Руководства, Инструкции, Бланки

Самоанализ Занятия Воспитателя Детского Сада Образец По Фгос img-1

Самоанализ Занятия Воспитателя Детского Сада Образец По Фгос

Рейтинг: 4.8/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Самоанализ занятия воспитателя детского сада образец по фгос

Образец. Самоанализ занятия в детском саду

Образец самоанализа занятия в ДОУ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать .Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук. Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Рекомендуем посмотреть:

Другие статьи

Материал (подготовительная группа) на тему: Самоанализ занятия по фгос

Материал (подготовительная группа) на тему:
Самоанализ занятия по фгос
Тема: «В гостях у Забавы»

- расширять знания о культуре и быте русского народа;

- закреплять знания о русских народных играх, пословицах;

- познакомить с лекарственными растениями, с изготовлением саше;

- развить логическое мышление.

Образовательная область: «Физическое развитие»

- развивать физические качества;

- совершенствовать умение участвовать в русских народных подвижных играх;

- формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр;

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

- развивать игровую деятельность;

- воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям;

- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

- развивать связную речь у детей.

- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Словарная работа. околица, травники, саше.

Оборудование и материалы: 2 стола, 2 скатерти, 4 подставки, ложки, баночки с травами, картинки с лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры; мешочки для саше.

  1. Беседа о культуре и быте русского народа;
  2. Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;
  3. Беседа о лекарственных растениях;

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе «Б». Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, пословицы, поговорки, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (кроссворд, картинки с лекарственными растениями и кустарниками);

3. Практический (составление саше);

4. Игровой (русские народные игры, загадывание загадок, разгадывание кроссворда);

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всей занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

Анализ занятия открытия нового знания.

В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено пойти в гости к Забаве, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Забава пригласила детей окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли). «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве - беседа – стоя на ковре, русские народные игры на ковре, разгадывание загадок, кроссворда за столами, стоя за столом – составление саше. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность и логическое мышление, разгадывание кроссворда,

игры - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем. Использовала задания творческого характера (кроссворд). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала изготовление саше, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, и изготовлением на память саше.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС и его основные этапы

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС и его основные этапы

February 9, 2016

Еще не так давно приоритетом посещения дошкольного детского учреждения была подготовка ребенка к школе. Перед воспитателем ставилась задача научить малыша читать и писать. Но сейчас, в век информационных технологий, все изменилось. Так, в ФГОС был внесен ряд изменений, согласно которым будущий ученик должен выйти из стен ДОУ приспособленным к школьной системе, личностью гармоничной и развитой, готовой ко всем сложностям.

В соответствии с этим занятия корректируются под нововведения. Чтобы этого достичь, проводится самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. Только от этого человека зависит эффективность и успех воспитательной работы, которая должна соответствовать новым требованиям. Цель его – дать знания, умения, привить соответствующие навыки.

Педагог – профессия творческая и в то же время требующая высокого профессионализма. Поэтому большинство учителей и работников ДОУ повышают квалификацию, совершенствуют деятельность, важным фактором эффективности которой является грамотное проведение самоанализа занятия с детьми.

Специалисты, только пришедшие работать в дошкольное учреждение, часто теряются и не знают, как и с чего начать. В таком случае им приходят на помощь методисты.

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС

Такая работа помогает педагогу определить, все ли задачи достигнуты, выявить положительные стороны, решить, над чем еще необходимо поработать и на что обратить внимание.

Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе. Например:

  • понимают ли дети, для чего проводится занятие;
  • готовы ли они к нему;
  • какова форма проведения урока;
  • насколько доступен материал;
  • заинтересованы ли дети;
  • как подготовлен материал;
  • способствует ли урок творческой активности.

После определения вопросов педагогу необходимо действовать в соответствии с этим перечнем.

