Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Договора Аренды По 44 Фз img-1

Образец Договора Аренды По 44 Фз

Рейтинг: 4.0/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Вправе ли бюджетное учреждение заключить контракт на аренду нежилого помещения в соответствии с п

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Госзакупки Вправе ли бюджетное учреждение заключить контракт на аренду нежилого помещения в соответствии с п. 32 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Является ли оплата расходов на проживание в гостинице сотрудников бюджетного учреждения, направляемых в командировку, закупкой в понимании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?

Вправе ли бюджетное учреждение заключить контракт на аренду нежилого помещения в соответствии с п. 32 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Является ли оплата расходов на проживание в гостинице сотрудников бюджетного учреждения, направляемых в командировку, закупкой в понимании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?

Осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). К таким случаям в том числе относятся:

- аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

- заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, во всех случаях определяется в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, на что прямо указано в этой норме.

1. Аренда нежилого помещения государственным и муниципальным бюджетным учреждением

Как следует из п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, аренда нежилого помещения на основании этой нормы возможна только в том случае, если контракт заключается для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Однако ни Закон N 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), не раскрывают понятий "государственные нужды", "федеральные нужды", "муниципальные нужды".

В то же время согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1. 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчиком для целей Закона N 44-ФЗ признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Под закупками понимаются закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При этом, как видно из п.п. 5-6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения не отнесены к государственным и муниципальным заказчикам, однако нормы закона указывают, что они, наряду с государственными и муниципальными заказчиками, осуществляют закупки именно для государственных и муниципальных нужд. Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений рассматриваются как государственные и муниципальные нужды.

Соответственно, на наш взгляд, контракт на аренду нежилого помещения может быть заключен бюджетным учреждением с единственным контрагентом на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений нам обнаружить не удалось, а правоприменительная практика в настоящее время еще не сложилась.

2. Возмещение работнику командировочных расходов на проживание в гостинице

Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. А определение контрагента - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, закупкой на основании п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является только такой наем жилого помещения (в том числе гостиницы), который осуществляется непосредственно заказчиком, а не работником. Иными словами, в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, должен заключаться только такой договор с гостиницей, заказчиком (нанимателем) по которому является бюджетное учреждение, а не работник.

Возмещение работнику расходов, связанных с направлением в командировку (к которым относятся и расходы по найму жилого помещения), производится в соответствии с нормами трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ), положениями коллективных договоров или локальных нормативных актов и положениями Закона N 44-ФЗ не регулируется.

Аналогичная позиция изложена в п. 1 письма Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043.

Таким образом, на возмещение работнику денежных средств в ситуациях, указанных в вопросе, действие Закона N 44-ФЗ не распространяется.

Дополнительно отметим, что такой же подход к возмещению работнику расходов, связанных с направлением в командировку, существовал и в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 23.12.2008 N Д05-5895, от 10.06.2008 N Д05-2331. п. 1 письма от 27.10.2008 N Д05-4673).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

10 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Другие статьи

Образец договора аренды по 44 фз - Аренда

Вот еще, кто то на днях выкладывал, можно вписать как обоснование

Обоснованием для принятия решения об осуществлении закупки у единственного поставщика являются:

- срочность удовлетворения нужд заказчика (Акты)

- большие временные затраты на организацию процесса закупок, включая трудозатраты и издержки на делопроизводство

- в целях обеспечения совместимости вновь приобретаемой продукции в состав уже имеющейся, функционирующей в налаженной системе у заказчика, включая привычное оборудование, расходные материалы и обучение персонала

- закупка работ, услуг, являющихся естественным продолжением работы, услуги, оказанной ранее заказчику, у исполнителя такой работы, услуги, в случае, когда необходимо обеспечить преемственность работ, услуг и приобретенный исполнителем в ходе выполнения работ, оказания услуг опыт необходим для выполнения, оказания закупаемых работ, услуг.

Договор аренды по 44 фз

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, решить проблему.

Мы являемся гос.учреждением, и нам необходимо заключить договор аренды с 01.01.2015 года. Плана-графика на 2014 год у нас нет (в связи в присоединением Крыма), и все закупки на этот год нам централизованно проводила Москва. Аренда нежилых помещений предусмотрена планом-графиком на 2015 год. Мы решили использовать п. 32 ч. 1 ст. 93. Но вопрос вот в чём - как правильно нам заключить договор аренды по 44 ФЗ? В 2014 году мы ведь не можем без плана-графика, а если заключим 12.01.2015 (после праздника), то не можем ведь указать, что срок договора с 01.01.2015. Да и арендодатель требует скорейшего заключения.

И второй вопрос по коммунальным услугам. Мы арендуем не всё здание, а его часть. Следовательно, показания по счетчикам будет делиться пропорционально занимаемой площади. Можем ли мы в гос.контракте указать постоянную и переменную часть арендной платы? И если можем - была бы благодарна за пример такого контракта.

Мы являемся гос.учреждением, и нам необходимо заключить договор аренды с 01.01.2015 года. Плана-графика на 2014 год у нас нет (в связи в присоединением Крыма), и все закупки на этот год нам централизованно проводила Москва. Аренда нежилых помещений предусмотрена планом-графиком на 2015 год. Мы решили использовать п. 32 ч. 1 ст. 93. Но вопрос вот в чём — как правильно нам заключить контракт? В 2014 году мы ведь не можем без плана-графика, а если заключим 12.01.2015 (после праздника), то не можем ведь указать, что срок договора с 01.01.2015. Да и арендодатель требует скорейшего заключения.

Если план-график будет размещен к 01.01.2015 года- вы по идее 01.01.2015 года заключить контракт можете! Там необходимо только сделать отчет предусмотренный частью 3 статьи 93, извещение публиковать по данному пункту не надо!

И второй вопрос по коммунальным услугам. Мы арендуем не всё здание, а его часть. Следовательно, показания по счетчикам будет делиться пропорционально занимаемой площади. Можем ли мы в гос.контракте указать постоянную и переменную часть арендной платы? И если можем — была бы благодарна за пример такого контракта.

Вот такие примеры мне не известны! Даже когда арендовали помещения ещё до изменений(не по ед.поставщику, а по аукциону) — делали так. Прописывали в контракте, что стоимость аренды включает все услуги(комуналка, интернет и т.п.)- это проще, чем разделять!

Ответы юристов

Просто ссылки в преамбуле договора на 44 ФЗ недостаточно.

Ст. 93 ФЗ № 44 регламентирует порядок закупки у единственного поставщика (в вашем случае это ч. 1 п. 4).

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.

При соблюдении условий, указанных выше, заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность иного выбора исполнителя. Это указано в ч. 3 ст. 93 ФЗ 44.

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Вывод: для того, чтобы закупка у единственного поставщика (т.е. без проведения конкурсов, котировок и пр.) была законной, заказчик обязан составить письменный отчет о том, что другой способ определения поставщика невозможен или нецелесообразен.

При необходимости могу составить отчет на платной основе.

Аренда нежилых помещений согласно Закону № 44-ФЗ

Один из самых сложных вопросов при аренде помещений госзаказчиками - подпадают ли под действие Закона № 44-ФЗ договоры на возмещение коммунальных, административно-хозяйственных и эксплуатационных услуг, заключаемые в рамках договоров аренды нежилых помещений.

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Федерального закона №44-ФЗ (далее - контракт).

В свою очередь, контракт на возмещение коммунальных услуг имеет признаки контракта, предметом которого является оказание услуг. Поэтому отношения сторон такого контракта регулируются Федеральным законом №44-ФЗ.

Следует помнить, что в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, (в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление).

Поэтому если заказчику передано в безвозмездное пользование помещение, находящееся в здании, в котором находятся помещения другого или других лиц, пользующиеся нежилыми помещениями, и данным лицам по контракту оказываются услуги по содержанию данных помещений, то заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по содержанию помещений, предоставленных ему в безвозмездное пользование, с данным исполнителем на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, может быть заключен контракт на оказание услуг по содержанию помещений.

Так как речь идет об арендуемых заказчиком помещениях, следует обратить внимание на то, что отношения между сторонами при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 ГК РФ. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).

При этом в ст. 616 ГК РФ установлено, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, а также нести расходы на содержание этого имущества, если иное не установлено законом или договором аренды, а арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Поэтому в договоре аренды необходимо четко определить, кто несет расходы по содержанию арендованного помещения, чтобы впоследствии не возникало конфликтных ситуаций между арендатором и арендодателем.

Также без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания заказчик не может реализовать право пользования арендуемыми помещениями, необходимыми ему для осуществления своей деятельности. Следовательно, это обслуживание неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 по делу № А76-24215/2007-42-106).

Аналогичный вывод содержится и в п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой, что заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения. При этом ВАС РФ указал, что такое соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендуемых им помещениях и является частью договора аренды.

Таким образом расходы по коммунальным услугам и эксплуатационным расходам следует включать в сумму договора (контракта) аренды. Заказчик может предложить включить стоимость потребленных (планируемых к потреблению) им, как арендатором, коммунальных услуг в арендную плату и осуществлять закупку услуг по аренде конкурентными способами определения поставщика, а также у единственного поставщика.

Получите квалифицированную экспертную помощь при организации закупок аренде недвижимости в рамках 44 ФЗ в электронной системе Госзаказ

государственный контракт аренды помещения мощность стоимость 44-фз образец Есть у кого-нибудь образец. пример " договор дарения квартиры"?

Д О Г О В О Р ДАРЕНИЯ КВАРТИРЫ Посёлок Токсово Всеволожского района Ленинградской области. Девятнадцатое сентября две тысячи восьмого года. Мы, нижеподписавшиеся граждане Российской Федерации: СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (пол мужской.К нотариусу идите и не парьтесь, всеравно сами не заполните. Лучше идти к натариусу. нотариус тут вообще не при чем, образец который дала Екатерина подойдет, договор в трех экземплярах и документы бти+выписка из домой книги и налог 500р все.[дальше]

Как правильно составить исковое заявление на снятие имущества с ареста?

арест приставы наложили? так и обжалуйте действия приставов, можно вышестоящему, но лучше сразу в суд. заявление об обжаловании действий пристава. Составление искового заявления стоит денег. В вашем случае это не только снятие ареста. Если.[дальше]

Подлежит ли госрегистрации и с какого момента считается заключенным предварительный договор купли- продажи недвимжимости

Странно, вообще-то это уже почти 8 лет как известно: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 16 февраля 2001 г. N 59 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О.А что, тот факт что предварительный договор купли-продажи недвижимости не подлежит госрегистрации для Вас явился откровением. По закону договор инвестирования в жилое строительство подлежит обязательной госрегистрации, ну что бы не было.[дальше]

Где составлять договор дарения(квартиры)?

Передавай данные Юлии, она ведь согласилась составить.давай данные я бесплатно составлю У нотариуса. простая письменная форма, нотариус необязателен Неважно где. Важны докменты и присутствие нотариуса. А договор можете составлять и на дому. Я всегда нотариуса по всем вопросам приглашаю на дом.[дальше]

достижения Путина за его правления ?

олимпиада в сочи 20 14Бенладона в сартире замочил Рост коррупции, перетекание ВВП в широкий карман В.В.П. растранжиривание нефтяных денег. единственное,что могу в плюс записать-монетизацию льгот. остальное. осмысленное обворовывание страны,и разрушение основ.[дальше]

Договор аренды 44 фз - Новое за сегодня

Образец договора аренды по 44 фз

потому дела сторон такового договора регулируются федеральным законом 44-фз. В этом случае и арендатор, и арендодатель вправе в хоть какое время для отдельных видов имущества (видов аренды) законодательством введены ограничения по сроку аренды. То здесь, то там появляются трудности и противоречия. Нмцк по услуге аренды помещения определяйте способом сравнимых рыночных цен. Подробный список услуг коммунального хозяйства как видов деятельности приведен в общероссийском классификаторе услуг популяции ок 002-93 (окун) (утв. Это следует из дальше разглядим главные моменты, на которые необходимо направить внимание при заключении договорааренды.

Часть 2 на новые вопросы наших юзеров по поводу внедрения федерального закона от г. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Сообщаем последующее нмцк,в согласовании с законом -, по услуге аренды. Как называть контракт, заключаемый в согласовании с федеральным законом от n 44. Исключений в этой части в законе 44-фз нет. Плана-графика на 2014 год у нас нет (в связи в присоединением крыма), и все закупки на этот год нам централизованно проводила москва.

Аренда нежилого помещения по

Я задумывалась.может можжно избежать.если сумма. Согласно ст.1, - поиск арендодателей при необходимости помещений от имени рф, субъекта рф, городских образований а также. Юридическая справочная система система юрист исчерпающие ответы на вопросы. Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для. О проведении торгов в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи. Задать вопрос по теме - контракт, последний вопрос электрический аукцион по. При этом в контракте должна быть предусмотрена оплата услуг третьему лицу. Вот еще, кто то на деньках выкладывал, можно вписать как обоснование.

Заключение договора аренды по 44-ФЗ

Заключение договора аренды по 44-ФЗ Вопрос

Наше казенное учреждение планирует заключить контракт с единственным поставщиком в на основании с п.32. ч1. ст.93 ФЗ-44 на аренду помещений. Арендуем у ОАО "Ростелеком, других вариантов в данном населенном пункте нет.1. Извещение на ОС не публикуется?2. Какой способ обоснования НМЦК аренды применить в данном случае, учитывая, что в доступных источниках ценовой информации нет.3. Какое основание лучше указать в отчете-обосновании "О невозможности закупки у ед. поставщика"?

Ответ

сообщаем следующее. 1. Нет, извещение не публикуется. Для заключения договора аренды следует составить отчет в произвольной форме с обоснованием невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов закупки, цены и иных существенных условий.

2. НМЦК по услуге аренды помещения определяйте методом сопоставимых рыночных цен.

Пример составления отчета с обоснованием выбранного способа закупки и НМЦК при проведении закупки услуг аренды помещения приведен в активной ссылке в конце ответа.

3. В отчете укажите пункт 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта. Также в отчете укажите причину, по которой закупка не могла быть проведена одним из конкурентных способов. Это могут быть, например, следующие причины:

- срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);

- риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за отсутствия заинтересованности заключить контракт со стороны поставщиков. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;

- отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как заключить договор аренды движимого и недвижимого имущества

При заключении договора аренды учреждения должны действовать следующим образом. Казенные учреждения и бюджетные учреждения (в рамках деятельности на госзадании) должны применять порядок, установленный Законом о контрактной системе. Это прямо прописано в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об особенностях применения этого закона при заключении договора аренды читайте ниже .

Особенности проведения процедуры по Закону № 44-ФЗ

Если учреждение применяет порядок, установленный Законом о контрактной системе. то при заключении договора аренды возможны следующие варианты:*

Выбор способа закупки, в первую очередь, зависит от объекта аренды .

По общему правилу выбирать арендодателя заказчик должен путем проведения конкурентной закупки – открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок. Но при этом есть возможность заключить договор с единственным поставщиком. Остановимся на этом моменте поподробнее.

Если заказчик планирует арендовать недвижимое имущество – нежилое здание или сооружение, и объект заранее известен, можно заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Но в этом случае нужно будет обосновать выбор способа, цену и другие существенные условия. То есть выбор этого способа будет оправдан, если расходы на оплату контракта с выбранным единственным поставщиком будут ниже, чем при заключении договора аренды по итогам конкурентной закупки.*

Например, заказчик в течение последних 10 лет арендует помещение под служебный офис, в котором размещается администрация и все структурные подразделения. В этом случае при выборе арендодателя на очередной год конкурентным способом существует вероятность того, что победит не тот участник, с которым был заключен контракт на протяжении последних лет. Что повлечет за собой дополнительные расходы заказчика на переезд, на обустройство в новом офисе и на какое-то время приостановит работу всего учреждения. Поэтому в данном случае после расчета дополнительных затрат заказчик совершенно обоснованно может заключить контракт с единственным поставщиком.

Внимание: если учреждение неубедительно обоснует заключение контракта с единственным поставщиком, контрольный орган может привлечь его к административной ответственности .

Если же заказчик не несет дополнительных затрат, не привязан к месту и хочет выбрать одно из лучших предложений на рынке, то он проводит закупку в общем порядке одним из конкурентных способов. При этом в извещении и документации о закупке (например, в техническом задании ) он должен точно и подробно описать свои потребности. Это все, что касается недвижимости в виде нежилых зданий и сооружений.

Для заключения договоров аренды жилых помещений и движимого имущества (например, автомобилей, оборудования) никаких исключений Законом о контрактной системе не предусмотрено. Такую закупку проводите в общем порядке конкурентным способом. Для того чтобы впоследствии объект аренды удовлетворял потребности заказчика, нужно подробно и четко описать его в техническом задании .

Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 000 или 400 000 руб. то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком в рамках малых закупок. В этом случае при заключении контракта обосновывать выбор способа и цену не нужно. Вместе с тем, такое обоснование должно быть выполнено при формировании плана-графика закупок. Это следует из части 3 статьи 18 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Далее рассмотрим основные моменты, на которые нужно обратить внимание при заключении договора аренды.

Договор аренды заключайте в письменной форме (п. 1 ст. 609 ГК РФ ). Кроме того, к договорам, заключенных в рамках Закона о контрактной системе. применяются повышенные требования. Например, условия договора можно изменить только в строго установленных законом случаях. Порядок изменения условий приведен в таблице .

Если по договору аренды учреждению передано недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ ).

Главбух советует: Для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609. п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Если договор аренды все-таки заключен на год и больше, то зарегистрируйте его в территориальном отделении Росреестра. Для этого подайте соответствующее заявление. Причем сделать это может как арендодатель, так и арендатор, то есть вы. Форма заявления законодательством не установлена, поэтому каждый орган регистрации разрабатывает ее самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма ). Обратите внимание: если в аренду получен земельный участок, то к заявлению надо приложить кадастровый план участка. Если предметом договорааренды являются здания, сооружения (их части), представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем выделите те помещения, которые получены в аренду, и укажите их площадь.

В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Можно представить другой документ, содержащий графическое и (или) словесное описание полученного в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 2000 руб. для учреждений – 22 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ).

Срок аренды имущества указывается в договоре (п. 1 ст. 610 ГК РФ ). Если такого срока в договоре нет, то он считается неопределенным.* В этом случае и арендатор, и арендодатель вправе в любое время отказаться от договора аренды. Об этом говорится в пункте 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

Для отдельных видов имущества (видов аренды) законодательством введены ограничения по сроку аренды. Например, земельные участки, относящиеся к государственной собственности, могут быть арендованы под недвижимость на срок не более 49 лет (абз. 3 п. 3 ст. 28 Закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ ). Поэтому, если в договоре аренды такого имущества не указан срок аренды и стороны не отказались от его исполнения, договор прекращается по истечении предельного срока. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

Внимание: казенное учреждение может заключить договор аренды на срок не более трех лет .* Так, если учреждению доведены ЛБО на текущий год и плановый период, то есть на три года, то заключить договор аренды сроком на 49 лет нельзя. Максимальный срок – три года.

Максим Чемерисов. директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2.Рекомендация:Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

Для определения начальной (максимальной) цены контракта законодательство предусматривает следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Данный перечень приведен в части 1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

На федеральном уровне начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций. утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567. Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разработать дополнительные методические рекомендации для определения начальных (максимальных) цен контрактов для обеспечения нужд субъекта РФ. Об этом сказано в частях 20–20.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Однако указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.* Они не могут использоваться органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.

Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Использование других методов определения начальной (максимальной) цены контракта допускается только в установленных законодательством случаях.*

Максим Чемерисов. директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Дополнительно по данному вопросу:

Когда понадобится: если заказчик принял решение заключить договор аренды с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. К отчету нужно приложить расчет и обоснование НМЦК .

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Сдача помещений в аренду: с торгами или без?

Сдача помещений в аренду: с торгами или без?

Потребность сдать пустующие помещения в аренду время от времени испытывают многие автономные учреждения, однако нередко они отказываются от этой затеи, не желая проводить процедуру торгов. Но во всех ли случаях необходимы подобные процедуры? Когда учреждение может предоставить помещение арендатору без проведения конкурса или аукциона, а когда торги все же неизбежны?

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества разъяснила Федеральная антимонопольная служба в Письме от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 (далее – Разъяснения ФАС). Ознакомимся с основными выводами, сделанными в этом документе.

Правило и исключения

Отношения, связанные с арендой государственного или муниципального имущества, регулируются ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Согласно п. 2 ч. 3 данной статьи государственные и муниципальные автономные учреждения могут сдавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Однако существует ряд исключений, которые перечислены в ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ и распространяются в том числе на АУ. Приведем некоторые из случаев, когда сдавать в аренду помещения разрешается без проведения торгов:

  • на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, организация, осуществляющая образовательную деятельность (п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1);
  • передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).

Обязанность заключить договор аренды возникает у автономного учреждения лишь в последней из перечисленных ситуаций (договор с единственным участником конкурса или аукциона). В остальных же случаях, когда площади могут передаваться в аренду без торгов, правообладатель (АУ) не обязан заключать договор. а претендент на данные площади не вправе этого требовать (разд. 1 Разъяснений ФАС).

Более того, торги допустимо организовывать и в отношении «льготных» претендентов на аренду имущества. Если их два или более и они заинтересованы в одном и том же объекте государственного (муниципального) имущества, автономное учреждение вправе отказать им в заключении договора без конкурентных процедур. По мнению антимонопольного органа, тогда проведение торгов не будет нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Однако осмотрительность при решении вопроса, проводить ли торги в отношении имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, нужно проявлять и собственникам такого имущества (учредителям учреждений). Давая согласие на передачу в аренду тех или иных помещений учреждения, учредитель должен соблюдать требования Закона № 135-ФЗ. Как сказано в разд. 2 Разъяснений ФАС, факт согласия на передачу площадей целевым образом и без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст. 15 названного закона (запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов власти).

Случаи заключения договора без проведения торгов

Остановимся подробнее на некоторых исключениях – случаях, когда АУ может сдавать помещения в аренду без проведения торгов.

Арендатор – медицинская или образовательная организация

На то, какие именно организации подразумеваются под медицинскими или осуществляющими образовательную деятельность, указано в разд. 5 и 6 Разъяснений ФАС – в данном вопросе нужно руководствоваться положениями отраслевого законодательства.

Так, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

Краткосрочный договор аренды помещения, заключенный без проведения торгов, не может быть продлен на новый срок также без проведения торгов. Здесь действует специальная норма, ограничивающая срок действия данного договора.

Что касается организаций, осуществляющих образовательную деятельность, это как образовательные организации (названная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность – дополнительная). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, арендовать у АУ помещения, минуя конкурентные процедуры, может и юрлицо, и предприниматель, которые ведут медицинскую либо образовательную деятельность на основании лицензии.

Пункт 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ разрешает учреждениям сдавать государственное или муниципальное имущество в краткосрочную аренду без проведения торгов, но содержит запрет на предоставление таких прав одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

В свою очередь, п. 3 ст. 610 ГК РФ определяет, что договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. А это значит, что договоры аренды государственного или муниципального имущества, заключенные на короткий срок без проведения торгов, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ. а также ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Такая позиция высказана в разд. 10 Разъяснений ФАС.

Аренда части помещения

Как было отмечено выше, часть помещения или здания может быть передана в аренду без проведения торгов при соблюдении двух условий: передаваемая площадь не должна превышать 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения или здания. Но каким образом рассчитывать долю планируемой к передаче в аренду площади ?

По мнению антимонопольного органа, выраженному в разд. 11 Разъяснений ФАС, при определении этой доли не надо учитывать площадь тех частей помещения (здания), права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, на основании иных исключений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а также по итогам торгов.

Арендатор – подрядчик учреждения

Отдельно следует упомянуть еще одно исключение, которое не распространяется на автономные учреждения (по крайней мере, на те, которые проводят закупки на основании Закона № 223-ФЗ ). Речь идет о заключении договора аренды без торгов с лицом, с которым подписан государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ. если предоставление данного права было предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе) для целей исполнения указанного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Как сказано в разд. 9 Разъяснений ФАС, гражданско-правовые договоры, заключенные в рамках Закона № 223-ФЗ, не являются государственными или муниципальными контрактами, поэтому положения п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на эти случаи не распространяются. Иными словами, если автономное учреждение, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, провело закупку каких-либо услуг или работ, оказание или выполнение которых требует присутствия подрядчика на площадях учреждения (допустим, театр закупил услуги по пошиву и ремонту сценических костюмов), передать в аренду необходимые площади можно лишь посредством проведения торгов. В этом случае закупка услуг и проведение торгов на право заключения договора аренды станут двумя самостоятельными процедурами.

Пролонгация договора

Действующие договоры аренды государственного и муниципального имущества (в том числе переданного учреждению в оперативное управление) продляются на основании ч. 9 – 11 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Если арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, договор с ним подписывается на новый срок, при этом торги проводить не нужно (если иное не установлено договором и срок его действия не ограничен законодательством РФ). При этом необходимо соблюсти два условия:

  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;
  2. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).

Если условия соблюдены, арендодатель (АУ) в силу ч. 10 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказать можно только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом.

В связи с этим антимонопольный орган сделал два вывода (разд. 15 Разъяснений ФАС).

Во-первых, поскольку существует возможность отказа арендатору в пролонгации договора из-за принятия иного решения о распоряжении имуществом, арендодателю необходимо получить согласие собственника этого имущества на перезаключение договора аренды.

Во-вторых, пролонгация договора аренды на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ может происходить по тем же основаниям неограниченное количество раз. Но важно, чтобы каждый раз соблюдались требования, установленные приведенной нормой.

Субаренда

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ государственное и муниципальное имущество может передаваться в субаренду без проведения торгов в том числе по следующим основаниям:

  • учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
  • право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.

При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера – в этом смысле Закон № 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, – посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.

Процедура проведения торгов

Если государственное и муниципальное имущество передается в аренду через торги, автономному учреждению следует учесть некоторые особенности этой процедуры.

Как сказано в разд. 17 Разъяснений ФАС, данные торги могут проводиться и до момента истечения срока действующего договора. но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев закрепления его за учреждениями на праве оперативного управления).

При проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды должна обеспечиваться информационная открытость – соответствующие сведения размещаются на официальном сайте torgi.gov.ru. Неопубликование информации является нарушением норм ст. 17, 17.1 Закона № 135-ФЗ и основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Также важно, что договор аренды государственного или муниципального имущества (в том числе находящегося у учреждения в оперативном управлении) не может быть заключен ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте torgi.gov.ru (разд. 13 Разъяснений ФАС). В противном случае договор будет ничтожным – как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

В своей практике автономные учреждения используют оба способа передачи недвижимого имущества в аренду – и посредством торгов, и без них.

Первый способ обязывает АУ проводить строго определенные процедуры, а по их результатам заключать с победителем торгов (единственным их участником) договор аренды.

Применение второго способа не сопровождается жесткими требованиями (в частности, у учреждения не возникает обязанности подписывать договор), однако ограничением здесь становится перечень оснований, по которым разрешается передавать площади в аренду без торгов.

  1. Данная норма гласит: если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
  2. По истечении срока договора аренды государственного и муниципального имущества (в том числе находящегося в оперативном управлении) заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона.
  3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».