Руководства, Инструкции, Бланки

Учетная Политика Некоммерческой Организации На 2016 Год Образец img-1

Учетная Политика Некоммерческой Организации На 2016 Год Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1901 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учетная политика некоммерческой организации \ Консультант Плюс

Учетная политика некоммерческой организации

Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика некоммерческой организации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Учетная политика некоммерческой организации

Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
(ред. от 06.04.2015)
"Об утверждении положений по бухгалтерскому учету"
(вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) 6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Учетная политика некоммерческой организации

"Некоммерческие организации - налогообложение и бухучет"
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2015) ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Формы документов. Учетная политика некоммерческой организации

Форма: Учетная политика государственного (или муниципального) бюджетного учреждения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Форма: Учетная политика бюджетного учреждения ФГБОУ "Экономико-технологический институт питания" (образование, общая система налогообложения, имеет обособленное подразделение)
(Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2014)

Другие статьи

Учетная политика на 2016 год

Учетная политика на 2016 год: основные положения

Учетная политика на 2016 год – документ, в котором закрепляют выбранные способы бухучета, учитывающие специфику деятельности. Если важных положений нет, это считается грубым нарушением правил учета.

За грубое нарушение правил учета в статье 120 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф в размере 10 000 руб. (30 000 руб. если нарушение заметят в нескольких налоговых периодах). Кроме того, должностным дицам грозит административная ответственность. за первое в течение года нарушение штраф — 5000–10 000 руб. за повторное — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ ). Поэтому безопаснее проверить, зафиксированы ли у вас самые важные правила бухучета и расчета налога на прибыль.

Учетная политика на 2016 год для целей бухучета должна быть разработана и принята в каждой организации, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008 ). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008 ).

Из чего состоит учетная политика на 2016 год

Учетная политика на 2016 год должна включать в себя, в частности:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регистры бухучета;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

В этом документе закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике на 2016 год не обязательно. Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из общих положений и требований законодательства.

Учетную политику на 2016 год разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации.

Приведем основные положения, которые должны быть установлены в учетной политике на 2016 год.

Учетная политика на 2016 год: какие положения нужно учесть

Учетная политика некоммерческой организации

Учетная политика некоммерческой организации

Грамотно составленная учетная политика может помочь избежать спорных ситуаций по ведению учета в некоммерческой организации.

Среди главных бухгалтеров некоммерческих организаций (НКО) встречается мнение, что они могут не составлять приказ об учетной политике. Но ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете " требует, чтобы организация, независимо от ее организационно-правовой формы, имела учетную политику, утвержденную ее руководителем. Это требование является необходимым условием деятельности любой организации, в том числе некоммерческой.

Некоммерческие организации создаются в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, благотворительных ассоциаций и фондов для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей, направленных на достижение общественных благ. Для любой некоммерческой организации учетная политика является распорядительным документом, без которого невозможны построение и ведение системы бухгалтерского учета.

Общая норма законодательства требует, чтобы учетная политика составлялась в соответствии с положениями ПБУ 1/ "Учетная политика организации". утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 №106н. В первую очередь этот документ определяет бухгалтерский учет коммерческой деятельности, а вот нормативного документа, более или менее четко регламентирующего порядок формирования учетной политики для целей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, при отсутствии коммерческой деятельности, в настоящее время, к сожалению, не существует. В связи с этим, различные неурегулированные вопросы НКО предстоит решать самостоятельно, для этого принятые решения фиксируются в учетной политике. Арбитражные суды при решении спорных вопросов принимают во внимание выбор, сделанный НКО в приказе об учетной политике.

Материалы по теме

Заставь учетную политику работать на благо компании

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Именно он определяет систему организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.

Безусловно, при формировании учетной политики надо исходить из того, что:

  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

    При составлении учетной политики допускаются четыре предположения, от которых отталкиваются при описании системы учета (п. 5 ПБУ 1/2008) в организации:

  • полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

    Исходя из практических сторон составления учетной политики для НКО, можно порекомендовать также:

  • отражать в учетной политике только те нормы законодательства, по которым организации предоставляется выбор из двух или более вариантов, не надо переписывать цитаты из ПБУ или Налогового кодекса РФ, если выбор варианта законодательством не предусматривается;

  • не осуществлять в учетной политике выбор из вариантов ведения учета, если в организации такие финансово-хозяйственные операции осуществлять не предполагается, поскольку ее можно дополнять, если такие операции появятся;

