Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Отчета По Практике В Детском Саду img-1

Образец Отчета По Практике В Детском Саду

Рейтинг: 4.0/5.0 (1896 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец дневника педагогической практики в детском саду - Рекомендации по составлению - Примеры шаблоны бланки

Помогите пожалуйста! Нужно заполнить дневник по пратике в дет. саду!

Недопустимый псевдоним удалён Просветленный (31965) 5 лет назад

Документация по педагогической практике в детском • саду для детей с

1. Дневник педагогической практики, в котором отражается:

- индивидуальный план работы студента

- образцы речевых карт, используемых в специальных группах детского сада

- конспекты занятий, проведенных логопедом и другими студентами группы и

- конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и

рекомендаций логопеда, методиста

- перечень необходимого оборудования логопедического кабинета

- результаты самостоятельной работы студента

- список литературы, рекомендованной методистом кафедры и логопе­дами.

Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи

1. Дневник педагогической практики, в котором отражается:

- индивидуальный план работы студента

- образцы речевых карт, используемых в специальных группах детского сада

- конспекты занятий, проведенных логопедом и другими студентами группы и их анализом

- конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и рекомендаций логопеда, методиста

* 5. Материалы по НИРС (представляются научному руководителю кружка или проблемной группы).

Оценка результатов педагогической практики

При оценке результатов педагогической практики учитываются сле¬дующие факторы:

1. Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).

2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой проведения индивидуальных и фронтальных логопе¬дических занятий с детьми дошкольного возраста, страдающими наруше¬ниями речи).

3. Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, лю¬бовь к ним, забота о дошкольниках, их развитии направленность на педа¬гогическую деятельность, преодоление трудностей, узнавание нового от¬ветственность за качественное осуществление коррекционного процесса в специальных группах осуществление творческого подхода в работе сте¬пень самостоятельности при выполнении обязанностей логопеда).

4. Качество анализа и самоанализа различных видов коррекционной педагогической работы.

5. Качество отчетной документации.

При оценке результатов педагогической практики используются сле¬дующие методы:

1. Наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведе¬ние логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, родителей и т.д.).

§2. Характеристика педагогической деятельности студентов логопедами детского сада.

^® 3. Изучение отчетной документации студентов (дневников педагоги-' ческой практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчетов, изготовленных наглядных пособий и др.).

4. Анкетирование студентов по вопросам педагогической практики в детском саду.

5. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики.

Обязанности студентов в период педагогической практики

1. Студент организует свою деятельность с учетом требований норма¬тивных документов, правил внутреннего распорядка детского сада (ясли-сада) компенсирующего типа, традиций учреждения.

2f. Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей программой и отраженные в индивидуальном плане педагоги¬ческой практики.

В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист, имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического, медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в конкретной педагогической деятельности.

3. В дневнике педагогической практики студент отражает основное со¬держание коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоя¬тельной работы в различных группах специального детского сада.

4. Каждый студент самостоятельяо-,готовит необходимые для практики материалы и оформляет все виды документации.

5. В период практики студент повышает свой профессиональный уро¬вень, используя различные формы самообразования.

6. На период практики один из студентов группы, работающей в дан¬ном дошкольном учреждении, назначается старостой. В обязанности ста¬росты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.

Обязанности кафедрального руководителя педагогической практики

Руководитель педагогической практики студентов V курса отделения логопедии назначается из числа преподавателей кафедры.

В его обязанности входит:

- обеспечение планирования, организации и учета результатов педаго-"гической практики студентов отделения логопедии

- установление связи с базовыми практическими учреждениями

- организация и проведение установочной конференции по педагоги¬ческой практике

' участие в обсуждении вопросов организации педагогической практи¬ки на заседаниях кафедры и Совете факультета

- составление кафедрального отчета по итогам проведения педагоги¬ческой практики

- разработка и внесение предложений по совершенствованию практи¬ки. принятие необходимых мер по устранению недостатков в ее организа¬ции и проведении

| - своевременное оформление финансовых документов.

Методист по специальности назначается из числа преподавателей ка¬федры или учителей-логопедов практических учреждений. Методист руко¬водит группой из 8-12 студентов.