Этапы проведения работы

Образец самоанализа занятия воспитателя ДОУ по ФГОС поможет правильно провести работу. План включает в себя следующие аспекты:

  1. Характеристика детской группы.
  2. Сопоставление материала и программы.
  3. Цель.
  4. Задача.
  5. Использование наглядных пособий.
  6. Этапы и последовательность занятия.
  7. Атмосфера на уроке.
  8. Детское поведение.
  9. Результат.

Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования урока. Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид. Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы.

Далее дается характеристика атмосферы на занятии: насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных. Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи.

Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации.

Что поможет в работе

Одним из наиболее эффективных методов повышения компетентности кадров является самоанализ открытого занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. В данном случае большую роль играет психологический фактор. На открытом занятии присутствуют коллеги и руководство, что заставляет специалиста волноваться. Именно в такой ситуации и проявляются все недоработки, сильные стороны, на которые укажут присутствующие по окончании урока.

Пример ситуации

Охарактеризуем самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. Для примера рассмотрим театрализованную постановку сказки «Репка». Главные цели:

  • обучить детей имитировать персонажей, передавать эмоции посредством мимики, жестов, движений;
  • задавать вопросы;
  • воспитать дружеские отношения, желание помочь.
  • организовать активное участие детей в игре;
  • научить согласовывать действия между собой (героями), ролевому диалогу;
  • развить фантазию, интерес к театрализованному искусству.

В процессе понадобятся следующие материалы: одежда для героев, маски, волшебный мешочек, магнитофон, кубики с изображением героев сказки, фонограмма.

Перед занятием предварительно проводится просмотр кукольного театра «Репка», чтение сказки, обсуждение, изучение иллюстраций.

Начинается урок с вводной части. Здесь необходимо положительно настроить участников. Для этого проводится игра с мешочком-сюрпризом. Продолжительность – примерно 2 минуты.

Основная часть длится 10 минут. Дети делятся на «зрителей» и «артистов». Здесь приобретается игровой опыт, умения дослушать, аплодировать, говорить «спасибо», передать образ, менять тембр голоса, использовать мимику, жесты.

Для решения учебной задачи участники выполнили ряд заданий. Так, в игре с мешочком они на ощупь исследовали предметы, находящиеся в нем, и определили их по форме. Это были кубики с изображением героев, которые дети расположили в порядке появления персонажей. Артисты перевоплотились в персонажей, а зрители заняли свои места.

Следует отметить, что при планировании деятельности соблюдался ряд принципов обучения, выбора, научности, последовательности, систематичности. Использовался целый ряд методов: наглядный, практический, словесный. Ситуация делилась на этапы. Использовались групповая, фронтальная и индивидуальная формы. Поставленная цель реализована.

Требования ФГОС к будущим ученикам

В соответствии со стандартами, дети, выходя из дошкольного учреждения, должны иметь коммуникативные навыки, воображение, быть инициативными, культурными, с доброжелательным отношением к окружающим, с умением радоваться чужим успехам, сочувствовать, сопереживать, не конфликтовать, выражать свои мысли посредством связной речи.

Чтобы привить такие навыки, необходимо повышение квалификации специалиста, одним из важнейших методов достижения которого, является самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. Пример был приведен выше.

Самоанализ занятия воспитателя детского сада образец по фгос

Последние новости

НОУ «Институт непрерывного образования» и коллектив ДОУ № 238 провели детский творческий фестиваль «Сказочный мир Азбуки».

Приглашаем учителей биологии, химии принять участие в семинаре по теме «Реализация требований ФГОС средствами УМК по предметам естественнонаучного цикла»

Семинар по теме «Новые стандарты - новые учебники. Роль содержания учебника в формировании и развитии универсальных учебных действий при обучении английскому языку».

Семинар по теме Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Как провести анализ обучающего и развивающего занятия в детском саду

Зачем нужно анализировать занятия воспитателю в детском саду? Во-первых, для отчетности. Обычно воспитателю, разрабатывающему методику урока, требуется написать анализ проведенного занятия и сдать его методисту. Во-вторых, описывать занятие полезно для самоконтроля, перед проверкой начальства и открытыми уроками.

