA за счет компании, что требует также дополнительной разработки юридической документации – «Ученический договор» с сотрудником и т.п.)
    Разработка программ обучения и составление плана обучения сотрудников на год.

    При составлении планов обучения сотрудников на год важно обратить внимание на то, чтобы этот план был сбалансирован между разными подразделениями и учитывал распределение бюджета на обучение на год. Важно, чтобы периодичность обучения для сотрудников одного подразделения была не чаще 1 раза в 2-3 месяца, чтобы не перегружать сотрудников и дать им возможность хорошо усвоить и начать применять навыки, полученные на предыдущем обучении.

    Необходимо обратить особое внимание на процедуры поддержки и оценки усвоения и применения знаний и навыков между обучениями.

    Выбор и утверждение состава преподавателей, тренеров и/или консалтинговых компанией для проведения обучения.

    Выбор преподавателей для проведения обучения или провайдера тренинговых услуг - это всегда комплексная проблема и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, необходимо определиться с тематикой, объемом программ обучения и тем количеством сотрудников по отделам, которое необходимо обучить.

    Оптимальным является комплексный подход к выбору того, кто будет проводить обучение, а именно:

    • Для подготовки стажеров, проведения первичного обучения продукту и ассортименту услуг компании, адаптационных программ логичнее использовать ресурс внутренних преподавателей (институт которых предстоит создать с соответствующей мотивацией и статусом), систему наставничества и ресурс внутреннего тренера.
    • Для большого количества сотрудников, нуждающихся в проведении обучения по типовым программам (например, продавцы сети розничных магазинов) целесообразнее использовать ресурс внутреннего тренера, если необходимо то и нескольких тренеров (когда речь идёт о массовом системном обучении).
    • Для последовательного обучения сотрудников ключевых для компании подразделений (продаж, сервиса, закупок, call-центров, логистики) наиболее эффективным подходом будет использование возможностей внешних провайдеров, имеющих серьёзный подтвержденный рекомендациями опыт обучения персонала. Причём у провайдера должен быть опыт обучения персонала не только данной категории и специализации, но и, что крайне важно, опыт обучения персонала именно в Вашем сегменте рынка. И, конечно же, особое внимание необходимо будет уделить выбору бизнес-трененра (или тренеров), которые будут реализовывать программу обучения и развития персонала. Требования к бизнес-тренеру необходимо продумать и согласовать со всеми заинтересованными лицами компании ещё на этапе организации и проведения тендера по выбору провайдера для обучения персонала.
    • Для обучения нескольких сотрудников из отделов каким-то узким специальным знаниям (например, бухгалтеров, рекламщиков, маркетологов и др.), не требующих поголовного обучения, лучше использовать ресурс внешних провайдеров. Наиболее эффективным подходом здесь будет направление таких (отдельных) сотрудников на открытые тренинги по заранее составленному на год плану обучения, а далее использовать систему каскадного обучения.
    В систему каскадного обучения будет входить следующее:
    1. Прошедшие обучение сотрудники готовят семинар и рассказывают о пройденном на открытом тренинге материале и полученных навыках всем заинтересованным сотрудникам внутри компании;
    2. Раздаточные материалы открытых тренингов помещаются во внутреннюю корпоративную библиотеку компании и находятся в свободном доступе для всех заинтересованных сотрудников.

    Таким образом, достигается несколько важных для компании целей:

    • экономия денежных средств
    • достаточно широкий охват сотрудников, заинтересованных в получении данных навыков
    • выработка у прошедших обучение на открытом тренинге сотрудников (чаще всего это руководители отделов или наиболее квалифицированные сотрудники) навыков преподавания, чтобы затем использовать их ресурс, как внутренних преподавателей

    Для обучения топ - менеджеров и руководителей подразделений компании лучше использовать ресурс внешних провайдеров обучения (как в открытом, так и в корпоративном формате), так как они вряд ли, да это и нецелесообразно, пойдут учиться к внутреннему тренеру.

    Расчет и утверждение бюджета на обучение на год.

    Нередко возникает вопрос, какое количество финансовых средств, с точки зрения эффективности и разумной экономии, заложить в бюджет на обучение сотрудников на год. Особенно этот вопрос актуален в условиях финансового кризиса, который, безусловно, внёс свои коррективы в решение данного вопроса. По сведениям, опубликованным в открытых источниках, в крупных западных компаниях тратят на обучение, подготовку и повышение квалификации сотрудников 0,5 – 2 % от годового оборота компании.