В обязанности методиста входит:

- установление связи с дошкольным учреждением, проведение ин¬структивно-методической работы с администрацией, логопедами и другими педагогами дошкольного учреждения

- организация и проведение установочной и итоговой конференции в учреждении

- распределение студентов по специальным дошкольным группам, утверждение индивидуальных планов студентов, контроль за их выполне¬нием

- организация посещения и последующего обсуждения занятий, прово¬димых сначала логопедами, а затем студентами группы

- составление плана-графика проведения студентами зачетных логопе¬дических занятий

- консультирование студентов по подготовке занятий с детьми при раз¬работке конспектов

- посещение и анализ "логопедических занятий и других мероприятий коррекционно-воспитательного процесса, проводимых студентами

- оценка педагогической деятельности студентов в период практики.

- составление отчета о педагогической практике и предоставление его кафедральному руководителю.

В обязанности учителя-логопеда дошкольного учреждения, руководя¬щего педагогической практикой студентов, входит:

- ознакомление студентов с составом детей специальной дошкольной группы, с перспективными, календарными и текущими планами коррекци-онной работы, необходимой документацией и оборудованием логопедиче¬ского кабинета

- распределение тематики фронтальных и подгрупповых логопедиче¬ских занятий, проводимых студентами в период педагогической практики

- прикрепление к студентам по 2-4 ребенка для индивидуальной кор-рекционной работы

Отчёт практики по педагогике и психологии

Г лавные навыки и умения будущих специалистов сферы образования формируются именно благодаря практической работе. Психологи и педагоги должны уметь составлять планы индивидуальной и коллективной работы со своими коллегами, верно решать практические задачи, разбираться в специфике своей работы в заведениях разнообразного профиля.

Примеры отчетов по практике:

В отчете по практике психолога и педагога должны быть описаны эти пункты:

  • порядок и трудности при выполнении заданий, которые направлены на развитие конструктивных умений. Это анализ рабочего процесса и его результата, подбор методов работы педагога
  • особенности деятельности, которая направлена на развитие организаторских умений
  • вид деятельности, которая направлена на развитие коммуникативных навыков. То есть, форма общения, построение деловых и личных отношений. Вам также будет полезно почитать: дневник по методической практике в детском саду

    Дневник педагогической практики в группах раннего возраста, Цель практики. описание занятий в детском саду (90 часов), отбор из методической. сад-огород · спорт… применение методических идей педагогики (идеи опоры, крупных блоков, опережения и др.). реализация идеи детской половины дня, организация досуговой деятельности детей семейное… Но в практике массового педагогического экспериментирования при определении минимума. Аннотация: Готовый дневник по педагогической. В файле описания практики — содержится описание занятий в детском саду (90 часов), отбор из методической. Отчет по педагогической практике в детском саду. Дневник по методической практике + приложения. Читать отчет по практике online по теме 'Методическая работа в. Отчет о методической практике. и методической работой в детском саду. логопедической работы в детском саду, сформировать умения и навыки… В дневнике педагогической практики студент отражает основное содержание. оказание на всех этапах практики методической помощи студентам. В процессе педагогической практики в детском саду для детей с. практик знакомят студентов с формой ведения дневника практики (приложение 1). «Педагогическая практика в детском саду в группах раннего. Помощь студентам в составлении планов практики и консультирование по методической работе. Дневник по практике. Анализ основ организации деятельности психолога. Наблюдение за. Задача флористических занятий в детском саду. Дневник педагогической практики. Место прохождения практики: МДОУ детский сад „Спутник“… Методический кабинет оснащен удобными шкафами, имеется в коробках.

    Дневник школьной практики. Отчет по Педагогической практике (работа психолога в детском саду) Фрагмент работы: Отчет по Педагогической практике (работа психолога в детском саду). Психолог в детском саду

    3 ВВЕДЕНИЕ Я, Агаркова Наталья Павловна, студентка четвертого курса Современной Гуманитарной Академии заочного отделения факультета психологии, проходила педагогическую практику на базе муниципального дошкольного учреждения – детском саду № 82. тест стиль общения воспитателя с ребенком определив цели и задач моей педагогической практики, я условно разбила ее на следующие этапы: Диагностический этап (проективные рисуночные методики тестирования). Развивающий этап (программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы). Контрольный этап (обработка и анализ результатов).С одной стороны перед ним стоит важная задача сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности каждого ребенка, с другой помочь ему влиться в мир взрослых людей, скорректировать его развитие руководитель ознакомил меня с техникой проведения различных намеченных методик тестирования и рисуночных методик, была представлена и рекомендована литература, готовые наработки для наглядности.

