Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Эксплуатации Троллейбуса img-1

Инструкция По Эксплуатации Троллейбуса

Рейтинг: 4.2/5.0 (1869 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Правила технической эксплуатации троллейбуса (утв

"Правила технической эксплуатации троллейбуса"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждены
распоряжением
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 26 марта 2001 г. N АН-20-р

Согласовано
Главным управлением
Государственной инспекции безопасности
дорожного движения МВД России
письмо от 20 декабря 2000 г. N 13/5-5311

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила технической эксплуатации троллейбуса являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации, содержанию зданий, сооружений, устройств и подвижного состава троллейбусного транспорта.

1.2. Каждый работник организации ГЭТ, связанный с эксплуатацией троллейбусного транспорта, проходит обучение и аттестацию на знание настоящих Правил, Правил техники безопасности (ПТБ) [46], пожарной безопасности и производственной санитарии на городском электротранспорте в объеме выполняемых им работ, а также знание должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка.

1.3. Для периодической проверки знаний ПТБ на городском электротранспорте и настоящих Правил в организации ГЭТ создается комиссия. Председателем комиссии может быть руководитель предприятия, его заместитель, главный инженер организации ГЭТ и руководители структурных подразделений.

1.4. Перечень профессий, работа по которым требует проверки знаний, периодичность проверки и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель организации ГЭТ, его заместитель или главный инженер. Председатель комиссии и его заместитель проходят проверку знаний в комиссии, утверждаемой Министерством транспорта Российской Федерации.

1.5. Руководители и специалисты троллейбусного транспорта, связанные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, проходят проверку знаний настоящих Правил и ПТБ на городском электротранспорте не реже одного раза в три года, а водители и ремонтный персонал - не реже одного раза в год.

1.6. Рабочие, служащие и инженерно-технические работники, связанные с движением троллейбусов, а также с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда на троллейбусном транспорте, при поступлении на работу проходят медицинское освидетельствование. Перечень вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов и перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, при поступлении на работу, периодические (1 раз в три года) и предрейсовые медицинские осмотры водителей, установлены Министерством здравоохранения Российской Федерации [4].

ГЛАВА 2. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Строительство троллейбусных линий должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.05.09-90 [18]. Вновь построенные и реконструированные здания и сооружения троллейбусного транспорта должны приниматься в эксплуатацию в порядке, установленном строительными нормами и правилами [19]. Цех, участок, производство могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.

2.2. Вводу в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов должен предшествовать наладочный период. Наладочный период начинается после окончания монтажа оборудования и заканчивается комиссионной приемкой объекта в эксплуатацию.

2.3. Основными задачами наладочного периода являются:

2.3.1. Проверка качества монтажа всего технологического оборудования, устранение выявленных дефектов.

2.3.2. Индивидуальное холостое опробование и поузловая наладка механизмов, оборудования и устройств.

2.3.3. Комплексное опробование оборудования, обкатка троллейбусной линии без пассажиров.

2.3.4. Ознакомление с технической документацией, проектом и паспортами на оборудование и составление инструкций по эксплуатации оборудования.

2.3.5. Проверка знаний и инструктаж обслуживающего персонала.

2.3.6. Производство расчетов и создание запаса необходимых материалов, запасных частей и т.д.

2.3.7. Комплектование форм учета и отчетности.

2.4. Приемка вновь построенных или реконструируемых объектов проводится в две стадии [19]:

2.4.1. Приемка объекта от генподрядчика рабочей комиссией организации заказчика.

2.4.2. Приемка объекта от заказчика государственной приемочной комиссией.

Создание рабочей комиссии организации-заказчика (застройщика) и государственной приемочной комиссии, а также их состав, права, обязанности и порядок работы определяются в соответствии со СНиП 3.01.04-87 [19].

2.5. При приемке завершенного строительства государственной приемочной комиссией заказчик (застройщик) представляет следующую техническую документацию:

2.5.1. Утвержденную проектно-сметную документацию.

2.5.2. Акты, составленные рабочей приемочной комиссией организации-заказчика.

2.5.3. Перечень проектных и строительно-монтажных организаций, принимавших участие в проектировании и строительстве объекта.

2.5.4. Документы об отводе земельного участка, о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа грунтовых вод.

2.5.5. Паспорта на оборудование и механизмы.

2.5.6. Справку заказчика (застройщика) об обеспеченности принимаемого объекта сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом и другими материально-техническими ресурсами.

2.5.7. Справку об обеспечении принимаемого объекта санитарно-бытовыми помещениями и пунктами питания.

2.5.8. Справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание, а также другие документы и справки, указанные в СНиП 3.01.04-87 [19].

2.6. Акт государственной приемочной комиссии утверждается органом, назначившим ее, в срок не позднее 1 месяца после подписания акта [19].

Движение троллейбусов с пассажирами может быть открыто только после устранения замечаний, составленных рабочей приемочной комиссией, и утверждения акта государственной приемочной комиссии. Как исключение, при частичном вводе вновь построенных или реконструированных троллейбусных линий, связанных с обеспечением работы действующих маршрутов, движение может быть открыто после подписания акта рабочей приемочной комиссией организации-заказчика.

2.7. Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.

2.8. Проектирование вновь строящихся и разработка проектов реконструкции существующих зданий и сооружений троллейбусного транспорта должны производиться проектными организациями, имеющими соответствующие лицензии.

2.9. Вносить изменения в конструкцию сооружений и устройств допускается только с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.

2.10. Ремонт и нормы содержания основных сооружений устанавливает организация ГЭТ по техническому состоянию объекта.

2.11. Для технического обслуживания и ремонта троллейбусов согласно заводской эксплуатационной и ремонтной документации [16] организация ГЭТ должна быть оснащена технологическим, контрольным, измерительным и диагностическим оборудованием, а также подготовленным в соответствии с нормативными документами [1] ремонтным персоналом.

ГЛАВА 3. ПАССАЖИРСКИЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ 3.1. Общие требования

3.1.1. Вводимые в эксплуатацию новые троллейбусы должны иметь копию сертификата "Одобрение типа транспортного средства" [6] и комплект эксплуатационной документации в соответствии с ГОСТ 2.601-95 [16], в том числе:

а) руководство по эксплуатации;

г) каталог деталей и сборочных единиц;

д) ведомость ЗИП.

3.1.2. Ввод троллейбуса в эксплуатацию оформляется приказом по организации ГЭТ. Перед первым выпуском на линию с пассажирами необходимо произвести ревизию его механического и электрического оборудования в депо и пробную обкатку согласно техническим условиям на троллейбус.

3.1.3. Организация ГЭТ должна присвоить каждому троллейбусу инвентарный номер, который наносится на переднем, заднем и боковых бортах, а также в пассажирском помещении троллейбуса. Место расположения и размеры цифр инвентарного номера должны соответствовать ГОСТ 25869-90 [13].

3.1.4. Троллейбусы должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающим их бесперебойную работу, безопасность движения и перевозку пассажиров. Поддержание троллейбусов в технически исправном состоянии возлагается на собственника организации ГЭТ в соответствии с Законом РФ "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 [2, 3].

3.1.5. Основное удельное сопротивление движению эксплуатируемых троллейбусов должно соответствовать нормам, утвержденным организацией ГЭТ. Результаты замеров должны заноситься в книгу учета.

3.1.6. Запрещается вносить изменения в конструкцию троллейбусов, влияющие на безопасность движения и пассажиров, без согласования с разработчиком (заводом-изготовителем) троллейбусов.

3.1.7. Троллейбус, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-транспортного происшествия, подлежит списанию. Списание троллейбуса должно производиться в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации [17].

3.1.8. Эксплуатация троллейбусов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом РФ [12].

3.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов

3.2.1. Основная цель технического обслуживания и ремонта состоит в поддержании троллейбусов в технически исправном состоянии, т.е. в способности выполнять перевозку пассажиров при условии, что все параметры, характеризующие их безопасность, особенно электробезопасность и пожаробезопасность, соответствуют требованиям нормативно-технической документации и обеспечивают безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров.

3.2.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов должны проводиться в соответствии с действующей системой и эксплуатационно-ремонтной документацией, утвержденной в установленном порядке [5].

3.2.3. Нормы, правила, процедуры технического обслуживания и ремонта, установленные заводами - изготовителями троллейбусов, могут корректироваться организациями ГЭТ по согласованию с изготовителем.