Благодаря анализу занятий можно понять, выполнили ли вы цель занятия, было ли оно полезно малышам, правильно ли вы их оценивали.

Анализ различных видов занятий с дошкольниками

Занятия с дошкольниками в детском саду обычно несут определенную цель. Они могут быть обучающими или развивающими. Дети на игровых обучающих уроках с воспитателями получают необходимые навыки о внешнем мире, а также знания и умения. Например, о том, какие бывают цвета, как звучат буквы.

Развивающее занятие направлено на то, что малыши будут самостоятельно учиться добывать знания. К таким урокам относятся беседы с воспитателям о только что прошедшей прогулке, рисование с помощью цветного песка, лепка с помощью пластилина и так далее. Такие занятия направлены на самостоятельное исследование ребенком окружающей среды и стимулируют его находить ответы на свои вопросы во время развивающей игры.

В детсаду полезно использовать как развивающие, так и обучающие занятия. Однако строятся они по разным схемам, и анализ таких занятий отличается друг от друга.

Обучающее занятие

Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг образовательной цели. Преподаватель, в первую очередь, должен понять, есть ли в его схеме урока три части - мотивация, вовлечение, осмысление.

Воспитатель, когда пишет анализ занятия, должен понять:

  1. Получилось ли мотивировать каждого ребенка к обучению?
  2. Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?
  3. Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из каких частей состояло занятие?
  4. Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?
  5. Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая невысокие оценки?
  6. Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес к теме урока?
  7. Какие виды мышления развивались на этом занятии?
  8. Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети выполнять то, что было предложено преподавателем)?
  9. Оцените общий эмоциональный климат занятия.
Развивающее занятие

Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на то, что три части у него такие же (мотивация - вовлечение - осмысление), анализ занятия строится иначе.

Воспитатель ищет ответы на следующие вопросы:

  1. Получилось ли заинтересовать детей вначале занятия?
  2. Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в урок?
  3. Правильным ли была подача материала: сколько времени выполнял действия воспитатель, сколько - дети.
  4. Все ли дети были вовлечены?
  5. Заинтересовались ли дети предложенным видом деятельности?
  6. Проявились ли творческие способности?
Структурный анализ занятия в детском саду

Также иногда воспитателю и методисту требуется провести структурный анализ занятия. Обычно он нужен для отчета вышестоящим лицам. Такой анализ пишется в свободной форме, однако, в отчет следует внедрить несколько обязательных частей.

А здесь можно узнать про экологические проекты в детском саду.

Во-первых, надо представить план самого занятия с четкой взаимосвязью между этапами. Далее надо определить, какие части занятия направлены на решения конкретных целей (мотивировать, вовлечь, научить и так далее).

Анализируя занятие, надо пояснить целесообразность использования времени во время каждого из этапов. А в конце следует определить, все ли цели были выполнены.

Анализ на открытом уроке

Иногда анализ занятия проводит не воспитатель, а контролирующие органы. Например, во время открытого урока. В этом случае исследуется не сам урок, а способность воспитателя работать с детьми, психологический климат в группе, поведение, эмоциональное восприятие детей.

Если воспитатель сам проводил анализ своего занятия самостоятельно до прихода его начальников на открытый урок, он проверку пройдет. Ведь анализ урока позволит структурировать его, найти все ошибки и недоработки заранее.

Методическая разработка по теме:

Любое направление работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении предусматривает как специально организованные форм обучения, то есть занятия, так и организацию деятельности детей вне занятий.

Скачать: Предварительный просмотр:

Любое направление работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении предусматривает как специально организованные форм обучения, то есть занятия, так и организацию деятельности детей вне занятий.