    Дневник по практике бухгалтера

    Целью моей педагогической практики является: формирование и развитие определенных навыков и умений, а так же научиться применять их на практике в своей педагогической деятельности отчет по психолого педагогической практике в детском саду В первые дни моей практики мною была поставлена цель: сформировать и развить определенные умения и навыки, научиться применять их на практике, в реальной педагогической деятельности. Необходимо развить в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма важно научить его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, умению сопереживать и понимать сестринский процесс при гастритах Таким образом, в первый день практики, с помощью руководителя был разработан примерный план прохождения практики в данном учреждении, определены тема, цели, задачи и основные этапы работы.

    Во время проведения этой методики. у них нет основания. 6. и лаковым. », заполняющиеся. и его руководитель. 7 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ В практической части своего отчета я хочу рассказать о методиках проведения тестирования для диагностики детей подготовительной группы мнение медиков о сестринском процессе работа психолога представляется очень важным аспектом в формировании благоприятных условий для дальнейшего психологического развития дошкольника отчет по педагогической практике по психологии практический опыт показал, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе от того, как окружающие ребенка взрослые примут его в свой мир, как в этом мире пройдет его адаптация, зависит все дальнейшее развитие ребенка, зависит его судьба.

    Отчет педагога психолога

    Необходимо вовремя выявить негативные моменты в развитии дошкольника, мягко и аккуратно устранять их и помочь влиться в этот взрослый мир людей. Это касается не только интеллектуального развития, но так же не менее важным представляется состояние личностной сферы и эмоционального уровня ребенка[. ] предполагает многокомпонентность образования. 4. Дата прохождения педагогической практики: с 22.01.2008 – 26.02.2008 Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей .

    При диагностике важно точно выделить психологическую проблему, вовремя проанализировать, сделать правильный вывод по конкретной ситуации отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития дневник педагогической практики в детском саду далее я расскажу о результатах проведенного тестирования и рекомендациях данных родителям и учителям. Цель. Срисовывание письменных букв. в сумме. сосредоточено. применяется как в группе, так и индивидуально впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения со взрослым миром людей.

    Отчет по педагогической практике

    Методика «Сапожки» Цель[. ] экспериментально. состоящих. – цапяля без сапога. 10 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ В этой части работы я представлю полученные результаты тестирования. подготовительной группы «Зайчик» отчет по диагностике в детском саду практический психолог несет большую ответственность перед 16 каждым ребенком в своем учреждении в этом периоде развития игра становится ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста психологическая практика в детском саду все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

    Повторял[. ] показали ребенок[. ] произвольно внимания. 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ При прохождении практики в детском дошкольном учреждении я следовала своему ранее составленному плану работы. Продолжительность практики составляет 5 недель, что составляет 200 часов. Диагностика личностной и познавательной сферы дошкольника. 3 готовые шпоры по информационной системы в экономике ребенок еще не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.

    Подбор материала и непосредственное проведение развивающих занятий с группой. отчет по практике в детском саду психолога. Также в отчете представлены данные рекомендации родителям и учителям. Ф.И. Ситникова. Роль практического психолога при этом переоценить сложно я считаю, что поставленная цель и задачи мною выполнены.

    Работа психолога в детском саду

    Для исследования была предложена подготовительная группа «Зайчики» детского сада № 82 (дети. ) экономический эффект от мероприятий по совершенствованию маркетинга фитнес клуба. Знакомство с нормативными документами. 2. Исходя из выбранной мною темы и цели практики. для планирования и проведения практики я использовала следующую литературу: А.Л. Венгер, Т.Н. Доронова, И.В. Дубровина, О.П. Солодилова. 5 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ[. ] в детском саду психологи заранее вывешивают. Воспроизводить образец Работать по правилу. «Да и Нет» и методика «Сапожки. не имеющих. составляет методика «Домик».

    При работе с различными диагностическими методиками (их изучение и применении) я приобрела навыки диагностики таких психологических особенностей. как: Страхи Тревожность как личностная черта и состояние тревоги на конкретный момент исследования Игнорирование Демонстративность поведения Неудовлетворенность в общении со сверстниками Импульсивность Недостаток самоконтроля Повышенная и пониженная активность Эмоциональные перепады Различный уровень общего психологического развития. Методика «Да и Нет» Цель. модифицирована. 9. ». Методика «Домик» Цель: применяется. 8[. ]. «анализ маркетинговой деятельности предприятия» я получила: Навыки планирования работы психолога с детьми дошкольного возраста Владея теоретическими знаниями о возрастной психологии, обогатила этот объем практическими знаниями Научилась на практике применять различные проективные методики, методы тестирования Научилась оформлять результаты, полученные в результате психодиагностической работы с детьми. в соответствии с нормативными требованиями к документации детского психолога Приобрела навыки составления и проведения различных коррекционных и развивающих занятий При прохождении практики, я убедилась в важности гармоничного развития всех сфер развития ребенка, к которым относятся: Познавательная сфера Эмоциональная Личностная Коммуникативная и др.

