Категория: Инструкции
Инструкция для ребенка Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.
Доктор, лечить, дети
Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Миша, собака, небольшая, дать, косточка.
Петя, купить, шар, мама, красный.
1 балл — правильное выполнение;
0,5 б. — неправильный порядок слов;
0,25 б. — пропуск, привнесение, замена членов предложения, негрубые аграмматизмы, небольшие смысловые неточности;
0 б. — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Максимальная оценка — 5 баллов.
Добавление предлогов в предложение
Инструкция для ребенка: сейчас я прочитаю тебе предложения, а ты попробуй вставить пропущенное слово.
Лена наливает чай. чашки.
Птенец выпал. гнезда.
Щенок спрятался. крыльцом.
Деревья шумят. ветра.
Пес сидит. конуры.
В связи с трудностью этого задания можно использовать два вида помощи: 1-й стимулирующая «неверно, подумай еще!»; 2-ой – вопрос к пропущенному предлогу.
1 балл — правильное выполнение;
0,5 б. — самокоррекция после стимулирующей помощи;
0,25 б. — коррекция после второго вида помощи);
0 б. — неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
Максимальная оценка — 5 баллов.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Инструкция для ребенка: Подбери к слову пару, например: один - дом. а если их много, то это — дома.
Один —жук, а много это -.
Инструкция для ребенка: Подбери к слову подходящие слова, например: один – дом, а много чего? —домов.
Один - ключ, а много чего? —.
1 балл — правильно образованная форма;
0,5 балла — самокоррекция после стимулирующей помощи;
0,25 балла —неверная форма слова;
0 —невыполнение .
Максимальная оценка — 10 баллов.
Максимальная оценка за всю серию – 30 баллов.
Серия 3. Исследование словаря и словообразовательных навыков.
Называние детенышей животных
Инструкция для ребенка Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто
у козы, собаки,
волка, курицы,
утки, свиньи,
лисы, коровы,
льва, лошади?
Во втором столбике приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. В связи с этим целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным баллом 5 в обоих случаях.
1 балл — правильная форма;
0,5 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.),
0 - невыполнение.
Максимальная оценка — 10 баллов.
© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование. доска, индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание. детям предлагается прослушать слова, назвать гласные, затем определить количество слогов и начертить слоговые схемы. Надписать гласные над соответствующими слогами.
Инструкция. «Прослушайте слова; назовите гласные; сосчитайте количество слогов в словах; начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные над слогами».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование: доска, индивидуальные тетради, ручки, предметные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть и назвать картинки; произнести название картинок по слогам; выделить голосом гласные звуки, начертить схемы слов; надписать гласные над соответствующими слогами.
Инструкция: «Рассмотрите и назовите картинки, произнесите слова по слогам, выделите голосом гласные звуки, начертите схемы слов в тетради, надпишите гласные буквы над слогами».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование: индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание. детям предлагается прослушать слова, назвать гласные; определить количество слогов в словах; составить слоговые схемы слов; надписать гласные над соответствующими слогами (логопед произносит слова так, как они пишутся).
Инструкция: «Послушайте слова, назовите гласные; определите количество слогов; начертите в тетради слоговые схемы слов, надпишите гласные над соответствующими слогами».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование: комплекты из трех карточек с графическим изображением двух- и трехсложных слов по количеству учащихся, слова.
Описание: детям предлагается прослушать слова, определить количество слогов и поднять соответствующую схему.
Инструкция: «Послушайте слова, сосчитайте количество слогов и поднимите соответствующую карточку со схемой».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование. предметные картинки, карточки со схемами одно-, двух- и трехсложных слов у каждого ученика.
Описание. детям показывается картинка. Учащиеся называют картинку, выделяя гласные в ее названии; определяют количество слогов, показывают схему этого слова.
Инструкция. «Рассмотрите и назовите картинку, выделите гласные в ее названии; определите количество слогов; покажите схему этого слова».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
а) Оборудо вание: наборы цифр по количеству учащихся, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трехсложные; простые и со стечением согласных и определить количество слогов в названных словах; поднять цифру, соответствующую количеству слогов.
Инструкция. «Прослушайте слова, сосчитайте количество слогов и поднимите соответствующую цифру».
б) Оборудование. доска, индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание. детям предлагается прочитать слова, записанные на доске; в правый столбик выписать слова, состоящие из 2-х слогов, в левый - из трех. Затем назвать слова из правого столбика; из левого. Объяснить почему в словах первого столбика 3 слога, в словах второго - 2 слога.
Инструкция. «Прочитайте слова, записанные на лоске; в правый столбик выпишите слова, состоящие из двух слогов; в левый - из трех. Назовите слова из первого столбика; из 2-го столбика. Объясните, почему в словах первого столбика 3 слога, в словах второго - 2».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование: фланелеграф, доска, предметные картинки.
Описание: на фланелеграф выставляются две картинки, и их названия произносятся деформировано; у учащихся спрашивают, поняли ли они, что логопед произнес. Затем слова логопедом произносятся правильно. Детям говорится, что в первом случае слова не получились, так как слоги в нем стояли не по порядку, а во втором - каждый слог встал на свое место. Затем ученику предлагается прочитать деформированные слова, записанные на доске, и назвать их правильно.
Инструкция: «Рассмотрите картинку, послушайте слово. Скажите: «Понятно ли, что было произнесено»? Послушайте «правильное слово». Рассмотрите картинку. Скажите: «Соответствует ли она правильно названному слову?» Прочтите неправильно записанные на доске слова. Переставьте слоги местами и назовите « правильное слово»».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки, слоги по количеству учащихся.
Описание: детям демонстрируется картинка, предлагается рассмотреть ее и назвать по слогам. Затем назвать первый, второй, третий слоги и составить слово из слогов, из которых можно составить название этих картинок.
Инструкция. «Рассмотрите картинку, назовите ее по слогам, назовите первый, второй, третий слоги и составьте слово из слогов».
«Составь слово из слогов»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование. доска, индивидуальные тетради, ручки, слоги.
Описание: детям предлагается прочитать слоги, записанные на доске, и составить из них слова. Слова записать.
Инструкция. «Прочитайте слоги, записанные на доске, и составьте из них слова. Слова запишите в тетрадь. Прочитайте записанные слова».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование. доска, индивидуальные тетради, ручки, слоги.
Описание: детям предлагается прочитать слоги, записанные на доске, добавить к ним слог «сок», чтобы получилось слово; назвать и записать получившиеся слова в тетрадь. Устно составить с этими словами предложения. Сказать, чего не стало. Голосом выделить последний слог.
Инструкция. «Прочитайте слоги, записанные на доске; добавьте к ним слог «сок», чтобы получились слова; назовите их и запишите получившиеся слова в тетрадь. Устно составьте с этими словами предложения. Скажите:« Чего не стало?» Голосом выделите последний слог.
«Составь слово из слогов»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
1) Оборудование: индивидуальные тетради, ручки, доска, слоги.
Описание. детям предлагается прочитать слоги, записанные на доске, и к этим слогам подобрать слоги из скобок так, чтобы получились слова; записать получившиеся слова.
Инструкция: «Прочитайте слоги, записанные на доске, и к этим слогам подберите слоги из скобок так, чтобы получилось слово. Назовите слово; запишите его в тетрадь».
2) Оборудование: доска, индивидуальные тетради, ручки, слоги.
Описание: детям предлагается прочитать слоги, записанные на доске; вставить пропущенные слоги, назвать получившиеся слова; списать слова первого столбики по слогам.
Инструкция: «Прочтите слоги, записанные на доске, вставьте пропущенные слоги назовите получившиеся слова; спишите слова первого столбика по слогам в тетрадь».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование: доска, индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание: детям предлагается прочитать слова, записанные на доске; изменить слова так, чтобы получился один слог; списать слова первого столбика парами; подчеркнуть гласные.
Инструкция: «Прочтите слова, записанные на доске, измените слова так, чтобы получился один слог; спишите слова первого столбика парами; подчеркните гласные».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
а) Оборудование: схемы ритмов.
Описание: детям отхлопывается определенный ритм и предлагается прослушать и повторить ритмический рисунок.
Инструкция: «Внимательно послушайте и повторите за мной».
б) Оборудование: д оска, схемы ритмов.
Описание. предлагается отхлопать ритмический рисунок по образцу, данному на доске. Детям объясняется, что большая фигура обозначает сильный удар (ударный слог).
Инструкция: «Рассмотрите рисунок, записанный на доске, отхлопайте ритмический рисунок. Помните, что большая фигура обозначает сильный удар». (Первый рисунок логопед отхлопывает вместе с детьми).
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование. доска, индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание: детям произносится слово и предлагается от каждого односложного слова образовать две формы двухсложных слов: мост - мосты - мостик. Один из учеников, правильно образовавший двухсложное слово, чертит его схему на доске, вписывая в неё гласные буквы, остальные ученики выполняют работу в тетрадях.
Инструкция: «Послушайте слово и образуйте от него два слова так, чтобы в них было два слога. Начертите схемы этих слое впишите в них гласные буквы».
«Назови самый громкий слог»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Описание: детям называется слово (голосом выделяется ударный слог). Ученики повторяют слово, также выделяя голосом ударный слог; потом повторяют только ударный слог.
Инструкция: «Послушайте слово; повторите слово, голосом выделяя ударный слог; затем повторите только ударный слог».
«Составь слова из слогов»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование: предметные картинки; слоги, из которых можно составить названия картинок; индивидуальные тетради, ручки.
Описание: детям предлагается рассмотреть картинки и составить названия картинок из слогов, данных вперемешку; прочитать получившиеся слова и записать по слогам первые три слова, подчеркнув гласные.
Инструкция: «Рассмотрите картинки, составьте из слогов названия картинок; прочтите получившиеся слова; запишите их в тетрадь по слогам».
Оборудование: индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова, начертить их слоговые схемы, обозначить ударный слог.
Инструкция: «Послушайте слова, начертите в тетради их слоговые схемы, обозначьте ударный слог (поставьте значок ударения)".
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование: доска, ребусы.
Описание. детям предлагается рассмотреть ребусы, изображенные на доске, и разгадать их.
Инструкция: «Рассмотрите и разгадайте ребусы».
«Выдели ударный слог»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Описание. детям произносятся слова; ученики слушают их и выделяют голосом ударный слог; называют гласный в ударном слоге.
Инструкция: «Прослушайте слова; произнесите слово, выделив ударный слог, назовите гласный в ударном слоге».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Описание: детям предлагается придумать слово со слогом «ма» в начале слова; составить с этим словом словосочетание (опрашивается каждый ученик по очереди).
Инструкция: «Придумайте слово со слогом «ма» в начале слова, составьте с этим словом словосочетание».
«Выделите ударный слог»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование. индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание: детям произносят слова; ученики слушают, повторяют, выделяют голосом сначала ударный слог, потом ударный гласный; чертят слоговые схемы слов, надписывая гласные над соответствующими слогами; ставят ударение.
Инструкция: «Послушайте слова, повторите их; выделите голосом сначала ударный слог, затем ударный гласный; начертите слоговые схемы слов, надписав гласные над слогами; поставьте ударение».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
1) Описание: детям предлагается приду
мать слово со слогом «на» в конце слова, со
ставить с этим словом словосочетание.
Инструкция: «Придумайте слово со слогом «на» в конце слова. Составьте с данным словом словосочетание».
2) Оборудование. слова.
2) Описание: детям предлагается послушать одну форму слова; измерить ударение, образовав другую форму слова; придумать предложение с преобразованным словом.
Инструкция: «Послушайте слово, измените ударение. Произнесите слово. Придумайте предложение.
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование: фланелеграф, предметные картинки и схемы слогов.
Описание: на фланелеграф выставляются предметные картинки и схемы слогов, некоторые из которых не соответствуют названию картинки. Детям предлагается рассмотреть картинки и схемы, найти ошибки и исправить их, подобрав нужную схему.
Инструкция: «Рассмотрите картинки и схемы, найдите ошибки, исправьте их, подобрав подходящие схемы».
«Спустись по лесенке»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование: доска, изображение лестницы с написанным слогом «са» и «му».
Описание: детям предлагают «спуститься по лестнице»: придумать по три слова, начинающихся со слогов «са» или «ма». Первые слова должны состоять из двух слогов, а остальные из большего числа слогов; слова произнести по слогам.
Инструкция: «Придумайте по три слова, которые начинаются со слогов «са» и «му». Первые слова должны состоять из двух слогов, а чем ниже ступеньки, тем длиннее слово - из трех, четырех слогов. Произнесите слова по слогам».
«Кто больше составит слов из слогов»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование: доска, индивидуальные тетради, ручки, слоги.
Описание: детям предлагается прочитать записанные на доске слоги и составить из них слова. Составленные слова записываются в тетрадь, затем зачитываются. Объясняется значение слов.
Инструкция: «Прочитайте слоги, записанные на доске, и составьте из них слова. Запишите получившиеся слова в тетрадь За каждое новое слово вам полагается фишка».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза
Оборудование: индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание: логопедом произносятся слова, дети слушают и выделяют в словах первые слоги; записывают их; составляют из них предложение.
Инструкция. «Послушайте слова, выделите первые слоги; запишите их. Составьте из них предложение».
Упражнения, направленные на развитиефонематического анализа и синтеза
(простые и сложные формы)
Цель. развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки, слова.
Описание: логопедом произносятся слоги и слова со звуком [х] и без него, а дети должны хлопать в ладоши только тогда, когда услышат слог, слово со звуком [х]. Затем детям предъявляются картинки; они их называют и определяют наличие / отсутствие звука [х] в названии.
Инструкция: «П ослушайте слоги / слова и хлопните тогда, когда услышите слог / слово со звуком [х]. Рассмотрите и назовите картинку; скажите: «Есть ли в названии картинки звук [х]?»
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и назвать первый звук в слове.
Инструкция. «Послушайте слова и назовите первый звук».
б) Оборудование. слоги.
Описание: детям предлагается прослушать слоги и хлопнуть только тогда, когда они услышат слог со звуком [п]. Сказать, в начале или в конце слога они слышат звук [п].
Инструкция: «Прослушайте слоги и хлопните только тогда, когда услышите слог со звуком [п]. Скажите, в начале или в конце слога слышите звук [п]».
в) Оборудование: слова.
Описание. детям предлагается послушать слово и назвать первый звук.
Инструкция. «Послушайте слово и назовите первый звук».
г) Оборудование. схемы, фишки, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и определить место гласного в слове. Показать это на схеме.
Инструкция. «Послушайте слова и определите место гласного в слове; положите фишку на нужное место в схеме».
Цель. развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование. слоги, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и назвать последний согласный,
Инструкция. «Послушайте слова и назовите последний согласный».
б) Оборуд ование: сюжетные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки и назвать предметы со звуком [м]; объединить предметы в группы по какому-либо признаку; назвать их одним словом.
Инструкция: «Рассмотрите картинку и назовите предметы со звуком [м]; объедините предметы в группы и назовите их одним словом».
Цель. развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: предметные картинки, схемы, фишки по количеству учащихся.
Описание: детям предлагается рассмотреть предметные картинки; выделить гласные звуки в их названии и определить место гласного звука, положив фишку в определенное место на схеме.
Инструкция: «Рассмотрите картинки, выделите гласные звуки в названии и определите место гласных звуков, положив фишки в нужные квадратики на схемах».
б) Оборудование. предметные картинки.
Описание. детям предлагается рассмотреть предметные картинки и назвать их. Затем в первый ряд положить картинки, в названии которых звук [м] в начале слова; во второй ряд положить картинки, в названии которых звук [м] в середине слова
Инструкция. «Рассмотрите картинки и на-i зовите их. В первый ряд положите картинки, I в названии которых звук [м] в начале слова. Назовите картинки. Во второй ряд - картинки, в названии которых [м] в середине слова. Назовите картинки».
Цель. развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Описание. детям предлагается назвать
животных, овощи, фрукты, растения, посуду, игрушки, в названии которых есть заданный звук.
Инструкция. «Назовите животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук [м]».
б) Описание: детям предлагается вспомнить слова, которые начинаются на звуки [а], [о], [у].
Инструкция. «Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звуков [а], [о], [у]».
в) Оборудование: предметные картинки, буквы из разрезной азбуки.
Описание: детям предлагается назвать картинки, выделить согласные звуки в начале слов; соединить необходимые буквы с картинками.
Инструкция. «Рассмотрите и назовите картинки; выделите согласные звуки в начале слов; соедините необходимые буквы с картинками».
г) Оборудование: предметные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть и назвать картинки; объединить картинки в группы и назвать их одним словом; назвать последние звуки слов.
Инструкция. «Рассмотрите и назовите картинки; объедините картинки в группы и назовите одним словом; назовите последние звуки слов».
д) Оборудование. предметные картинки.
Описание. детям предлагается рассмотреть картинки и сказать, что продается в магазине; назвать гласные звуки в словах и определить их место (начало, середина, конец). Затем сказать, что бабушка купила внуку. Ответить, на каком месте звук [л] в слове «стул» и звук [т] в слове «танк».
Инструкция: «Рассмотрите картинки и скажите, что продается в магазине. Назовите гласные звуки в названии картинок и определите их место (начало, середина, конец). Скажите, что купила бабушка внуку? Ответьте, на каком месте звук [л] в слове «стул» и звук [т] в слове «танк»».
Инструкция по выполнению:
Изучите дополнительную литературу, информационные ресурсы Интернет, отберите необходимый для презентации текстовый и графический материал.
Помещая информацию на слайдах, помните, что она должна быть емкой, эффектной и информативной. Помните, презентация – это лишь визуальное сопровождение вашего устного выступления!
Располагая визуальные объекты, помните, что они должны помогать восприятию материала, а не мешать.
Оформите в едином стиле заголовки слайдов, текст. Учитывайте цветовое и анимационное оформление. Оно должно способствовать раскрытию темы вашей презентации.
Оформите титульный слайд в соответствии с требованием: название работы «………», название дисциплины; имя автора; имя курирующего преподавателя.
Согласуйте презентацию с устным выступлением.
Составление глоссария по изученной теме, работа терминами, понятиями
Инструкция по выполнению:
Глосса?рий (лат.Glossarium - «собрание глосс») -словарьузкоспециализированныхтерминовв какой-либоотраслизнаний с толкованием, иногдапереводомна другой язык, комментариями и примерами. Собраниеглосси собственно глоссарии стали предшественникамисловаря. По толкованиюэнциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, глоссарий - это объясняющий малоизвестныеслова, употребленные в каком-нибудь сочинении, особенно у греческого и латинского автора. Глоссарий - это также список часто используемых выражений.
Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой. Данный термин происходит от греческого слова "глосса", что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием.
Каково назначение глоссария? Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение сложных терминов, которые есть в документе.
Инструкция по составлению глоссария
Внимательно прочитайте и ознакомьтесь с текстом. Вы встретите в нем много различных терминов, которые имеются по данной теме.
После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей: 1. точная формулировка термина в именительном падеже; 2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;
также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.
3.Подготовка доклада, сообщения
Инструкция по выполнению:
Отличия доклада от сообщения:
1) Во вступлении доклада в отличие от сообщения докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее значение, а также коротко излагает историю вопроса и информирует слушателей о том, какой материал был использован при подготовке доклада;
2) Основная часть сообщения содержит факты, события, цифры, даты и другую точную и научную информацию. Основная часть доклада содержит рассуждения автора, касающиеся избранной проблемы, изложение собственной точки зрения, которую докладчик обосновывает, используя различные способы доказательств: приводит аналогичные примеры, цитирует высказывания видных ученых, ставит вопросы, использует примеры из жизненного опыта слушателей.
3) В заключительной части сообщения обобщается все сказанное, делаются выводы, а в докладе еще и высказываются предложения по изложенным проблемам.
4) Время выступления с сообщением – 5-7 минут, с докладом – до 20 минут.
Титульный лист (Приложение 1)
Введение (один абзац)
Заключение (один абзац)
Список использованных источников (литература, название сайтов)
Требования к оформлению работы
Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полуторный межстрочный интервал. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт TimesNewRoman, не менее кегель 12.
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое, верхнее и нижнее —15мм, левое — 25 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 125 мм. Выравнивание текста по ширине.
Перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела. После знака препинания пробел обязателен.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
Перенос слов недопустим.
Таблицы и иллюстрации размещаются по центру листа и нумеруются последовательно арабскими цифрами (Рис.1)
Если иллюстраций несколько, то все они должны быть одного размера.
В тексте на все рисунки, таблицы, схемы, фото должны быть даны ссылки.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения материала;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
живую интересную форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Как начать выступление?
задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления;
начать с интересной цитаты по теме выступления;
начать с конкретного примера из жизни;
начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. К выступлению необходимо подготовить схемы, таблицы или плакаты, отражающие фактические данные. Выступая с сообщением, докладом полезно делать записи на доске по ходу изложения: записывать некоторые цифры, даты, имена и фамилии, трудные слова или термины. Записывать надо очень аккуратно, четко, продумав систему записи, в зависимости от фиксируемых данных. В момент записи лучше сделать паузу - это сосредоточит внимание слушателей только на зрительном восприятии. Однако пауза не должна быть длительной, поэтому записи на доске по ходу сообщения рекомендуется делать короткие, быстро выполнимые. В рабочем плане выступающий отметит, что и в какой момент сообщения надо будет записать. Затем полезно потренироваться в записи на доске, а если это невозможно почему-либо, то на отдельном листе бумаги.
Как заинтересовать слушателей в ходе основной части выступления?
рассказать необычные факты;
рассказать то, что непосредственно является основной темой выступления;
рассказывая, быть конкретным и определенным;
использовать образные сравнения, контрасты;
сообщение, доклад должно быть живым, что привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, предложения по избранным проблемам, которых всегда ждут слушатели.
Как закончить выступление?
кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в речи;
процитировать что – либо по теме доклада, сообщения;
создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.
Типичные ошибки при выступлении
злоупотребление незнакомой терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
наличие слов – паразитов: «вот», «значит», «так сказать», «ну», «как бы» и т.п.;
чрезмерная громкость (тихость) голоса: через несколько минут не воспринимается такая речь;
построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл ускользает;
монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах выступления;
чтение текста, не отрываясь от листа.
Инструкция по выполнению:
Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.
1. Уяснить цели и задачи конспектирования.
2. Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление е выделить информационно значимые разделы текста.
3. Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.
4. Составить конспект, для этого:
- сделать библиографическое описание конспектируемого источника;
- последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией;
- написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.
При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что записи полезно делить, для этого используются:
2. Абзацные отступы.
3. Пробельные строки.
Всё это повышает удобочитаемость, организует запись.
Как и при конспектировании лекции нужно пользоваться оформительскими средствами:
1. Делать в тексте конспекта подчёркивания, а на полях тетради отчёркивания «например, вертикальные»
2. Заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки.
3. Пользоваться при записи различными цветами.
4. Писать разными шрифтами.
5. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
12. Составление опорного конспекта
Инструкция по выполнению:
Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов. различным шрифтом,различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с
остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.
13. Решение ситуационных задач
Инструкция по выполнению
Вначале внимательно прочитайте всю информацию, изложенную в задаче, чтобы составить целостное представление о ситуации
Еще раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абзацы, которые кажутся вам наиболее важными
Постарайтесь сначала в устной форме охарактеризовать ситуацию. Определите, в чем ее суть, что имеет первостепенное значение, а что - второстепенное. Потом письменно зафиксируйте выводы.
Зафиксируйте все факты, которые относятся к этой проблеме, ( и те, которые изложенные в ситуации, и те, которые вам известны из литературных источников и собственного опыта) в письменном виде. Так вы облегчите нахождение взаимосвязей между явлениями, которые описывает ситуация
Сформулируйте основные положения решения, которое, на ваш взгляд, необходимо принять относительно изложенной проблемы
Попытайтесь найти альтернативные варианты решения проблемы, если такие существуют
Разработайте перечень практических мероприятий по реализации вашего решения. Попробуйте определить достоверность достижения успеха в случае принятия предложенного вами решения
Изложите результаты решения задачи в письменной форме
Образец оформления и составления кроссвордов :
По вертикали
1. Основное вещество шёлка
2. Один из дефектов обработки стекла
3. Деталь обуви, приподнимающая пятку
5. Воротник для защиты шеи и горла
8. Металло-хозяйственные товары, детали для образования соединения (одним словом)
9. Метод оценки уровня качества обуви, основанный на сопоставлении обобщенных показателей качества образцов
11. Меховая накидка без рукавов
14. Вид зимней и/или демисезонной верхней одежды длинного покроя
По горизонтали
4. Изнанка кожи
6. Вискозное высокомодульное волокно, усовершенствованная вискоза
7. Смесь длинных каллогеновых и синтетических волокон с пропиткой, смесью латексов и акриловой эмульсии
10. Один из основных методов оценки качества обуви
12. Основное вещество растительных волокон
13. Искусственное целлюлозное волокно, получаемое переработкой природной целлюлозы
15. Деталь одежды для оформления конечной части рукавов или брючин
16. Обязательная операция для всех видов кож
По вертикали: По горизонтали:
1.фиброин 4. бахтарма
2. матовость 6. сиблон
3. каблук 7. корполок
5. горжет 10. органолептический
8. крепеж 12. целлюлоза
9. комплексный 13. вискозное
11. палантин 15. манжета
14. пальто 16. отмока