    В российских компаниях этот показатель в настоящее время не имеет какого-либо среднего значения, так как практика системного ежегодного планирования и бюджетирования затрат на обучение и развития персонала существует не так давно. Поэтому в каждой компании существуют свои принципы формирования и использования бюджета, при этом на величину бюджета влияют, как правило, два ключевых фактора – потребности компании в обучении, и её финансовое состояние. По результатам проведённых исследований в 2008 году ведущие российские компании затрачивали на обучение и развитие персонала от 2 до 10% ФЗП. В условиях нагрянувшего кризиса эта цифра резко сократилась, однако в планах компаний на 2010 году намечаются положительные тенденции в вопросе увеличения бюджета на обучение персонала. Ведь именно обучение и развитие персонала позволяет создать работоспособную команду, которая, как раз, и поможет выбраться из кризиса с наименьшими потерями, а то и с прибылью для компании!

    Разработка и утверждение процедур, методик и точек контроля для оценки эффективности обучения.

    Этот аспект является очень важным в системе обучения, так как нельзя просто учить сотрудников и никак не оценивать и контролировать результаты обучения.

    Критерии эффективности обучения и их оценка – это вопрос многоплановый и достаточно сложный. Но, все же, хотелось отметить, что в процедурах оценки эффективности обучения и применения сотрудниками полученных знаний, умений и навыков необходимо использовать комплексный подход (тестовые задания, карты наблюдений, контрольные группы, контрольные клиенты и звонки, оценка с использованием технологий «тайный клиент», «тайный покупатель» и др.) и определенную периодичность. Особое внимание следует уделить процедурам поддержки и закрепления полученных навыков (внедрение корпоративных стандартов работы с клиентами, стандартов продаж, служебные инструкции, регулярный разбор сложных рабочий ситуаций с сотрудниками и др.)

    Разработка и внедрение системы регулярной оценки или аттестации сотрудников.

    На этот момент следует обратить особое внимание. Система ежегодной оценки (аттестации) является важным моментом в поддержке системы обучения, мотивации, роста и развития сотрудников. Успехи в обучении, приобретённые знания и навыки (помимо, прежде всего, бизнес результатов) должны являться одним из блоков оценки (аттестации) и влиять на результат прохождения аттестации. В свою очередь, система регулярной оценки персонала будет также являться и механизмом для оценки эффективности проведённого в компании обучения.

    Если в компании отсутствует система карьерного роста, для мотивации сотрудников на обучение возможно разработать и внедрить систему грейдов, влияющих на фиксированную часть оклада. Одним из условий перехода к следующему грэйду по результатам аттестации для сотрудника будет прохождение обучения и освоение определенного набора знаний и навыков, соответствующих списку компетенций для данного грэйда.

    Внесение изменений в корпоративную культуру компании.

    Внедрение системы обучения в компании - это комплексная задача и она непосредственно связана с системой мотивации сотрудников, оценки, созданием кадрового резерва, карьерным ростом сотрудников, внутренней организационной средой.

    Система обучения является частью корпоративной культуры, в которую возможно придется вносить коррективы по мере внедрения системы обучения в компании.

    Например, принятие следующих правил и внутренних установок для сотрудников в организации: «Мы все в компании учимся и это является неотъемлемой частью нашей жизни и деятельности в компании, необходимым условием и потребностью для дальнейшего роста, развития и успешной работы в компании».

    Оптимизация и развитие разработанной системы обучения.

    Система обучения является «живым» и очень гибким «организмом», а не каким-то жёстким и действующим по одной и той же схеме механизмом. Система обучения является, образно говоря, каркасом и подстраивается под цели и задачи организации, может и должна меняться вместе с ростом и развитием компании и происходящими изменениями в бизнесе. Поэтому очень важно отслеживать результаты обучения, те процедуры и мероприятия, которые дают реальный результат, оптимизировать и закреплять их в существующей системе обучения.

    Важным аспектом в совершенствовании системы обучения в организации является изучение новых тенденций на рынке тренинговых услуг и дополнительного бизнес-образования для того, чтобы использовать новые, наиболее прогрессивные технологии для развития и повышения квалификации сотрудников Вашей компании!

    Татьяна Либерова, Руководитель отдела консалтинга компании LiCO

    Индивидуальный план развития Управление персоналом

    Индивидуальный план развития

    Цели, содержание, применение

    Индивидуальный план развития сотрудника — это программа мероприятий, нацеленная на повышение эффективности работника, на его профессиональный рост в компании. Формирование персонального «расписания»стратегически важный момент. Специалист имеет четкое представление о построении своей карьеры, что является очевидным стимулом. Для организации это — формирование пула лояльных и достойных кадров. Портал Rabota.ru решил выяснить, как в компаниях составляются персональные карьерограммы.

    Карьерный «путеводитель» составляется персонально для каждого сотрудника. Индивидуальный план определяет приоритетные направления, стратегии и рекомендации по развитию специалиста. Он содержит точный перечень действий. К примеру, сотруднику может быть рекомендовано прохождение определенных тренингов и семинаров для повышения своей квалификации. изучение специализированной литературы, изучение иностранных языков, развитие конкретных навыков — например, для проведения деловых переговоров. Кроме того, карьерограмма может включать в себя выполнение специальных заданий и разработку каких-либо проектов и т. д.

    Индивидуальная карьерная «карта» не только формирует у специалиста представление о дальнейших перспективах работы в компании, но также является и отличным стимулом для качественного выполнения трудовых обязанностей и для продвижения по карьерной лестнице.

    Эксперты рынка труда рассказали порталу Rabota.ru о своем опыте составления индивидуального плана развития, о методике его формирования, о том, что может содержать персональный «путеводитель», и главное — что же может получить сотрудник, достигнув поставленных целей?

    Кейс 1. «ЛАНИТ»

    Екатерина Чебышева, заместитель директора департамента управленческого консалтинга,
    Отделение систем управления и консалтинга, компания «ЛАНИТ»:

    «Индивидуальный план развития — документ, который отражает основные задачи и мероприятия,
    связанные с профессиональным и личностным развитием сотрудника на определенный период времени.

    Обычно план развития составляется руководителем, HR-специалистом или самим сотрудником для достижения конкретных целей. Например:

    — подготовка к работе в новой должности;
    — выполнение новых обязанностей;
    — развитие навыков. необходимых для повышения эффективности работы на занимаемой должности;
    — обеспечение взаимозаменяемости сотрудников. универсальности знаний и навыков;
    — подготовка кадрового резерва и т. д.

    План развития может формироваться как директивный документ, если, например, эффективность работы сотрудника низка из-за недостатка знаний или опыта. В этом случае план обучения и развивающих мероприятий составляет руководитель или HR-специалист, а сотрудник обязан выполнить их в указанные сроки. Также план может быть оформлен как документ, согласованный сотрудником и линейным руководителем. и учитывать не только требования и ожидания работодателя к профессиональному развитию, но и мнение и пожелания сотрудника в области профессионального развития. В таком случае составление плана развития обычно является частью процедуры регулярной оценки эффективности работы и квалификации сотрудника. На встрече-сессии обратной связи в ходе подведения итогов за определенный период руководитель и сотрудник обсуждают результаты работы и совместно выявляют зоны и направления развития специалиста с учетом сильных сторон и сторон, требующих развития, а также карьерных перспектив сотрудника в компании.

    Индивидуальный план развития, как правило, содержит перечень развивающих мероприятий. В зависимости от области деятельности компании этот перечень может быть очень разнообразным и, в числе прочего, может включать:

    — обучение (как в компании, так и внешнее);
    — самостоятельное обучение;
    — участие в проектах, где сотрудник может получить ценный опыт ;
    — ротацию рабочих мест;
    — наставничество;
    — менторинг и коучинг;
    — стажировки ;
    — выполнение дополнительных задач, ролей, поручений;
    — прохождение сертификации.

    В планы развития обычно не включают задачи, связанные с достижением определенных KPI или целевых показателей. Они входят в планы эффективности. Но бывают ситуации, когда задачи по развитию сотрудника являются частью целевых показателей его работы в плане эффективности.

    В компании "ЛАНИТ" планы развития формируют с учетом результатов оценки сотрудников по компетенциям (корпоративным и техническим) и результатов оценки эффективности работы. Планы развития для новичков составляют на полгода, для более опытных — на год. Руководитель и сотрудник совместно решают, какие знания и навыки нужны работнику, чтобы перейти на следующую карьерную ступень (требования для каждой ступени формализованы). Руководитель также объясняет, какие специалисты каких направлений нужны компании для дальнейшего развития. Также обсуждаются достижения и сильные стороны сотрудника, то, как наилучшим образом развивать его таланты, в каких областях он может в полной мере реализовать свой потенциал. При правильной организации такие встречи позволяют мотивировать сотрудника на повышение квалификации и эффективности работы и приносят огромную пользу.