  • можно не составлять учетную политику на 2010 год, если учетная политика, действующая в 2009 году, организацию полностью устраивает;

  • не копировать учетную политику другой некоммерческой организации, поскольку необходимо учитывать особенности ведения деятельности в своей НКО, что практически никогда не совпадает полностью с другой организацией;

  • при формировании раздела, посвященного документообороту, прописывать должности ответственных лиц, а не их фамилии, так как изменить учетную политику в течение года по такому основанию как повышение в должности или увольнение сотрудника, будет невозможно;

  • можно не представлять учетную политику в налоговые органы без письменного запроса в адрес этой организации, поскольку действующее законодательство к этому не обязывает;

  • не нужно разрабатывать отдельный порядок для обособленных подразделений НКО, так как учетная политика применяется всей организацией - головным и обособленными подразделениями (п. 9 ПБУ 1/2008).

    Учетная политика для бухгалтерского учета

    Для некоммерческих организаций, создающих учетную политику впервые, следует учитывать следующее. Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008). В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", учетная политика включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля над хозяйственными операциями;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    НКО, работающие не первый год, уже ранее разрабатывали учетную политику, поэтому перед началом каждого года им нужно лишь, в случае необходимости, внести в нее изменения и дополнения. Но это при условии, что данный распорядительный документ описывает в полной мере всю систему учета организации и отвечает требованиям действующего законодательства.

    Основания для изменения учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/2008. К ним относятся:

  • изменение законодательства РФ;

  • разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;

  • существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т. п.

    При этом согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

    С 2008 года некоммерческие организации, также как и субъекты малого предпринимательства, имеют право не применять ПБУ 18/02. Об этом говорится в новой редакции п. 2 ПБУ 18/02. Значит, некоммерческие организации, как и малые предприятия, в учетной политике по бухгалтерскому учету должны указать, решили они применять они данное ПБУ или нет.

    Нужно учитывать то, что НКО в своей деятельности руководствуются нормами Закона о некоммерческих организациях (Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ ).

    Основным источником покрытия расходов является целевое финансирование НКО, состоящее из:

  • финансового обеспечения, в виде субсидии на возмещение нормативных затрат организации, при оказании им социальных услуг в соответствии с заданием учредителя;

  • добровольных имущественных взносов и пожертвований, получаемых от различных фондов, юридических и физических лиц;

  • других, не запрещенных законом источников целевых поступлений.

    Средства от оказания платных услуг, направляемые на ведение уставной деятельности и развитие организации, также являются одним из источников финансирования расходов учреждения, но такие доходы от предпринимательской деятельности не могут быть признаны целевым финансированием деятельности НКО. Эти средства признаются собственными доходами, полученными от коммерческой деятельности НКО, их порядок учета является отдельным вопросом учетной политики.

    Если при выполнении целевой программы, расходы на содержание аппарата управления предусмотрены сметой доходов и расходов, то их списание следует осуществлять за счет конкретной целевой программы. Если ни одной целевой программой, расходы на содержание аппарата управления не предусмотрены, то можно порекомендовать отразить в учетной политике организации порядок распределения расходов на содержание аппарата управления НКО.

    Некоммерческие организации могут ориентироваться на нормы других документов, например действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94н. На основе их рекомендаций НКО организует раздельный синтетический и аналитический учет средств целевого финансирования, что прописывается в методологическом разделе учетной политики. Здесь можно указать свой порядок учета для каждого источника средств целевого финансирования (по назначению и в разрезе самих источников), учитывая то, что средства целевого финансирования занимают существенное место в деятельности организации. Специального порядка отражения в бухгалтерском учете перерасхода целевых средств для некоммерческой организации, нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлено. Следовательно, организация, руководствуясь общеустановленными правилами бухгалтерского учета, должна установить т акой порядок самостоятельно и закрепить его в своей учетной политике

    Говоря о целевом финансировании, отражаемом на счете 86, следует вспомнить о порядке признания доходов. В систему бухгалтерского учета доходов и расходов заложен метод начисления, который следует применять по отношению ко всем операциям, в том числе и к средствам целевого финансирования.

    Следующий вопрос, который должен быть отражен в учетной политике, имеет отношение к учету основных средств (ОС).

    Согласно п. 4 ПБУ 6/01. НКО признает в бухгалтерском учете, в качестве основных средств, имущество, одновременно удовлетворяющее следующим условиям:
    1. НКО имеет право собственности на данный объект;
    2. объект предназначен для использования в уставной деятельности, направленной на достижение целей создания данной НКО или для ее управленческих нужд;
    3. объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    4. организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта.

    При этом целесообразно организовать раздельный учет имущества, приобретенного за счет целевых поступлений и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Способ ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике. Некоммерческая организация может использовать имущество, приобретенное за счет прибыли от предпринимательской деятельности, как на ведение уставной, так и предпринимательской деятельности одновременно. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ. имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации.

    Однако, если имущество используется в деятельности приносящей доход, и приобретено за счет средств от такой деятельности, то необходимо начислять амортизационные отчисления в общеустановленном порядке. Отнести расходы на его приобретение напрямую к какому-то одному направлению коммерческой деятельности в этом случае невозможно.

    Также в учетной политике НКО следует указать стоимостный лимит отнесения имущества к объектам ОС (в интервале до 20 000 руб.). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Порядок контроля отражается в учетной политике.

    Метод начисления износа можно не указывать, так как для объектов ОС некоммерческих организаций ПБУ 6/01 утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26н предусмотрен лишь один метод списания стоимости ОС - линейный. Также с помощью Учетной политики нужно определиться с резервом на ремонт ОС (создавать или нет).

    Услуги НКО может оказывать на бесплатной основе (за счет средств целевого финансирования), а также на платной основе (за счет поступлений от заказчиков). Доходы и расходы от оказания таких услуг в учете следует разграничить в связи с тем, что они относятся к разным источникам финансирования. Для этого необходимо определиться со счетами учета доходов и расходов. Предпочтение следует отдать счетам учета доходов и расходов из коммерческого Плана счетов. НКО не следует забывать о формировании отдельного финансового результата от оказания платных услуг.

    Кроме того, возникает проблема с общехозяйственными расходами - по оплате труда административно-управленческого персонала, по аренде помещений, оплате услуг банка, транспортных расходов, услуг связи и т. д.

    По мнению налоговых органов, указанные расходы не подлежат распределению расчетным путем и не могут покрываться за счет доходов от предпринимательской деятельности. Финансирование подобных расходов должно осуществляться за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, а также за счет прибыли, оставшейся в распоряжении НКО. Но НК РФ не содержит запрета на распределение подобных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью организации, поэтому арбитражные суды часто руководствуются нормой, содержащейся в учетной политике НКО.

    С целью формирования рыночной цены платных услуг, НКО следует прописать в учетной политике порядок определения себестоимости оказываемых услуг. Данный порядок, в свою очередь, должен базироваться на методике ведения раздельного бухгалтерского учета операций в части некоммерческого направления и оказания платных услуг НКО. Эти вопросы нормативными актами для НКО не регламентированы, поэтому организации придется самостоятельно решать, как делить расходы и доходы и определять себестоимость оказания услуг. Организациям можно рекомендовать воспользоваться общим подходом: стоимость услуги формируется из суммы прямых и косвенных затрат, первые прямо увеличивают стоимость услуги, а вторые - после распределения между всеми объектами калькулирования. Заметим, что порядок определения себестоимости услуг является одним из самых важных элементов учетной политики НКО, так как от него зависят цена платных услуг и финансирование бесплатных услуг, оказываемых населению.

    В отношении платных услуг и связанных с ними расходов, НКО может руководствоваться коммерческими стандартами - ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Это означает, что НКО следует определиться с классификацией коммерческих поступлений (выплат) и соответствующих расходов: какие из них учитывать в составе выручки (затрат) по обычным видам коммерческой деятельности, а какие - в составе прочих доходов (расходов) организации. Действующие бухгалтерские стандарты предоставляют в этом вопросе право выбора - для того чтобы его правильно сделать, НКО нужно учитывать характер своей предпринимательской деятельности, виды доходов (расходов) и условия их получения (выплаты). Например, выручку от оказания платных услуг населению (расходы, связанные с оказанием платных услуг) следует относить к доходам (расходам) по основным видам деятельности (счет 90). Другие поступления и выплаты, например связанные с предоставлением имущества в аренду или имеющие отношение к финансовым вложениям НКО, могу т быть учтены в составе прочих доходов и расходов (счет 91) при условии, что эти операции не являются предметом основной коммерческой деятельности НКО или являются разовыми операциями.

    По нематериальным активам некоммерческие организации амортизацию не начисляют, поэтому в Учетной политике НКО не нужно описывать способ начисления амортизации. Достаточно установить срок полезного использования и списать НМА по окончании этого срока.

    В отношении МПЗ для НКО в ПБУ 5/01 не содержится отдельных требований, указывающих на то, что данный документ используется только коммерческими фирмами.

    В целях организации надлежащего контроля за движением и сохранностью МПЗ, до передачи их в эксплуатацию, НКО отражает материалы на счетах учета МПЗ. В учетной политике некоммерческой организации следует прописать оценку запасов при их выбытии и отпуске в эксплуатацию (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения запасов). Оценка по средней себестоимости, которая является наиболее распространенным способом, предполагает выбор взвешенной или скользящей оценки. Первая определяется по среднемесячной фактической себестоимости запасов, когда в расчет включаются количество и стоимость МПЗ на начало периода и все поступления за отчетный период (месяц). Вторая определяется исходя из количества и стоимости МПЗ на начало отчетного периода и всех поступлений до момента отпуска материалов в эксплуатацию. Метод средневзвешенной оценки является достаточно простым и это одно из преимуществ по сравнению со способом скользящей оценки, что ин огда предопределяет выбор в учетной политике в пользу первого метода.

    Здесь перечислены лишь основные активы, которыми может располагать НКО, на самом деле их бывает и больше. Некоммерческой организации нужно их правильно классифицировать с тем, чтобы дать в учете их объективную текущую стоимостную оценку. В случае наличия нестандартных активов (обязательств) или при возникновении не урегулированных законодательством вопросов организация может воспользоваться п. 7 ПБУ 1/2008, разработав и закрепив в учетной политике свой порядок учета, не противоречащий законодательству.

    Налоговая учетная политика

    Некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). По ведению коммерческой деятельности у НКО также возникает необходимость определиться с Учетной политикой для налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    НКО ведут свою уставную деятельность за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Основная особенность этих средств заключается в том, что средства целевого финансирования направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления - на ведение уставной деятельности некоммерческих организаций.

    Даже если некоммерческая организация не ведет коммерческую деятельность, то в соответствии с требованиями НК РФ, она обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. Способ ведения раздельного учета должен быть прописан в учетной политике организации.

    Налоговая политика НКО отражает: порядок формирования сумм доходов и расходов; порядок определения доли расходов в текущем периоде; порядок создания резервов; сумму задолженности бюджету по налогу на прибыль; перечень лиц, ответственных за ведение налогового учета, за его организацию, за график документооборота, формы первичных документов; регистры налогового учета.

    Налог на прибыль

    Для некоммерческих организаций к необлагаемым налогом на прибыль доходам в виде целевых поступлений ст. 251 НК РФ относит вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают товариществу от собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу от их членов.

    Чтобы указанные суммы не облагались налогом, к ним предъявляются следующие требования:

  • членские взносы, их размер и периодичность уплаты должны быть предусмотрены уставом организации. Они могут быть направлены на содержание аппарата управления, но не на оказание услуг в пользу отдельных членов организации;

  • в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ. пожертвования можно делать только гражданам, лечебным воспитательным, учебным, научным учреждениям, фондам, музеям, общественным и религиозным организациям, государству и муниципалитетам. Не перечисленные в этой статье ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, автономные некоммерческие организации, профсоюзные организации, не вправе получать пожертвования.

    НКО, применяющая общий режим налогообложения, исчисляет и уплачивает налог на прибыль от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 246 НК РФ. Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, не подлежит распределению между учредителями некоммерческой организации в виде дивидендов, а должна направляться на ведение уставной деятельности. На основании требований ст. 26 Закона N 7-ФЗ, после уплаты налога на прибыль в бухгалтерском учете, прибыль от предпринимательской деятельности учитывается как источник осуществления уставной деятельности организации и формирования ее имущества в соответствии со сметой.

    Прибыль, полученную от предпринимательской деятельности по итогам отчетного года, некоммерческие организации должны списать с дебета счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в кредит счета 86 "Целевое финансирование". Для обособленного учета прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, к счету 86 можно открыть субсчет "Прибыль от предпринимательской деятельности".

    В соответствии со ст. 313 НК РФ. система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. В связи с этим некоммерческая организация должна разработать методику организации раздельного налогового учета целевых поступлений и целевых расходов, а также их разделение в рамках каждого вида деятельности и закрепить ее в Учетной политике для целей налогообложения.

    На основании требований п. 14 ст. 250 НК РФ. при использовании целевых поступлений и средств целевого финансирования не по целевому назначению, указанные средства и поступления признаются внереализационным доходом некоммерческой организации и включаются в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. При этом включение средств целевого финансирования, использованных не по назначению, в состав доходов некоммерческой организации осуществляется в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению, либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись в соответствии с подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ.

    Налоговый учет должен быть основан на первичных документах, получаемых и формируемых при ведении бухгалтерского учета. Также использование поступивших средств признается нецелевым, если документы, подтверждающие расходы не соответствуют требованиям законодательства. Поэтому в учетной политике НКО должно отразить применяемые формы первичных документов. Например, путевые листы должны иметь форму, разработанную НКО и при наличии всех необходимых реквизитов, предусмотренных Приказом Минтранса №152.

    Объектом налогообложения прибыли организации, является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ ).

    Следовательно, расходы на ведение уставной деятельности не включаются в состав расходов, связанных с предпринимательской деятельностью некоммерческой организации, и не учитываются в налоговой базе при расчете налога на прибыль.

    Правда, ряд независимых экспертов считают, что общехозяйственные расходы некоммерческая организация может распределить между коммерческой и некоммерческой деятельностью в том порядке, который установлен п. 1 ст. 272 НК РФ. Чтобы общие расходы распределять пропорционально доле соответствующего дохода в общей сумме доходов, полученных НКО, необходимо самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике для целей налогообложения экономически обоснованный порядок распределения общехозяйственных расходов между уставной и предпринимательской деятельностью.

    Налог на добавленную стоимость

    Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются все организации и НКО из этого перечня не исключены. Получаемые НКО целевые средства не связаны с реализацией работ, выполнением услуг, на этом основании целевые и членские взносы, пожертвования, гранты, бюджетные ассигнования и т.п. не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

    При этом в НК РФ для отдельных НКО предусмотрено освобождение от НДС совершаемых ими операций. Так, на основании с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Если НКО реализует товары, работы, услуги, то они могут попадать под иные льготы, или пониженные ставки, предусмотренные НК РФ.

    НДС, уплаченный при приобретении имущества, услуг НКО, учитывается в стоимости этого имущества (услуг). Если имущество и приобретаемые работы и услуги некоммерческие организации используют как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, то суммы налога принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения. Способ ведения раздельного учета "входного" НДС организация определяет сама в Учетной политике, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ. При отсутствии раздельного учета, НКО теряет право на налоговый вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС.

    В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ. объектом налогообложения не признается операция по передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, а также передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций ".

    Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) собственными силами является одним из самостоятельных объектов обложения НДС. Даже если НКО, по совершаемым ею операциям, освобождена от уплаты НДС, то при строительстве хозяйственным способом на СМР, выполненные собственными силами, следует начислять НДС последним числом каждого налогового периода.

    В ряде случаев можно применить налоговые вычеты по НДС. В отношении выполнения СМР для собственного потребления, вычеты условно можно разделить на три вида в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ.

  • предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства;

  • предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

  • исчисленные налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления.

    В отношении первых двух видов вычетов никаких ограничений в НК РФ нет. Следовательно, НКО при выполнении СМР за счет целевых средств объекта, предназначенного для уставной деятельности, имеет право, при уплате НДС в бюджет, на налоговый вычет по НДС по работам подрядчика, по материалам и услугам, связанным со строительством.

    В отношении третьего вида вычетов следует отметить, что, если имущество не предназначено для совершения операций, облагаемых налогом, и если стоимость имущества не подлежит включению в расходы (в том числе через амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций, вычет применить нельзя. НДС, начисленный со стоимости СМР для собственного потребления, будет включен в первоначальную стоимость строящегося объекта.

    С 01.01.09 Федеральным законом от 26.11.08 № 224-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 172 НК РФ и теперь момент определения налоговой базы по СМР для собственного потребления совпадает по времени с возникновением права на применение вычетов по СМР. Это значит, что начисленный НДС со стоимости СМР по итогам текущего квартала, принимается к вычету в том же квартале в той же сумме.

    Разумеется, данная норма не распространяется на организации, которые будут использовать построенные объекты недвижимости в необлагаемых НДС операциях, а значит, не относится к некоммерческим организациям, которые строят за счет целевого финансирования и используют построенный объект в уставной деятельности.

    ФНС РФ в Письме от 26.11.08 № ШС-6-3/862@. дала разъяснения по вопросу применения вычетов по НДС по объектам недвижимости. ФНС сообщает, что нормы ст. 171 НК РФ позволяют принять к вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, в полном объеме, независимо от того, что строящиеся объекты предназначены для использования в операциях, не облагаемых НДС. Но после ввода таких объектов в эксплуатацию следует применять положения п. 6 данной статьи НК РФ и восстановить НДС в размере 1/10 принятой ранее к вычету соответствующей доли. Доля необлагаемых товаров, работ, услуг в общей доле отгруженных товаров для целей восстановления НДС определяется один раз в год на 31 декабря. Положения данного Письма и нормы ст. 171 НК РФ применяются и в отношении НКО.

    Пример

    Некоммерческая организация в 2009 году ввела в эксплуатацию офисное здание, которое используется в деятельности, не облагаемой НДС. Здание построено собственными силами с привлечением подрядных организаций. НДС со стоимости СМР, выполненных собственными силами, отнесен на увеличение первоначальной стоимости здания, а НДС, уплаченный по счетам-фактурам, полученным от подрядчиков в сумме 1600 000 руб. был принят к налоговому вычету. В 2009 году у НКО была облагаемая НДС операция - продажа имущества на сумму 472 000 руб. в том числе НДС – 72 000 руб. Сумма целевых поступлений за год составила 24 000 000 руб. Доля необлагаемых доходов в общей сумме доходов составит 0,9836 (24 000 000:24 400 000 руб.). Десятая часть НДС, принятого к вычету по подрядным работам, составит 160 000 руб. (1600 000 руб. 10). Определим сумму НДС, подлежащую восстановлению 31.12.09. Она будет равна 157 376 руб. (160 000 руб. x 0,9836).

    Таким образом, организация в течение 10 лет будет восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету. Неясным остается только вопрос о правомерности распространения этой нормы на НКО, поскольку они не начисляют амортизацию по объектам недвижимости, так как не используют их в деятельности, приносящей доход. Проблема в том, в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ восстановление НДС по объектам недвижимости производится, начиная с момента начисления амортизации по данному объекту. Прямого указания о порядке восстановления НДС по недвижимости, в отношении НКО, в НК РФ нет. Кроме того, сумма налога, подлежащая восстановлению, учитывается в составе прочих расходов. А если у НКО нет прочих доходов, будет увеличиваться убыток.

    В статье рассмотрены вопросы составления учетной политики для НКО, применяющей общую систему налогообложения, но и организации, применяющие УСН не избавлены от необходимости ее составления, тем более, что им необходимо вести бухгалтерский учет основных средств и кассовых операций. Учет доходов и расходов для целей налогового учета производится во многом по правилам главы 25 НК РФ. с учетом ограничений, установленных в главе 26.2.

    В зависимости от тщательности разработки учетной политики некоммерческая организация может значительно уменьшить количество проблем, которые возникают у нее во время камеральной или выездной документальной проверки налоговых органов. Необходимо учесть все отраслевые особенности деятельности НКО и при наличии неопределенности в действующем законодательстве выбранный вариант ведения бухгалтерского или налогового учета включить в учетную политику.

    Ивченко Татьяна – аудитор, налоговый консультант, генеральный директор ООО «Аудит-Эксперт»

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

  • Учетная политика организации на 2016 год образец

    Учетная политика организации на 2016 год образец

    Учетная политика организации на 2016 год — удобный инструмент, который можно выгодно использовать во время экономических неурядиц. Тонкая настройка способов учета, прописанных в учетной политике организации, поможет сэкономить налоги, спрятать убытки или улучшить показатели баланса. Как все правильно сделать, читайте в статье и скачайте образец учетной политики организации на 2016 год.

    Новые налоговые правила требуют от компаний не просто утвердить учетную политику организации на 2016 год по прибыли новым приказом, а внести в нее серьезные изменения. К тому же правила учета стоит скорректировать из-за сложностей в экономике. В зависимости от целей с помощью учетной политики на 2016 год можно манипулировать доходами и расходами — снижать прибыль или убирать убытки из декларации. В конце статьи есть готовый образец учетной политики организации на 2016 год.