3.3. Требования к троллейбусу, выпускаемому на линию

3.3.1. Троллейбус, подготовленный для работы на линии, должен быть экипирован в соответствии с перечнем, утвержденным организацией ГЭТ с учетом типа (модели) троллейбуса и местных условий, в том числе [2, 10]:

- двухосный - двумя порошковыми или углекислотными огнетушителями емкостью не менее 5 л, установленными в кабине водителя и в пассажирском помещении;

- сочлененный - тремя порошковыми или углекислотными огнетушителями емкостью не менее 5 л, установленными в кабине водителя и в пассажирском помещении.

Примечание: при соответствующем обосновании допускается установка системы автоматического или полуавтоматического пожаротушения;

- знаком аварийной остановки;

- не менее чем двумя противооткатными упорами (башмаками).

3.3.2. Запрещается допуск к эксплуатации на линии троллейбуса, имеющего хотя бы одну из перечисленных ниже неисправностей:

3.3.2.1. Тормозная система:

а) не действует одна из тормозных систем;

б) рукоятка стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;

в) неисправен манометр пневматической (пневмогидравлической) системы тормозных приводов;

г) нарушена герметичность пневматического (пневмогидравлического) тормозных приводов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) за 15 мин. после полного приведения в действие тормозных приводов;

д) заедает тормозная педаль;

е) неисправен тормозной кран.

3.3.2.2. Рулевое управление:

а) суммарный люфт в рулевом управлении превышает 20 градусов;

б) неисправен усилитель рулевого управления;

в) имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов;

г) резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом;

д) наблюдается просачивание смазки в виде капель из картера рулевого механизма (каплепадение);

с) наблюдается просачивание жидкости в виде капель из гидросистемы усилителя руля (каплепадение).

3.3.2.3. Колеса и шины:

а) излом, ослабление или отсутствие хотя бы одной шпильки или гайки крепления колеса, а также наличие трещины в диске или ободе колеса;

б) на передних колесах установлены шины, восстановленные по второй группе ремонта;

в) остаточная глубина рисунка протектора менее 2 мм в любой его части;

г) шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также отслоение протектора и боковины;

д) давление в шинах не соответствует установленным нормам;

е) неисправны замочные кольца или плохая посадка их на ободе колеса.

3.3.2.4. Карданная передача:

а) ослаблено крепление и посадка фланцев на валу тягового двигателя или редуктора;

б) отсутствует предохранительная скоба, если она предусмотрена конструкцией троллейбуса;

в) осевой зазор карданного шарнира и радиальный зазор шлицевого соединения превышает допустимую норму.

3.3.2.5. Центральный и колесный редукторы:

а) отсутствует или ослаблена хотя бы одна шпилька крепления крышек фланца и картера;

б) наблюдается просачивание смазки с падением капель (каплепадение);

в) наличие посторонних шумов при работе редуктора.

а) сломан хотя бы один коренной лист задней рессоры или любой лист передней рессоры;

б) перекос заднего (ведущего) моста, превышающий норму, установленную заводом-изготовителем.

3.3.2.7. Пневматическое оборудование:

а) работа компрессора сопровождается повышенным шумом;

б) предохранительный клапан не имеет пломбы (где это предусмотрено конструкцией завода-изготовителя) или предохранительный клапан не имеет соответствующей отметки о произведенной регулировке;

в) регулятор давления не поддерживает рабочее давление в пневматической системе в пределах, установленных в технических условиях на троллейбус;

г) неисправен регулятор положения кузова.

3.3.2.8. Крышевое оборудование:

а) дефекты токоприемников, вызывающие сход токоснимающих головок с контактных проводов;

б) наличие трещин, погнутостей и сквозных прожогов на штангах;

в) заедание в шарнирах токоприемников при перемещении штанг в горизонтальной или вертикальной плоскостях;

г) неисправны головки токоприемников;

д) неисправны приспособления, предохраняющие от падения головки токоприемника при срыве со штанги, если это предусмотрено конструкцией;

е) неисправна или неправильно отрегулирована система ограничения подъема и опускания штанг;

ж) не отрегулированы натяжные пружины токоприемника, нажатие токоприемника на контактный провод на высоте подвески контактного провода 5,8 м не соответствует 120 - 140 H (12 - 14 кгс);

з) дефекты веревок токоприемников, колец и изоляторов;

и) повреждена или отсутствует на крыше дорожка из электроизоляционного материала;

к) установлены нестандартные контактные вставки;

л) разница в длине штанг токоприемника превышает 100 мм;

м) неисправны штангоуловители (при их наличии).

3.3.2.9. Электрическое оборудование:

а) нарушена работа тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи;

б) не работает световая или звуковая сигнализация;

в) установлены некалиброванные предохранители;

г) отсутствуют пломбы ограничительных аппаратов защиты;

д) не работают контрольно-измерительные приборы;

е) заедает пусковая педаль;

ж) не работают в установленном режиме стеклоочистители;

з) не работают в установленном режиме стеклоомыватели (если они предусмотрены конструкцией);

и) не работает привод дверей;

к) не работает звуковой сигнал;

л) не работают устройства обогрева стекол кабины водителя;

м) ток утечки превышает 3 мА.

3.3.2.10. Внешние световые приборы:

а) не горят или не отрегулированы фары;

б) не горят стоп-сигналы, указатели поворота, габаритные фонари;

в) не установлены или не горят сигнальные опознавательные знаки (фонари) на сочлененном троллейбусе;

г) отсутствует освещение дверного проема задней двери.

а) нарушена целостность подножек и поручней;

б) повреждено изоляционное покрытие поручней и подножек входа и выхода;

в) нарушено крепление элементов пола и сидений, которое может привести к травме пассажира и повреждению его одежды или обуви;

г) нарушена целостность дверей и люков пола;

д) отсутствуют предусмотренные конструкцией троллейбуса зеркала заднего вида;

е) дефекты на стеклах кабины водителя и зеркалах заднего вида, искажающие или ухудшающие видимость;

ж) повреждено или отсутствует хотя бы одно из стекол кузова;

з) протекает крыша;

и) неисправно буксировочное устройство;

к) разрушено мягкое соединение тягача и прицепа сочлененного троллейбуса;

л) не работает громкоговорящая установка.

3.3.3. Для контроля тока утечки троллейбус оборудуется бортовым устройством контроля. Допускается эксплуатация троллейбусов без бортовых приборов контроля тока утечки при условии принятия необходимых мер контроля токов утечки в троллейбусных депо и на конечных станциях.

3.4. Техническое обслуживание троллейбусов на линии

3.4.1. Для наблюдения за техническим состоянием подвижного состава на линии и устранения неисправностей организуются линейные ремонтные пункты, укомплектованные слесарями по ремонту подвижного состава, хорошо знающими все виды оборудования и ремонтные работы, а также правила техники безопасности при проведении этих работ.

3.4.2. В обязанности персонала по ремонту подвижного состава на линейном ремонтом пункте входит устранение неисправностей по заявкам водителей и линейного персонала, а также наблюдение за техническим состоянием оборудования троллейбусов с целью предупреждения его отказа в работе.

3.4.3. О ремонтных работах на троллейбусе производится запись в книге поезда [35] с подписью лица, выполнившего ремонт.

3.4.4. Для быстрейшей ликвидации внезапных отказов троллейбусов на линии и последствий дорожно-транспортных происшествий организуется скорая техническая помощь.

3.4.5. Скорая техническая помощь выполняет работы специальными дежурными бригадами или ремонтными бригадами депо.

3.4.6. Бригады скорой технической помощи находятся в оперативном подчинении у старшего (центрального) диспетчера.

3.4.7. Бригады скорой технической помощи должны быть обеспечены транспортными средствами, средствами оперативной связи со старшим (центральным) диспетчером и быть готовы к немедленному выезду.

3.4.8. Транспортные средства скорой технической помощи должны быть оснащены подъемными механизмами, необходимым инструментом и запасными частями, предохранительными приспособлениями для обеспечения безопасной работы, средствами ограждения и сигнализации. В каждом депо или специализированной службе должен быть составлен список и установлен порядок проверки передачи по смене и пополнения неснижаемого запаса инструмента, материалов и т.д.

3.4.9. Автомобили скорой технической помощи должны быть оборудованы приборами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также устройствами двухсторонней радиосвязи со старшим (центральным) диспетчером.

3.4.10. Руководство бригадой скорой технической помощи осуществляет бригадир (мастер). В случае работы нескольких бригад руководство осуществляет бригадир (мастер) бригады, прибывшей на место повреждения первой, или лицо из числа административно-технического персонала, прибывшее специально для руководства работой.

3.4.11. Отправка неисправного троллейбуса в депо производится с разрешения старшего (центрального) диспетчера и оформляется записью в книге поезда и путевом листе о причине направления в депо или до ремонтного пункта. Запись производится работником технической помощи (линейным слесарем).

3.4.12. Неисправный троллейбус необходимо буксировать в следующих случаях [36]:

а) неисправны электрические цепи и аппараты, исключающие движение троллейбуса своим ходом;

б) неисправен токоприемник;

в) многократно (2 - 3 раза) срабатывает автоматическая защита высоковольтных или низковольтных цепей;

г) ток утечки превышает установленную норму;

д) неисправны фары и задние габаритные огни в темное время суток на дорогах без искусственного освещения или в условиях недостаточной видимости;

е) неисправен стеклоочиститель во время дождя или снегопада;

ж) неисправна тормозная система;

з) неисправно рулевое управление.

3.4.13. Троллейбус, возвратившийся в депо, должен быть принят в порядке, определенном специальной инструкцией [43].

3.5. Эксплуатация троллейбуса на линии

3.5.1. Действия водителя на линии определяются Правилами дорожного движения (ПДД) [3] и должностной инструкцией водителя [34].

3.5.2. В организации ГЭТ организуется предрейсовый медицинский осмотр водителей в порядке, предусмотренном правовыми нормами Российской Федерации [4].

3.5.3. Перед выездом на линию проверяется техническое состояние троллейбуса, комплектность и внешний вид, правильность записей в книге поезда, наличие талона технического осмотра троллейбуса. Сведения о выявленных неисправностях сообщаются работнику, ответственному за выпуск. Приемка троллейбуса оформляется подписью водителя в книге троллейбуса и путевом листе.

3.5.4. На линии в кабине троллейбуса должны быть: оформленный путевой лист, расписание движения, книга поезда [35], набор инструмента, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета, хлопчатобумажные рукавицы, в помещении для пассажиров - правила пользования троллейбусом [42].

3.5.5. При движении троллейбуса нулевым рейсом должны производиться остановки на всех остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров.

3.5.6. Движение троллейбуса может быть начато только при окончании высадки и посадки пассажиров, закрытых дверях салона и свободном пути впереди.

3.5.7. Движение троллейбусов с открытыми дверями пассажирского помещения запрещается.

3.5.8. Отклонение троллейбуса от контактных проводов при движении и маневрировании не должно превышать 4 метров.

3.5.9. Расстояние между следующими один за другим троллейбусами должно быть не менее 30 м при скорости движения до 20 км/ч, 60 м при большей скорости и на уклонах более 40 промилле (4%).

3.5.10. Приближение троллейбуса к стоящему перед ним транспортному средству разрешается на расстояние не ближе 3 м на ровном участке и не менее 5 м на подъемах и спусках.

Примечание. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (метель, гололед и др.) указанные расстояния должны быть удвоены.

3.5.11. На остановочном пункте при наличии уклона и в сырую погоду водитель должен зафиксировать троллейбус ручным тормозом.

3.5.12. Посадка и высадка пассажиров должна производиться только на остановочных пунктах после полной остановки троллейбуса.

3.5.13. Движение троллейбуса должно быть прекращено в следующих ситуациях:

а) при наличии препятствий движению, а также при угрозе наезда или столкновения;

б) при тревожных сигналах кондуктора, контролера, пассажиров или любого другого лица;

в) при всяком внезапном толчке и стуке, резком колебании проводов контактной сети, снятии напряжения и тревожных криках пассажиров или прохожих;

г) при появлении сигнала отрыва токоприемника от сети;

д) при наличии на проезжей части дороги воды или мокрого снега глубиной (высотой) более 150 мм;

е) при появлении сигнала от прибора контроля тока утечки.

3.5.14. В темное время суток, независимо от наличия искусственного освещения дорог, а также в условиях плохой видимости (туман, метель) должен быть включен ближний свет фар и все группы освещения троллейбуса.

3.5.15. При задержке движения, вызванной скоплением транспорта из-за дорожно-транспортного происшествия или других причин, должны быть отключены цепи управления и высоковольтные цепи, реверсор переведен в положение "0", опущены токоприемники. После восстановления движения следует начинать движение лишь после удаления стоявшего впереди троллейбуса на расстояние не менее 60 м.

3.5.16. Порядок движения неисправных троллейбусов в депо или до ремонтного пункта, необходимые при этом меры безопасности и маршруты следования устанавливаются специальной инструкцией [36], разработанной организацией ГЭТ.

3.5.17. В течение смены водителем периодически проводится осмотр пассажирского помещения на наличие оставленных пассажирами предметов и проверяется состояние шин, крепление колес, тормозной системы, токоприемников. Обо всех обнаруженных неисправностях или повреждениях он сообщает диспетчеру конечной станции, линейному слесарю и производит запись в книге поезда.

Периодичность и порядок осмотра устанавливается приказом по организации ГЭТ.

3.5.18. Последовательность действий водителя при выходе из троллейбуса (на конечной станции или в пути):

а) затормозить (зафиксировать) троллейбус после его полной остановки ручным (стояночным) тормозом;

б) отключить все основные и вспомогательные электрические цепи;

в) убедившись, что троллейбус надежно удерживается на месте, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять ее и взять с собой;

г) надеть сигнальный жилет;

е) закрыть дверь кабины и, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса;

ж) на уклоне поставить противооткатные упоры под колеса троллейбуса со стороны уклона.

Если по возвращении к рабочему месту необходима постановка токоприемников, водитель перед этим должен зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, реверсор находится в положении "0".

3.5.19. Последовательность действий водителя при передаче на ремонт троллейбуса на конечной станции:

а) затормозить (зафиксировать) троллейбус после его полной остановки ручным (стояночным) тормозом;

б) отключить все основные и вспомогательные электрические цепи;

в) опустить токоприемники;

г) поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять ее и взять с собой;

д) поставить противооткатные упоры под заднее колесо троллейбуса с обеих сторон, а при наличии уклона - со стороны уклона;

е) передать слесарю книгу троллейбуса и рукоятку реверсора.

3.5.20. Последовательность действий водителя при постановке троллейбуса на стоянку в депо:

а) затормозить (зафиксировать) троллейбус после его полной остановки ручным (стояночным) тормозом;

б) выключить силовую цепь и цепь управления;

в) установить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять и взять ее с собой;

г) закрыть форточки и вентиляционные люки;

с) снять токоприемники с контактных проводов и закрепить их, закрыть все двери троллейбуса;

ж) при стоянке на уклоне установить противооткатные упоры под колеса троллейбуса со стороны уклона;

з) спустить влагу и воздух из пневмосистемы;

и) отключить аккумуляторную батарею, если это предусмотрено конструкцией;

к) сделать запись в книге поезда о наличии или отсутствии неисправностей;

л) сдать диспетчеру депо книгу поезда, расписание движения, путевой лист.

3.5.21. При вынужденной длительной остановке, вызванной неисправностью троллейбуса, должна быть включена аварийная световая сигнализация, а в случае ее неисправности должен быть выставлен знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м от троллейбуса.

3.5.22. Запрещается передавать кому-либо управление троллейбусом, кроме лиц, указанных в должностной инструкции водителя [34]. О передаче управления делается запись в путевом листе.

3.5.23. Водитель сообщает сменяющему его водителю следующие сведения:

а) о техническом состоянии троллейбуса и обо всех случаях неисправностей и повреждений, отмеченных в течение смены;

б) о полученных им распоряжениях, в частности о режиме вождения троллейбуса;

в) о состоянии дороги и контактной сети;

г) о работе громкоговорящей установки, касс и компостеров при их наличии.

3.5.24. При появлении сигнала бортового устройства контроля тока утечки должны выполняться требования "Инструкции по обеспечению электробезопасности троллейбусов", составленной на основе "Типовой инструкции по обеспечению электробезопасности троллейбусов" [32], утвержденной руководством организации ГЭТ, в том числе:

а) троллейбус должен быть остановлен у тротуара в месте, удаленном от остановки;

б) должен быть отключен автоматический выключатель и с помощью дистанционного управления штангоуловителями опущены токоприемники.

3.5.25. Дополнительные действия водителя при появлении сигнала о наличии тока утечки при отсутствии или неисправности штангоуловителей, при наличии штангоуловителей, не имеющих дистанционного управления:

а) принять меры для предотвращения выхода пассажиров из машины, предупредив их об опасности получения электротравмы;

б) надеть сигнальный жилет и диэлектрические перчатки;

в) открыть переднюю дверь;

г) выпрыгнуть из троллейбуса;

д) опустить вручную токоприемники и завести штанги за лиры;

е) открыть двери и высадить пассажиров с соблюдением необходимых мер безопасности;

ж) вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса в депо для ремонта.

3.5.26. Запрещается направлять троллейбус в депо без буксира, если он имеет неисправность узлов, обеспечивающих безопасность движения.

3.6. Подготовка троллейбусов к эксплуатации в межсезонный период

3.6.1. Для обеспечения работы организации ГЭТ и подвижного состава в осенне-зимний и весенне-летний периоды должна производиться сезонная подготовка к указанным периодам в соответствии с утвержденными мероприятиями, в которых должен быть предусмотрен инструктаж водителей об особенностях режимов вождения в зависимости от погодных условий [31].

3.7. Учет технического обслуживания и ремонта троллейбусов

3.7.1. Учет должен обеспечивать возможность:

а) оперативного получения информации о техническом состоянии подвижного состава, дате и объеме всех выполненных ремонтов, наличии заявок о неисправности подвижного состава;

б) проведения анализа работы организации ГЭТ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и его агрегатов;

в) выявления работников, выполнявших техническое обслуживание и ремонт узлов, обеспечивающих безопасность движения.

3.7.2. Во всех организациях ГЭТ разрабатываются и утверждаются должностные инструкции для инженерно-технических работников и производственные инструкции для рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.

3.7.3. На каждый троллейбус должна быть заведена книга поезда [35], паспорта и ремонтные формуляры установленной формы на машину в целом, тяговый электродвигатель, мотор-компрессор, высоковольтный вспомогательный двигатель, задний мост с редуктором и шины.

3.7.4. В пронумерованной и прошнурованной книге поезда водитель отмечает все неисправности, обнаруженные в процессе эксплуатации. В этой книге делаются записи обо всех производимых в процессе технического обслуживания работах и о готовности троллейбуса к выпуску с подписью лица, проводившего ремонт, и мастера, контролировавшего работу. Периодически книга должна проверяться руководителем троллейбусного депо или его заместителями, о чем в нее вносятся соответствующие записи. Книга поезда должна храниться в течение одного года со дня последней записи.

3.7.5. В каждом депо необходимо иметь:

а) книгу ремонтов для учета технического обслуживания и текущих ремонтов;

б) книгу заявок и книгу повторных заявок водителей о неисправности троллейбусов;

в) книгу учета замеров основного удельного сопротивления движению троллейбусов;

г) журнал движения шин на шиномонтажном и шиноремонтном участках депо;

д) журнал замеров тока утечки [32].

3.7.6. Техническая статистика, а также учетные ведомости выполнения ремонтных работ троллейбусов должны вестись в депо и по организации ГЭТ в целом. Статистика должна отражать межремонтные пробеги, техническое состояние, выполнение ремонтов и другие технические сведения по подвижному составу в целом и отдельным его агрегатам, а также учет выполненного пробега троллейбусом в соответствии с записями в путевых листах. В организации ГЭТ должен вестись учет инвентаря подвижного состава и его движения, а также данных, установленных Госкомстатом Российской Федерации.

3.8. Государственный технический осмотр троллейбусов

3.8.1. Основной задачей технического осмотра троллейбусов является оценка соответствия их технического состояния требованиям настоящих Правил, нормативов и стандартов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения и охраны труда.

3.8.2. Технический осмотр троллейбусов организуется и проводится в соответствии с порядком, установленным Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.

3.8.3. Техническому осмотру с периодичностью два раза в год подлежат пассажирские троллейбусы и один раз в год - грузовые троллейбусы, стоящие на балансе организации ГЭТ.

3.8.4. Для проведения технического осмотра троллейбусов в организации ГЭТ должна быть создана комиссия. В ее состав включают представителей администрации организации ГЭТ, инженерно-технический персонал, ответственный за эксплуатацию и техническое состояние троллейбусов, и, при необходимости, представителей собственника организации ГЭТ. Количество членов комиссии должно быть не менее трех человек. Состав комиссии по проведению технического осмотра, порядок ее работы и сроки устанавливают приказом (распоряжением) по организации ГЭТ.

3.8.5. Первый технический осмотр троллейбусов проводится в срок с 1 по 31 марта, второй - с 1 по 30 сентября.

3.8.6. До начала технического осмотра составляется план мероприятий по его проведению. Имеющиеся в депо средства технического диагностирования и измерительные инструменты (приборы) должны быть приведены в исправное состояние и надлежащим образом проверены.

3.8.7. Техническое состояние и оборудование троллейбусов проверяют на соответствие требованиям Правил дорожного движения [3], Правил технической эксплуатации троллейбусов, стандартов, инструкций предприятий-изготовителей.

3.8.8. Особое внимание следует обращать на техническое состояние оборудования, непосредственно влияющего на безопасность дорожного движения и электробезопасность пассажиров и обслуживающего персонала, в частности:

3.8.8.1. Тормозной путь (тормозное замедление) троллейбуса в снаряженном состоянии на горизонтальном участке пути, имеющем ровное, сухое, чистое цементо- или асфальтобетонное покрытие, при однократном воздействии на орган рабочей тормозной системы (при одновременном электродинамическом и механическом торможении) при скорости начала торможения 40 км/ч должен быть [2, 3]:

а) для троллейбусов, производство которых начато до 01.01.81:

в) стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние снаряженного троллейбуса на уклоне 23%.

3.8.8.2. Окружной люфт рулевого колеса при работающем гидронасосе не должен превышать 20° при положении управляемых колес, соответствующем прямолинейному движению, а усилие вращения рулевого колеса не должно превышать 8 кгс.

3.8.8.3. Регулировка фар должна соответствовать требованиям ГОСТ 27815 [14], вся сигнальная и информационная светотехника должна быть исправна.

3.8.8.4. Стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные конструкцией троллейбуса, должны быть в работоспособном состоянии.

3.8.8.5. Пневматическая система проверяется на соответствие ее параметров требованиям технической документации на троллейбус.

3.8.8.6. Проверяется давление в шинах и износ протектора покрышек по методике ГОСТ 27815 [14].

3.8.8.7. Проверяется техническое состояние кузова и его оборудование.

3.8.8.8. Проверяется сопротивление изоляции высоковольтных и низковольтных цепей относительно кузова, а также контролируется ток утечки [32].

3.8.9. На каждый прошедший технический осмотр троллейбуса выдается талон о прохождении технического осмотра, в котором председатель комиссии делает отметку о прохождении технического осмотра и заверяет ее подписью и печатью организации ГЭТ. Описание талона приведено в Приложении А к настоящим Правилам.

Примечание: Талон должен храниться в книге поезда. Талоны о прохождении технического осмотра, выданные по результатам технического осмотра в предыдущем году, подлежат уничтожению в установленном в организации ГЭТ порядке.

3.8.10. При потере талона о прохождении технического осмотра или выявлении фактов его подделки проводится служебное расследование, по результатам которого администрация организации ГЭТ выдает дубликат талона.

3.8.11. Троллейбусы, не отвечающие хотя бы одному из требований безопасности дорожного движения и настоящих Правил, считаются неисправными и не выпускаются на линию до устранения выявленных нарушений.

3.8.12. Троллейбусы, не прошедшие по каким-либо причинам технический осмотр в установленный графиком период, проверяются комиссией по техническому осмотру в другое время, определенное графиком технического осмотра.

3.8.13. По результатам проведенного в организации ГЭТ технического осмотра троллейбусов составляются акты (Приложение Б).

3.8.15. Оформленные результаты технического осмотра троллейбусов должны сохраняться в техническом отделе эксплуатационной организации ГЭТ до окончания следующего технического осмотра.

ГЛАВА 4. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА МАРШРУТЕ 4.1. Расписание движения

4.1.1. Каждый троллейбусный маршрут должен иметь паспорт, утвержденный руководителем эксплуатационной организации ГЭТ [9]. В паспорте указываются участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, общая протяженность маршрута и другие сведения. Текстовая и графическая части паспорта заполняются службой движения. Паспорт маршрута подписывается руководителем службы движения организации ГЭТ.

4.1.2. Основой организации движения троллейбусов на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений депо. Расписание движения утверждается руководителем организации ГЭТ или по его уполномочию начальником Службы движения.

4.1.3. Расписание движения должно составляться на каждый маршрут, троллейбус, конечную станцию и контрольный промежуточный пункт.

4.1.4. Расписанием движения устанавливается:

а) время выхода троллейбуса из депо и направление следования;

б) время прохождения через контрольные пункты;

в) время прибытия, стоянки, отправления с конечной станции и возвращения в депо;

г) время захода троллейбуса на техническое обслуживание или отстой, а также время и место смены бригад и перерыва для приема пищи.

В расписании движения на отдельных маршрутах или их участках при необходимости следует предусматривать увеличение интенсивности движения путем организации укороченных рейсов или командирования троллейбусов с других маршрутов.

4.1.5. Основным документом для составления расписания движения служит наряд, который представляет собой первичный расчетный план пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на основе материалов обследования пассажирских потоков, хронометражных измерений времени на пробег и пропускной способности узлов улично-дорожной сети.

4.1.6. Наряд троллейбусов устанавливает:

а) распределение маршрутов между депо;

б) число троллейбусов на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения троллейбусов на каждом маршруте по периодам дня;

в) типы подвижного состава;

г) сменность троллейбусов;

д) объем транспортной работы: машино-часы, машино-километры;

е) среднюю эксплуатационную скорость;

ж) наибольший допустимый интервал в межпиковое время и частоту движения в часы "пик" по каждому маршруту.

4.1.7. Наряд троллейбусов должен разрабатываться на рабочие и выходные дни и пересматриваться не чаще одного раза в квартал.

4.1.8. Наряд троллейбусов разрабатывается Службой движения эксплуатационной организации ГЭТ и согласовывается с депо, энергохозяйством, планово-экономическим отделом и утверждается руководителем предприятия.

4.1.9. Троллейбусное депо должно иметь наряд работы водителей, который представляет собой суточный план закрепления подвижного состава и водителей за выходами маршрутного расписания. В наряде должны быть указаны:

номера смены, время явки в депо или на конечную станцию, время выезда и заезда в депо, пункты и время смены водителей, продолжительность перерывов и отстоев на линии, общая продолжительность смены.

В наряде работы водителей также перечисляются водители, находящиеся в резерве, являющиеся выходными, находящиеся в отпуске, временно неработающие и отсутствующие по другим причинам.

4.1.10. Система диспетчеризации маршрутных пассажирских перевозок должна обеспечивать систематический учет и контроль исполненного движения (выполнения маршрутного расписания) и осуществлять оперативное управление процессом перевозки.

4.2. Выпуск и приемка троллейбуса в депо

4.2.1. Троллейбусы выпускаются из депо по расписанию. Выпуск из депо троллейбусов, не предусмотренных расписанием, производится только по разрешению старшего (центрального) диспетчера.

4.2.2. Запрещается выпускать из депо троллейбус, в книге которого нет подписи мастера об устранении неисправностей по заявке водителя и готовности троллейбуса к эксплуатации. При наличии повторной заявки устранение неисправности подтверждается подписью лиц, уполномоченных приказом по депо.

4.2.3. Все троллейбусы, как правило, должны быть закреплены за определенными маршрутами и водителями (поездными бригадами).

4.2.4. Каждый троллейбус, выходящий из депо, должен быть принят водителем в соответствии с должностной инструкцией водителя троллейбуса [34]. Документом на право выхода троллейбуса из депо и движения его по маршруту является путевой лист, подписанный диспетчером по выпуску, подтверждающий, что троллейбус технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии. Основанием для подписи путевого листа является соответствующая запись о технической готовности в книге поезда [35].

4.2.5. При выполнении нулевого рейса водителем проверяется работоспособность тормозов, рулевого управления, работа генератора или иного зарядного устройства, свободный ход троллейбуса, отсутствие постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель останавливает троллейбус и сообщает об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику Службы движения и действует по их указанию.

Примечание: Проверка работоспособности узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, производится без пассажиров на участке пути, определенном приказом по депо.

4.2.6. Троллейбус считается выпущенным из депо на линию, если по прибытию на конечную станцию он отправлен в первый рейс по маршруту и выполнил один оборотный рейс.

4.2.7. Троллейбус, выпущенный на линию, находится в оперативном подчинении Службы движения [53]. За исправное состояние троллейбусов на линии отвечают водители и линейный ремонтный персонал.

4.2.8. Возвращение троллейбусов с линии в депо производится:

а) после окончания работы по расписанию;

б) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера;

в) по записи в путевом листе, сделанной диспетчером конечной станции или линейным слесарем.

4.2.9. Въезд троллейбуса на территорию депо с посторонними лицами и посторонними предметами не допускается. Перед въездом водителем проводится проверка троллейбуса на наличие посторонних предметов.

4.2.10. При сдаче троллейбуса водителем оформляется заявка обо всех неисправностях троллейбуса и вносится соответствующая запись в книгу поезда [35], если это не было сделано в течение смены, а при наличии повторной заявки - запись в книгу повторных заявок.

4.3. Троллейбусное движение на маршруте

4.3.1. Для обеспечения регулярности и безопасности перевозки пассажиров маршрутная сеть троллейбуса подразделяется на отделения, ревизорские участки и участки конечных станций. Число и границы отделений, ревизорских участков и участков конечных станций определяются Службой движения и утверждаются руководителем организации ГЭТ [53, 54].

4.3.2. Оперативное руководство движения осуществляется старшим (центральным) диспетчером. Действия работников, связанных с движением троллейбусов на линии, определяются в соответствии с указаниями диспетчера. Запрещается давать распоряжения по движению троллейбусов, минуя старшего (центрального) диспетчера [53].

4.3.3. Организация руководства движением должна обеспечивать быстрое и точное информирование старшего (центрального) диспетчера или диспетчера конечной станции, или маршрутного диспетчера об отклонениях от расписания и обо всех происшествиях на линии, быстрое выполнение распоряжений старшего (центрального) диспетчера.

4.3.4. Соблюдение безопасности и качество движения троллейбусного транспорта обеспечивается работниками отдела безопасности и линейного контроля [40].

4.3.5. Регулярным считается такое движение, которое выполняется в соответствии с расписанием или отклонением от него:

+2 мин. (опоздание) или -1 мин. (нагон) на маршрутах, где интервал между троллейбусами более 3 мин.;

+/- 1 мин. - на маршрутах с интервалом менее 3 мин.

4.3.6. Движение троллейбусов по расписанию обеспечивается:

а) выпуском на линию запланированного числа технически исправных троллейбусов;

б) исправным состоянием проезжей части дороги, контактной и кабельной сетей;

в) устойчивой работой электротяговых подстанций, средств связи и СЦБ;

г) четкой работой водителей и работников Службы движения и других подразделений, связанных с движением троллейбусов.

4.3.7. С распорядительной конечной станции троллейбусы должны отправляться под контролем диспетчера станции.

4.3.8. В случае нарушения движения на каком-либо участке маршрута (независимо от причин) старший (центральный) диспетчер обеспечивает движение троллейбусов по наибольшей протяженности маршрута и принимает меры к скорейшему восстановлению движения по всему маршруту. По мере восстановления движения на маршруте организует вывоз скопившихся на остановках пассажиров [49].

4.3.9. В случае прекращения движения на каком-либо участке, работникам Службы движения разрешается изменять направление согласно схемам обходного движения, а также давать распоряжение о возобновлении движения с немедленным сообщением об этом старшему (центральному) диспетчеру.

4.3.10. Для восстановления движения троллейбусов по расписанию старший (центральный) диспетчер имеет право:

а) отправить троллейбус в укороченный или удлиненный рейс;

б) отправить троллейбусы по измененному пути следования;

в) уменьшить время оборотного рейса за счет разрешения водителю использования нагона времени в пути;

г) изменять интервал между отправлением с конечной станции троллейбусов;

д) использовать резервные троллейбусы и троллейбусы с других маршрутов;

е) менять машинные расписания между выходами;

ж) сокращать продолжительность обеденных, технических стоянок в пределах допустимых норм.

4.3.11. При невозможности соблюдения заданного расписания движения из-за усложненных погодных условий (туман, метель, скользкая дорога и др.) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера вводятся специальные режимы движения. Расписание отменяется. Время оборотного рейса увеличивается или не нормируется. Порядок ввода специальных режимов движения определяется Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменением дорожно-климатических условий [49].

4.3.12. Запрещается изменять направление движения троллейбусов с пассажирами, за исключением случаев, когда троллейбусы не могут следовать по своему направлению или после задержки движения, когда в одном направлении скопилось большое число троллейбусов.

4.3.13. Выезд специализированных троллейбусов на линию с движением пассажирских троллейбусов разрешается старшим (центральным) диспетчером.

4.3.14. Специализированный троллейбус при движении на линии подчиняется всем правилам движения пассажирских троллейбусов.

4.3.15. Порядок производства маневровых работ на конечных станциях определяется руководителем Службы движения организации ГЭТ [39].

4.4. Скорость движения

4.4.1. Наибольшая скорость движения троллейбусов на перегонах устанавливается организацией ГЭТ с соблюдением требований, приведенных в ПДД [3] и настоящих Правилах.

4.4.2. Водитель должен вести троллейбус со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, состояние и наполнение троллейбуса, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки троллейбуса.

4.4.3. Скорость движения не должна превышать, км/ч [30]:

40 - на спусках от 4,0(40) до 5,0(50)% (промилле);

35 - на спусках свыше 5,0(50) до 7,0(70)% (промилле);

30 - на спусках свыше 7,0(70) до 9,0(90)% (промилле);

20 - на железнодорожных переездах [27], при прохождении воздушных пересечений контактной сети, при прохождении шин грузовой компенсации контактной сети, при буксировке троллейбуса, при проезде мест, где на проезжей части улицы ведутся какие-либо работы;

15 - при проезде мимо шествий, колонн воинских частей, при проезде мимо стоящих трамвайных вагонов или объезде остановившихся в пути троллейбусов или автотранспорта, при плохой видимости лежащих впереди участков пути, при прохождении кривых малого радиуса (до 70 м);

10 - при прохождении воздушных стрелок контактной сети;

5 - при проезде мест скопления пешеходов, при движении назад, при движении в пределах депо, при плохой видимости (густом тумане и метели), при движении троллейбуса с предельным отклонением штанг токоприемника от оси подвески контактного провода, на участке дороги, покрытой водой (или мокрым снегом).

1. Запрещается движение троллейбусов, если дорога покрыта водой (или мокрым снегом) на высоту более 150 мм.

2. В осенне-зимний период в условиях гололеда допускаемая скорость должна быть уменьшена вдвое.

4.4.4. На горных дорогах, проходящих за чертой города, в том числе и на затяжных спусках свыше 40 промилле (4%) скорость движения регламентируется особыми правилами.

4.4.5. Скорость движения троллейбусов на участках с тяжелыми условиями движения, уклонах, путепроводах и местах, требующих особого режима движения, устанавливается организацией ГЭТ. В этих местах должны быть установлены соответствующие знаки ограничения скорости движения.

4.5. Требования, предъявляемые к линейным сооружениям

4.5.1. Выбор места расположения остановочного пункта производит Служба движения организации ГЭТ по согласованию с органом исполнительной власти города [28].

Остановочные пункты троллейбуса должны быть размещены на прямых участках улиц на расстоянии не менее 20 м после перекрестка. Остановочный пункт может быть расположен перед перекрестком при наличии специальной полосы для движения маршрутного общественного транспорта или при соответствующем обосновании.

Продольный уклон участка улицы в месте расположения остановочного пункта должен быть не более 4% (40 промилле). В стесненных условиях, при невозможности расположения на прямом участке улицы, остановочный пункт может быть устроен на кривой радиусом не менее 100 м.

4.5.2. Остановочные пункты в зависимости от характера и размера пассажирооборота подразделяются на постоянные, временные и "по требованию".

На временных остановочных пунктах остановка троллейбуса производится только в заранее установленные периоды времени.

На остановочных пунктах "по требованию" остановка троллейбуса производится по требованию пассажиров.

4.5.3. В целях обеспечения безопасности движения приказом по организации ГЭТ могут быть установлены технические остановки, на которых посадка и высадка пассажиров запрещается.

4.5.4. На улицах с проезжей частью, имеющей ширину 1 - 2 полосы движения в одном направлении, остановочные пункты следует размещать в уширении проезжей части. Ширина площадки уширения принимается 3 м, длина площадки стоянки - не более 40 м.

4.5.5. Остановочные пункты должны быть оборудованы крытыми павильонами или навесами и указателями, информирующими пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.

Конструкции крытых павильонов или навесов, др. сооружения, опоры освещения и деревья в пределах длины остановочной площадки должны располагаться так, чтобы исключить соприкосновение с троллейбусом при заезде его на остановочную площадку.

Указатель на остановочном пункте должен содержать следующую информацию:

- название остановочного пункта;

- номера маршрутов, имеющих остановки на данном остановочном пункте;

- интервалы движения или расписание движения маршрута;

- другая необходимая информация.

В темное время суток указатели должны быть освещены.

4.5.6. На каждом маршруте должно быть не менее одной конечной станции. При продолжительности оборотного рейса более 1,5 ч на одном конце маршрута должно быть помещение, оборудованное санузлом.

На каждую конечную станцию маршрута должен быть составлен технико-распорядительный акт, определяющий порядок движения, расстановки троллейбусов и производства маневровых работ, утверждаемый руководством предприятия.

4.5.7. На конечных станциях должны быть:

- площадки с усовершенствованным покрытием и соответствующее развитие контактной сети для осуществления разворота, обгона, отстоя и мелкого ремонта троллейбусов;

- служебные, санитарно-бытовые помещения и помещения для организации горячего питания и кратковременного отдыха водительских бригад и обслуживающего персонала.

4.5.8. Площадка для разворота, обгона, отстоя и мелкого ремонта и посадочные площадки на конечных станциях в темное время суток должны быть освещены.

4.5.9. Содержание распорядительных [41], технических конечных станций и промежуточных контрольных пунктов возлагается на закрепленное руководителем организации ГЭТ структурное подразделение.

4.5.10. Содержание и ремонт площадок для разворота, обгона, отстоя и мелкого ремонта троллейбусов на конечных станциях осуществляется специализированной организацией по решению органа исполнительной власти местного самоуправления.

4.6. Пересечение с железнодорожными путями

4.6.1. Пересечения троллейбусных линий с железнодорожными подъездными путями должны удовлетворять требованиям СНиП "Трамвайные и троллейбусные линии" [18], Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС Российской Федерации [27].

4.6.2. Для пересечения троллейбусных линий с железнодорожными путями в разных уровнях сооружаются путепроводы (тоннели). Высота расположения контактных проводов от уровня дорожного покрытия под вновь строящимися и реконструируемыми путепроводами (тоннелями) должна быть не менее 4,4 м, под существующими путепроводами (в существующих тоннелях) с габаритом по высоте менее 5,0 м - не менее 4,2 м.

ГЛАВА 5. ДОРОГИ И УЛИЦЫ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ, ДОПУСТИМОМУ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

5.1. Дороги и улицы населенных мест для движения троллейбусов должны иметь цементобетонное покрытие или любое покрытие из битумоминеральных смесей с ровностью покрытия в соответствии с требованиями табл. 2 ГОСТ Р 50579-93 [15].

Троллейбусы могут эксплуатироваться на улицах и дорогах, продольный уклон проезжей части которых не превышает значений, указанных в технических условиях на троллейбус применяемой модели, утвержденных заводом-изготовителем.

5.2. Движение троллейбусов по участкам улиц (дорог) с тяжелыми условиями движения осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке эксплуатации троллейбусов на маршрутах с тяжелыми условиями движения [30], утвержденной в установленном порядке.

5.3. Эксплуатация троллейбусов на участках дороги с тяжелыми условиями движения, состояние которых не соответствует установленным требованиям настоящих ПТЭ, - не допускается.

5.4. В местах пересечения троллейбусных и трамвайных линий не допускается превышение головки рельса относительно покрытия проезжей части более 2,0 см. Не допускается возвышение межрельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии настила не должна быть более 4,0 см. Устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение не более чем 2 суток с момента их обнаружения [15].

5.5. В зимнее время посадочные площадки и проезжую часть улиц, в первую очередь подъемы и спуски, необходимо регулярно очищать от снега и льда, посыпать песком или другими материалами, повышающими коэффициент сцепления. Срок ликвидации скользкости и уборки снега на проезжей части в зимнее время не должен превышать 5 ч в соответствии с ГОСТ Р 50579-93 [15].

5.6. Контроль за состоянием городских улиц и дорог, по которым организовано движение троллейбусного транспорта, возлагается на Службу движения организации ГЭТ.

5.7. Если состояние проезжей части на маршруте или участке маршрута не отвечает условиям безопасности движения и требованиям настоящих Правил, старший (центральный) диспетчер обязан запретить движение троллейбусов до устранения причин, вызвавших временное прекращение движения, с немедленным уведомлением руководителя предприятия и органов исполнительной власти местного самоуправления.

5.8. Освещение трасс троллейбусных маршрутов в пределах населенного пункта должно соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 [20].

5.9. Служба движения организации ГЭТ следит за выполнением требований Правил дорожного движения на улицах и дорогах, по которым организовано движение троллейбусного транспорта.

ГЛАВА 6. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОТЯГОВЫЕ ПОДСТАНЦИИ 6.1. Общая часть

6.1.1. Настоящие Правила распространяются на троллейбусные электротяговые подстанции (подстанции).

6.1.2. Подстанции используются для комплексного электроснабжения троллейбусов, депо, заводов, мастерских по ремонту подвижного состава по самостоятельным питающим кабельным и воздушным линиям и секциям контактных сетей.

Допускается, как исключение, на срок до реконструкции резервирование электропитания контактной сети депо, заводов и мастерских от пассажирских линий.

6.1.3. Подстанции должны удовлетворять требованиям:

Правил устройств электроустановок (ПУЭ) [7];

Правил эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП) [8];

Норм и правил проектирования системы электроснабжения трамваев и троллейбусов [50];

СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий" [22];

СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" [23];

Инструкции по противопожарной защите электротяговых подстанций трамвая и троллейбуса [51];

Инструкции по проектированию городских электрических сетей [26];

Санитарных норм и правил [24, 25];

6.1.4. Тяговые подстанции городского электротранспорта относятся к электроприемникам первой категории [26].

Схема питания подстанций должна соответствовать системе электроснабжения.

Питание подстанций системы централизованного электроснабжения должно осуществляться не менее чем двумя вводами от независимых источников.

Если подстанция получает питание по одному вводу от электроснабжающей организации, а по другому - от соседней подстанции, ввод от электроснабжающей организации должен быть рассчитан на рабочую мощность обеих подстанций.

Питание подстанций децентрализованного (распределенного) электроснабжения, смежных по секциям контактной сети, должно осуществляться от независимых источников. При этом каждая из подстанций может иметь один ввод питающей линии при условии обеспечения автоматического взаиморезервирования подстанций по электротяговой сети без уменьшения размеров движения.

6.1.5. Напряжение на шинах постоянного тока может изменяться в диапазоне 600 - 700 В в рабочем режиме и до 780 В - в режиме холостого хода (при схеме выпрямителей "звезда - две обратные звезды с уравнительным реактором" [11].

6.1.6. На каждой питающей линии 600 В должно быть установлено по амперметру в положительный и отрицательный полюс [7].

6.1.7. На кабелях (проводах) питающих линий 600 В, имеющих прямую связь, или через контактную сеть с другими подстанциями (соединительных линий) должны быть установлены амперметры с двухсторонней шкалой [7].

6.1.8. Питающие линии 600 В должны иметь звуковую и световую сигнализацию, действующую при исчезновении и восстановлении напряжения (сигнал НЛ) [50].

6.1.9. Каждая подстанция системы электроснабжения должна иметь резерв мощности, обеспечивающий надежное электроснабжение подвижного состава при выходе из строя наибольшего по мощности выпрямителя. Это достигается наличием резервного выпрямителя на данной подстанции или резерва мощности в выпрямителях соседних подстанций, если предусмотрена возможность передачи нагрузки по электротяговой сети на эти подстанции [18].

6.1.10. Для питания собственных нужд подстанции должен быть предусмотрен необходимый резерв одного из следующих видов: второй трансформатор собственных нужд, присоединенный к резервному вводу 10 (6) кВ; второй трансформатор собственных нужд, присоединенный к сборным шинам 10 (6) кВ и независимый ввод 380/220 В, мощностью до 10 кВт; независимый ввод 220 В или 380 В межфазного напряжения мощностью, равной мощности основных потребителей, отключение которых недопустимо при выходе из строя основного источника питания собственных нужд [26].

6.1.11. Уровень шума от работающего оборудования подстанции не должен превышать значений, предусмотренных СНиП по проектированию промышленных предприятий [21], а также Санитарными нормами допустимого шума в жилых домах и на территории жилой застройки [24].

6.1.12. На всех подстанциях должны быть предусмотрены рабочие помещения для оперативно-ремонтного персонала и санузел, а на подстанциях с диспетчером или совмещенных с диспетчерским пунктом - помещение для принятия пищи и хранения спецодежды [18].

6.1.13. Подстанции должны быть оснащены средствами речевой связи оперативного персонала с электродиспетчером или лицом, исполняющим его функции [18].

6.1.14. На каждой подстанции без постоянного оперативного персонала должны быть:

- принципиальная (оперативная) схема силовых электрических соединений и принципиальные схемы вторичной коммутации;

- схема района питания подстанции;

- паспортный журнал (дефектов и ремонтов) оборудования и кабелей (в пределах территории подстанции);

- журнал аккумуляторных батарей (при наличии батарей);

- инструкция по эксплуатации (данной подстанции);

- оперативный журнал для записей в хронологическом порядке;

- времени прибытия и убытия персонала (приема и сдачи смен); оперативных переговоров и переключений; при оформлении допусков персонала к работам; изменений в режимах работы электрооборудования, электрических защит, автоматики и телемеханики; мер, принятых при устранении повреждений, выявленных неполадок; указаний и распоряжений оперативного и административно-технического персонала; о выдаче ключей от электропомещений и распределительных устройств;

- бланки документов установленной формы (нарядов-допусков, переключений);

- перечень запасных изделий и принадлежностей (ЗИП) - по утвержденному перечню;

- средства индивидуальной защиты;

- аптечка с набором медикаментов;

- комплект ключей от помещений и распределительных устройств [8].

6.1.15. На каждой подстанции с постоянным оперативным персоналом, дополнительно к указанному для подстанции без постоянного оперативного персонала, должны быть:

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП);

- Правила технической эксплуатации троллейбуса;

- Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

- должностные и эксплуатационные инструкции;

- Инструкция по противопожарной защите электротяговых подстанций трамвая и троллейбуса;

- график планово-предупредительных ремонтов оборудования подстанций;

- график работы выпрямителей;

- график дежурств оперативного персонала;

- ключи от всех помещений - 2 комплекта (один из них резервный), должны храниться в опломбированном шкафчике;

- извлечение из правил техники безопасности: "Первая помощь пострадавшему от электрического тока" [8].

6.1.16. В каждом эксплуатационном районе подстанций, с учетом количества подстанций и обслуживающего персонала, должны быть:

- Правила внутреннего распорядка;

- должностные и эксплуатационные инструкции;

- график планово-предупредительных ремонтов оборудования подстанций района;

- Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП) [8];

- Правила технической эксплуатации троллейбуса;

- Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

- извлечение из правил техники безопасности: "Первая помощь пострадавшему от электрического тока";

- принципиальные (оперативные) схемы силовых электрических соединений подстанций района;

- схема питания района каждой из подстанций эксплуатационного района и схемы вторичной коммутации;

- технологические карты технического обслуживания подстанций района;

- Инструкция по противопожарной защите электротяговых подстанций трамвая и троллейбуса;

- нормативный запас материалов, технически необходимый резерв оборудования по утвержденному перечню (отдельный или совместный с другими районами предприятий);

- транспортные средства и механизмы (отдельно или совместно с другими районами);

- аптечка с набором медикаментов;

- ключи от подстанций района;

- списки лиц, имеющих право единолично осматривать электроустановки района, и лиц, имеющих право выдавать оперативные знания (распоряжения) [7, 8].

6.1.17. На каждом диспетчерском пункте (районном - РДП, центральном - ЦДП), с которого по каналам телемеханики осуществляется оперативное управление подстанциями, должны быть:

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- должностные и эксплуатационные инструкции;

- график планово-предупредительного ремонта аппаратуры диспетчерского пункта;

- график дежурств оперативного персонала (операторов);

- Правила технической эксплуатации троллейбуса;

- Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

- Инструкция по противопожарной защите электротяговых подстанций трамвая и троллейбуса;

- принципиальные (оперативные) схемы силовых электрических соединений подстанций, управляемых с данного РДП, ЦДП;

- схемы питания районов всех подстанций, управляемых с данного РДП, ЦДП;

- паспортно-ремонтный журнал устройств телемеханики;

- оперативные журналы для записей в хронологическом порядке:

- времени принятия и сдачи дежурств операторов-диспетчеров;

- оперативных переговоров и переключений;

- при оформлении допусков персонала к работам;

- изменении режимов работы подстанций;

- мер, принятых при устранении повреждений;

- выявленных неполадок; указаний и распоряжений оперативного и административно-технического персонала;

- перечень адресов, телефонов и позывных аварийных бригад и ремонтных подразделений [48];

- списки лиц, имеющих право выдавать оперативные задания и распоряжения;

- средства индивидуальной защиты;

- аптечка с набором медикаментов;

- ключи от подстанций, управляемых с РДП, ЦДП [7, 8].

6.1.18. По каждой подстанции должны быть в сохранности на подстанции или в энергохозяйстве:

- план подстанции, основные паспортные данные по проекту (строительный паспорт), структурная схема или принципиальная схема электрических соединений и схема тепловодоснабжения;

- ситуационный (генеральный) план с обозначением отведенной территории и подземных коммуникаций;

- документы по обучению, инструктированию и периодической проверке знаний персонала по ПЭЭП, ПТБ ЭП, настоящим Правилам и инструкциям;

- паспорта на оборудование;

- протоколы проверки испытания оборудования, проводов, кабелей и средств индивидуальной защиты;

- дифтарифный акт и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с энергоснабжающей организацией или подразделением кабельных сетей электрохозяйства, регламентирующие взаимоотношения [8].

6.1.19. Не разрешается электроснабжение сторонних потребителей от шин переменного тока 10 (6) кВ, если это не предусмотрено проектом по условиям присоединения, от шин постоянного тока 600 В, а также от шин трансформаторов собственных нужд изолированной системы питания с автоматическим контролем изоляции относительно земли [18].

6.1.20. Территория подстанции должна иметь ограждение. Допускается, с учетом местных особенностей, эксплуатация подстанций без ограждения [7].

6.1.21. Учет электроэнергии осуществляется:

- персоналом подстанции, эксплуатационного района подстанции, если электросчетчики коммерческого учета установлены на подстанции;

- персоналом энергосистемы, если электросчетчики коммерческого учета установлены на источниках питания.

Приоритетом в определении порядка учета при этом обладает Энергонадзор энергоснабжающей организации [7, 50].

6.1.22. Нарушения нормальной работы электрооборудования (отказы, повреждения), вызвавшие задержки в движении подвижного состава свыше 20 мин. подлежат расследованию с оформлением акта, в котором указываются:

- обстоятельства и причины возникновения и развития повреждения;

- конкретные виновники возникшей ситуации;

- оценка действий оперативного персонала;

- оценка работы устройств защиты, автоматики и телемеханики, причины отказов, если они имели место;

- дефекты оборудования, выявленные в связи с повреждением;

- продолжительность перерыва питания подвижного состава;

- мероприятия по предупреждению подобных повреждений.

6.1.23. Строящиеся и реконструируемые подстанции должны быть автоматизированы и телемеханизированы. Объемы автоматизации и телемеханизации определяются проектом, согласованным электрохозяйством, в зависимости от системы электроснабжения и структуры эксплуатирующего предприятия [18].

6.1.24. Объектами телемеханизации являются:

питающие вводы и секционные выключатели 10 (6) кВ, выпрямители, линейные запасные и секционные выключатели 600 В, переключатели (ПЗШ) и разъединители (РЗШ) запасной и сборных шин 600 В, линейные контакторы отрицательной шины, дистанционно-управляемые заземляющие ножи распределительных устройств (РУ) 600 В, контакторы технологического отопления, устройства откачки грунтовых вод (по необходимости) [50].

6.1.25. Объектами автоматического включения резерва (АВР) и автоматического повторного включения (ЛИВ) являются:

- АВР питающих вводов 10 (6) кВ;

- АВР питания собственных нужд подстанции;

- АПВ линейных выключателей питающих линий 600 В, запасных и секционных выключателей [50].

6.1.26. Сигнализация, действующая при неисправностях и автоматических отключениях, должна быть звуковой и световой [50].

6.1.27. При применении резервных каналов телемеханики допускается предельно сокращенный объем группового телеуправления с выходным телесигналом НЛ питающих 600 В.

6.1.28. При телемеханизации должна предусматриваться возможность отключения телеканалов при их повреждении или ремонте или иные меры, исключающие посылку ложных сигналов и предупреждающие возможные при этом аварийные ситуации на подстанции и в системе электроснабжения [50].

6.2. Требования, предъявляемые к оборудованию

6.2.1. Оборудование, устройства оборудования, защиты и автоматики подстанций должны отвечать требованиям бесперебойного функционирования питающих линий и секций контактной сети в нормальном и вынужденном режимах системы электроснабжения [7].

6.2.2. На питающих линиях 600 В должны устанавливаться автоматические быстродействующие выключатели или управляемые тиристорные выпрямители, обеспечивающие защиту от токов коротких замыканий и перегрузок как самих питающих линий, так и присоединенных к ним секций контактной сети. Установки защиты при этом должны быть меньше наименьшего значения тока короткого замыкания секции контактной сети.

Для систем, не отвечающих указанным требованиям, допускается применение дополнительных защит, в том числе небыстродействующих [50].

6.2.3. Выпрямители, присоединенные на одну систему шин, должны иметь внешние характеристики, обеспечивающие их устойчивую параллельную работу. При этом мощность наибольшего и наименьшего по мощности преобразовательных трансформаторов выпрямителей не должна отличаться более чем вдвое [7].

6.2.4. Схемы и конструкция электроустановок 600 В должны обеспечивать возможность проведения ревизий и ремонтов линейных выключателей, контакторов, а также управляемых выпрямителей, их тиристорных секций, выполняющих защитно-коммутационные функции в цепях питающих линий, без прекращения питания подвижного состава на линиях [50].

6.2.5. Оборудование 600 В подстанции должно иметь защиту, действующую при повреждениях с замыканием на заземленные металлоконструкции на отключение выпрямителей и линейных выключателей, контакторов соединительных с другими подстанциями питающих линий с блокированием АВР и АПВ.

Заземляющее устройство должно соответствовать указанному требованию, не иметь, в частности, паразитных соединений с металлоконструкциями устройств 600 В [50].

6.2.6. Двери оболочек (шкафов) преобразовательных секций выпрямителей, сухих преобразовательных трансформаторов, камер РУ 600 В и др. должны иметь механические запоры, препятствующие непреднамеренному или самопроизвольному открыванию дверей [50].

6.2.7. Контрольно-измерительные приборы и указатели должны быть установлены так, чтобы при снятии их показаний, визуальном наблюдении исключалась возможность случайного прикосновения и необходимость приближения на расстояние менее 0,6 м к частям, находящимся под напряжением [8].

6.2.8. АВР вводов 10 (6) кВ должно обеспечивать включение резервного ввода при исчезновении напряжения и сопровождаемом его автоматическом отключении выключателя на рабочем вводе [50].

6.2.9. АВР выпрямителей должно обеспечивать включение резервных выпрямителей при перегрузке работающих, а также при автоматическом их отключении, если резерв достаточен по мощности, за исключением автоматического отключения их защитой от замыкания на землю в цепях 600 В [50].

6.2.10. АВР собственных нужд подстанции должно осуществлять включение резервного питания при исчезновении напряжения на рабочем источнике и сопровождаемом его автоматическом отключении рабочего источника питания [50].

6.2.11. АПВ линейных выключателей, тиристорных секций 600 В должно осуществлять многократное включение, отпирание тиристорных секций, с ограничением числа циклов - при отключении выключателя, запирании секции от перегрузки, однократное повторное включение (отпирание секции) - при отключении выключателя (запирании секции) от короткого замыкания в цепях питающих линий.

При наличии на присоединении защищаемой линии дополнительной токовременной защиты (ТВЗ) в схеме АПВ должна предусматриваться задержка повторного включения (отпирания) после автоматического отключения выключателя (запирания секции) этой защитой от перегрузки или малого тока короткого замыкания на время не менее 300 с, необходимое для остывания контактных проводов.

Календарь

Другие статьи