    Подчиненный и руководитель имеют возможность наладить полную и регулярную обратную связь и определить профессиональные и карьерные перспективы сотрудника в компании. Результат находит отражение в плане развития в виде перечня конкретных мер, которые необходимо принять для достижения поставленных целей. Для ведения планов развития в "ЛАНИТ" используется специализированное программное решение ETWeb Enterprise. В этой системе также организованы учет и утверждение заявок на обучение и сертификацию, затрат на развитие каждого специалиста. Вся история и все данные об этапах развития сотрудника сохраняются.

    Планы развития напрямую не связаны с материальным поощрением сотрудников. Специалисты, заинтересованные в профессиональном и карьерном росте, имеют возможность получить необходимые ресурсы и помощь. В тех случаях, когда повышение квалификации сотрудника и получение им определенных сертификатов важно для компании, задачи из планов развития могут быть включены в план эффективности и за их выполнение работник получает премии .

    При проведении итоговой оценки руководитель всегда обращает внимание на выполнение задач, включенных в план развития, и на то, как сотрудник относится к повышению собственной квалификации. Эта информация может влиять на размеры повышения оплаты труда, решение о переводе на следующий карьерный уровень, включении в кадровый резерв».

    Кейс 2. «Евросеть»

    Павелс Ромашинс, директор Управления развития и обучения персонала,
    корпоративной культуры корпорации «Евросеть»:

    «Две ключевые мысли:

    1. Вы боитесь, что обучите их, а они уйдут от вас? Бойтесь того, что вы их не обучите и они останутся!

    Развивать своих (sic!) сотрудников выгодно во всех отношениях. И это под силу действительно мощным бизнес-командам! Мы в "Евросети" гордимся тем, сколько стоят на рынке те, кто хотя бы год проработал у нас, и тем, с какой скоростью они находят работу .

    2. Еще мы гордимся тем, что наши менеджеры "по собственному желанию" от нас уходят крайне редко, потому что "Евросеть" — это настоящий Университет Могущества (УМ).

    Если мы с кем-то не сработались — удачи ему на новом месте. Если кто-то не справлялся и мы исчерпали лимит времени на его "встраиваемость" в нашу систему создания мощных результатов — пусть у него это получится в другой компании.

    Индивидуальный план развития всегда и напрямую связан с понятием кадрового резерва. По сути, это план развития, который выполняют сотрудники, чтобы занять вышестоящую (как правило, управленческую) позицию.

    Очень редко в западных компаниях индивидуальный план развития используют для горизонтальных ротаций (так называемый мобильный резерв), что актуально для розничных компаний с развитой филиальной сетью. Но! Для нас это, скорее всего, не актуально по ряду причин. В РФ подобной практики не наблюдается прежде всего потому, что работодатели ищут сотрудников по принципу "с опытом работы по данному профилю". К тому же российский рынок труда на сегодняшний день — это все-таки рынок работодателя, который может брать внешнего, готового к работе сотрудника, а не переучивать собственного, что на порядок затратней. Переквалификация внутри компании стала экзотикой по тем же причинам.

    Место индивидуального плана развития в системе подготовки кадрового резерва: оценка резервиста — выявление зон развития (gap-анализ) — подготовка ИПР — реализация ИПР — оценка степени реализации ИПР — рекомендации к назначению на руководящую должность.

    Индивидуальный план развития — это перечень мероприятий, направленных на профессиональное и управленческое развитие сотрудника. Типы мероприятий:

    — обучающие (направленные на получение новых знаний);
    — развивающие (направленные на совершенствование в своей профессиональной области);
    — закрепляющие (мероприятия, закрепляющие навыки).

    План индивидуален, поскольку основан на выявлении индивидуальных (gaps) разрывов между тем уровнем профессиональных компетенций, который у сотрудника на сегодня есть, и тем, который от него потребуется на вышестоящей позиции.

    ИПР составляется на основании различных оценочных процедур, в том числе может проводиться беседа руководителя с самим сотрудником. В данном случае все зависит от специфики деятельности и позиции, которую занимает специалист.

    В зависимости от того, какие цели обучения и развития мы ставим, используются соответствующие методы оценки.