    Отчет по практике в детском саду

    дневник по педагогической практике в детском саду. экзаменационные ответы по педагогике 5 курс пед к .

    шпаргалки по психологии.

    аналитический отчет педагога психолога доу .

    Педагогическая практика в детском саду
    1. Отчет по педагогической практике в школе
    2. Отчет по педпрактике
    3. функции государства
    4. Отчет по практике психолога в детском саду
    5. Отчет по практике психолога в школе
    6. Отчет по педагогической практике в школе психолога
    7. Отчет по педагогической практике психолога в школе
    8. бухгалтерские счета
    9. Отчет по практике педагога психолога
    10. Дневник по практике психолога в детском саду
    11. строение и содержание бухгалтерского баланса
    Отчет по педагогической практике психолога

    отчёт по педагогической практике .

    отчёт по практике в детском саду. отчет о педагогической практике понятие государства.

  • Другие статьи

    Практика дневник 2 з-о (3)

    / практика дневник 2 з-о (3)

    педагогической наблюдательской практики студентов

    2 курса заочной формы обучения

    Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию, которое определяет положение человека в обществе и государства в современном мире. Процесс образования и становления личности рассматривается как непрерывный процесс: он начинается с рождения ребенка и продолжается всю его сознательную жизнь. От фундамента, заложенного в дошкольные годы, может зависеть успешность человека в современной жизни. Политика государства в области образования направлена на укрепление в общественном сознании представления об образовании как определяющем факторе развития современного российского общества. Поэтому формирование профессиональной компетенции педагога на этапе подготовки в высшем учебном заведении приобретает особую важность.

    Квалификационная характеристика выпускника высшего учебного заведения, представленная в Государственном образовательном стандарте, предполагает наличие у него глубоких теоретических знаний, навыков профессионального мастерства, умений личностно-ориентированного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Будущий педагог должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному освоению образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям, обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. В связи с этим особое значение имеет педагогическая практика.

    Наблюдательская практика является составной частью педагогической практики и профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Сущность практики заключается в приобретении первичных профессионально-педагогических умений: наблюдать, изучать, анализировать различные стороны деятельности ребенка дошкольного возраста и воспитателя; уточнении основных теоретических положений воспитания и развития детей дошкольного возраста; формировании у студентов первичных представлений о навыках и приемах работы с дошкольниками.

    Целью наблюдательской практики является ознакомление будущих педагогов с современными видами дошкольных учреждений и осуществлением деятельности государственных и муниципальных учреждений.

    - формировать систему знаний о целях, задачах, содержании работы в ДОУ;

    - воспитать любовь к будущей профессии, стремление к овладению педагогической профессии;

    - обучить некоторым практическим умениям и навыкам, связанным с наблюдением, изучением, анализом различных сторон деятельности ребенка дошкольного возраста и воспитателя;

    - познакомить студентов с различными типами дошкольных образовательных учреждений и особенностями работы в них;

    - познакомить со структурой ДОУ;

    - познакомить с различными помещениями ДОУ и уточнить знания студентов об особенностях оборудования различных возрастных групп;

    -познакомить с обязанностями воспитателя и персонала ДОУ.

    Программа наблюдательской практики разработана в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Учебным планом Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

    В результате прохождения наблюдательской практики студент должен:

    - о современных видах дошкольных образовательных учреждений, их структуре;

    - об осуществлении образовательного процесса в зависимости от вида, типа, категории образовательного учреждения;

    - реализации ДОУ одной или нескольких образовательных программ;

    - об особенностях оборудования различных возрастных групп;

    - условия работы воспитателя в ДОУ в зависимости от возраста детей, их индивидуальных и гендерных особенностей;

    - структуру, особенности и методику организации и проведения режимных моментов с детьми.

    - наблюдать педагогический процесс ДОУ;

    - изучать и анализировать информативные материалы, определяющие функции воспитателя дошкольного учреждения, его права и обязанности.

    СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

    Организация и руководство наблюдательской практикой

    Наблюдательская практика проводится на 2 курсе (заочное отделение). Продолжительность практики определяется графиком учебного процесса и составляет 3 недели.

