Руководства, Инструкции, Бланки

Поручение О Проведении Оперативно Розыскных Мероприятий Образец img-1

Поручение О Проведении Оперативно Розыскных Мероприятий Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1926 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Поручение о производстве оперативно-разыскных, разыскных мероприятий (образец заполнения)

Поручение о производстве оперативно-разыскных, разыскных мероприятий (образец заполнения) Поручение о производстве оперативно-разыскных, разыскных мероприятий

В моем производстве находится уголовное дело N 20-III, возбужденное по факту произошедшего утром 01 апреля 201* года пожара на складах N 9, 15 корпуса N 2 универсальной базы ООО "Потребсоюз", расположенных по пер. Заводскому, 2, в г. Энске, где хранились меховые головные уборы, чулочно-носочные изделия, рабочая одежда и импортная обувь. В результате пожара причинен материальный ущерб на сумму свыше 10 700 000 рублей.

Причина пожара и наступления тяжких последствий не установлена.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ,

прошу:

1. Принять разыскные и оперативно-разыскные меры для установления лиц, совершивших преступление.

2. Еженедельно информировать нас о результатах применения оперативно-разыскных мер.

3. Порядок и последовательность проведения оперативно-разыскных мероприятий определите сами.

4. По телефону 15-15-04 вы можете получить дополнительные разъяснения к заданию.

5. Ответ на поручение и результаты оперативно-разыскной деятельность представлять нарочным по адресу: г. Энск, ул. Центральная, д. 1, каб. 405.

Видео

Другие статьи

Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Проведение оперативно-розыскных мероприятий

15. Получение компьютерной информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

ГАРАНТ:

См. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств

О взаимодействии предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД, см.:

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи",

постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538

приказ Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 "О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации",

Соглашение между Минсвязи РФ и ФСБ РФ от 20-22 января 1997 г.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке. устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденный приказом ФСБ РФ от 1 ноября 2012 г. N 549

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ часть вторая статьи 7 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части первой статьи 9 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке. предусмотренном ведомственными нормативными актами.

ГАРАНТ:

См. Временную инструкцию о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, утвержденную приказом ФСКН России от 12 мая 2006 г. N 147

Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

ГАРАНТ:

См. комментарий к статье 11 настоящего Федерального Закона

РАБ ТЕТРАДЬ УПА

/ РАБ ТЕТРАДЬ УПА

Вводная часть протокола содержит сведения о месте, дате, времени производства следственного действия, лице, составившем протокол и допрашиваемом. В вводной части прокола делается отметка о факте разъяснения потерпевшему его прав, обязанностей и ответственности (за исключением лиц, не достигших 16-го возраста), положения ст. 51 Конституции РФ, удостоверенная подписью потерпевшего. Должны быть также указаны сведения о лицах, участвующих в производстве допроса и разъяснении им их прав и обязанностей (ответственности).

В протоколе допроса должны быть указаны технические средства, применяемые при производстве допроса, условия и порядок их использования, кем применялись, с обязательной отметкой о предупреждении участвующих в допросе лиц о применении при производстве следственного действия технических средств.

Описательная часть протокола допроса потерпевшего начинается с предложения допрашиваемому в форме свободного рассказа изложить сведения о совершенном (готовящемся, совершаемом) в отношении него преступного деяния.

Предметом показаний потерпевшего являются любые сведения, относящиеся к предмету доказывания по конкретному уголовному делу. После свободного рассказа, следователь приступает к постановке вопросов перед допрашиваемым. Первоочередное значение при допросе потерпевшего имеют вопросы об обстоятельствах совершенного деяния (времени, месте, способе совершения и т.д.) и его участниках (членах преступной группы, очевидцах, иных потерпевших).

В зависимости от совершенного деяния, целесообразна постановка вопросов относительно событий предшествующих преступлению или последующих за ним. Потерпевший также может быть допрошен и о своих взаимоотношениях с обвиняемым (подозреваемым), свидетелями.

Показания потерпевшего, задаваемые вопросы и ответы на них заносятся в протокол в той последовательности, которая имела место в ходе следственного действия и, по возможности, дословно.

Если вопросы потерпевшему заданы различными участниками следственного действия, в протоколе должно быть отражено, кто именно задал конкретный вопрос. В протоколе допроса потерпевшего недопустимо фиксирование свободного рассказа, вопросов и ответов на них, выраженных в нецензурной, жаргонной или иной, уничижающей нормы нравственности форме.

Если в отношении потерпевшего совершено несколько преступных посягательств, описательную часть протокола допроса целесообразно представить в форме нескольких частей, содержащих сведения относительно каждого преступного эпизода.

Заключительная часть протокола допроса потерпевшего должна содержать:

1.сведения о поступлении (не поступлении) перед началом, в ходе либо по окончании допроса заявлений от участников следственного действия;

2.содержание поступивших заявлений, в обязательном порядке удостоверенные подписями участников допроса;

3.указание на способ ознакомления с протоколом («лично» или «вслух следователем»);

4.отметка о правильности изложения показаний («с моих слов записано верно»);

5.поступившие дополнения и уточнения, (указание на отсутствие замечаний);

6.подписи следователя (дознавателя) и всех участников допроса.

К протоколу допроса потерпевшего прилагаются фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, выполненные в ходе его производства.

Заявление о признании гражданским истцом составляется в свободной (письменной) форме.

Поскольку в нормах уголовно-процессуального законодательства не содержатся требования к форме и содержанию гражданского иска о компенсации морального вреда, представляется, что толкование ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) позволяет определить, что в содержании искового заявления должно быть указано следующее:

- наименование суда, в который подается заявление;

- наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

- наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

- разъяснение, в чем заключаются нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца, его требования, возникшие в этой связи;

- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

- цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

- сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

- перечень прилагаемых к заявлению документов.

о признании гражданским истцом

Постановление о признании гражданским истцом

Во вводной части необходимо указать: место и дата составления; должность следователя (дознавателя),,классный чин или звание, фамилия, инициалы), кого именно требование рассматривается: фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица;

В описательной части постановления: излагаются основания признания лица гражданским истцом.

В резолютивной части необходимо указать кого именно признают гражданским истцом: фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица; подпись следователя;

когда объявлено данное постановление(время, дата ); подписи гр.истца. следователя(дознавателя).

Материалы уголовного дела о краже сумки с вещами у Матвеевой.

Составьте поручение органу дознания о оперативно розыскных мероприятий с целью установления лица, совершившего кражу у Матвеевой.

Поручение органу дознания о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных мероприятий)

В соответствии с п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ следователь вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий) содержит следующую информацию:

1. Вводная часть – наименование документа, данные о начальнике органа дознания, которому надлежит выполнить поручение, и его адрес.

2. Описательная часть – фабулу уголовного дела, а также обстоятельства, установленные в ходе предварительного расследования и подлежащие выяснению.

3. Заключительная часть – указание, что конкретно необходимо установить, какие следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить, перечисляются приложения к поручению. Если поручение выполняется органом дознания, действующим в другой местности, указывается точный адрес, по которому должны быть направлены результаты исполнения поручения.

Документ подписывает следователь, осуществляющий производство по уголовному делу. Если расследование производится следственной группой, поручение направляется от имени должностного лица, возглавляющего группу и несущего ответственность за результаты досудебного производства по уголовному делу.

Данный документ должен содержать обязательные атрибуты, установленные порядком ведения делопроизводства в следственном органе, т.е. иметь штамп следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, исходящий номер и дату отправления данного документа.

В результате мер, принятых уголовным розыском, выяснено, что похищенный у Матвеевой МР3 плеер находиться в комиссионном магазине (отдан для продажи Юрьевым Юрием Михайловичем, проживающим в Волгограде по ул. Цемстрой, д.60, кв.40). Проверкой установлено: Ю.М.Юрьевпроживающим в Волгограде не значится, д.60 по ул. Цемстрой отсутствует.

От имени инспектора уголовного розыска составьте рапорт о выполнении поручения следователя по уголовному делу.

Рапорт о выполнении поручения следователя

Рапорт о выполнении поручения следователя состоит из трех частей: вводной, описательной, заключительной.

Во вводной части. в верхнем левом углу указывается наименование органа, осуществляющего ОРД; индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес; номер факса, телефон, электронной почты. В верхнем правом углу указывается должность лица, в адрес которого направляются результаты ОРД, его фамилия и инициалы. Заканчивается вводная часть наименованием документа.

Описательная часть начинается со слов: руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности », направляем в Ваш адрес результаты оперативно-розыскной деятельности для (указывается, для какой цели направляются материалы: для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования в доказывании по уголовным делам).

Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

Похожие работы:

действия. в том числе выставление заявок (дача поручений ); 4) действия. ) отдельноедействие. При этом отдельныедействия. посредством проведения оперативно -розыскныхмероприятий в целях. присутствующих при производствеследственныхдействий. о недопустимости.

операции - отдельныедействия. совершаемые. поручениями. оперативно -розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственныхдействий. является оперативно -розыскноемероприятие.

отдельных видов договора банковского вклада, в отношении которых действующим. выполнять поручения клиентов по производству и. и осуществлением оперативно -розыскныхмероприятий совместно с органами. поручение. в связи с чем по заявлению истца следственными.

общегосударственные мероприятия в сфере. проведение такого следственногодействия. как. конституционно-правовых производствпроизводство по. органами, осуществляющими оперативно -розыскную деятельность. поручения специалистам аппарата Суда по анализу отдельных.

и оперативно -розыскные группы. В результате проведенных мероприятий задержано. и опытному производствуотдельно. не допуская. Виктор Иосифович. Произведёнными следственнымидействиями и обнаруженными документами. также получал отдельныепоручения при моих.

Поручение о проведении оперативно розыскных мероприятий образец

IV. Типичные ошибки и нарушения законодательства, допускаемые при проведении, документировании и представлении результатов оперативно-розыскной деятельности

Проанализируем типичные ошибки и нарушения закона, которые наи­более часто допускают правоприменители различных регионов при прове­дении документирования и представления результатов ОРД.

Ошибка 1 — ненадлежащее лицо. Постановление о проведении опе­ративного эксперимента часто утверждается ненадлежащим лицом. Со­гласно ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании поста­новления, утверждаемого только руководителем органа, осуществляющего ОРД. В практике это постановление часто утверждается заместителем на­чальника, начальником подразделения (например, заместителем начальника РОВД — начальником МОЕ, заместителем начальника УФСБ, начальником СБ, ОБЭП, ОРЧ) и т.п.

документы, составляемые в ходе и по результатам ОРМ (акты, справки

и т.п.), подписывают лица, не уполномоченные к их проведению, —

постовые милиционеры, участковые, сотрудники ОМОН, подразделе­

ния охраны и т.п. В ст. 13 ФЗ об ОРД дан закрытый перечень органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Руководители

уполномоченных органов своими приказами определяют перечень

подразделений, правомочных осуществлять ОРД (ч. 3 ст. 13). Так, ак­

тами МВД России участковые милиционеры не отнесены к соответст­

вующим оперативным подразделениям;

в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД органы, ее осуществляющие,

решают определенные этим Законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодатель­ными актами. По одному из изученных уголовных дел подразделения УФСБ проводили комплекс ОРМ по поручению следователя по уго­ловному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 129 УК (клевета, содержа­щаяся в средствах массовой информации). Между тем в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» «органы федеральной службы безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению. шпионажа, террористиче­ской деятельности. и других преступлений, дознание и предвари­тельное следствие по которым отнесены законом к их ведению». В ре­зультате этого нарушения закона по жалобе подозреваемого все полу­ченные на основе ОРД доказательства были признаны недопустимыми. Аналогичные нарушения закона имеют фатальный характер и могут повлечь постановление оправдательного приговора.

Ошибка 2 — нет оснований для проведения ОРМ. В постановлении о проведении оперативного эксперимента не указываются основания для проведения ОРМ (ст. 7 ФЗ об ОРД), которые должны иметь место на мо­мент принятия решения о его проведении. Разновидности ошибки:

в описательной части постановления указано: «гр-н М. требовал деньги

у гр-на С.». Нет указаний на предусмотренные законом признаки про­

тивоправного деяния (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД), т.е. указаний на при­

знаки конкретного состава преступления, предусмотренного Особен­

ной частью УК (ч. 1 ст. 290);

в ходе судебного разбирательства выясняется, что основания для про­

ведения ОРМ, т.е. признаки тяжкого преступления, появились только в

ходе или даже после проведения оперативного эксперимента;

оперативный работник в своих свидетельских показаниях на следствии

и в суде не может пояснить, какие сведения, из каких источников и ко­

гда им полученные, стали основанием для проведения ОРМ. В итоге

защитник заявляет, что решение о его проведении принято в отсутст­

вие предусмотренных законом оснований; основания появились позд­

требовать от оперативных работников описания соответствующих

оснований как минимум в следующих документах: в рапорте о необхо­

димости проведения оперативного эксперимента; в описательной части

постановления о его проведении (см. образец 1 приложения 1 настоя­

щего издания); в описательной части постановления о представлении

результатов ОРД (см. образец 3 приложения 1 настоящего издания);

следователям, государственным обвинителям необходимо тщательно

допрашивать оперативных работников по вопросу о том, какие из пре­

дусмотренных законом оснований имелись в их распоряжении до проведения ОРМ. Если вы его об этом не спросите, спросит квалифициро­ванный защитник в суде. Последствия предвидеть нетрудно. Ошибка 3 — не тяжкое преступление. Оперативный эксперимент проводится на основании сведений о признаках преступления небольшой или средней тяжести, например при наличии данных о простом, т.е. неква­лифицированном взяточничестве (ч. 1 ст. 290 УК — состав средней тяже­сти). Между тем проведение оперативного эксперимента допускается толь­ко в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготав­ливающих, совершающих или совершивших (ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД). Имею­щиеся на момент принятия решения о проведении оперативного экспери­мента сведения должны указывать как минимум на признаки ч. 2 ст. 290 УК или иного тяжкого преступления. Это нарушение закона также может иметь самые неблагоприятные последствия.

Ошибка 4 — нет постановления о проведении ОРМ. Оперативный эксперимент организуется без составления постановления о его проведе­нии. Между тем этот вид ОРМ проводится только на основании постанов­ления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Рекомендация: обязательно выносить соответствующее постановле­ние; называть его правильно — постановление о проведении оперативного эксперимента (см. образец 1 приложения 1 настоящего издания); подшивать его только в ДОУ или, если принято соответствующее решение, и в ДОУ, и в уголовное дело. В первом случае в постановлении о представлении ре­зультатов ОРД (см. образец 3 приложения 1 настоящего издания) и в сопро­водительном письме (см. образцы 4 и 5 приложения 1 настоящего издания) следует указать о том, где находится постановление.

Ошибка 5 — нужны ли «понятые»? К участию в оперативном экспе­рименте на разных его этапах привлекаются лица, которых называют поня­тыми. Однако законодательство об ОРД не предусматривает обязательного участия в проведении ОРМ лиц, поименованных таким образом. Усугубляя эту ошибку, оперативные работники разъясняют «понятым» их «права и обязанности», ссылаясь на положения УПК и делая соответствующие запи­си в акте (протоколе). Такого рода правоустановлений законодательство об ОРД также не содержит.

Очень часто присутствие так называемых понятых становится ахилле­совой пятой стороны обвинения. На судебном следствии они не являются по вызову, меняют показания или забывают их; устанавливается их заинте­ресованность. Часто недальновидные оперативные работники используют своих друзей и знакомых, студентов-практикантов, не аттестованных ра­ботников тех же подразделений (секретари, уборщицы и т.д.). В результате вместо усиления доказательственной базы стороны обвинения эти «понятые» часто ее ослабляют. Вместе с тем оптимальный подход к их участию в ОРМ иногда дает ценные дополнительные доказательства. Рекомендации:

если все-таки принято решение об участии посторонних лиц в ОРМ, не

следует называть их «понятые», лучше «незаинтересованные лица»,

«представители общественности», «присутствующие» и т.п. Не следует

разъяснять им их якобы права, обязанности, предупреждать их об от­

ветственности и ссылаться при этом на произвольные статьи УПК,

ФЗ об ОРД и т.п. Таких правоустановлений в законодательстве нет;

серьезно следует отнестись к подбору присутствующих граждан. Это

должны быть благонадежные, но в то же время незаинтересованные

лица, которых следует затем тщательно допросить, обеспечить их явку

в суд, пресечь возможные попытки со стороны защиты воздействовать

на них с целью изменить показания. Следователю, а затем государст­

венному обвинителю необходимо лично удостовериться в том, что

именно в присутствии этих лиц проводились юридически значимые

действия (изымались помеченные деньги и т.д.), что они все это пом­

нят и никоим образом не заинтересованы в исходе дела.

Ошибка 6 — не то мероприятие. В документах, составляемых по ре­зультатам ОРМ, часто допускаются ошибки в названии ОРМ. Встречаются названия «следственный эксперимент», «комплекс ОРМ по изобличению вымогательства взятки» и т.п. Между тем в ФЗ об ОРД (п. 14 ч. 1 ст. 6) предусмотрено ОРМ с названием именно «оперативный эксперимент». Иное название является нарушением закона и может повлечь признание всех полученных доказательств недопустимыми.

Ошибка 7 — смешение процедур. Сначала проводится оперативный эксперимент, а по его результатам при изобличении взяткополучателя со­ставляется протокол об административном правонарушении с изъятием денежных купюр и иных предметов.

Рекомендация: необходимо четко различать и разграничивать ОРД, которая проводится с целью выявления, раскрытия и расследования пре­ступлений, и административную деятельность, осуществляемую на основа­ниях и в порядке, предусмотренном КоАП. В рамках последней могут быть обнаружены и зафиксированы следы (признаки) преступлений и иных пра­вонарушений, доставлены и задержаны лица, произведен их досмотр, изъя­тие вещей и документов и т.д. (ст. 27.1, 27.7, 27.10 и др. КоАП). Но вряд ли допустимо смешивать оперативно-розыскные и административные проце­дуры, хотя мне не встречались дела, по которым это обстоятельство стало бы основанием признания доказательств недопустимыми.

И все же оперативный эксперимент как ОРМ, направленное на выяв­ление тяжкого преступления, вряд ли может завершаться документирова­нием административного правонарушения. Ошибка 8 — незаконные досмотр и изъятие. При документирова­нии факта изъятия предмета взятки часто составляются акт досмотра, про­токол изъятия и т.п. с необоснованными ссылками на ст. 11 Закона РФ «О милиции», ст. 6 ФЗ об ОРД, статьи КоАП (см. гл. 3.5 настоящего изда­ния) или без всяких ссылок.

Между тем законодательство не содержит соответствующих данному случаю оснований. Так, в ФЗ об ОРД нет такого вида ОРМ, как досмотр, право на досмотр не включено в ст. 15 Закона. Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции» позволяет проводить досмотр только в соответствии с зако­нодательством об административных правонарушениях. В предшествую­щей редакции этой нормы Закона работникам милиции предоставлялось право производить личных досмотр лиц «в порядке, установленном феде­ральным законом». Многие практические работники толковали эту норму в том значении, что для личного досмотра достаточно ссылки только на За­кон о милиции. Пора очнуться от этого опасного заблуждения (о правомер­ных вариантах досмотра и изъятия предметов в ходе проведения ОРМ см. гл. 3.4—-3.5 настоящего издания).

Ошибка 9 — провокация преступления. В рамках ОРМ со стороны взяткодателя допускается провокация взятки и других преступлений, что можно квалифицировать по ст. 304 УК и как подстрекательство к соверше­нию других преступлений (ч. 4 ст. 33 и соответствующая статья Особенной части). Часто только в суде «всплывает» информация о том, что взяткода­тель говорил взяткополучателю примерно так: «Ну, прошу тебя, возьми деньги!». Взяткополучатель отказывался, но взяткодатель настоял на своем.

инициатива в получении взятки всегда должна исходить от взяткопо­

лучателя, что должно подтверждаться показаниями участвующих лиц,

другими доказательствами. Положительным моментом является нали­

чие аудио-, видеозаписи соответствующего разговора между взяткода­

телем и взяткополучателем. Но следователю необходимо лично убе­

дится, что содержание стенограммы разговора в точности соответству­

ет содержанию аудиозаписи;

о разграничении провокации взятки и правомерного проведения ОРМ

см. например, п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от

10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточниче­

стве и коммерческом подкупе».

Пленум, в частности отметил, что, решая вопрос о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 304 УК, суду надлежит проверять, не было ли предварительной договоренности с должностным лицом о согла­сии принять предмет взятки. При отсутствии такой договоренности и отказе принять предмет взятки или подкупа лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения пре­ступления либо шантажа, подлежит ответственности по ст. 304 УК. Вместе с тем Пленум указал, что не является провокацией взятки про­ведение предусмотренного законодательством ОРМ в связи с проверк. заявления о вымогательстве взятки.

Ошибка 10 — нарушен особый порядок. В соответствии с Консти­туцией РФ ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, теле­графных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища допускается только на основании судебного Рвения (ст. 23 и 2: ложения конкретизированы в ч. 2-6 ст. 8 ФЗ об ОРД. К сожалению, не

прослушивания телефонных переговоров без судебного решения, в

частности при наличии такого решения в отношении не того телефон­

ного номера, который реально прослушивался;

прослушивания телефонных переговоров в сроки за пределами уст

новленных судебным решением;

нарушение 24-часового срока уведомления суда и 48-часового срока

получения судебного решения «в случаях, не терпящих отлагательст­

ва» (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД);

получение судебного решения и проведение прослушивания в othod

нии лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлении,

не относящихся к категории тяжких или особо тяжких, а также лиц,

которые не могут располагать сведениями об указанных категориях

преступлений (ч. 4 ст. 8). Так, прослушивание проводится в отношении

подозреваемых по ч. 1 ст. 290 УК или оперативные подразделения не

обосновывают, почему те или иные лица - не подозреваемые (обви­

няемые) могут располагать вышеуказанными сведениями;

оперативное обследование жилого помещения проводится без судеб ного решения и (или) согласия проживающих в нем лиц. Часто не­добросовестные оперативные работники сначала проникают в жили­ще без согласия проживающего, а позднее берут у-него «подписку о

Все эти нарушения закона не только влекут признание недопустимыми будущих доказательств, но и могут стать основанием для возбуждения уголовного дела против оперативных работников по признакам преступле­ний, предусмотренных ст. 137—139, 286 и др. УК.

Ошибка 11 — не обеспечены гарантии неприкосновенности. В ношении таких категорий лиц, как депутаты Государственной Думы и чле­ны Совета Федерации (ст. 98 Конституции РФ), судьи всех уровней (съ 1 Конституции РФ), прокуроры или следователи прокуратуры (ст. < рального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), нарушения г; рантий неприкосновенности носят единичный характер. Между тем. вольно часто соответствующие нарушения допускаются в отношении ада катов, например при попытке изобличения их в покушении на дачу в В соответствие с ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проведение ОРМ и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельно­сти) допускается только на основании судебного решения. При этом не имеет значения, знали ли оперативные работники, что лицо, в отношении которого осуществляются ОРМ, имеет статус адвоката. Полученные таким образом сведения как минимум «подвергаются санкциям ничтожности».

Ошибка 12 — нет постановления о представлении результатов ОРД. В уголовном деле и в ДОУ отсутствует постановление о представле­нии результатов ОРД следователю (ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД; см. также обра­зец 3 приложения 1 настоящего издания). Часто это постановление по ошибке называют иначе — «постановление о передаче. », «постановление о направлении результатов ОРД по подследственности. » и т.п.

Согласно п. 10 и 17 Инструкции это постановление подготавливается в одном экземпляре и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатурного дела. Однако изучение практики показывает, что копия постановления обычно приобщается к материалам уголовного дела. Стоит ли это делать — вопрос тактики обвинения в судебной стадии уголовного судопроизводства. Нужно помнить, что в последнем варианте постановле­ние будет изучено стороной защиты в порядке ст. 217 УПК и его копия может остаться у защитника. Это же обстоятельство нужно учитывать и в отношении постановления о проведении ОРМ, в отношении других доку­ментов (см. гл. 3.3 настоящего издания).

Ошибка 13 — снова о ненадлежащем лице. Постановление о пред­ставлении результатов ОРД может быть утверждено ненадлежащим лицом. Однако согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД оно подписывается только руководи­телем органа, осуществляющего ОРД.

Разновидности ошибки — постановление утверждается заместителем начальника, начальником подразделения (например, заместителем начальни­ка РОВД — начальником МОБ, заместителем начальника УФСБ, начальни­ком СБ, ОБЭП, ОРЧ) и т.п. Эта малозначительное, казалось бы, нарушение, так же, как и ошибка 1 настоящей главы, имеет фатальный характер, т.е. мо­жет повлечь постановление оправдательного приговора.

Ошибка 14 — нет сопроводительного документа. К уголовному де­лу не приобщается сопроводительный документ (см. образцы 4 и 5 прило­жения 1 настоящего издания), подписанный руководителем органа — субъ­екта ОРД (п. 10 Инструкции). В отношении некоторых, а точнее практиче­ски всех документов, составляемых по результатам проведения ОРМ, нет обязательного требования их приобщения к материалам уголовного дела (см. гл. 2.2 и 2.3 настоящего издания). Но в нем все-таки должен быть со­проводительный документ, предусмотренный п. 10 Инструкции.

Ошибка 15 — нет описывающего документа. Для приобщения к уголовному делу не представляются документы, непосредственно описывающие проведение данного вида ОРМ: акты, справки, рапорта и т.п.1 Так, в деле имеются акт вручения технических средств, денег и далее только протокол обыска, в рамках которого изымаются помеченные купюры, и т.п. В результате все обстоятельства оперативного эксперимента не находят своего отражения в документах. Если оперативные работники в рамках судебного допроса не могут дать точные и непротиворечивые показания, сторона обвинения рискует «проиграть дело».

всегда составлять как минимум документ под названием «акт опера­тивного эксперимента» (см. образец 2 приложения 1 настоящего издания) и в нем подробно описывать все действия, события, обстановку, перечислять участвующих лиц и т.д.

следователям, государственным обвинителям необходимо подробно допрашивать лиц, участвовавших в проведении оперативного эксперимента.

Ошибка 16 — не оформлены изъятые предметы. Изымаемые в рам­ках ОРМ предметы, деньги, записанные аудио-, видеокассеты не оформля­ются надлежащим образом (номера денежных купюр, упаковка предметов, реквизиты печатей на упаковке, подписи участвующих лиц и т.п.; см. также образцы 4 и 5 приложения 1 настоящего издания). Это приводит к возраже­ниям со стороны защиты и сомнениям у суда по поводу относимости и достоверности формируемых доказательств.

Рекомендация: соответствующие предметы необходимо оформлять и документировать по правилам работы с вещественными доказательствами.

Ошибка 17 — нет приложений. В нарушение п. 15 и 19 Инструкции в резолютивной части постановления о представлении результатов ОРД сле­дователю (см. образец 3 приложения 1 настоящего издания) не перечисля­ются подробно подлежащие представлению конкретные документы. Иногда все-таки учиняется запись «приложения», но либо предметы не перечисле­ны и не описаны подробно, либо не указывается, что они упакованы, опеча­таны. Иногда все приложения описаны в сопроводительном письме, но не приведены в постановлении.

Рекомендация: оформить все тщательно и в обоих документах.