    Классический ИПР содержит три элемента — знания, умения и навыки. которые предполагается развивать у резервиста.

    Инструментарий в реализации ИПР используется самый широкий. Он зависит как от результатов оценки резервиста, так и от позиции, на которую мы его готовим.

    Чаще всего ИПР включает в себя посещение внутренних и внешних тренингов и повышение квалификации (весь возможный спектр — от стажировки на более сложном участке до получения MBA), а также различные проектные задания, как правило, управленческого характера.

    Отдельно прописываются элементы стажировок и уровень сложности делегируемых данному сотруднику задач. Как правило, они на порядок сложнее, чем обычно.

    В данный момент в корпорации "Евросеть" четко взят курс на постоянную подготовку определенного количества резервистов на позиции директоров магазинов и региональных директоров (оперативные менеджеры, управляющие "кустом" магазинов). Это сотни людей по всей России, на Украине и в Беларуси.

    Эта задача наиболее масштабна, поскольку связана с оценкой, обучением и развитием большого количества сотрудников .

    В индивидуальный план развития резервистов будут включены обязательные управленческие курсы и тренинги, проектная работа. связанная с анализом экономических переменных в работе магазина, и план выполнения делегированных непосредственным руководителем задач управленческого характера.

    Подготовка резервиста на вышестоящую позицию длится около года, иногда меньше — в зависимости от позиции, на которую мы его готовим. Директора мы обучаем полгода, регионального директора — год. При этом многое зависит от каждого конкретного человека. Кому-то хватит и трех месяцев для того, чтобы быть готовым к повышению. а кто-то с трудом уложится в заявленные полгода или год (что не обязательно является "противопоказанием" к назначению).

    Результатом успешно выполненного ИПР является рекомендация к назначению на вышестоящую должность. Если резервист не справляется с выполнением индивидуального плана развития, то он может быть отчислен из кадрового резерва или же продолжит обучаться.

    Каков риск, что подросшие сотрудники "свалят"? Риск есть при неправильном планировании количества резервистов. Если они не назначаются в ближайшие 1–2 месяца».

    Кейс 3. «БАТ Россия»

    Антон Геворкян, менеджер по обучению и развитию персонала компании «БАТ Россия»:

    В "Бритиш Американ Тобакко Россия" план индивидуального развития составляется для каждого сотрудника его непосредственным руководителем .

    Как правило, ИПР рассчитан на 1 год, однако в некоторых случаях, например, при планировании карьеры высокопотенциальных сотрудников. применяется и более долгосрочное планирование — на 3–5 лет. В нашей компании составление индивидуального плана развития является обязательным для каждого работника.

    План составляется с целью определения всех навыков и умений, необходимых для эффективной работы в текущей должности, выявления среди них тех навыков, на развитии которых необходимо сфокусироваться в первую очередь, а также умений, которые необходимы для дальнейшего карьерного роста сотрудника. При этом индивидуальный план развития дает понимание, с помощью каких инструментов специалист будет развивать недостающие компетенции .

    "Наградой" в случае успешного выполнения плана развития будет повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудника, детально продуманный карьерный рост. а также высокий уровень самореализации и удовлетворение от работы.

    Для составления индивидуального плана развития могут использоваться следующие инструменты:

    — обратная связь от менеджера по итогам деятельности сотрудника;
    — самостоятельная оценка специалистом уровня своих компетенций;
    — опрос "360 градусов";
    — тестирование ;
    — набор упражнений, нацеленных на выявление сильных и недостающих навыков и компетенций. Выполнение заданий проверяют профессиональные тренеры, которые впоследствии дают обратную связь.

    В плане развития могут быть указаны следующие инструменты обучения:

    — тренинги;
    — онлайн обучение (e-learning);
    — коучинг и менторинг;
    — чтение профессиональной литературы;
    — участие в кросс-функциональных проектах;
    — посещение конференций;
    — обучение других сотрудников;
    — развитие на рабочем месте. то есть развитие той или иной компетенции в процессе работы».

    Практика показывает, что индивидуальный план развития сотрудника — неотъемлемый элемент управления и развития персонала в крупных компаниях. Данный инструмент повышает профессиональную планку специалиста, что, в свою очередь, крайне важно не только для самого сотрудника, но и для компании. Высококвалифицированный эффективный персонал — залог успешного бизнеса.

    Готовится урна для голосования.