    Базами наблюдательской практики являются дошкольные образовательные учреждения, реализующие одну или несколько образовательных программ (включая и авторские), осуществляющие образовательный процесс на высоком профессиональном уровне и имеющие высококвалифицированный педагогический коллектив и качественное методическое обеспечение педагогического процесса.

    Организаторами практики являются факультетский и групповой руководители. За месяц до начала практики факультетский руководитель готовит распоряжение о направлении студентов на практику в базовые дошкольные учреждения.

    За неделю до начала практики факультетский руководитель на базе университета организует со студентами установочную конференцию, в которой принимают участие групповые руководители. В ходе конференции студентов знакомят с целями и задачами практики, раскрывают её содержание, уточняют сроки и место её проведения, отчетную документацию и сроки её предоставления.

    В ДОУ организацию наблюдательской практики осуществляют заведующий дошкольным учреждением, старший воспитатель и воспитатели-руководители практики.

    На базе ДОУ, в первый день практики, проводится инструктивное совещание, на котором студенты знакомятся с администрацией ДОУ и педагогическим коллективом. Первый день практики завершается экскурсией по ДОУ и распределением студентов по возрастным группам и воспитателям руководителям.

    Студенты за время практики знакомятся разными типами дошкольных образовательных учреждений: УВК, прогимназия, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, центр развития ребенка и др. Практиканты изучают нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие функции воспитателя дошкольного учреждения, его права и обязанности.

    Студенты-практиканты посещают возрастные группы детского сада, строго соблюдая режим данной возрастной группы. Находясь в дошкольных группах, студенты знакомятся с организацией и проведением занятий по разным методикам, наблюдают и анализируют организацию и проведение режимных моментов.

    Студенты-практиканты оказывают посильную помощь ДОУ, предварительно согласовав вид работы с воспитателем- руководителем и/или старшим воспитателем.

    После уточнения каждым студентом графика индивидуальной работы составляется график прохождения студентами практики, который утверждается групповым и факультетским руководителем и сдаётся в Учебное управление Университета не позднее, чем через неделю после начала практики. В период практики проводятся индивидуальные консультации студентов преподавателями университета.

    Содержание практики студенты отражают в индивидуальных дневниках. Выполненная работа проверяется воспитателем-руководителем и заверяется его подписью. По окончании практики индивидуальный дневник заверяется подписью руководителя и печатью ДОУ.

    В завершении практики на базе ДОУ проводится итоговое совещание, на котором заслушиваются отчеты студентов-практикантов о проделанной работе, предложения и пожелания по организации педагогической практики. Воспитатели-руководители дают краткую характеристику и оценку деятельности студентов.

    Отчетная документация сдается групповому руководителю для проверки в последний день практики. Оценка выставляется в течение трех дней.

    Факультетский руководитель в течение недели по окончании практики проверяет отчёты групповых руководителей, составляет сводный отчет и проставляет оценки в ведомость и зачётные книжки. По итогам наблюдательской практики студентам выставляется оценка (зачтено, не зачтено).

    Заключительная итоговая конференция проводится на базе университета факультетским и групповыми руководителями. Студенты по итогам практики представляют собранные материалы (фотоальбомы, презентации, наглядные пособия и т.п. отражающие деятельность студентов в ДОУ), вносят предложения по улучшению качества организации и проведения практики.

    Отчётная документация по наблюдательской практике

    Отзыв преподавателя-руководителя практики, заверенный подписью директора (заместителя директора) и печатью ДОУ.

    Отчет о прохождении практики по предлагаемой форме.

    Индивидуальный план с отметкой о выполнении всех видов работ, предусмотренных программой практики, подписанный преподавателем-руководителем практики.

    Дневник по педагогической практике с оценкой за практику, подписанный преподавателем-руководителем и заверенный подписью директора (Заместителя директора) и печатью ДОУ.

    Отчетная документация хранится в деканате в течение пяти лет и может быть востребована при итоговой аттестации.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОУ

    I. Первая неделя практики

    Приложение № 1. Знакомство с ДОУ

    Знакомство с дошкольным учреждением и основными его помещениями.

    В первый и второй день своей практики в детском саду № 1340 я ознакомилась с устройством ДОУ, коллективом, группой, в которой буду проходить практику, документацией, с обустройством внутреннего пространства ДОУ и территорией прилегающей к помещению на которой поводятся прогулки детей детского сада. Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, адаптация к жизни в обществе. На территории детского сада действуют 6 групп и 2 Группы кратковременного пребывания (учусь плавать). Дети от 2-х до 7-ми лет.

    На территории детского сада находятся:

    - Групповая комната. Созданы все условия для полноценного развития и воспитания детей старшего возраста. В группе есть раздевалка, игровой уголок, уголок природы, уголок отдыха, уголок с дидактическими материалами, уголок рисования, уголок с игрушками, столы для занятий, спальня, буфет где хранятся посуда и столовые приборы для приема пищи;

    - Музыкальный зал. Имеется пианино, рядом - костюмерная с различными костюмами сказочных героев, детские музыкальные инструменты, различные декорации из картона, пластмасса и ткани;

    - Спортивный зал. Физкультурный зал оснащен шведскими стенками, канатом, висами, кольцами, лавочками, подставкой для обручей разных размеров, инвентаря недостаточно для занятий со всеми детьми группы одновременно, мячи разного размера, кегли, палки, мешочки, кубики имеются в достаточном количестве для всех детей, инструктором изготовлены массажные коврики, дорожки, серсо и др. приспособления для физического воспитания;

    - Бассейн. Имеет раздевалку уложен плиткой в синих оттенках, коврики. Имеет не большую глубину 60 см, поручни и не выступающие ступени. Есть индивидуальные шапочки для каждого ребенка и плавательные круги, полотенца.

    -Методический кабинет. Оснащён всем необходимым для осуществления педагогической деятельности. Имеется компьютер. На стеллажах расставлены папки по всем направлениям деятельности дошкольного учреждения: нормативно-правовая документация, специальная методическая литература, пособия.

    -Кабинет заведующей. Комната в строгом стиле на столе завидущей имеется компьютерное оборудование, документы, письменные принадлежности. В центре комнаты переговорный стол, вдоль стен шкаф с документами. папками. Кабинет чистый и светлый;

    -Подсобное помещение - имеется подготовительные материалы для проведения уроков, наглядные пособия. Хозяйственное оборудование.

    дминистративно-хозяйственная часть. Территория вокруг детского сада благоустроена, имеет эстетический т яркий вид. По периметру детского сада расположены детские игровые площадки, на которых размещено стационарное игровое оборудование: качели, беседки, песочницы, различные качалки, клумбы. На территории дошкольного учреждения много деревьев, кустарников. В целом, детский сад имеет эстетичный и ухоженный вид.

    Условия в группе в которой я буду проходить практику ( старшая группа) на первый взгляд хорошие. Проводить воспитательно-образовательную работу с детьми, под руководством старшего воспитателя, заместителя заведующей и методиста.

    имеют высшее образование: 7 чел. (44 %);

    имеют высшую квалификационную категорию: 1 чел. (6 %);

    имеют первую квалификационную категорию: 3 чел. (19 %);

    соответствуют занимаемой должности: 1 чел. (6 %);

    Заслуженных работников: 1 чел. (6 %);

    Почетных работников: 1 чел. (6 %);

    Знакомство с правами и обязанностями воспитателя
    дошкольного учреждения.

    В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права:

    Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

    2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

    3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

    4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

    5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

    В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия, предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

    6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

    6.1. За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

    Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

    7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

    8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

    Отчет по практике - Работа психолога в детском саду

    Отчет по практике - Работа психолога в детском саду - файл 1.doc


    ^ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    «ДЕТСКИЙ САД № 1» ЗАТО Г.ФОКИНО
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью.

    Учреждение является некоммерческой организацией.

    Учреждение в своей деятельности подотчетно Отделу образования администрации города Фокино и Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации города Фокино.

    Место нахождения Учреждения:

    Юридический адрес: Российская Федерация, Приморский край, г. Фокино, улица Центральная, 6.

    Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.

    Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование города Фокино. От имени муниципального образования права собственника осуществляет администрация города Фокино в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Фокино.

    Целью создания Учреждения является оказание населению города Фокино в возрасте от 2-х до 7 лет услуг по предоставлению общедоступного дошкольного образования и услуг по содержанию детей в учреждении в соответствии с муниципальным заданием.

    Основными задачами Учреждения являются:

    - охрана жизни и укрепление здоровья детей;

    - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

    - осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

    - приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

    - взаимодействие с семьей для оказания помощи в воспитании детей, обеспечения полноценного развития ребенка.

    Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и собственным Уставом.

    В настоящее время в МДОУ «Д/С № 1» система набора и подбора кадров как таковая отсутствует. Прием работников осуществляется традиционными способами, такими как объявления в периодической печати. Некоторая часть работников принимается по рекомендации уже работающих в Учреждении.

    Списочный состав работников детского сада включает более 50 человек.

    Комплектование работников Учреждения осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием Учреждения. Работники Учреждения принимаются на работу по трудовому договору. Для осуществления дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, могут привлекаться лица на основе гражданско-правовых договоров. На лиц, работающих в Учреждении, распространяется законодательство о труде Российской Федерации.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

    Порядок оплаты труда работников Учреждения определяется мэром города Братска. Минимальный размер заработной платы должен быть не менее установленного законодательством Российской Федерации.

    Работники Учреждения имеют право пользоваться льготами и несут обязанности в соответствии с действующим законодательством, трудовым договором, локальными нормативными правовыми актами.

    Аттестация сотрудников Учреждения проводится в соответствии с общим порядком, предусмотренным для проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

    Меры по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и гигиены применяются в соответствии с нормативами и порядком, установленным законами Российской Федерации, а также локальными нормативами.

    Работники Учреждения поощряются за добросовестный и безупречный труд, а также несут материальную и дисциплинарную ответственность за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Работники Учреждения подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию, имеют право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы.

    Учреждение ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет Финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Учреждение вправе передать обязанности по ведению учета финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерской и статистической отчетности централизованной бухгалтерии отдела образования администрации города Фокино.

    Организационная структура МДОУ «Д/С №1» представлена на рис.1


    ^ Рис.1 Организационная структура Детского сада №1 г. Фокино
    Учреждение возглавляет заведующая, прошедшая соответствующую аттестацию. Заведующая учреждения осуществляет свою деятельность на основе принципа единоначалия и обеспечивает выполнение возложенных на Учреждение задач, несет персональную ответственность за деятельность Учреждения.

    Заведующая действует на основании заключенного с ним трудового договора, законодательства Российской Федерации, а также других обязательных для него нормативных правовых актов.

    Заведующая осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, она подотчетна в своей деятельности начальнику отдела образования администрации города Фокино.

    Родительский комитет Учреждения представляет интересы родителей воспитанников и других физических и юридических лиц перед администрацией Учреждения.

    Родительский комитет Учреждения избирается сроком на один год. В состав родительского комитета входят родители учащихся по 1 человеку от группы. Выборы представителей в родительский комитет Учреждения проходят открытым голосованием на групповых родительских собраниях. Родительский комитет Учреждения избирает из своего состава председателя, который руководит работой родительского комитета.

    Заседания родительского комитета Учреждения проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.

    На заседаниях родительского комитета ведутся протоколы, которые подписываются председателем и секретарем родительского комитета.

    Решения родительского комитета, принятые в пределах его полномочий, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

    Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются общим собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины работников Учреждения. Решение общего собрания принимается открытым голосованием. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих и является обязательным для исполнения всеми членами трудового коллектива Учреждения.

    Общее собрание трудового коллектива собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие.

    Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

    Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.

    ^ 2 РАБОТА ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ № 1

    ЗАТО Г.ФОКИНО
    В школах, а затем и в детских садах психологи появились еще в восьмидесятых годах. Но до сих пор не перестали считаться «новшеством».

    Основная задача психолога в детском саду №1 - сделать жизнь ребенка удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

    Для того чтобы решать все эти задачи, педагог-психолог проводит свою работу по нескольким направлениям (рис.2).

    ^ Рис. 2. Основные направления работы психолога в детском саду

    Консультации бывают двух видов:

    - те, которые планирует сам психолог;

    - по «запросу родителей».

    Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

    В начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду.

    Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием ребенка или его поведением. К психологу обращаются по множеству поводов, когда поведение ребенка выходит за рамки обычного, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на ребенке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

    Диагностика. В течение всего учебного года психолог детского сада №1 проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад. На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива.

    То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с ребенком либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

    Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

    Помимо плановой диагностики проводятся и «ситуативные» исследования.

    Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе.

    ^ Коррекционная работа. Дети - все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например, он стал писаться после совместного просмотра с папой фильма «Мумия», тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.

    ^ Развивающие занятия. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем.
    ^

    3 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА

    Для определения уровня умственного развития и предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста были использованы стандартизованные диагностические методики. К данным методикам относятся:

    - «Учебная деятельность» (автор - Л.И. Цеханская) (Приложение 1).

    Методика выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. Ребенку дается задание - составить узор под диктовку взрослого путем соединения расположенных рядами фигурок с соблюдением заранее заданных правил.

    - «Эталоны» (автор - О.М. Дьяченко) (Приложение 2).

    Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
    ^

    - «Перцептивное моделирование» (автор - В.В. Холмовская) (Приложение 3).


    Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ - и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Она требует от ребенка построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Не имея возможности выполнять практические пробы, он должен найти такое сочетание этих частей - фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата.
    ^

    - «Схематизация» (автор - Р.И. Бардина).


    Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
    ^

    - «Систематизация» (автор - Н.Б. Венгер).


    Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.

    Использование данных диагностических методик позволяет психологу наиболее полно определить готовность ребенка к школьному обучению.

    Однако, анализируя результаты выполнения детьми заданий стандартизованных методик, психолог учитывает, что готовность к школе определяется не только общим интеллектуальным развитием, но и следующими показателями:

    - желание идти в школу, основанное не на внешних атрибутах, а на понимании познавательного значения школьной учебы;

    - умение принимать школьную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться;

    - умение действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и последовательно выполнять его указания (что непосредственно зависит от уровня развития произвольности поведения).

    Психолог оценивает отношение ребенка к взрослому как к учителю, указания которого обязательны, и хотя бы первоначальные навыки совместной деятельности со сверстниками. Пятилетних детей, не обладающих этими качествами, лучше рекомендовать перевести в подготовительную группу детского сада, а с шестилетними детьми со слабой готовностью к школе, находящимися в подготовительной группе, следует проводить специальную воспитательную работу.

    Рассматривая проблему готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению, психолог учитывает, что показатели готовности не могут быть строго одинаковыми для любых условий.

    Состав этих показателей зависит от возраста ребенка и, главное, от особенностей организации жизни детей в первых классах той школы, в которую будет поступать ребенок.

    В условиях ЗАТО г. Фокино, с учетом, того, что выбор школ ограничен (в городе существует 3 школы с углубленным изучением различных предметов) психолог по итогам проведенной диагностики в беседе с родителями ребенка рекомендует учебное заведение, наиболее соответствующее способностям данного ребенка.

    Приложение 1 Методика «Учебная деятельность»


    Направлена на выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

    Материал


    Тетрадь, состоящая из четырех страниц. На каждой странице изображены 3 ряда мелких геометрических фигур размером 2 x 2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов расположены друг под другом, среднего - в промежутках между ними (рис. 1 б). В верхней части первой страницы расположена, кроме того, короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (рис. 1 а).

    ^ Рис. 1. Материал для заданий методики «Учебная деятельность»

    (а - образец узора для первой страницы, б - материал для выполнения заданий)
    Детям предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем определенным правилам. Первая страница предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать под диктовку взрослого.

    Инструкция


    Детям говорится: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:

    1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

    2) линия узора должна идти только вперед;

    3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты. (Внимание детей обращается на образец.) Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

    В процессе обучения дети производят 4 соединения, а взрослый проверяет выполнение задания и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. После этого детям говорится: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Правила соединения повторяются.) Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора (рис. 2).

    Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов. Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур, минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.

    ^ Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а - вводная серия, б - первая серия, в - вторая серия, г - третья серия)
    Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.
    ^

    Количественная оценка результатов


    Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения).

    Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов. Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии - 24, а за выполнение всего задания - 72.

    Методика «Эталоны»

    Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону.

    Материал


    Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы (рис. 1), а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

    Рис. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»
    Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур-эталонов:


    Инструкция


    Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

    Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

    Правильно отмеченные картинки:


    ^

    Количественная оценка результатов


    Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
    ^

    Качественный анализ результатов

    • 1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

    • 2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

    • 3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

    Приложение 3
    ^ Методика «Перцептивное моделирование»

    Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов.

    Материал


    Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В- включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (рис. 1).

    На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1, 3, 5, 7, 9, 11) в качестве образца выступает круг (рис. 2), а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат (рис. 3). Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец: в 1-4-м заданиях достаточно двух деталей, в 5-8-м требуются три детали, в 9-12-м фигура составляется уже из четырех частей.

    Инструкция


    Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».

    Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки. «На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

    ^ Рис. 1. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

    ^ Рис. 2. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)


    ^ Рис. 3. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

    Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.

    В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.

    Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.
    ^

    Количественная оценка результатов


    За каждую правильно решенную задачу дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла, 5-8 - по 3 балла, 9-12 - по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.
    ^

    Качественный анализ результатов

    • 1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.

    • 2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

    • 3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к выбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

    • 4-й тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.
    Таблица 1 Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»