Руководства, Инструкции, Бланки

Уведомление О Начале Процедуры Реорганизации Образец img-1

Уведомление О Начале Процедуры Реорганизации Образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1843 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Уведомление о начале процедуры реорганизации: порядок подачи и образец заполнения

Уведомление о начале процедуры реорганизации по форме р12003

Реорганизация юридического лица с точки зрения гражданского законодательства – совокупность процедур по изменению структуры фирмы, результатом которых является передача ее прав и обязательств правопреемнику. По сути, это ликвидация организации с образованием на ее основе одной или нескольких бизнес-единиц.

Под рассматриваемое понятие попадают смена организационно-правовой формы, слияние двух и более компаний в одну, «развод» партнеров по бизнесу с делением фирмы и прочие действия, предусмотренные гл. 5 закона об ООО. Когда решение о судьбе «детища» принято, первое, что нужно сделать – уведомление о начале процедуры реорганизации.

Порядок извещения о начале реорганизации фирмы

Отправной точкой для начала процесса реорганизации является решение, принятое учредителями общества. Единственный участник фиксирует его соответствующим документом, а по результатам общего собрания нескольких совладельцев оформляется Протокол. С этого момента в трехдневный срок необходимо известить регистрирующий орган, после чего разместить сообщение в СМИ и связаться с кредиторами:

  1. Первым делом нужно заявить об изменениях в ИФНС. С конца 2014 года уведомление о начале процедуры реорганизации для налоговой инспекции изменило свою форму. Приказом ФНС № ММВ-7-14/556@ от 28 октября старый бланк С-09-4 был отменен, и вместо него введен новый – р12003. На основании данного документа в ЕГРЮЛ делается пометка, что юридическое лицо находится в состоянии реорганизации. Если в процедуре участвуют несколько фирм, вопросами извещения заинтересованных инстанций занимается та, которая вступила в процесс последней. Реорганизуемые компании могут совместным решением назначить конкретное ответственное лицо.
  2. Следующие 5 дней после сообщения о начале реорганизации – срок, установленный для уведомления кредиторов. Текущие обязательства упраздняемого ООО не прекращаются, а переходят к правопреемнику. Однако контрагенты вправе потребовать их досрочного исполнения. Каждая из участвующих в реорганизации компаний должна самостоятельно известить своих кредиторов.
  3. С момента фиксации в ЕГРЮЛ данных о начале реорганизации у фирмы возникает обязанность публично разместить информацию для широкого круга лиц. Единое объявление от имени всех участвующих компаний о сроках и форме предстоящей реорганизации, о будущем правопреемнике публикуется в «Вестнике госрегистрации» дважды: сразу после изменений в реестре юрлиц и еще раз - через месяц. Параллельно участники процесса проводят предусмотренные законом мероприятия.

На этом все заинтересованные лица считаются оповещенными. После выхода второй публикации в СМИ можно приступать к завершающему этапу реорганизации.

Требования к заполнению формы р12003

Для заполнения уведомления о начале процедуры реорганизации предназначена форма р12003 (Приказ ФНС №ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012 г. Приложение №3). Требования к оформлению этого документа стандартны для всех бланков, разработанных налоговым ведомством:

  • допускается внесение информации в пустой распечатанный бланк вручную, черной ручкой;
  • при формировании извещения в машинописном варианте используется шрифт Courier New № 18;
  • разрешены только заглавные буквы.

Заявление составляется от имени генерального директора упраздняемого ООО или другого лица, наделенного полномочиями представлять организацию без доверенности. Подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению.

Образец заполнения формы р12003

Уведомление о реорганизации заполняется следующим образом.

Титульный лист

Первый лист нумеруется - «001». Далее в п. 1 указываем причину подачи уведомления – «1».

Для определения формы реорганизации в п.2 необходимо проставить соответствующий код:

  • преобразование – «1»;
  • слияние – «2»;
  • разделение – «3»;
  • выделение – «4»;
  • присоединение – «5»;
  • разделение с одновременным присоединением – «6»;
  • выделение с одновременным присоединением – «7»;
  • разделение с одновременным слиянием – «8»;
  • выделение с одновременным слиянием – «9».

П. 3 ставим цифру, равную числу организаций, образуемых в процессе реорганизации. Заполняется во всех случаях за исключением присоединения и преобразования.

Лист А

Данный лист содержит данные на юрлицо, подлежащее реорганизации:

  1. П. 1 – номера ОГРН и ИНН, наименование ООО с указанием организационно-правовой формы – в соответствии с ЕГРЮЛ.
  2. П. 2 – заполняется при реорганизации в формах, обозначенных на первом листе под кодами от «5» до «9» включительно. Выбирается цифра, соответствующая состоянию юрлица по окончании процедуры.
  3. П. 3 в нашем случае остается пустым. Он предназначен для уведомления об отмене ранее запланированной реорганизации.

Если в процедуре участвует несколько фирм, на каждую из них оформляется отдельный лист А.

Лист Б

Вносим сведения о заявителе на странице 1 листа Б:

  • п.1 – название и реквизиты компании, представитель которой подает уведомление (заполняется аналогично п.1 предыдущего листа);
  • п.2 – статус заявителя (если директор – «1», другой сотрудник - «2», третье уполномоченное лицо – «3»);
  • п.3 – заполняется, если фирмой руководит управляющая компания;
  • п.4 – данные заявителя – физического лица (ФИО, сведения о рождении и ИНН).

На странице 2 листа Б продолжаем заполнять информацию о гражданине:

  • данные паспорта;
  • адрес места жительства:
  • телефон для контакта (при подаче заявления через коммуникационные каналы связи – e-mail).

Страницу 3 оформляем в нотариальной конторе: ставим собственноручную подпись заявителя с указанием ФИО и выбираем один из 3 вариантов получения готовых документов (лично, через доверенное лицо, почтой). Далее – отметки нотариуса.

Как и любые другие нотариально оформленные заявления в регистрационные органы, данный документ сшивается. Если в форме будут обнаружены ошибки, исправить их без повторной заверки невозможно.

Для правильного заполнения используйте образец уведомления о начале процедуры реорганизации на нашем сайте.

К документу р12003 обязательно прилагаются Протоколы о реорганизации каждого из участвующих юрлиц. Ответом на заявление будет внесение изменений в ЕГРЮЛ, подтвержденное свидетельством и листом с соответствующей записью, либо отказ в регистрационном действии. Закон обязывает чиновников принять это решение в трехдневный срок.

Другие статьи

Уведомление о начале процедуры реорганизации

Уведомление о начале процедуры реорганизации

Юридические лица, которые приняли решение о реорганизации своих предприятий, обязаны, согласно законодательным нормам, уведомить об этом регистрирующий орган.

В уведомлении (форма Р12003) заявитель подтверждает достоверность предоставляемых сведений о реорганизуемом юридическом лице (или нескольких лицах) и подтверждает соответствие их нормативно-правовым требованиям. В уведомлении необходимо заполнить все данные о реорганизуемом предприятии, о форме реорганизации (разделение или слияние предприятий, преобразование, присоединение или выделение) и о вновь создаваемых субъектах. Заполняется данное уведомление любым удобным способом (на компьютере или вручную).

Уведомление удостоверяется подписью заявителя, которая заверяется нотариусом. Одновременно с предоставлением уведомления подается решение (протокол собрания) о начале процедуры реорганизации. В случае реорганизации нескольких субъектов, решение подается от каждого реорганизуемого предприятия.

Уведомление необходимо предоставить в регистрирующий орган по месту нахождения непосредственно заявителем или отправляется почтовой связью в срок - три дня от даты такого решения предприятием.

Регистрирующий орган, получивший вышеуказанные документы о начале процесса реорганизации, выдает письменную расписку заявителю. В отведенный нормативно-правовыми документами срок вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Изменения в реестр вносятся в отношении каждого субъекта, принимавшего участие в реорганизационном процессе.

Как заполнить бланк р12003

Как заполнить бланк р12003

Реорганизация предприятия – процедура достаточно сложная и продолжительная, поэтому первым документом, который должен получить регистрирующий орган от юридического лица, начинающего реорганизацию, станет Уведомление о начале процедуры реорганизации. Сегодня используется типовая форма данного Уведомления – р12003 — более усовершенствованная и универсальная, пришедшая на замену старым документам по реорганизации юрлиц.

Главные отличия этой формы от утративших силу – отсутствие надобности указывать юридический адрес нового юридического лица, а также возможность использования Уведомления в качестве документа, сообщающего регистрирующему органу об отмене процедуры реорганизации. Срок подачи формы р12003 — 3 рабочих дня со дня принятия решения о реорганизации.

Как заполнить бланк р12003
  • в первом указать причину подачи уведомления: принятие решения либо его отмена (прежде отмена уже начатой реорганизации была возможна только в судебном порядке)
  • во втором выбрать одну из форм предстоящей реорганизации: присоединение, слияние, преобразование, выделение, разделение и т.д.
  • в третьем указать количество юрлиц, создаваемых по итогам проведения реорганизации (при «присоединении» и «преобразовании» не заполняется)

Следующий лист — Лист А – используется для внесения данных о каждой реорганизуемой компании: наименования юридических лиц, ИНН, ОГРН и т.д.

Лист Б – место для сведений о заявителе – юрлице, предоставляющем уведомление (или уполномоченным на это остальными участвующими в реорганизации юридическими лицами). Обычно заявителем выступает руководитель юридического лица. Здесь также следует заполнить соответствующие графы, указав наименование организации, ИНН и ОГРН, а также сведения на заявителя, являющегося физическим лицом – ФИО, дату рождения, адрес, телефон и ИНН (при наличии).

Требования к заполнению формы р12003

Ко всем машиночитаемым формам заявлений и уведомлений, в т.ч. форме р12003, предъявляются особые требования к заполнению. Так, вносить информацию допускается вручную или с применением специального программного обеспечения. В первом случае необходимо использовать только заглавные буквы, которые должны вноситься чернилами черного цвета. Также черным должен быть шрифт при заполнении формы на компьютере, при этом необходимо использовать шрифт Courier New высотой 18 и вносить заглавные символы.

Образец заполнения формы р12003, являющейся уведомлением о начале процедуры реорганизации, можно скачать на нашем сайте .

Рассмотрение уведомления о начале процедуры реорганизации

Законодательством (статья 13.1 пункт 1 129-ФЗ) определен срок, который дается регистрирующему органу на принятие решения относительно внесения соответствующей записи о старте процедуры реорганизации юридического лица — 3 рабочих дня. Затем в Вестник госрегистрации вносится сообщение о реорганизации, после чего компания вправе подавать следующее уведомление: в случае создания нового лица (новых лиц) — р12001, в случае присоединения — р16003.

Скачать образец бесплатно

Скачать образец бесплатно. Форма № Р12003. Уведомление о начале процедуры реорганизации

24 Августа 2016

Плательщикам единого сельскохозяйственного налога могут дать право добровольной уплаты НДС. С такой законодательной инициативой выступил минсельхоз. По мнению авторов законопроекта, от этого выиграет не только бюджет, но и сами фермеры.

Эксперты рассмотрели вопрос о том, сгорают ли ежегодные оплачиваемые отпуска и чем грозит компании непредоставление работнику отпуска в течение больше, чем двух лет подряд.

Организация арендовала объект торговли. Поскольку на арендованных площадях отсутствовали складские и подсобные помещения, организация, установив временные перегородки, обустроила их самостоятельно (в договоре аренды указанное оговорено). При расчете ЕНВД она использовала физический показатель «площадь торгового зала» исходя из фактически используемой площади. Однако налоговики посчитали это неправомерным и доначислили налог. АС УО в Постановлении от 20.05.2016 по делу № А71-9313/2015 принял сторону фискалов. Подробнее об этом деле – в данной статье.

ВС РФ встал на сторону налоговой инспекции в споре по поводу отмены возмещения НДС в отсутствие доказательств реальности экспортных поставок (Определение ВС РФ от 20 июля 2016 г. №305-КГ 16-4155).

22 Августа 2016

Для расчета пособия по временной нетрудоспособности, причитающегося работнику, следует определить его трудовой стаж, расчетный период, суммы, включаемые в расчет больничного, а также посчитать средний дневной заработок. Кроме того, нужно знать некоторые нюансы законодательства. Условия, размеры и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлены Законом № 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ)). В статье мы рассмотрим, как правильно производятся оплата больничного и расчет больничного.

Семинары

Уведомление о начале процедуры реорганизации

ЭТАП 6. Уведомление о начале процедуры реорганизации

6.1. Направление уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 7.1, 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ);

- письмо ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации»;

- Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);

- Приказ ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» (далее — Приказ ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@);

- п. п. 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (далее — Положение);

- Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный Приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н (далее — Административный регламент);

- письмо ФНС России от 21.06.2013 № ПА-4-6/11289@ «О вступлении в силу Приказов ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ и от 13 ноября 2012 года № ММВ-7-6/843@» (далее — письмо ФНС России от 21.06.2013 № ПА-4-6/11289@).

Приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н утвержден Административный регламент в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 210-ФЗ.

Согласно п. 13 Административного регламента услуга носит следующее наименование: государственная услуга по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Следует отметить, что это наименование уточняется в зависимости от процедуры, которую осуществляет регистрирующий орган. В настоящем этапе Путеводителя речь идет о государственной услуге по внесению в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (далее — государственная услуга).

Указанный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) структурных подразделений инспекций ФНС России, определяет порядок взаимодействия между ними, их должностными лицами, порядок взаимодействия инспекций с органами государственной власти и иными органами, физическими и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги (п. 1 Административного регламента).

Статьей 60 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Аналогичная обязанность закреплена ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ.

Документы, представляемые в регистрирующий орган (ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ, п. 19 Административного регламента)

1. Уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ.

В письме ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ дано разъяснение по вопросу внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации. К письму приложена рекомендуемая форма уведомления о начале указанной процедуры (N Р12003).

С 04.07.2013 вступил в силу Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, утвердивший новую форму № Р12003. Однако рекомендации, включенные в письмо ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@, не отменены.

До предоставления налоговой службой дополнительных разъяснений целесообразно пользоваться формой согласно Приложению № 3 к упомянутому Приказу на том основании, что она утверждена ФНС России в соответствии с п. п. 1.1 и 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, пп. 5.9.38 — 5.9.39 Положения (заявление — уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003).

Формы заявлений, используемых при предоставлении государственной услуги, размещаются в сети Интернет на официальных сайтах ФНС России, управлений ФНС России по субъектам РФ и на едином портале государственных и муниципальных услуг (абз. 1 п. 39 Административного регламента). Образцы оформления указанных заявлений размещаются на информационных стендах в помещении инспекции (абз. 2 п. 39 Административного регламента).

СИТУАЦИЯ: Как можно проверить правильность написания адреса (места нахождения, места жительства), указываемого в заявлении при государственной регистрации?

Ответ: Проверка правильности написания адреса (места нахождения, места жительства), указываемого при государственной регистрации, осуществляется с помощью Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Доступ к ФИАС реализован на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Электронные сервисы» в подразделе «Федеральная информационная адресная система».

Обоснование: Данный вывод основан на пп. «в», «д», «л» п. 1, пп. «д» п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, положениях Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2011 № 1011-р «О федеральной информационной адресной системе» и Приказа ФНС России от 31.08.2011 № ММВ-7-6/529@ «Об утверждении Порядка ведения адресной системы и предоставления содержащейся в ней адресной информации» (п. 14.2.05.54 Приложения № 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@).

2. Решение о реорганизации.

Регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя (п. 47 Административного регламента):

- представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ.

3. Нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально (абз. 2 п. 1.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ), если документы подает представитель заявителя.

Орган, в который направляются документы

Инспекция ФНС по месту нахождения общества или межрайонная инспекция ФНС (если ей переданы полномочия по регистрации юридических лиц) (п. п. 1, 4 Положения, п. 14 Административного регламента).

Срок направления уведомления

Не более трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации последним участвующим в реорганизации обществом.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Лицо, которое может выступать заявителем при направлении уведомления

В соответствии с п. 3 письма ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@, разд. 2 листа Б уведомления по форме № Р12003 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@) заявителями могут выступать следующие лица:

1) руководитель исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, последним принявшего решение о реорганизации, либо определенного решением о реорганизации;

2) иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности;

3) лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом уполномоченного государственного органа, органа местного самоуправления.

Лист Б «Сведения о заявителе» уведомления о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003 заполняется в отношении представителя реорганизуемого юридического лица, уполномоченного представить в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации юридических лиц (п. 4.7 разд. IV Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (абз. 1 п. 38 Административного регламента, п. 1.18 разд. I Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Также см. Постановление ФАС Московского округа от 28.01.2011 № КГ-А40/16703-10 по делу № А40-22867/10-146-55.

Уведомление о начале процедуры реорганизации должно быть направлено по форме № Р12003, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

Общие требования к оформлению документов, подаваемых в регистрирующий орган, установлены разд. I Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

К оформлению документов предъявляются, в частности, следующие требования:

- форма заявления, уведомления или сообщения (далее — заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо от руки;

- не допускается наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок);

- незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются;

- после заполнения необходимых листов формы заявления и его комплектования проставляется сквозная нумерация страниц в поле «Стр.», расположенном в верхней части листа формы заявления. Показатель номера страницы, имеющий три ячейки, записывается следующим образом: для первой страницы — 001, для, например, шестнадцатой — 016;

- при распечатывании формы заявления для заполнения от руки или уже заполненной с использованием программного обеспечения отражение информации об утверждении формы (в верхнем правом углу первого листа формы заявления) не требуется;

- цвет шрифта заявления, подготовленного с использованием программного обеспечения, при распечатывании на принтере должен быть черного цвета;

- при распечатывании заявления на принтере допускается отсутствие обрамления для заполненных и незаполненных знако-мест. Изменение расположения полей и размеров знако-мест не допускается;

- форма заявления может заполняться с использованием программного обеспечения, которое предусматривает вывод на страницах заявления двумерного штрихкода при распечатывании;

- не допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством.

По вопросу заполнения текстовых полей заявления см. п. п. 1.1 — 1.9 разд. I Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Требования к оформлению уведомления о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003 установлены разд. IV Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Следует отметить, что согласно абз. 1 п. 38 Административного регламента заявитель при составлении заявления указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).

Документы, прилагаемые к уведомлению

Решение о реорганизации каждого юридического лица, участвующего в реорганизации.

Если уведомление направляет юридическое лицо, определенное решением о реорганизации, то к такому уведомлению прилагаются решения о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица, которые содержат положения о предоставлении указанному лицу полномочий на направление уведомления. Эти полномочия могут быть также отражены в решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых юридических лиц. К данному решению должны быть приложены решения о реорганизации каждого из указанных юридических лиц.

Способы представления уведомления о начале процедуры реорганизации

Документы могут быть представлены (направлены) в регистрирующий орган (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 37 Административного регламента, п. 7 письма ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@):

- почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;

- в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Порядок подачи электронных документов установлен Приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@;

- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Уведомление может быть представлено одним из следующих лиц (п. 37 Административного регламента):

- лицом, действующим от имени заявителя на основании нотариально удостоверенной доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации признается день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, абз. 4 п. 16 Административного регламента).

Прием и регистрация представленных в регистрирующий орган документов

Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации документов является получение регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения, представленных непосредственно либо через многофункциональный центр или направленных в форме электронных документов, которые подписаны электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, например, через единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 65 Административного регламента).

Специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, осуществляет их регистрацию, присваивая им входящий номер с указанием даты поступления, и оформляет расписку в получении (далее — расписка). Расписка составляется в двух экземплярах: первый выдается (направляется) заявителю, второй приобщается к представленным в инспекцию документам (п. 66 Административного регламента).

Порядок выдачи расписки

1. В день получения документов от заявителя либо его представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности (копии), регистрирующим органом соответствующему лицу выдается расписка с указанием перечня документов и даты их получения (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Административным регламентом (п. 67) уточняется, что в день получения документов расписка выдается заявителю в том случае, если документы представлены в регистрирующий орган непосредственно заявителем.

2. Если документы представляются в регистрирующий орган с использованием почтовой связи, расписка направляется с уведомлением о вручении по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, при условии, что заявитель выбрал такой способ получения расписки (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 68 Административного регламента).

3. При поступлении в регистрирующий орган документов в электронной форме, переданных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 69 Административного регламента).

4. Если заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности (копии), подает документы через многофункциональный центр, расписка выдается этим центром, при условии что заявитель не указал иного способа получения (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 67 Административного регламента).

Следует отметить, что, если документы представляются непосредственно заявителем, в расписке указывается день выдачи документов, подтверждающих внесение записи.

Если документы поданы лицом, действующим от имени юридического лица на основании доверенности, указанному лицу предоставляется информация о дне выдачи документов, подтверждающих внесение записи. Расписка в получении документов направляется юридическому лицу, представившему уведомление о начале процедуры реорганизации (п. 7 письма ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@).

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (п. 48 Административного регламента).

Информирование о представлении документов в регистрирующий орган

Согласно п. 4 ст. 51 ГК РФ регистрирующий орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом № 129-ФЗ, обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ.

Информация о факте представления документов в регистрирующий орган размещается на официальном сайте данного органа не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Направление возражений относительно предстоящей государственной регистрации

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ. Регистрирующий орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые установлены Законом № 129-ФЗ (п. 4 ст. 51 ГК РФ).

Рекомендуемые ФНС России формы письменных возражений, а также их отзыва размещены в сети Интернет на странице http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/structure/inspection/?i=581002&z=3114.

Рассмотрение представленных документов, принятие решения о государственной регистрации и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ

Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению представленных в регистрирующий орган документов и принятию решения о государственной регистрации либо об отказе в ней является получение указанных документов специалистом, ответственным за их рассмотрение (п. 77 Административного регламента).

1. Проверка представленных документов (п. 78 Административного регламента).

Регистрирующий орган обязан до включения в ЕГРЮЛ данных, не связанных с изменениями устава, провести проверку их достоверности в порядке и в срок, которые предусмотрены законом (п. 3 ст. 51 ГК РФ).

Отказ во включении данных в ЕГРЮЛ допускается только в случаях, определенных Законом № 129-ФЗ (п. 5 ст. 51 ГК РФ). Основания для отказа установлены п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

Согласно п. 78 Административного регламента специалист, ответственный за рассмотрение переданных документов, проверяет наличие (отсутствие) оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. п. 50, 50.1 Административного регламента.

Отказ в предоставлении государственной услуги допускается в следующих случаях:

- заявитель не представил определенные Законом № 129-ФЗ документы, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев направления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа;

- документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;

- документы представлены для внесения в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, в которой участвует юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, или юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации;

- не соблюдена нотариальная форма представляемых документов, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

- заявление о государственной регистрации подписано неуполномоченным лицом;

- наименование юридического лица не соответствует требованиям федерального законодательства;

- сведения об удостоверяющем личность гражданина РФ документе, указанные в заявлении о государственной регистрации, не соответствуют сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

- физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, и такой срок не истек;

- физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, и срок данного административного наказания не истек;

- индивидуальный предприниматель, являющийся управляющим юридического лица, дисквалифицирован в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, и срок данного административного наказания не истек;

- регистрирующий орган располагает подтвержденной информацией о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ;

- в регистрирующий орган поступил судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

Что касается последнего пункта, то согласно буквальному толкованию нормы отказ в государственной регистрации возможен только в случае, если соответствующие акты поступят в регистрирующий орган в период с момента начала течения срока, установленного для государственной регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ или принятия решения об отказе в государственной регистрации.

Вместе с тем установленное ограничение не должно применяться в той части, согласно которой указанные акты должны поступить в течение срока, предусмотренного для государственной регистрации, если судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, поступит в данный орган до момента подачи обществом документов на государственную регистрацию.

Основанием для такого вывода может служить то, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ, а постановление судебного пристава-исполнителя согласно ч. 4 ст. 14 Закона об исполнительном производстве подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении.

Следует отметить, что наличие судебных споров, связанных с содержанием сведений об общества с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (п. 51 Административного регламента).

По вопросу о том, что является основанием для отказа в государственной регистрации см. Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества с ограниченной ответственностью и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ

С 30.06.2013 подлежат возмещению убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного Законом № 129-ФЗ, по вине уполномоченного государственного органа. Данные убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации (п. 7 ст. 51 ГК РФ).

2. Подготовка проекта решения (п. 78 Административного регламента).

Если основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют, подготавливается проект решения о государственной регистрации по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.04.2005 № САЭ-3-09/180@ «Об утверждении формы «Решение о государственной регистрации».

Если по результатам проведенной проверки выявлено наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, то подготавливается проект решения об отказе в государственной регистрации. Данный проект должен содержать основания отказа со ссылкой на соответствующую норму Закона № 129-ФЗ.

3. Подписание проекта решения (п. 79 Административного регламента).

Проект решения о государственной регистрации направляется на подпись руководителю регистрирующего органа либо должностному лицу, уполномоченному принимать решение о государственной регистрации.

4. Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (п. 80 Административного регламента).

Данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ).

Согласно п. 8 письма ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ на основании уведомления о начале реорганизации и приложенных к нему документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Решение о государственной регистрации, подписанное руководителем регистрирующего органа либо уполномоченным должностным лицом, и представленные в инспекцию документы передаются для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Указанная запись вносится в отношении каждого реорганизуемого юридического лица и содержит следующую информацию:

1. Полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) юридического лица, в отношении которого вносится запись.

2. Факт того, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

3. Форма реорганизации.

4. Количество юридических лиц, участвующих в реорганизации.

5. Полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица (юридических лиц), участвующего (участвующих) в реорганизации.

6. Полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, продолжающего деятельность в результате реорганизации.

По вопросу прекращения процедуры реорганизации по инициативе общества после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что общество находится в процессе реорганизации см. Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона (п. 6 ст. 51 ГК РФ).

Подготовка и оформление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Основанием для начала административной процедуры по подготовке и оформлению указанных документов является получение специалистом, ответственным за выполнение данной процедуры, решения о государственной регистрации, а также представленных в инспекцию документов (п. 83 Административного регламента).

Документы, являющиеся результатом предоставления государственной услуги, передаются специалисту, ответственному за их выдачу (направление) заявителю (абз. 5 п. 84 Административного регламента).

Выдача (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Основанием для начала административной процедуры по выдаче (направлению) указанных документов является их получение специалистом, ответственным за выдачу (направление) (п. 86 Административного регламента).

Не позднее одного рабочего дня с даты государственной регистрации регистрирующий орган передает документы, подтверждающие внесение записи в государственный реестр, заявителю либо его представителю, предъявившему нотариально удостоверенную доверенность (копию), в соответствии с указанным в заявлении способом получения (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, абз. 6 п. 16 Административного регламента). Документом, подтверждающим факт внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме № Р50007 (п. 1 Приказа ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@, п. 3 письма ФНС России от 21.06.2013 № ПА-4-6/11289@). Приказом ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@ утверждены форма и содержание данного документа.

Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Каков порядок исправления ошибки, которая обнаружена при получении документов в Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве, в сведениях о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ?

Ответ: Если в указанных сведениях обнаружена ошибка, то при получении документов в регистрирующем органе составляется карточка замечаний. В случае когда ошибка, выявленная при сопоставлении сведений, содержащихся в представленном в инспекцию заявлении, допущена регистрирующим органом, она исправляется в течение трех рабочих дней.

Обоснование: Данный вывод основан на положениях Закона № 129-ФЗ, Приказа УФНС России по г. Москве от 24.03.2008 № 142 «Об утверждении Регламента актуализации баз данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве» (п. 14.2.05.72 Приложения № 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@).

Если документы, являющиеся результатом предоставления государственной услуги, не истребованы в день, указанный при их приеме, они передаются в структурное подразделение регистрирующего органа, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции, для направления заявителю почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения и уведомлением о вручении (п. 88 Административного регламента).

В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в многофункциональный центр. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в электронной форме, подписанных электронной подписью, переданных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан по соответствующему запросу представить заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

Если в заявлении о госрегистрации указан адрес электронной почты юридического лица, то с 03.10.2014 документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, будет направляться по этому адресу в электронном виде (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ)).

Срок внесения записей на основании уведомления о начале процедуры реорганизации

Не более трех рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации и прилагаемых к нему документов (п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ, п. 9 письма ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@, абз. 2 п. 16 Административного регламента).

Согласно пп. «б» п. 7 и п. 8 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС России), вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

ЕФРСЮЛ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.

Формирование и ведение ЕФРСЮЛ осуществляются оператором ЕФРСЮЛ (п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Для целей Закона № 129-ФЗ оператором ЕФРСЮЛ признается юридическое лицо, если оно одновременно:

- зарегистрировано на территории РФ;

- владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение указанного реестра в электронной форме;

- отобрано для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок отбора оператора ЕФРСЮЛ устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и должен обеспечивать возможность участия в таком отборе всех лиц, которые отвечают критериям, установленным этим органом (п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕФРСЮЛ, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На данный момент указанные сведения размещаются на странице http://www.fedresurs.ru/.

Следует отметить, что согласно п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ сведения, внесение которых в ЕФРСЮЛ является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению в указанный реестр не позднее чем в течение пяти дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ.

Порядок взаимодействия регистрирующих органов при внесении в ЕГРЮЛ записей о том, что общества с ограниченной ответственностью находятся в процессе реорганизации, если общества с ограниченной ответственностью находятся по разным адресам

Если место нахождения реорганизуемого юридического лица, сведения о котором содержатся в уведомлении о начале процедуры реорганизации, отличается от места нахождения юридического лица, представившего указанное уведомление, регистрирующий орган после внесения в ЕГРЮЛ всех необходимых записей не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи (записей), направляет в регистрирующий орган по месту нахождения соответствующего юридического лица:

- файл выгрузки из ЕГРЮЛ, содержащий сведения о соответствующем юридическом лице;

- копии уведомления о начале процедуры реорганизации, решения о реорганизации соответствующего юридического лица, решения о реорганизации, принятого общим собранием участников указанных лиц;

- копию решения о государственной регистрации;

- лист записи в отношении соответствующего юридического лица.

Последствия непредставления или несвоевременного представления уведомления о начале процедуры реорганизации

Непредставление или несвоевременное представление уведомления в регистрирующий орган может повлечь административную ответственность для должностного лица в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, не вправе ссылаться на данные, не включенные в этот реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Налоговый орган имеет право провести налоговую проверку.

Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Проведение налоговой проверки при реорганизации общества с ограниченной ответственностью является правом налогового органа, но не обязанностью.

Подробнее см. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам, гл. 10, разд. 10.12

6.2. Уведомление органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации общества с ограниченной ответственностью

Основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ общество, принявшее решение о реорганизации, обязано сообщить об этом в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения общества.

Органы контроля за уплатой страховых взносов

Перечень данных органов установлен п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ:

- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;

- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы.

Срок, в который должно быть направлено уведомление

Не более трех дней со дня принятия решения о реорганизации (пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Иные требования законодательством РФ не предусмотрены.

Лицо, полномочное подписывать уведомления в орган контроля за уплатой страховых взносов

6.3. Уведомление кредиторов о начале процедуры реорганизации

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 60, 192 ГК РФ;

- ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об общества с ограниченной ответственностью);

- ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

- п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».

Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ уведомление о начале процедуры реорганизации должно быть помещено в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, дважды с периодичностью один раз в месяц. Аналогичная обязанность закреплена п. 5 ст. 51 Закона об общества с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 15 Закона об АО.

Гражданским кодексом РФ, а также законодательством об общества с ограниченной ответственностью и АО не установлено, что юридическое лицо обязано письменно уведомлять известных ему кредиторов о начале процедуры реорганизации.

Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации должно осуществить следующие мероприятия:

1. Дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации.

2. Письменно уведомить известных ему кредиторов о начале процедуры реорганизации, если это предусмотрено иными федеральными законами.

Обязанность по письменному уведомлению кредиторов установлена, например, при реорганизации:

- кредитных организаций (абз. 1 ст. 23.5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

- унитарных предприятий (п. 7 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

- жилищных накопительных кооперативов (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Процедура реорганизации АО и общества с ограниченной ответственностью регулируется законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах. При этом положения федеральных законов об АО и общества с ограниченной ответственностью не предусматривают обязанности реорганизуемого общества по письменному уведомлению кредиторов о начале процедуры реорганизации.

Таким образом, при проведении реорганизации общества с ограниченной ответственностью и АО необязательно осуществлять письменное уведомление кредиторов о начале указанной процедуры.

Подробнее см. Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Издание, в котором публикуется уведомление

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Реорганизуемое лицо помещает уведомление о реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об общества с ограниченной ответственностью, п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

Первое уведомление о реорганизации может быть помещено после даты внесения в ЕГРЮЛ записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) проводит (проводят) процедуру реорганизации.

В соответствии с п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Лицо, обязанное разместить уведомление о реорганизации

Уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации общества с ограниченной ответственностью обществом, которое последним приняло решение о реорганизации либо было определено решением о реорганизации.

Последствия неопубликования сообщения о реорганизации

Отказ в государственной регистрации.

Абзацем 2 п. 5 ст. 51 Закона об общества с ограниченной ответственностью установлено, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке. Данная позиция также подтверждается судебной практикой.

Подробнее см. Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Последствия опубликования сообщения о реорганизации

Кредиторы общества, если их права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Заказать электронную
цифровую подпись

изготовление от 1 дня