Поэтому одной из форм тематического контроля обязательно будет посещение старшим воспитателем занятий с детьми и их последующий грамотный анализ. Эта форма контроля особенно важна потому, что позволяет проверяющему составить мнение не только о знаниях, умениях и навыках приобретенных детьми, но и о профессионализме воспитателя

Алгоритм педагогического анализа занятия предложен А.Ш Троян. Он включает четыре этапа:

1. Предварительный этап сбора информации для анализа.

1.1. Изучение плана воспитателя:

а) Какое место занимает данное занятие в системе занятий.

б) Вид, тип, тема занятия.

в) Усвоение детьми программного материала на предыдущих занятиях (учет).

г) Программное содержание данного занятия.

1.2. Изучение записей предыдущих посещений занятий данного вида, определение главного звена, направления анализа.

1.3. Беседа с воспитателем (уточнение данных, полученных в ходе изучения планов, записей посещения).

1.4. Наблюдение занятия, фиксация его хода по определенной схеме (удобной для наблюдателя).

1.5. Беседа с детьми — уточнение усвоения ими программного содержания занятия.

1.6. Беседа с воспитателем — уточнение полученных данных.

2. Характеристика элементов занятия.

2.1. Характеристика программного содержания:

а) Соответствие задач программе группы.

б) Соответствие задач уровню развития детей.

в) Объем программного материала.

2.2. Характеристика деятельности воспитателя:

а) Выделить приемы, используемые воспитателем для решения каждой из поставленных задач.

б) Оценить соответствие приемов возрасту детей, типу занятия, требованиям методики.

в) Учебные навыки детей.

2.4. Характеристика условий проведения занятия.

а) Санитарно-гигиенические: выделить, оценить их соответствие требованиям.

3. Характеристика связей между элементами, их взаимодействие.

3.1. Характеристика связей между типом, видом, темой занятия и программным содержанием:

а) Соответствует ли программное содержание типу занятия: позволяет ли тип занятия реализовать данное программное содержание.

б) Соответствует ли программное содержание теме занятия: дает ли тема занятия возможность для реализации программного содержания.

3.2. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью воспитателя:

а) Предусмотрены ли приемы для решения каждой задачи.

б) Возможно ли данной совокупностью приемов полно и качественно решить каждую из поставленных задач.

3.3. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью детей: оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие, обучение и воспитание детей. Для получения такой оценки необходимо сот ставить, сравнить данные пп. 1.1, 2.1 с усвоением программного содержал детьми (п. 2.3).

3.4. Характеристика связи между программным содержанием и условиями проведения занятия: сопоставить п. 2.4 и п. 2.1.

3.5. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и деятельностью детей.

а) Сопоставитьп.2.3 и п.2.2 и на этой основе оценить результативность методики занятия.

б) Сопоставить приемы воспитателя, тон его речи, особенности его поведения с особенностями поведения детей.

в) Оценить, умеет ли воспитатель контролировать и анализировать деятельность детей, и на этой основе корректировать свои действия, применение приемов.

3.6. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и условиями проведения занятия: сопоставить п. 2.2 и п. 2.4.

3.7. Характеристика связи между условиями проведения занятия и деятельностью детей.

4. Формулировка выводов и предложений.

4.1. Получить общую оценку, для чего сопоставить характеристики пп. 2.1, 2.3 3.1 и 3.3.

4.2. Выбрать из совокупности всей имеющейся информации наиболее существенные факты, аргументирующие полученную оценку.

4.3. Выделить причины, определяющие данную оценку, для чего обратиться к пп. 2.2, 2.4, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7.

4.4. На основании оценки и причин, определивших ее, сформулировать предложения и рекомендации.

Алгоритм анализа занятия расписан очень подробно. Но это не должно пугать практикующих старших воспитателей. Нужно очень немного времени, чтобы применение этого алгоритма вошло в систему. Тогда уже все его пункты будут осуществляться автоматически.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Требования к современному занятию Занятие

Обязательные составляющие занятия: Цель, задачиТип, вид занятияСтруктура (этапы, части)Методы, приемы Целеполагание Занятие одноХарактер занятия Структура занятия От раздела программы (образовательной области)От типа и вида занятия Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

Снятие напряжения (эмоционального, интеллектуального, физического)-Создание условий для свободного творчества ребенка

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация. Управление самостоятельным поиском

- Развитие определенных способностей ребенка (интеллектуальных, художественных, социальных и др.)- Формирование определенных умений (умение решать задачи определенного типа, работать в группе, создавать свои произведения разного жанра и т.д.)

Создание проблемной ситуации

- Эмоциональное включение ребенка в занятие. Активизация его познавательных процессов и восприятия.- Мотивация.

Вводная часть (разминка)

Основное содержание развивающего занятия

Основное содержание обучающего занятия

Структура занятия Вид и тип занятия ИнтегрированныеКомбинированные КомплексныеТрадиционные Метод - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленных на решение задач образования (система действий ведущих к цели) При выборе метода необходимо учитывать: Содержание разделаЦели и задачиВозможности детей (возрастные, уровень подготовленности, особенности группы)Возможность педагога (опыт, владение технологиями) Рекомендации в организациипроведения занятия «не навреди»СаНПиНДвигательная активностьПространство группы Логика занятия Соответствие результативностиСоответствие содержания теме и целиВзаимосвязь всех частей занятия

По теме:

Данный материал поможет провести анализ занятия у педагогов детского сада. В приложениях схемы, помогающие провести данную работу.

Методическая копилка

ПРОСМОТР ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей.

Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.

Подготовительная работ а должна соответствовать содержанию предстоящего занятия:

  • перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.
  • перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.
  • перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д.

    В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования. О содержании предварительной работы методист узнает из краткой беседы с воспитателем. Методист выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.

    Во время просмотра занятия методист отмечает следующие моменты:

  • Начало занятия (3—5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие.
  • Далее оценивается содержание и методика первой части занятия — постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы. Следует отметить, какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах — использование игровых приемов, потешек, в старших— опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.).
  • Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям.
  • Выделение этапов выполнения работы.
  • Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия).
  • Опора при объяснении на наглядный материал — натуру, образец. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии).
  • Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
  • Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись.
  • Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
  • Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям.
  • Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю.
  • Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения.
  • Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
  • Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их. Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются.
  • Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы).
  • Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
  • Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили.
  • Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
  • Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка).
  • Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению.
  • Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.
  • Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы.
  • Сколько времени занял просмотр детских работ.
  • Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей.
  • Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями.
  • Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.
  • Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы).
  • Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
  • Правильность и доступность объяснений воспитателя.
  • Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном — анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).
  • Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
  • Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.
  • Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.
  • Методист вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии.

    В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:

  • соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу
  • есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом)
  • какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие
  • правильно ли передано строение предмета (расположение его частей) передана ли разница в размерах частей предмета
  • воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения
  • в чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов)
  • как ребенок заполнил пространство листа бумаги
  • имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.)
  • самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы)
  • качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей,
  • правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов
  • правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета.

    Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

      Как воспитатель выполнил поставленные задачи?
      подготовка воспитателя (в том числе и гигиенические). Материалы и оборудование.
      Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям.
      формы работы: традиционное, нетрадиционное, с подгруппами детей, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и т. д.
      средства обучения: наглядность, видео, картины, опорные таблицы
      приемы обучения и воспитания. игровой, художественное слово и др. оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.
      создание условий для творческих возможностей детей ( развивающая среда).
      владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.
      какие анализаторы были задействованы, каким образом?
      владеет ли воспитатель методикой проведения занятия.
      интегрированность занятия, связь с другими занятиями.(возможно занятие комплексное)
      на формирование каких психических процессов направлено занятие: внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание.
      комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя.

    В ходе занятия применяются методы: