Руководства, Инструкции, Бланки

Приказ О Компенсации За Вредные Условия Труда Образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (408 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Дополнительный отпуск за вредные условия труда

СЗВ-М на единственного учредителя сдавать не нужно

Если компания не ведет хозяйственную деятельность, не имеет наемных работников, а с единственным учредителем, исполняющим обязанности руководителя, не заключен трудовой договор или ГПД, такая организация не обязана сдавать СЗВ-М.

Реестр субъектов малого и среднего бизнеса уже появился

На сайте Налоговой службы появился раздел Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь «малышам» не нужно специально подтверждать свой статус для получения преференций.

6-НДФЛ: опубликована очередная подборка ответов на насущные вопросы

Налоговая служба ответила на ряд вопросов, связанных с заполнением формы 6-НДФЛ. На некоторые из них налоговики уже отвечали ранее, но есть и несколько свежих разъяснений.

6-НДФЛ: как отразить выплату премий

Работодатель, выплачивающий своим работникам помимо зарплаты еще и премии, должен удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с премиальных сумм. Как правильно заполнить 6-НДФЛ по этим операциям, разъяснила Налоговая служба.

Больничный в 6-НДФЛ: новые разъяснения

Если пособие по временной нетрудоспособности начислено в одном отчетном периоде, а выплачено в другом, отражать такой переходящий больничный нужно в периоде выплаты.

Бухгалтер-кассир в отпуске: как передать его функции другому сотруднику

В случае, когда в компании временно отсутствует бухгалтер-кассир, его обязанности может исполнять другой работник бухгалтерии в порядке совмещения. Минтруд напомнил, как правильно это оформить.

Страховые взносы - 2017: новые формы отчетности уже разработаны

С 01.01.2017 года взносами на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование будет заниматься ФНС. В руках соцстраха останутся только взносы «на травматизм». В связи с этим налоговики и ФСС уже разработали новые формы расчетов.

Допотпуск за вредные условия труда

Актуально на: 10 июня 2016 г.

Работникам, трудящимся во вредных/опасных условиях труда, полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ ). Такой отпуск еще называют отпуском «за вредность».

Данный отпуск предоставляется работникам, условия труда которых признаны вредными (2, 3 или 4 степени) или опасными. Вредность/опасность условий труда устанавливается по результатам спецоценки или по результатам проведенной до 01.01.2014 г. аттестации рабочих мест.

Продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда

Минимальная продолжительность отпуска «за вредность» составляет 7 календарных дней в год (ст. 117 ТК РФ ). При этом продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда определенного работника прописывается в трудовом договоре на основании отраслевого/межотраслевого соглашения и коллективного договора с учетом итогов проведенной спецоценки.

Также стоит отметить, что если спецоценку вы не проводили (у вас еще действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест) и у вас есть профессии, поименованные в специальном Списке советских времен (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 ), то своим «вредникам» вы должны предоставлять дополнительный отпуск, продолжительность которого установлена именно этим Списком, но не менее 7 календарных дней.

Если профессия работника поименована в советском Списке: есть нюансы

Дело в том, что в данном Списке продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях установлена в рабочих днях. Соответственно, если работник захочет взять сразу два отпуска: основной, продолжительность которого установлена в календарных днях, и дополнительный, установленный Списком в рабочих днях, то бухгалтеру нужно уметь рассчитать общую продолжительность объединенного отпуска. Делается это так: от даты начала отпуска сначала отсчитываются календарные дни основного отпуска, а потом, со дня, следующего за днем окончания основного отпуска, отсчитываются рабочие дни дополнительного отпуска в расчете на 6-днев ную рабочую неделю, т. е. включая субботу (Письмо Минтруда от 01.02.2002 N 625-ВВ ). Таким образом, вы определите последний день объединенного отпуска. Далее нужно посчитать, сколько календарных дней приходится на весь период этого отпуска.

Объединенный отпуск: пример расчета общей продолжительности

Например, работник написал заявление на предоставление ему с 20.06.2016 г.:

— основного отпуска – 21 календарный день;

— дополнительного отпуска – 12 рабочих дней.

Следовательно, последним днем основного отпуска будет 10.07.2016 г. а последним днем дополнительного отпуска – 23.07.2016 г. Соответственно, общая продолжительность отпуска «вредника» составит 34 календарных дня.

Расчет количества дней отпуска «за вредность»

Так как дополнительный отпуск за работу во вредных/опасных условиях труда предоставляется пропорционально времени, отработанному в таких условиях (ст. 121 ТК РФ. Письмо Роструда от 18.03.2008 N 657-6-0 ), то соответственно, чтобы понять, сколько же дней отпуска «заработал» конкретный работник, необходимо посчитать время, отработанное во вредных условиях.

Предоставление дополнительного отпуска «за вредность» авансом

Как мы уже сказали, отпуск за работу во вредных условиях труда полагается за фактически отработанное в таких условиях время. Следовательно, данный отпуск не может быть предоставлен работнику авансом.

Замена допотпуска за вредные условия труда денежной компенсацией

Если продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях конкретного работника превышает 7 календарных дней, то часть отпуска, превышающую эту минимальную продолжительность, можно заменить денежной компенсацией (ст. 117 ТК РФ ). Например, работнику положен отпуск «за вредность» 10 календарных дней. Соответственно, 7 календарных дней он должен именно отгулять, а вот за 3 календарных дня (10 календарных дней – 7 календарных дней) вправе получить денежную компенсацию.

Отпуск за вредные условия труда заменятся на денежную компенсацию на основании отраслевых/межотраслевых соглашений и коллективного договора с письменного согласия работника. Данное согласие лучше оформить в виде соглашения к трудовому договору.

Дополнительный отпуск за вредные условия труда в графике отпусков

При составлении графика отпусков на очередной год будет корректнее, если работодатель учтет все-все дни отпуска, полагающиеся конкретному работнику (ст. 120 ТК РФ ). Т.е. работодатель должен сложить дни ежегодного основного оплачиваемого отпуска с днями ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (в т.ч. отпуска «за вредность»). Кроме того, нужно учесть неотгулянные дни отпуска за предыдущие годы.

Заявление на дополнительный отпуск за вредные условия труда

Если работник, имеющий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда, уходит в отпуск вне графика или же в графике указан лишь месяц начала отпуска, а не конкретная дата, то данный работник должен написать заявление о предоставлении ему отпуска «за вредность».

Такое заявление может выглядеть следующим образом:

ООО «Шелковый путь»

от наладчика швейного

оборудования 5-го разряда

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса РФ прошу предоставить мне ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда с 13.06.2016 г. на 7 календарных дней.

08.06.2016 г. Плеханов К.И.

Также заявление на отпуск «за вредность» работник должен написать, если, например, на момент составления графика отпусков он еще не трудился у данного работодателя, но в текущем году уже «заработал» дни отпуска за работу во вредных условиях труда.

Приказ на дополнительный отпуск «за вредность»

Предоставляя отпуск за вредные условия труда, нужно издать соответствующий приказ. Проще всего воспользоваться унифицированной формой приказа о предоставлении отпуска работнику (форма Т-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 ).

Образец приказа можно скачать здесь .

Отражение допотпуска за вредные условия труда в табеле учета рабочего времени

В табеле учета рабочего времени (форма № Т-12 или форма № Т-13, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 ) дни ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска обозначаются буквенным кодом «ОД» или цифровым кодом «10».

Кстати, так как нерабочие праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 120 ТК РФ ), то при попадании таких дней на период дополнительного отпуска за вредные условия труда в табеле учета рабочего времени данные дни обозначаются буквенным кодом «В» или цифровым кодом «26».

приказ о компенсации за вредные условия труда образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Образец приказа об утверждении результатов аттестации рабочих мест - Аттестация рабочих мест - Форум инженеров по охране труда Беларуси

    Об утверждении результатов

    аттестации рабочих мест по

    В связи с завершением работ по аттестации рабочих мест по условиям труда

    1.1. Перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

    1.2. Перечень рабочих мест работниц текстильных профессий для целей профессионального пенсионного страхования.

    1.3. Перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    1.4. Перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

    1.5. Перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    1.6. План мероприятий по улучшению условий труда.

    2. Руководителям структурных подразделений (указать Ф.И.О.) ознакомить работников с результатами аттестации под роспись в срок _______________.

    3. Начальнику отдела кадров ____________________

    3.1. Представить в __управление (отдел)__государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите… и управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите _по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, перечня, приказа. В управление (отдел)__государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите…._представить также план мероприятий по улучшению условий труда.

    3. Ответственному за хранение документов по аттестации рабочих мест _______________ принять документы на хранение до ________________.

    4. Контроль за исполнением приказа возложить на ___________________________.

    Примечание <*>: Указать рабочие места, на которых по результатам аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) особые условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск, сокращённую продолжительность рабочего времени, оплату в повышенном размере путём установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия труда, влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию.

    Наниматель (юридическое лицо)_________________

    prad83 29 Окт 2013

    «____»_________20_ г. №________

    Об утверждении результатов

    очередной аттестации рабочих

    мест по условиям труда

    Во исполнение приказа от 00.00.0000 года № 00 в связи с истечением срока предыдущей аттестации и руководствуясь постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 года № 253 и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 года № 35 проведена очередная (первичная) аттестация рабочих мест по условиям труда.

    По результатам проведения аттестации рабочих мест и в соответствии с протоколам заседания аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда (от 00.00.0000 года №00) на основании карт условий труда рассмотрены и составлены:

    • перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    *Кроме того имеется рабочее место слесаря по ремонту автомобилей, на котором по результатам аттестации не подтверждены условия труда, дающие право на компенсации предусмотренные законодательством

    1. Утвердить (прилагается):

    1.1 перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    1.2 перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    1.3. план мероприятий по улучшению условий труда.

    2*. По результатам аттестации на рабочем месте слесаря по ремонту автомобилей класс условий труда соответствует допустимому. В связи с этим не подтверждаются условия труда дающие право на дополнительный отпуск и доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    3. Руководителям структурных подразделений ознакомить работников аттестованных рабочих мест, под роспись с картами аттестации рабочих мест по условиям труда и с настоящим приказом.

    4. На совместном заседания администрации и профсоюзного комитета поставлен вопрос о внесении изменений в коллективный договор с 00.00.0000 г.

    5. Отделу кадров (Ф.И.О.)

    5.1 обеспечит сохранность материалов по аттестации рабочих мест по условиям труда в течении срока, установленного для документов о трудовом стаже;

    5.2 обеспечить предоставление по одному экземпляру копий следующих документов:

    • перечней и настоящего приказа – в государственную экспертизу условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома и в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации;
    • плана мероприятий по улучшению условий труда – в государственную экспертизу условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

    5.3 при приеме или переводе работника на рабочее место с вредными и (или) опасными условиями труда обязательно знакомить его с результатами аттестации рабочих мест и предусмотренными компенсациями за работу в этих условиях.

    6. Контроль за исполнением приказа возложить на ___________________________.

    Примечание <*>: Указать рабочие места, на которых по результатам аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) особые условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск, сокращённую продолжительность рабочего времени, оплату в повышенном размере путём установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия труда, влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию.

    Наниматель (юридическое лицо) _________________

    Если при аттестации необходимы и остальные перечни то включаем в приказ и их по аналогии 2-х указанных в образце.

    Вот такой приказец мне сказали сделать в гос.экспертизе.

    admin 31 Окт 2013

    Админ не претендует на истину в последней инстанции: если есть такая возможность, то мы стараемся максимально отражать точку зрения контролирующих органов. (разместил в первом посте ссылку на источник, откуда был взят данный приказ - сайт Министерства труда и социальной защиты ).

    Если будут еще вопросы от государственной экспертизы, прошу озвучивать - это позволит более объективно сформировать общую картину мира.

    Iskatel 31 Дек 2014

    Вредные условия труда

    Вредные условия труда

    Вредные условия труда

    К вредным условиям труда относятся условия среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. В соответствии с трудовым законодательством РФ если работник занят на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на определенные выплаты, компенсирующие работу в условиях, отличных от нормальных. Что представляют собой эти выплаты? В каком размере предоставляются доплаты и компенсации? На что следует обратить внимание при налогообложении выплат за "вредность"?

    Перечень работ с вредными, опасными условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Основанием для установления повышенных тарифных ставок и предоставления компенсаций работникам являются результаты аттестации рабочих мест, которая проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" <1>.

    <1> Приказ вступил в силу с 01.09.2008, до этой даты при проведении аттестации следовало руководствоваться Постановлением Минтрудсоцразвития России от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".

    Трудовым кодексом за работу с вредными условиями труда предусмотрены доплаты и компенсации. Разберем подробно, что представляют собой эти выплаты.

    Доплаты за вредные условия труда

    Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными, опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками или окладами, предусмотренными для аналогичных работ с нормальными условиями, и не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами.

    Размеры доплат за вредные и опасные условия труда должны быть указаны в трудовом договоре, кроме того, перечень таких работ, рабочих мест и конкретные размеры доплат рекомендуется включать в локальные нормативные акты, коллективные договоры организации.

    Примечание. В ст. 282 ТК РФ запрещена работа по совместительству лицам, работа которых связана с вредными, опасными условия труда, если их основная работа уже связана с такими же условиями труда.

    На практике также встречаются случаи, когда доплаты за вредные условия труда работникам устанавливаются в абсолютных суммах, а не в процентах от часовой тарифной ставки. Главным условием осуществления доплат в абсолютном выражении является закрепление данного положения в трудовых и коллективном договорах организации. Трудовой кодекс не содержит ограничения на способы установления повышенной оплаты труда, то есть организация имеет право производить такие выплаты как в процентном отношении, так и в абсолютных суммах.

    Пример 1. Работнику литейного производства Зиновьеву И.Н. согласно трудовому договору установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 20% от месячного оклада. Оклад работника составляет 12 000 руб. также коллективным договором ему положена премия в размере 40% от оклада.

    Рассчитаем зарплату Зиновьеву И.Н. за май 2008 г.

    Премия по итогам месяца составит 4800 руб. (12 000 руб. x 40%).

    Доплата за вредные условия труда - 2400 руб. (12 000 руб. x 20%).

    Общая сумма выплат, начисленных Зиновьеву И.Н. за май, - 19 200 руб. (12 000 + 4800 + 2400).

    С начисленной зарплаты следует удержать НДФЛ. Предположим, что стандартные налоговые вычеты работнику не положены, следовательно, сумма НДФЛ составит 2496 руб. (19 200 руб. x 13%).

    Сумма к выплате - 16 704 руб. (19 200 - 2496).

    Рассмотрим пример с доплатой за "вредность", установленной в абсолютном выражении.

    Пример 2. Оклад Коробова С.П. составляет 12 000 руб. В соответствии с коллективным договором ему положена премия в размере 40% от оклада, и согласно трудовому договору ему установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 3000 руб. пропорционально отработанному времени. Допустим, в рассматриваемом периоде Коробов С.П. отработал период не полностью: в мае 2008 г. - 20 рабочих дней, из них рабочим отработано 18.

    Рассчитаем сумму выплат Коробову С.П. за май:

    - оклад за отработанное время - 10 800 руб. (12 000 руб. / 20 дн. x 18 дн.);

    - премия по итогам месяца - 4320 руб. (10 800 руб. x 40%);

    - доплата за вредные условия труда - 2700 руб. (3000 руб. / 20 дн.).

    Общая сумма зарплаты за май составила 17 820 руб. (10 800 + 4320 + 2700).

    Как правильно установить доплату и начислять заработную плату работникам, занятым на вредных производствах, с учетом сокращенного рабочего дня? Следует учитывать, что работникам, занятым во вредных производствах, ч. 1 ст. 92 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего дня - не более 36 часов в неделю. Также ч. 2 ст. 94 ТК РФ установлены ограничения по продолжительности ежедневной рабочей смены во вредных и (или) опасных условиях труда, максимальная продолжительность смены не может превышать:

    - 8 часов - при 36-часовой рабочей неделе;

    - 6 часов - при 30-часовой неделе.

    Названная статья Трудового кодекса содержит оговорку, что коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной ч. 2 настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 92 ТК РФ) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Рассмотрим на примере расчет зарплаты работнику, занятому на вредном производстве.

    Пример 3. Месячная тарифная ставка работника, работающего в нормальных условиях труда, составляет 12 000 руб. Такая же тарифная ставка устанавливается рабочим вредных производств при работе в режиме сокращенной рабочей недели. Кроме этого, для них предусмотрена доплата в размере 20% от месячной тарифной ставки.

    Начисления за полностью отработанный месяц работнику, занятому на вредном производстве, составят 14 400 руб. (12 000 + 2400).

    В каком размере производить доплаты? Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что доплата должна быть выше, чем тарифные ставки (оклады), установленные для работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, определенных законодательством. Согласно ч. 2 ст. 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На сегодняшний день Правительством РФ такой порядок не установлен. Можно воспользоваться Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (далее - Типовое положение), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

    Согласно Типовому положению доплаты за вредные и опасные условия труда производятся в процентах к тарифной ставке или окладу в следующих размерах.

    Наименование условий
    труда

    Примечание. Типовым положением регламентировано, что размер доплат на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не может превышать 12%, а на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда - 24% тарифной ставки (оклада). Однако согласно действующей норме ч. 3 ст. 147 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются самим работодателем с учетом мнения представительного органа работников, и их верхний предел законодателем никак не ограничен. То есть в рамках трудового, коллективного договоров, локальных нормативных актов размеры повышения оплаты труда этой категории работников могут быть увеличены.

    Если размер доплат превышает 24%, как в таком случае учитывать суммы доплат при определении налоговой базы по налогу на прибыль? При определении налогооблагаемой базы по прибыли в расчет принимаются только экономически обоснованные расходы, понесенные организацией. Доплаты за вредные условия труда учитываются в составе расходов на оплату труда (согласно п. 25 ст. 255 НК РФ), их размеры устанавливаются трудовыми договорами между работодателем и работниками, максимальным размером заработная плата работников не ограничивается в соответствии со ст. 132 ТК РФ. Следовательно, данные доплаты являются экономически обоснованными расходами и включаются в расчет налогооблагаемой базы по прибыли, к ним не применяются п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и они подлежат обложению НДФЛ и ЕСН в общем порядке.

    Арбитры ФАС УО поддержали налогоплательщика в вопросе отнесения доплат за вредные условия к расходам на оплату труда в Постановлении от 14.05.2007 N Ф09-3430/07-С2.

    Компенсации за вредные условия труда

    Помимо доплат за вредные условия труда работникам положены еще и компенсации за "вредность", выплачиваемые им работодателем согласно ст. 219 ТК РФ. Каждый работник, занятый на работах с вредными, опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Согласно ст. 219 ТК РФ размеры компенсаций, условия их предоставления определяются Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, но до сих пор этот порядок не утвержден.

    Компенсации за работу во вредных условиях труда, предусмотренные ст. 219 ТК РФ и установленные коллективным и трудовыми договорами, не признаются объектом обложения:

    - единым социальным налогом (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ);

    - налогом на доходы физических лиц (п. 3 ст. 217 НК РФ);

    - страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765);

    - страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

    В ст. 164 ТК РФ дано понятие компенсации. Это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

    Между тем не всегда на практике легко отличить компенсации (ст. 219 ТК РФ) от доплат за "вредность" (ст. ст. 146, 147 ТК РФ), которые выплачиваются работодателем своим работникам сверх вознаграждения за труд. В связи с этим между налогоплательщиками и налоговыми органами часто возникают споры о правомерности отнесения на необлагаемые компенсационные выплаты части сумм, выплачиваемых работникам.

    Порядок установления размеров компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, в настоящее время разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ, и до его утверждения размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются коллективным или трудовыми договорами. Поэтому Минфин в Письме от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57 высказал мнение о том, что компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в размере, установленном коллективным договором, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса. Аналогичная позиция изложена Минфином в Письмах от 27.04.2004 N 04-04-04/53 и от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405.

    В свою очередь, ВАС РФ в Информационном письме от 14.03.2006 N 106 разъяснил, что в Налоговом кодексе не содержится определения понятия компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ ВАС РФ обратился к Трудовому кодексу.

    Трудовой кодекс содержит два вида компенсационных выплат:

    - первый вид компенсаций - денежные выплаты, предусмотренные ст. 164 ТК РФ, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей;

    - второй вид компенсаций определен ст. 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

    По мнению ВАС, компенсации за вредные условия труда относятся ко второму виду компенсаций, являются составной частью заработной платы и входят в состав облагаемой базы по ЕСН. Необходимо отметить, что в Информационном письме ВАС РФ рассмотрел конкретную ситуацию организации, в которой компенсации за "вредность" в коллективном договоре определены именно как доплаты за вредные условия труда.

    Не так категорично относится к компенсационным выплатам за вредные условия труда Минфин. В Письмах от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, от 06.04.2006 N 03-05-02-04/35 и от 07.04.2006 N 03-05-02-04/36 он разъясняет, что компенсации, установленные коллективным и трудовыми договорами, в соответствии со ст. 219 ТК РФ не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН. Федеральная налоговая служба в Письме от 03.03.2006 N 04-1-03/117 "Об уплате НДФЛ и ЕСН" также придерживается мнения о том, что данные виды компенсаций не облагаются НДФЛ и ЕСН. Президиум ВАС в Постановлении от 17.10.2006 N 86/06 в вопросе компенсационных выплат за "вредность" согласился с мнением Минфина и признал их не подлежащими обложению НДФЛ согласно п. 3 ст. 217 НК РФ.

    До сих пор нет официальной позиции органов о налогообложении компенсаций за вредность, выплачиваемых работникам профессий, не поименованных в отраслевых перечнях тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда <2>. Можно вспомнить Постановление ФАС МО от 06.04.2005, 30.03.2005 N КА-А40/2257-05, в котором Суд, основываясь на факте перечисления профессии в отраслевом перечне, признает компенсационную выплату не облагаемой ЕСН, а также Постановление ФАС ЦО от 11.07.2005 N А68-АП-379/12-04, в котором арбитры решили, что доплаты и компенсации за вредные условия работы относятся к расходам на оплату труда и при отсутствии утвержденного Правительством РФ перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

    <2> Утверждены Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

    Хочется обратить внимание на такой факт: часто компенсации установлены в организациях в процентном отношении к окладу, как и у нас в примере, но в реальности получается, что вредные производственные факторы воздействуют одинаково на любого работника, а компенсацию работники получают разную, исходя из тарифного разряда и окладов. Логичнее было бы устанавливать такие компенсации в абсолютных суммах, в зависимости от уровня вредных производственных факторов, иначе получается, что бригадир, условия труда которого относятся к вредным или опасным, рискует получить профессиональное заболевание в большей степени, чем рабочий этого цеха, тарифная ставка которого ниже. И правильнее было бы связать компенсации за вредные условия труда с рабочим временем у работников с повременной оплатой труда, например рассчитывать компенсации исходя из часовой тарифной ставки, ежедневной тарифной ставки. Но, в частности, у рабочих сдельной оплаты труда заработная плата (сделка) напрямую зависит от количества произведенных работ, а значит, от времени, проведенного на рабочем месте во вредных условиях труда, следовательно, им компенсации логичнее установить в процентном отношении к окладной части.

    Налогообложение компенсаций за "вредность". Компенсационные выплаты за вредные условия труда учитываются в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в составе расходов стимулирующего и (или) компенсационного характера за труд.

    Некоторые организации используют возможность освобождения от налогообложения компенсаций за вредные условия труда в части оптимизации налогов с заработной платы, заменяя компенсацией часть заработной платы. Используя такой способ оптимизации, следует помнить, что доплаты за вредные условия труда гарантированы работникам Трудовым кодексом, а компенсации за "вредность" устанавливаются по желанию работодателя, нормативных правовых актов, обязывающих работодателя выплачивать компенсацию, нет. Следовательно, если в организации установлен только один вид денежных компенсаций работникам вредных производств, то это часть заработной платы, относящаяся к доплате за вредные и (или) опасные условия труда, которая облагается налогами полностью. Иначе это будет означать, что организация не соблюдает трудовое законодательство и не обеспечивает работникам повышенную оплату труда. Если же помимо доплат за вредность работникам установлены еще и компенсации, то можно учитывать положения ст. 219 ТК РФ и освобождать данные компенсации от обложения НДФЛ и ЕСН. Кроме этого, работникам вредных производств положены льготные пенсии, сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, бесплатное лечебно-профилактическое питание, молоко и другие равноценные пищевые продукты, спецодежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты. Замена части заработной платы компенсацией работнику невыгодна тем, что компенсации не будут учитываться при расчете среднего заработка для начисления отпускных и выплат по больничным листам, их нельзя будет учесть при расчете пенсии.

    На основании вышеизложенного следует помнить, что в случае сомнения проверяющих органов в правомерности установленных компенсационных выплат работникам организации они имеют право привлечь для экспертизы сотрудников Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в сфере вопросов по охране труда в силу пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.

    Н.В.Стрелкова Эксперт журнала "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 13.10.2008

    Когда следует отменить установленные ранее компенсации за вредные условия труда?

    Когда следует отменить установленные ранее компенсации за вредные условия труда?

    В учреждении проведена внеплановая аттестация рабочих мест, по итогам которой с 20 июня вредные условия труда не установлены. До этого предоставлялся дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя и доплата за вредные условия труда. С какого момента учреждение должно прекратить производить доплату за вредность, установить полную рабочую неделю и прекратить предоставление дополнительного отпуска: с 20 июня или по истечении двух месяцев со дня предупреждения работников?

    Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок).
    Напомним, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, а также для информирования работников об условиях труда на рабочих местах (п. 3 Порядка ).

    Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 12 ст. 209 ТК РФ ).

    В соответствии с п. 44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета с приложением установленного пакета документов. Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней со дня его поступления . подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).
    Работодатель в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а такжезнакомит работника под подпись с результатами аттестации его рабочего места .

    Законодательством не определен срок, с которого работодатель отменяет компенсации, установленные по определенным рабочим местам в случае отсутствия вредных условий по результатам аттестации. Однако представляется, что отмена установленных ранее компенсаций за работу во вредных условиях возможна не ранее издания работодателем приказа об утверждении результатов аттестации.

    Напоминаем, что обязательным условием при заключении трудового договора является указание в нем компенсаций, установленных за вредные условия труда согласно ст. 57 ТК РФ. Следовательно, если по результатам проведенной аттестации рабочих мест условия труда на рабочих местах не были признаны вредными, с сотрудниками, занимающими данные рабочие места, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым ранее предусмотренные компенсации за вредность более не выплачиваются, и которое оформляет принятое решение.

    заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

    Приказ о компенсации за вредные условия труда образец

    Образец приказа об установлении доплаты за вредность

    Какую доплату за вредные условия труда должен выплачивать работодатель, если по условию коллективного договора она выше, чем по результатам аттестации? Вопрос

    Машинисту по стирке белья за вредные условия труда на основании коллективного договора была установлена доплата в размере 12%. Дополнительный отпуск 7 календарных дней. После аттестации размер повышения оплаты труда отсутствует, дополнительный оплачиваемый отпуск отсутствует. С 1 июля года работники этих должностей уходят в отпуск. После аттестации рабочих мест шеф-повару, размер повышения оплаты труда установлен 8 % от должностного оклада. До аттестации рабочих мест на основании коллективного договора оплата была 12%. Как правильно поступить в данных ситуациях.

    Ответ

    Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

    Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно, используя список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

    Кроме того можно использовать приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля г. № 302н, которым утверждены:

    - перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования);

    - перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников.

    При этом для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и установления компенсаций сотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

    В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

    - сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в смену (при 36-часовой работе в неделю);

    - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

    - оплата труда в повышенном размере.

    Это следует из части 1 статьи 92, части 2 статьи 94, статьи 146, части 2 статьи 117, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ и пункта 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

    При этом необходимо учитывать, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации сотрудникам не устанавливаются. Об этом сказано в разъяснении Минтруда России от 13 февраля г. информации Минтруда России от 1 октября г. письмах Минздравсоцразвития России от 24 марта г. № 22-4-881, от 9 апреля 2009 г. № 22-2-15/4.

    Продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда должна составлять не менее семи календарных дней ( постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ).

    Конкретную продолжительность дополнительного отпуска и порядок его предоставления в зависимости от конкретных условий труда должно установить Минздравсоцразвития России, но это до сих пор не сделано. Длительность дополнительного отпуска в зависимости от условий труда, а также порядок его предоставления работодатель устанавливает самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест, и закрепляет во внутренних документах организации (коллективном договоре, Положении об отпусках и т. п.). То есть Вы вправе самостоятельно установить разным категориям сотрудников, занятым на вредных работах, дополнительные отпуска различной продолжительности (но не менее семи дней). Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях.

    Сотрудники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, имеют право получать зарплату в повышенном размере. При этом организация вправе самостоятельно установить таким сотрудникам повышенные ставки (тарифы, оклады) по результатам аттестации. Об этом говорится в статье 146. части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ.

    Повышение оплаты труда таких сотрудников должно производиться по результатам аттестации рабочих мест и в размере не менее 4 процентов ставки (тарифа, оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда ( ч. 2 ст. 147 ТК РФ. п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ).

    Конкретные размеры повышенной зарплаты необходимо зафиксировать во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации) ( ч. 3 ст. 147 ТК РФ ).

    В рассматриваемой ситуации по результатам аттестации

    - в первом случае отменены компенсации за работу во вредных условиях. Это возможно лишь в случае, если по результатам аттестации на рабочем месте Работника вредные и опасные условия труда не выявлены ( разъяснение Минтруда России от 13 февраля г. ).

    В части предоставления дополнительного отпуска :

    В данном случае все будет зависеть от того, как в коллективном договоре прописано право на доп. отпуск указанных работников. Если связь установлена только с должностью, то предоставить такой отпуск будет необходимо полной продолжительности.

    Если в коллективном договоре сказано, что за работу во вредных условиях труда установлен доп. отпуск таким категориям, то в связи с отсутствием вредных условий на рабочем месте работника у него не будет стажа, дающего права на дополнительный отпуск, с момента установления отсутствия вредности на рабочем месте ( с даты завершения аттестации рабочих мест). При этом весь стаж, заработанный до установления отсутствия вредности на рабочем месте необходимо учесть и предоставить работнику доп. отпуск за вредность пропорциональной продолжительности ( за период работы во вредных условиях труда до даты установления факта отсутствия вредности на рабочем месте).

    В части доплаты - она должна быть сохранена до внесения изменений в коллективный договор и трудовой договор работника. Результат аттестации в данном случае -это только основание для таких изменений.

    - во втором случае уменьшен размер повышенной оплаты труда.

    Работодатель вправе локальными нормативными актами улучшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. То есть по желанию Работодатель может устанавливать более высокую компенсацию по сравнению с результатами аттестации. Таким образом, до внесения изменений в коллективный договор доплата к заработной плате должна соответствовать установленной в коллективном договоре.

    Обратите внимание, поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора ( ст. 72 ТК РФ ).

    Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, уменьшающего, отменяющего компенсации, работодатель вправе выступить с инициативой одностороннего изменения указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы аттестации ( ст. 74 ТК РФ ). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор ( п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ).

    Подробности в материалах Системы:

    Ответ: Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда

    Вредные условия труда

    Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

    Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно, используя список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

    Кроме того можно использовать приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля г. № 302н, которым утверждены:

    перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования);

    перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников.

    При этом для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и установления компенсаций сотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

    В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

    сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в смену (при 36-часовой работе в неделю);

    ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней;

    оплата труда в повышенном размере.

    Это следует из части 1 статьи 92, части 2 статьи 94, статьи 146, части 2 статьи 117, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ и пункта 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

    Конкретный порядок установления продолжительности сокращенного рабочего времени, дополнительного отпуска и величину доплат в зависимости от класса и условий труда должен установить Минтруд России (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). В настоящее время такой документ отсутствует.

    До принятия соответствующего нормативного документа работодатель обязан установить указанные компенсации самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и закрепить их в локальных нормативных актах. Для ориентира при установлении компенсаций можно использовать список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (если установленные им размеры компенсаций больше компенсаций, определенных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870), инструкцию о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78. Также можно использовать отраслевые документы, приведенные в письме Минтруда России от 30 июня 1992 г. № 1358-ВК (с учетом минимальных компенсаций, установленных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). Все указанные документы следует применять в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Такие пояснения дает Минтруд России в разъяснении от 13 февраля г. информации от 1 октября г. и подтверждает Верховный суд РФ в решении от 14 января г. № АКПИ12-1570.

    При этом если по результатам аттестации рабочие места признаны опасными или вредными, то компенсации установите вне зависимости от того, входят данные виды работ в списки вредных профессий или нет (определение Конституционного суда РФ от 7 февраля г. № 135-О).

    Сотрудники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, имеют право получать зарплату в повышенном размере. При этом организация вправе самостоятельно установить таким сотрудникам повышенные ставки (тарифы, оклады). Об этом говорится в статье 146, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ.

    При установлении повышенных ставок (тарифов, окладов) организация обязана руководствоваться следующими правилами.

    1. Зарплата сотрудников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, должна превышать зарплату по установленным ставкам (тарифам, окладам) для сотрудников, трудящихся в нормальных условиях (ч. 1 ст. 147 ТК РФ). При этом ее верхний предел законодательством не ограничен, а на нижний, напротив, наложено ограничение.

    Повышение оплаты труда таких сотрудников должно производиться по результатам аттестации рабочих мест и в размере не менее 4 процентов ставки (тарифа, оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ, п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

    Кроме того, в зависимости от класса условий труда Минтруд России должен установить:

    минимальный размер повышения оплаты труда;

    сокращенную продолжительность рабочего времени;

    минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

    условия предоставления указанных компенсаций.

    Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

    До тех пор пока соответствующий документ Минтруд России не разработал, нужно руководствоваться (в части, не противоречащей действующему законодательству):

    постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115;

    постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78.

    При этом в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации сотрудникам не устанавливаются.

    Об этом сказано в разъяснении Минтруда России от 13 февраля г. информации Минтруда России от 1 октября г. письмах Минздравсоцразвития России от 24 марта г. № 22-4-881, от 9 апреля 2009 г. № 22-2-15/4.

    2. Конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 147 ТК РФ).

    Дополнительно к повышенной зарплате указанным сотрудникам могут устанавливаться компенсации (абз. 13 ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Размеры и условия предоставления таких компенсаций должны устанавливаться в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 219 ТК РФ).

    Повышенную зарплату и дополнительные компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда работодатель вправе установить самостоятельно во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах (ч. 3 ст. 219 ТК РФ). При этом вредность и (или) опасность условий труда должна быть подтверждена результатами аттестации рабочих мест (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. п.).

    Пример расчета зарплаты сотрудника, работающего во вредных (опасных) условиях

    Оклад электросварщика, работающего в организации, составляет 10 000 руб.

    Работа электросварщика в помещениях признается вредной для здоровья. Вредный характер условий труда сотрудника подтвержден аттестацией рабочих мест. Степень вредности факторов производственной среды и тяжести работ равна 6 баллам, что соответствует 12-процентному размеру доплат к окладу ( п. 1.6 постановления от 3 октября 1986 г. Госкомтруда СССР № 387 и Секретариата ВЦСПС № 22-78 ).

    Однако коллективным договором организации предусмотрено, что оклады сотрудников, занятых на вредных и опасных работах, увеличиваются на 30 процентов. Поэтому электросварщику, который работает в помещениях, ежемесячно должны начислять:

    10 000 руб. + 10 000 руб. ×30% = 13 000 руб.

    Как внести изменения в трудовой договор сотрудника, если по результатам аттестации на его рабочем месте вредные и опасные условия труда не выявлены

    Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ( ст. 212 ТК РФ ).

    Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. По ее результатам определяется работа сотрудника в опасных и вредных условиях труда, а также решается вопрос об установлении компенсаций ( п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ).

    Исходя из изложенного в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации, компенсации за вредные условия труда сотрудникам не устанавливаются, а ранее установленные подлежат отмене ( разъяснение Минтруда России от 13 февраля г. ).

    Поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора ( ст. 72 ТК РФ ).

    Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, отменяющего компенсации, работодатель вправе выступить с инициативой одностороннего изменения указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы аттестации ( ст. 74 ТК РФ ). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор ( п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ).

    заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

    Ситуация: Как рассчитать продолжительность дополнительного отпуска за вредные и опасные условия труда

    Особый порядок расчета продолжительности отпуска предусмотрен для дополнительных отпусков за вредные и опасные условия труда, подтвержденные аттестацией рабочих мест.* Согласно постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 продолжительность таких отпусков не должна быть менее семи календарных дней.

    Конкретную продолжительность дополнительного отпуска и порядок его предоставления в зависимости от конкретных условий труда должно установить Минздравсоцразвития России ( постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ). Однако в настоящее время документ, который бы устанавливал такой порядок, отсутствует. Поэтому до принятия соответствующего нормативного документа организация может оценить вредность и опасность условий труда (для целей установления сотрудникам дополнительного отпуска) самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест. Длительность дополнительного отпуска в зависимости от условий труда, а также порядок его предоставления пропишите во внутренних документах организации (коллективном договоре, Положении об отпусках и т. п.). То есть организация вправе самостоятельно установить разным категориям сотрудников, занятым на вредных работах, дополнительные отпуска различной продолжительности ( ст. 116 ТК РФ ).

    При составлении внутренних документов организация может руководствоваться положениями:

    - списка производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 .

    Указанные документы можно по-прежнему использовать в части, не противоречащей действующему трудовому законодательству, закрепив их отдельные положения в своем локальном акте. Такие разъяснения дает Минтруд России в разъяснении от 13 февраля г. информации от 1 октября г. Роструд в письме от 19 июня г. № ПГ/4463-6-1. Правомерность использования списков подтверждает и Верховный суд РФ в решении от 14 января г. № АКПИ12-1570 .

    Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях ( ст. 121 ТК РФ ). Учитывая это, продолжительность такого отпуска рассчитывайте пропорционально фактически отработанному времени:

    Продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда

    Можно ли устанавливать надбавки и премии приказом, а не штатным расписанием?

    ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! Уважаемые форумчане, перед созданием тем, пользуйтесь, пожалуйста, поиском. На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы. Наш с Вами форум - для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. "Давайте жить дружно!"(с).

    Пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы - это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.

    Доплата за вредные условия труда

    Согласно Информации Минтруда России от 01.10. работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, должны выплачиваться компенсации не ниже размеров, установленных в п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее - Постановление N 870).

    Особенности оплаты труда на вредных и опасных производствах

    В частности, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. устанавливается оплата труда, повышенная не менее чем на 4% по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для аналогичных видов работ с нормальными условиями труда.

    Установить минимальный размер повышения оплаты по каждому классу условий труда должно Минздравсоцразвития России (п. 2 Постановления N 870). Но до сих пор этого не сделано. Поэтому до принятия соответствующих документов размер доплат можно рассчитывать на основании Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 (далее - Типовое положение). Об этом говорится в Информации Минтруда России от 01.10. Косвенно такой вывод можно сделать также из Определения Верховного Суда РФ от 01.11. N АПЛ12-651.

    В Письме Роструда от 19.06. N ПГ/4463-6-1 уточняется, что нормативные акты бывшего СССР могут применяться, если их положения включены в коллективный или трудовые договоры с работниками.

    Примечание. Нормативные акты для установления дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня

    Для назначения других компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 1 Постановления N 870), можно использовать (Информация Минтруда России от 01.10.):
  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22;
  • Инструкцию о порядке применения Списка, утвержденную Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20. Доплата за вредность - только по результатам аттестации

    Согласно п. 1 Постановления N 870 повышенная оплата труда работникам. работающим во вредных, опасных и особых условиях труда и занятым на тяжелых работах, производится по результатам аттестации рабочих мест. В настоящее время она проводится на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04. N 342н (далее - Порядок проведения аттестации).

    Заметим, что аттестацию должны проводить все работодатели. Каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка проведения аттестации). О результатах аттестации нужно сообщить в трудовую инспекцию (п. 45 Порядка проведения аттестации).

    В ходе аттестации оцениваются условия труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов (п. 2 Порядка проведения аттестации). В зависимости от фактического состояния условий труда на рабочем месте и устанавливаются размеры доплат (п. 1.6 Типового положения).

    Выясняем фактическое состояние условий труда

    Согласно ч. 2 ст. 209 ТК РФ условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Поэтому нам потребуется определить степень:

  • вредности факторов производственной среды;
  • тяжести выполняемых работ.

    Степень устанавливается на основании критериев, приведенных в Руководстве Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденном Роспотребнадзором 29.07.2005 (далее - Руководство).

    Определяем вредные факторы производственной среды

    Условия работы должны соответствовать гигиеническим нормативам (п. 1.4 Руководства).

    Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья (разд. 3 Руководства).

    Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений (п. 16 Порядка проведения аттестации).

    Степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов оценивается на основании гигиенических критериев (п. 4.1 Руководства). Они установлены в разд. 5 Руководства.

    Примечание. Вредный фактор может вызывать профзаболевание или другое нарушение состояния здоровья. А опасный фактор - резкое ухудшение здоровья, травму и даже смерть (разд. 3 Руководства).

    Перечень вредных факторов, которые могут быть выявлены в результате измерений, приведен в разд. 3 и таблице 19 к Руководству, а также в строке 030 "Оценка условий труда"карты аттестации (Приложение N 2 к Порядку проведения аттестации). Показатели тяжести работ приведены в таблицах 17 и 18 к Руководству.

    Как рассчитать размер доплаты

    В отсутствие современных нормативных актов, устанавливающих порядок определения размера доплат, вы можете воспользоваться порядком, приведенным ниже. Но вы также вправе применять п. 1 Постановления N 870, просто увеличив на 4% (или более, если это предусмотрено коллективным договором) оклады работников.

    Определяем класс условий труда

    В результате сопоставления результатов измерений с гигиеническими нормативами определяется класс условий труда и степень вредности как для каждого вредного производственного фактора, так и для рабочего места в целом.

    Классы условий труда. В зависимости от воздействия вредных факторов и тяжести работ определяется класс условий труда. Классы приведены в таблицах 1 - 18 к Руководству.

    Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда подразделяются на четыре класса (п. 4.2 Руководства):

  • оптимальный (1-й класс);
  • допустимый (2-й класс);
  • вредный (3-й класс);
  • опасный (экстремальный) (4-й класс).

    Примечание. Безопасными условиями труда считаются условия, относящиеся к 1-му (оптимальному) или 2-му (допустимому) классу, поэтому доплат работающим в таких условиях не положено (п. 4.5 Руководства по оценке профессионального риска для здоровья работников (Р 2.2.1766-03), утвержденного 24.06.2003).

    Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс). Работа в экстремальных условиях запрещена, за исключением случаев ликвидации аварий, экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций (п. 1.7 Руководства). Когда условия труда на рабочем месте отнесены к 4-му классу, необходимо срочно разработать комплекс мер, снижающих уровень воздействия опасных факторов либо уменьшающих время их воздействия.

    Классификация вредных условий труда (3-й класс). Вредные условия труда (3-й класс) по величине превышения гигиенических нормативов и изменений в организме работника разделены на четыре степени вредности (классы 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) (п. 4.2 Руководства).

    Вредные условия труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса разделены на две степени вредности - классы 3.1 и 3.2 (таблицы 17 и 18 Руководства).

    Переводим степени в баллы

    Каждая степень вредности и напряженности труда оценивается определенным количеством баллов, по которым определяется размер доплат за условия труда (п. 1.3 Типового положения). Как определить количество баллов, в Руководстве не сказано. Поэтому обратимся к Приложению N 2 к Типовому положению. Классу 3 условий труда соответствует следующее количество баллов (табл. 1).

    Баллы, соответствующие 3-му классу условий труда

    Налоги и Право

    повышение юридических знаний

    Отмена вредных надбавок в компании

    В компании долгое время действовали надбавки «за вредность». Однако впоследствии руководство приняло решение об отмене таких надбавок на том основании, что не была проведена аттестация рабочих мест. Насколько законно такое решение руководства компании?

    Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами для иных сотрудников. Такие выплаты регулируются статьей 147 ТК РФ. Вместе с тем, доплаты за «вредность» могут устанавливаться только с момента проведения аттестации рабочих мест на основании приказа руководителя. Вместе с тем, проведение аттестации входит в обязанности работодателя.

    Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами для иных сотрудников. Такие выплаты регулируются статьей 147 ТК РФ.

    В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором. Только в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

    Согласно статьям 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее - Постановление N 870) и составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

    При этом отмена доплаты за работу с вредными условиями труда противоречит требованиям статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Такой вывод сделан в Решении Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05. по делу N А26-3256/.

    Согласно законодательству основанием для предоставления работникам льгот, связанных с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, является установление факта наличия таких условий путем проведения аттестации рабочего места.

    И если аттестация не проводилась, то суд может признать установление компенсационных выплат неправомерным. В качестве примера можно назвать Определение Пермского краевого суда от 12.09. по делу N 33-8128/. Суд основывался на том, что аттестация рабочего места истца не производилась, в связи с чем не имеется оснований для усыновления каких-либо льгот связанных именно с этим обстоятельством.

    В Апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 01.08. по делу N 33-1814 суд удовлетворил иск в части обязания произвести перерасчет заработной платы, взыскания компенсации морального вреда. Из представленных документов следует, что аттестация рабочих мест установила вредные факторы условий труда истиц, поэтому имеется право на получение компенсационных выплат, однако такое право у них возникло с момента издания командиром части приказов. Суд установил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда. Право на получение компенсационных доплат у истиц возникло только после того, как на их рабочих местах были установлены вредные условия труда, и результаты аттестации рабочих мест были утверждены приказом.

    Таким образом, доплаты за «вредность» могут осуществляться только при осуществлении аттестации.

    Вместе с тем, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, абз. 1 п. 6 Порядка проведения аттестации).

    Основным документом, регулирующим, трудовые отношения между работником и работодателем в соответствии со статьей 9 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) является трудовой договор. Обязательным документом, регулирующим, оплату труда на предприятии в Российской Федерации является штатное расписание.

    До года штатное расписание являлось унифицированной формой рекомендуемой для применения Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»(далее - Постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1). С выходом нового Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»унифицированные формы документации теперь необязательны для применения в организации более того, статьями 7, 9 оговорено, что руководителем организации определяется состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни организации. Так все же, если руководитель может утвердить форму штатного расписания или иной документ регламентирующий оплату труда в организации, что этот документ обязан в себе содержать.

    Обращая взгляд на аудиторские компании или государственные ревизионные отделы, профессиональное суждение которых в том числе основано на судебной практике, можно выделить некоторые особенности в составлении и применении штатного расписания.

    Штатное расписание представляет собой численный состав организации, который в свою очередь делится на структуру (подразделения) в которой могут соседствовать как химико-аналитический отдел, так и столовая, аппарат управления, хозяйственное подразделение. На каждое структурное подразделение назначен определенный штат (численность) работников необходимый для осуществления эффективной работы данного подразделения в составе организации. Каждой штатной единице соответствует определенная должность, если организация является не государственной, то желательно по максимуму регламентировать требования к каждой должности. В этом случае помощником может стать давно созданная структура должностей определенная квалификационными справочниками, чтобы избежать судебных тяжб при отказе от приема на работу или при увольнении при несоответствии занимаемой должности, в этих справочниках ясно и точно описаны должностные инструкции и требования к каждой описанной в этих справочниках должности.

    В штатном расписании так же, содержится оплата труда по каждой должности. Оплата труда в государственных учреждениях существенно отличается от оплаты труда в негосударственных организациях.

    В государственных учреждениях оплата труда строго регламентирована такими законодательными и нормативными документами, как: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а так же гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях», от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»и список приказов главных распорядителей средств федерального бюджета отдельно по учреждениям, подведомственным им, которыми устанавливаются должностные оклады в соответствии к отнесению определенной должности к квалификационному уровню и профессиональной квалификационной группе. Ввиду вышеперечисленных нормативных документов в штатном расписании обязательно должны содержаться выплаты должностного оклада, компенсационного характера, стимулирующего характера. Данные выплаты являются постоянными и следственно должны содержаться в штатном расписании, условия предоставления данных выплат устанавливаются в коллективном договоре, соглашении, в локальном нормативном акте на основании которых, данные компенсационные или стимулирующие выплаты назначаются непосредственно работникам, занимающим определенную должность.

    В негосударственных организациях оплата труда регламентируется Законодательными и нормативными документами и локальными нормативными актами, в соответствии с которыми работодатель может установить любые повышающие, стимулирующие, компенсационные или любые другие выплаты, не противоречащие законодательству Российской Федерации. При этом структура штатного расписания не претерпит особых изменений.

    К законодательным и нормативным документам можно отнести Трудовой Кодекс Российской Федерации, по нормам которого обязаны быть выстроены трудовые отношения и оплата труда в правоотношениях между работодателем и работником, Постановления Правительства РФ «О районных коэффициентах и надбавках»иные законодательные и нормативные документы.

    Локальными нормативными документами, определяющими, оплату труда являются: коллективный договор, положение по оплате труда, положение о стимулирующих выплатах, положение о премировании, положение о компенсационных выплатах и другие документы устанавливающие доплаты. В локальных нормативных актах работодатель имеет право определить все те доплаты, которые по мимо должностного оклада устанавливаются к определенным должностям.

    Как же, отнести в штатное расписание все составляющие оплаты труда по должности. Для каждого рода доплаты обязан быть законодательный, нормативный документ или локальный нормативный акт.

    Для того чтобы отразить стимулирующую, компенсационную или другую выплату в штатном расписании требуется выполнить следующие условия:

    Основанием для стимулирующей, компенсационной или другой выплаты должен служить законодательный, нормативный документ или локальный акт;

    Издание соответствующего приказа об, установлении выплаты либо по должности, либо персонально по работнику;

    Издание приказа о внесении изменений в штатное расписание;

    Издание и утверждение штатного расписания директором организации.

    Пример №1. По результатам аттестации рабочего места ведущего агрохимика, рабочему месту согласно карте аттестации присвоен 3 класс вредности и доплата за вредность 4% от должностного оклада. В коллективном договоре по результатам аттестации рабочих мест приложением № 1 установлены компенсационные выплаты по должностям. В соответствии с приложением № 1 к коллективному договору директор организации подписывает приказ о назначении ведущему агрохимику Иванову И.И. компенсационной выплаты в размере 4% от должностного оклада. После издается приказ о внесении изменений в штатное расписание. Вследствие чего, вносится изменение в штатное расписание в графе компенсационные выплаты за вредность в соответствующем подразделении по должности ведущий агрохимик, которую занимает Иванов И.И. ставится расчетная сумма выплаты, произведенная путем умножения должностного оклада на 4%.

    Пример №2. В соответствии с положением по оплате труда директор организации имеет право установить стимулирующую выплату за интенсивность труда. Так, приказом директор организации устанавливает доплату за интенсивность труда ведущему агрохимику Иванову И.И. в размере 150 % от должностного оклада с 01.01. г. После издается приказ о внесении изменений в штатное расписание. Вследствие чего вносится изменение в штатное расписание при условии того, что эта выплата носит постоянный характер в графе стимулирующие выплаты в соответствующем подразделении по должности ведущий агрохимик, которую занимает Иванов И.И. ставиться расчетная сумма выплаты, произведенная путем умножения должностного оклада на 150%.

    Нарушения, которые чаще всего встречаются при проверке штатного расписания в государственных учреждениях:

    Наименование должности работников не соответствуют наименованию должности по классификатору должностей в данном учреждении, что затрудняет определение должностных инструкций и требований к должности;

    В штатном расписании отсутствуют сведения о постоянных выплатах компенсационного характера и стимулирующего характера, что приводит к ошибкам при исчислении оплаты труда и при установлении новых доплат работникам;

    Штатная численность единиц не соответствует построчному количеству штатных единиц, что приводит к нарушениям в предоставляемой отчетности в налоговые органы и главным распорядителям средств федерального бюджета;

    Неверно указан месячный фонд оплаты труда учреждения, что приводит к неверному составлению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения и в итоге неправильно составленной финансовой отчетности.

    При проверке штанных расписаний в негосударственных организациях нарушения носят такой же характер, как и в государственных учреждениях, что приводит к тем же последствиям.

    Для того, чтобы избежать неточностей в составлении штатного расписания и вытекающих из этого последствий следует утверждать форму штатного расписания и указаний к применению данной формы в приложении к учетной политике, с внесениями соответствующих изменений в локальные нормативные акты.

    Перейти к обсуждению работы