    Дополнение учетной политики на 2016 год по прибыли

    Способ учета инвентаря и спецодежды. С 1 января 2015 года стоимость инструментов, инвентаря, спецодежды и другого неамортизируемого имущества можно списывать не сразу, а постепенно (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если компания планирует выбрать такой способ, об этом надо написать в учетной политике организации на 2016 год.

    Если финансовые результаты близки к убыткам, стоит списывать расходы постепенно. Например, пропорционально объему выпущенной продукции или исходя из сроков использования актива. То есть можно выбрать такой же способ, как в бухучете (приказ Минфина России от 26.12.02 № 135н). Расходы компания не потеряет, а растянет во времени. Это позволит избежать лишнего внимания налоговиков.

    Новые правила применимы ко всем материалам, которые компания введет в эксплуатацию с 2015 года. Но если компания планирует списать побольше расходов, учет менять не стоит.

    Компания 18 января ввела в эксплуатацию инструмент стоимостью 15 000 рублей. Срок службы актива - 24 месяца.

    Прежний способ. Актив стоит менее 40 тыс. рублей, поэтому в январе организация спишет в расходы 15 тыс. рублей.

    Новый способ. Компания решила списывать стоимость актива постепенно, исходя из срока службы актива. Начиная с февраля компания будет списывать в расходы ежемесячно 625 руб. (15 000 руб. 24 мес.)

    Резерв по сомнительным долгам

    В налоговом учете компания может по желанию создавать резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). В этом году можно с выгодой пересмотреть учетную политику организации на 2016 год .

    За счет резерва можно заранее списывать долги ненадежных контрагентов, а значит увеличить расходы и заплатить меньше налога на прибыль. Если с даты просрочки оплаты прошло более 90 дней, дебиторку можно полностью списать в резерв. При просрочке от 45 до 90 дней зарезервировать можно 50 процентов от долга. Правда, у резерва есть ограничения — учитывать в нем можно только долги, не обеспеченные гарантиями, возникшие в связи с реализацией, и не более 10 процентов от выручки отчетного периода.

    Резерв на отпуска в учетной политике организации

    В 2015 году изменились тарифы страховых взносов, которые влияют на сумму резервов на отпуска. В частности, увеличатся фиксированные дополнительные тарифы, по которым компания начисляет взносы с доходов работников, занятых во вредных или опасных условиях труда. Теперь они равны 6 и 9 процентам (раньше 4 и 6 процентов). Поэтому, если компания создает резервы на отпуска в налоговом учете, их сумму надо пересчитать.

    За счет резерва можно распределить расходы равномерно и не допустить скачков в летние месяцы. Тогда можно избежать убытков в этот период. А значит, меньше рисков попасть на налоговые комиссии. Если для компании это важно, то стоит в учетной политике закрепить правило о формировании резервов.

    Если компания решила списывать отпускные за счет резерва, для удобства можно поделить всех сотрудников на две группы — работающих в обычных условиях и вредных. Для первой группы надо посчитать резерв с учетом общего тарифа в 30 процентов. Для второй группы — с учетом общего и дополнительного тарифов. Кроме того, если у компании есть временно пребывающие иностранцы, их стоит выделить в отдельную группу. За них компания платит 22 процента в ПФР и 1,8 процента в ФСС.

    Изменение учетной политики на 2016 год по прибыли

    Способ списания материалов. С 2015 года из кодекса исключили метод ЛИФО для определения стоимости списанных материалов или товаров. Если компания использовала этот метод, то теперь ему надо найти замену. Есть три варианта — ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов. Чтобы сблизить учеты, стоит выбрать тот же способ оценки, что и в бухучете. Причем методы можно комбинировать, используя разные способы для различных групп сырья.

    Компании, которая планирует снизить налоговую нагрузку, стоит выбрать способ, позволяющий списать больше расходов. В условиях растущих цен метод ФИФО (первым пришел — первым выбыл) невыгоден. Его стоит использовать в обратной ситуации — если компания хочет уменьшить убытки. Способ по средней стоимости удобен при большом ассортименте товаров. Плюс его в том, что компания спишет усредненную стоимость. Метод по единице запасов позволяет учесть товары по фактической цене закупки. Но его стоит применять, если компании могут отследить, из какой партии продают товары.

    На складе компании 10 000 товаров стоимостью 800 000 руб. Цена одной штуки — 80 руб. (800 000 руб. 10 000 шт.). В январе компания покупает две партии: 2000 шт. за 220 000 руб. 1000 шт. за 90 000 руб. Общее число товаров 13 000 шт. (10 000 + 2000 + 1000). Их стоимость — 1 110 000 руб. (800 000 + 220 000 + 90 000). В течение месяца продано 6000 товаров. Остаток на конец месяца — 7000 шт. (13 000 – 6000).

    Метод ФИФО. В расходы компания списывает товары из остатка на складе. Стоимость списанных товаров — 480 000 руб. (6000 шт. × 80 руб.).

    По средней стоимости. Средняя стоимость одного товара — 85,39 руб. (1 110 000 руб. 13 000 шт.). В расходы можно списать 512 340 руб. (6000 шт. × 85,39 руб.).

    По стоимости единицы. Компания продала 3000 шт. — из остатков на складе, 1700 шт. — из первой партии, 1300 шт. — из второй. Стоимость одного товара из первой партии — 110 руб. (220 000 руб. 2000 шт.), из второй — 90 руб. (90 000 руб. 1000 шт.). Расходы равны 544 000 руб. (3000 шт. × 80 руб. + 1700 шт. × 110 руб. + 1300 шт. × 90 руб.). То есть, если компания продает сначала самые дорогие товары, можно списать расходы быстрее.

    Перечень прямых и косвенных расходов

    Перечень прямых и косвенных расходов компания определяет сама в учетной политике организации на 2016 год. Их можно использовать, чтобы увеличить или уменьшить расходы в налоговом учете.

    Если у компании есть имущество, которое используется в нескольких видах деятельности, амортизацию можно списать в косвенных расходах. Аргумент — невозможно определить, сколько времени актив используется в производстве и прочей деятельности. Правда, выгодную позицию иногда удается защитить только в суде (постановление ФАС Центрального округа от 04.08.2014 № А36-4628/2013). Если надо сократить расходы, можно поступить наоборот — максимум затрат учитывать как прямые. В этом случае претензий со стороны инспекции быть не должно.

    Исключение из учетной политики на 2016 год

    Способ нормирования процентов. С 2015 года проценты по кредитам можно учитывать в расходах полностью. Раньше только в пределах лимита: 1,8 ставки ЦБ — по рублевым кредитам, 0,8 ставки — по валютным. В новом правиле есть исключение — контролируемые сделки. Проценты по ним можно списать полностью, если сумма не превышает рыночные цены (разд. v. 1 НК РФ).

    Проценты по кредитам выросли, поэтому поправка в кодекс как нельзя кстати. Чтобы списать максимум расходов, положение о порядке нормирования надо исключить из учетной политики организации на 2016 год. Иначе есть риск, что инспекторы на проверке потребуют нормировать проценты, если компания сама себя ограничит в учетной политике организации .

    Ниже смотрите приказ об утверждении учетной политики организации для целей налогообложения и приложение к нему - образец учетной политики организации на 2016 год .

    Образец учетной политики организации на 2016 год


    Приложение 1
    к приказу № 58
    от 30 декабря 2015 г.

    Учетная политика для целей налогообложения


    Налог на прибыль организаций


    Порядок ведения налогового учета

    1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

    2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1. Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

    3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

    Учет амортизируемого имущества

    4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ.
    Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.
    Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.
    Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.
    Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

    8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.
    Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    9. К основной норме амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, может применяться специальный коэффициент в размере 2. К основной норме амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, может применяться специальный коэффициент в размере 3 (за исключением основных средств, относящихся к первой–третьей амортизационным группам). Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.
    Основание: подпункт 1 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

    10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.
    Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

    11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости.
    Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

    12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
    Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

    13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.
    Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

    14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.
    Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

    15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.
    Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

    16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.
    Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

    17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.
    Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

    18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.
    Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

    19. К прямым расходам на производство продукции относятся:
    • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
    • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
    • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
    • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.
    Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

    20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.
    Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

    21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).
    Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

    22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.
    Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

    Порядок расчета авансовых платежей

    23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
    Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

    24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.
    Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

    Налог на добавленную стоимость

    25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.
    Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

    26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.
    Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

    27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

    28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:
    • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
    • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
    • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.
    Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового
    кодекса РФ.

    29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.
    Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

    30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности. Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.
    Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

    Главный бухгалтер А.С. Глебова

    Образцы учетной политики организации на 2016 год

    Для компаний разных отраслей деятельности:

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое