Категория: Бланки/Образцы
"Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес. Дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника".
(Третьяков П.М. основатель "Третьяковской галереи")
"Осмельтесь мыслить самостоятельно."
(Вольтер)
В основе любого фильма должна лежать заранее определенная идея. Фильм должен раскрыть что-то новое, важное, волнующее или интригующее, при чем, мысли, изложенные в фильме, должны быть показаны лаконично, достаточно ясно и понятно. Такой фильм принесет удовлетворение как лично Вам, так и Вашим зрителям.
Съемка фильма, в отличие от фотосъемки, должна производиться в соответствии с предварительно разработанным сценарием (планом), при чем, даже в процессе документальной съемки неожиданных событий, происшествий и аварий оператор должен мысленно продумать сценарный план данного эпизода.
Создание сценария всегда начинается с выбора темы. Выбирайте только ту, которая Вас по настоящему интересует, так как именно наличие личной заинтересованности является одним из главных факторов, определяющих итоговое качество снятого фильма.
Разработка сюжета фильма позволяет построить подробный план чередования событий, которые должны быть в нем отображены.
Первоначально, сюжет фильма излагается в форме короткого изложения содержания фильма.
Следующий этап - это создание литературного сценария, в котором сюжет излагается уже в зрительно ощутимых образах. Кроме всего прочего, в общих чертах определяются особенности монтажа фрагментов фильма.
Далее, на основе литературного сценария, разрабатывается постановочный сценарий, то есть подробный план съемки фильма, с разбивкой эпизодов на кадры и подробным указанием технических приемов съемки.
В большинстве случаев, объем монтажных работ предопределяется качеством отснятого материала. Поэтому, крайне важно, заранее, то есть задолго до проведения съемок конкретных кадров, тщательно продумать порядок чередования сцен и декораций, яркостные и цветовые переходы между отдельными кадрами, учесть направление входа и выхода актеров, их взаимное расположение в сценах, жесты и позы, учесть тональность и громкость звукового сопровождения, а также длительность отдельных кадров и сцен, соблюсти единство темпа движения во всех кадрах конкретной сцены.
Примечание: Согласно кинематографической терминологии, "кадр" - это совокупность последовательно снятых "кадриков" ("кадрик" аналогичен обычному одиночному фотоснимку), в промежуток времени после нажатия и перед отпусканием кнопки "Запись/Съемка" съемочной камеры.
Автор: Alex Sergeev
Для того чтобы написать отличный сценарий вовсе не обязательно быть гениальным писателем, так как кино дает больше возможностей донести до зрителя то, что Вы хотите, нежели литература. В этой статье поговорим о том, как написать сценарий, и какие есть особенности в написании сценариев для фильмов.
Пишем сценарий: с чего начатьИдея для фильма найдена, нужно написать сценарий, и тут возникает вопрос: как написать правильно? Сценарий лучше писать по принципу: от общего к деталям.
Для начала запишите историю, которая должна уместиться примерно на альбомный лист, в которой будет описано содержание фильма, как будто Вы его уже видели, и пересказываете. Так у Вас уже будет сюжет, и концовка фильма. Благодаря чему, Вы будете понимать, в каком стиле стоит описывать события, как для комедии или триллера, ведь Вы уже знаете и жанр фильма, и его целевую аудиторию.
ПерсонажиЗатем прорабатываем характер персонажей, как главного, так и второстепенных. Это очень важно для дальнейшего написания сценария, ведь персонажи с разными характерами ведут себя в соответствии с ним в различных ситуациях. Хотя конечно, Вы можете удивить зрителя его неординарным поведением, или свести фильм к тому, как главный герой изменился благодаря событиям, описанным в фильме. Но Вы должны это сделать осмысленно, а не потому, что Вы не знаете, на что способен Ваш герой. Кроме того в сценарии можно использовать вспомогательных персонажей и персонажи-функции. Их обычно вставляют в сценарий для осуществления какой-либо задачи, отличие между ними состоит в том, что на вспомогательных персонажах акцентируют внимание с помощью какой-либо выдающейся особенности их внешности или действий.
Наравне с главным героем, очень важно иметь хорошо прописанного антигероя. Причем это не обязательно должен быть человек, это может быть как животное, так и явление, с которым герой борется в фильме, то есть в сценарии обязательно должен присутствовать конфликт.
Структура сценарияДалее приступаем к написанию сценария, в общих чертах, то есть описание конкретных эпизодов, сцен, действий. Тут лучше придерживаться следующей структуры:
Уметь написать сцену, очень важно, но не важнее умения связывать эти сцены в отличный сценарий. Важно смоделировать сюжет так, чтобы каждый последующий его виток нагнетал обстановку, не давал спуску зрителю, и чтобы сама сцена шла ровно, до следующего перелома в сюжете, а не проваливалась в небытие.
Особенностью киносценария является то, что Вы должны его писать с оглядкой на бюджет фильма, и конечно понимать специфику съемки фильмов. Вы должны писать то, что можно не просто рассказать, а показать на экране.
Итак, когда киносценарий готов, начинайте прорабатывать детали, напишите и доведите до совершенства диалоги героев. Они должны соответствовать характеру героев. Каждая фраза диалога, должна быть продумана, и нести с собой новую информацию для зрителя, будь то информация о герое, его прошлом, его планах и так далее, но информация должна быть значимой для сюжета фильма. Насколько детально Вы будете писать сценарий – решать Вам. Возможно, Вы посчитаете важным описать все сцены вплоть до деталей костюмов, а возможно оставите большинство вещей на усмотрение режиссера.
И, конечно же, многих интересует, как написать хороший сценарий, чтобы потом снять на него отличный фильм, на который люди пойдут, и выйдут после него под впечатлением? Ответ прост: необходимо сделать так, чтобы каждую минуту фильма, зритель был заинтересован, напряжен, переживал вместе с героями, чтобы он предвкушал каждое последующее действие, одним словом, заинтриговать зрителя.
Теперь Вы знаете, как написать сценарий к фильму, и в каком направлении стоит работать при его написании. И не забудьте, сюжет сценария должен быть захватывающим. Ведь только тогда он будет востребован и экранизирован.
Лекция Александра Клевцова (писатель, сценарист, преподаватель «Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко») «Работа над сценарием » — одна из цикла лекций, организованных Синема-Сахар — промо-агентством в сфере кино, озабоченным вторичностью российского кино по отношению к западному.
Сценарий пишется так!После того как найдена идея, нужно записать её в виде истории, которая должна уместиться не более чем на 1 лист A4 (около 6000 знаков, 3 абзаца). Вспомните, как мы устно пересказываем содержание фильма — вот так и нужно писать.
Если у нас есть литературный талант — мы можем начать писать литературный сценарий (пьесу).
Если у нас нет литературного таланта или нам нужен только сценарий для кино — мы пишем кино-сценарий. В этот момент лучше знать — на какой бюджет можно рассчитывать, чтобы не придумывать излишне дорогих сцен.
Киносценарий, это обычно около 100 страниц описания действий, без каких либо эпитетов и других «литературностей». Чем проще здесь всё будет написано — тем проще потом будет с этим работать над кино. Буквально: в кафе вошёл мужчина, сел за столик, посмотрел на часы. Через несколько минут за ним вошла женщина и подсела к нему за столик.
Затем начинается работа над деталями. Её может выполнять как сценарист, так и привлечённые специалисты. Например, нужно описать действующих лиц: биография, характер, внешность. Сценарист может описать только самые необходимые ему вещи, а остальное отдать на откуп режиссёру и художнику по костюмам. Но может написать всё сам — тогда кино получится более авторским. Если сценарий очень детализирован — сценаристу лучше присутствовать во время съёмок. Везение сценариста — найти своего режиссёра, но чаще они просто сами снимают фильмы по своим сценариям. Хорошо, если сценарист задумывается над картинкой и над звуком, и знает «кухню» производства кино — тогда придуманные им детали помогают работе над фильмом.
Затем можно приступить к прописыванию диалогов. Лучший диалог тот, каждую фразу которого зритель ждёт, потому что каждая фраза несёт в себе новую информацию. Структуру построения диалогов хорошо уметь подсматривать у других.
Сценарий готов, можно приступать к съёмкам!
Упражнения для начинающих сценаристовНаписать сценарий уже снятого фильма — разбить на сцены просмотренный вами фильм, отделяя действие от диалогов и описаний персонажей.
Придумывать сюжет по цепочке вопросов. Например: Что делает? Бежит. Кто? Женщина. Где? В парке. Что слышно? Хруст гравия. Что было до этого. (Схоже с тем, как актёры прорабатывают предлагаемые обстоятельства роли)
ПримерыПримеры собраны нами, благодаря сравнению успешных сценариев с менее успешными.
Сценаристы "Друзей" помнят всёВ сериале друзья квартиру Джо и Чендлера однажды ограбили - и они несколько серий жили с пластиковой мебелью, найденной в подвале. В сериале "живут" вещи и герои не просто несколько серий подряд, а переходят из сезона в сезон. В то время как в одной из серий "Теории большого взрыва" квартиру Леонарда и Шелдона тоже ограбили, но в следующей серии в квартире стояла та же мебель, что и раньше. Глобальные проблемы в одной серии даже не упоминаются в следующих.
Том и Джери не нарушают законов физикиСравнивая сериал "Том и Джери" с сериалом о "Вуди Вудпекере" можно заметить, что в "Том и Джери" соблюдается элементарная логика и физика. Если герой выбирается из ловушки - этому есть объяснение. Герои меняют форму, но не превращаются в другие предметы. И возможно, главный секрет успеха - пауза перед действием одного героя с другим, объясняется неожиданностью этих действий. В то время как герои многих других мультипликационных сериалов просто ждут, когда с ним расправятся.
Рекомендуемые лекции и материалыФильм Чарли Кауфмана «Адаптация » (в России: «Нью-Йорк, Нью-Йорк») — фильм сценариста о сценаристе, работающем над адаптацией литературного произведения.
Лекция Хичкока 39-го года. Хичкок проповедовал формульность сценария и строгость в работе над фильмом. Например, он говорил, что на экране обязательно должен быть персонаж, с которым себя ассоциирует зритель, персонаж, за которого он будет переживать (обычно исполняется знакомым зрителю актёром) и отрицательный персонаж. По Хичкоку съёмкам предшествует подготовительная многолетняя работа — все вопросы должны быть решены до начала производства фильма.
Лекции Тарковского — Андрей Тарковский проповедовал необходимость создания творческой атмосферы. Возможно идеальными условиями для него было бы начинать съёмки сразу после возникновения идеи. Многие вещи приходили к нему во время съёмок, прямо на площадке.
Во время работы над сценарием хорошо использовать блокнот и диктофон. Это позволяет не терять идеи, и переписывая их дорабатывать.
Статьи по теме ВдохновениеРазработка фильма компании от сценария до сдачи занимает в среднем от 3 недель до 2 месяцев. Рассмотрим поэтапно, как снять фильм на примере компании ЭНДОМЕД.
Пре-продакшн фильма о компанииПре-продакшн в общем виде включает создание креативных концепций, сценария, режиссерской раскадровки.
В большинстве случаев фильм о компании – или иначе презентационный фильм – не требует создания креативной идеи (в отличие от сценария имиджевого ролика ). Такой фильм включает некоторые условные блоки, комбинируя которые можно получить цельный рассказ о компании:
Однако, в некоторых случаях фильмы о компании имеют заранее продуманную сценарную концепцию, т.е. сюжет. Наш пример презентационный ролик для «Prosto Petro Group» .
Пишем сценарный план фильма о компанииНа первом этапе маркетолог и копирайтер видеостудии Sales Video Production провели интервью с сотрудниками компании ЭНДОМЕД, а также изучили сайт заказчика.
На основании полученной информации был составлен сценарный план. Сценарный план состоит из блоков, каждый из которых имеет четкое смысловое предназначение. Так, например, с помощью блока «Конференции» в фильме подчеркивается экспертность и профессионализм сотрудников компании.
Блоки сценарного плана для фильма о компании
Пишем сценарийПосле утверждения блоков начинается работа внутри каждого из них. Черновые тексты дорабатываются и отшлифовываются. Сценарист задает уточняющие вопросы заказчику, выясняет подробности, которые помогают добавить в текст озвучки необходимые детали. На этом этапе формируется точная структура фильма: некоторые блоки меняют местами, некоторые объединяют или сокращают. Сценарий теперь представляет единую историю о компании.
Изменение текстов от сценарного плана к сценарию
Создаем режиссерскую раскадровку фильмаНа этапе создания раскадровки для фильма компании ЭНДОМЕД режиссер решил совместить видеосъемку и графику для отображения общей информации о компании и ее партнерах. На рисунке ниже вы видите черновой вариант раскадровки – наброски возможных ситуаций.
Черновая режиссерская раскадровка фильма о компании
Прописываем календарно-постановочный план и готовимся к съемкамПосле согласования сцен с заказчиком режиссер создает календарно-постановочный план и дорабатывает раскадровку, добавляя туда смену планов и прочие режиссерские особенности съемки. По плану становится понятно: в каких локациях будет проводиться съемка; необходимы ли актеры и в каком количестве; сколько нужно камер, осветительного оборудования, иных приспособлений; количество съемочных дней; состав съемочное группы (оператор, оператор фокуса, гример, осветитель и остальные).
Назначается дата съемки и готовится все необходимое.
Продакшн - снимаем фильм о компанииПродакшн – это непосредственно видеосъемка. Для съемки фильма использовалось несколько локаций и своеобразных сюжетов. На этом этапе у нас уже есть календарно-постановочный план с датами съемки, подобраны члены съемочной группы и оборудование.
Снимаем постановочные сцены в больницеВ фильме о компании рассказывается "путь клиента" для одной из услуг - бесплатная апробация эндоскопического оборудования. Для съемки видеостудия договорилась с одной из больниц, куда доставили оборудование компании "Эндомед". В качестве действующих лиц решили не нанимать актеров, а использовать персонал компании. Режиссер создал несколько сцен. Помимо установки и настройки оборудования в ролике демонстрируется живое использование.
Съемка в больнице, постановочные сцены с демонстрацией эндоскопа в действии
Снимаем сервис-центр и складЛюди верят тому, что видят своими глазами. В фильме мы не просто рассказываем о большом сервисном центре, о наличии деталей на складе - мы это показываем. Такая достоверность находит отклик в сердцах зрителей.
Съемка сотрудников сервисного центра за работой, съемка склада компании Эндомед
Видеосъемка сотрудников компанииРежиссер создал несколько постановочных сцен в офисе с сотрудниками компании. Кроме того, мы провели съемку на выставке, а полученные кадры использовали в фильме о компании.
Съемка постановочных сцен с сотрудниками и съемка стенда компании на выставке
Пост-продакшн фильма о компании ЗвукМенеджер проекта предложил заказчику на выбор несколько голосов дикторов из базы Sales Video Production и отправил текст сценария на озвучку выбранному диктору.
Звукорежиссер почистил звук и подобрал музыкальное сопровождение.
ГрафикаВидеодизайнер разработал несколько вариантов анимации логотипа. Создал графические вставки в едином стиле.
Видео-монтажСпециалист по монтажу объединил фрагменты съемки и графики в соответствие с раскадровкой.
Посмотрите фильм о компании ЭНДОМЕДПервое, что вы должны помнить и знать это, то ваш сценарий должен быть оформлен как сценарий. Как бы вам не хотелось сделать его красивым, сценарий должен соответствовать международным правилам оформления. Не правильно оформленные сценарии сильно портят первое впечатление от работы, они отталкивают и показывают плохие знания автора в сценарном деле. И не важно, новичок вы или нет. Оформляйте правильно.
Вот как должен выглядеть ваш сценарий.
В самых основных терминах, сценарием является 90-120 страничный документ написан Courier New шрифтом размером 12 пунктов, на белой бумаге. Хотите знать, почему используется именно шрифта Courier New? Это вопрос времени. Одна отформатированная страница сценария этим шрифтом равна примерно одной минуты экранного времени. Вот почему в среднем сценарии имеют от 90 до 120 страниц. Комедии, как правило, имеют 90 страниц, это полтора часа экранного времени, в то время как драмы имеют 120 страниц или два часа экранного времени.
Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом — это примерно 2600 метров пленки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров пленки (соответствует двухсерийному фильму).
Важно помнить, что фильм в первую очередь визуальная среда. Как сценарист, вы должны показать, что происходит в истории, а не рассказать 2 страницы внутреннего монолога – это может хорошо работать для романа, но это поцелуй смерти в сценарии. Сама природа кинодраматургии основана на том, чтобы показать историю на экране, и стержневые моменты могут быть переданы через выражение лица актера .
Давайте взглянем на то, как выглядит структура сценария.
В Советское время объем сценария рассчитывался от метража кинопленки. 2500—2700 метров кинопленки равнялось 70-80 страницам машинописного текста, написанного через два интервала. С появлением видеосъемочного оборудования измерения по метражу пленки стало неактуальным.
Сейчас практически у всех есть чудо техники — компьютер — с программой MS Word, поэтому достаточно установить шаблон разметки и потом использовать его с помощью кнопки «Формат по образцу».
Первыми применили компьютерную разметку в Голливуде Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America). При их разметке страницы 1 лист формата A4 приблизительно равнялся одной минуте экранного времени.
Благодаря доступному программному обеспечению написать сценарий в правильном формате стало проще. Вот некоторые из современных американских программ для этой цели: FinalDraft, Scriptware, Movie Magic, Celtx и Script Thing . Большая часть из них может форматировать текст прямо по ходу набора.
Однако при применении этих программ в России возникли проблемы связанные с языком и одна страница уже не равнялась приблизительно одной минуте экранного времени.
Краткая инструкция по форматированию.
Основными элементами сценария являются:
БЛОК «Описание действия»
БЛОК «Имя героя»
Параметр “Абзац” Слева — 6,75 см, Остальное без изменений. Всегда ЗАГЛАВНЫМИ
БЛОК «Реплика героя»
Параметр “Абзац” Слева — 3,75 см, Справа — 3,75 см, Остальное без изменений.
БЛОК «Ремарка»
Параметр “Абзац” Слева — 5,5 см, Справа — 4,5 см, Остальное без изменений.
Итог
Имеет те же поля страницы, что и остальной сценарий: Верхнее – 2,5 см, Нижнее – 1,25 см, Левое – 3,75 см, Правое – 2,5 см. Остальное без изменений.
На титульной странице должна присутствовать следующая информация:
1. Название сценария.
2. Имя автора.
3. Источник экранизации / оригинальный сценарий.
4. Контактная информация.
1. Название сценария
а) Пишется: ЗАГЛАВНЫМИ буквами;
б) Располагается: 14 строка сверху.
в) Параметр «Абзац»: слева – 3,25 см, справа – 3,25 см, выравнивание: по центру, остальное без изменений.
2. Имя автора
а) Пишется: обычными буквами;
б) Располагается: отделяется от названия сценария одной пустой строкой.
в) Параметр «Абзац»: слева – 3,25 см, справа – 3,25 см, выравнивание: по центру, остальное без изменений.
3. Источник экранизации / оригинальный сценарий
а) Пишется: обычными буквами;
б) Располагается: отделяется от имени автора одной пустой строкой.
в) Параметр «Абзац»: слева – 3,25 см, справа – 3,25 см, выравнивание: по центру, остальное без изменений.
4. Контактная информация
а) Пишется: обычными буквами;
б) Располагается: 39 строка сверху.
в) Параметр «Абзац»: слева – 8,25 см, выравнивание: по левому краю, остальное без изменений.
Новшество было воспринято крупными кинопроизводителями и прежде всего телеканалами. На телеканалах все измеряется в хронометраже. Сценарии написанные в ином формате на каналах могут быть сразу отправлены в корзину. Исключение составляют именитые сценаристы.
И что же за фильм вы пытаетесь снять? хД
***""ЮлЯшКа""*** Знаток (292) 4 года назад
возьми любое интересное произведение. и сделай постановку. а уж ка кнаписать сценарий, чем я могу тебе помочь? за одну ночь сценарий не напишешь.
Ольга Павлова Оракул (70443) 4 года назад
Писать сценарий - это сложное дело, требующее специального образования. Обратитесь к специалисту.
Katja Мастер (1820) 4 года назад
От хорошего сценария многое зависит. Посмотрите примеры разметки сценариев таких фильмов как "Матрица",
Удачи! сценарий "Матрица"
Стас РБ Оракул (92853) 4 года назад
Jurijus Zaksas Искусственный Интеллект (162388) 4 года назад
Молодцы хоть, что со сценария начали. А то тут большинство начинает сразу со съемок.
На лурке была вполне хорошая, годная статья на тему съемки фильмов, но навскидку не найду.
Петя Петров Профи (995) 4 года назад
написать сценарий можно на компе, на бумаге, на печатной машинке. но этому надо учиться. писать сценарий - не поле перейти.
Вратарь Гуру (3571) 4 года назад
Вокруг нас масса идей. Чтобы их обнаружить, проведите мозговой штурм.
Мозговой штурм в поисках идеи может быть проведен режиссером самостоятельно, но постарайтесь провести его вместе с одним-двумя вашими креативными друзьями. Большинство телевизионных шоу были написаны группой авторов. Многие сценарии сейчас пишутся при коллективном обдумывании сценаристом, режиссером и продюсером.
Первое, что вам необходимо придумать, - это поворот вашей сюжетной линии. Этот "крюк" будет парой запоминающихся фраз, которыми все будут делиться со своими друзьями на следующий день после просмотра фильма.
Возьмите ручку и бумагу. Вот некоторые варианты для поиска идеи:
Ведите журнал или записную книжку. Большинство писателей и сценаристов ведут записи своих мыслей и идей. Со временем у вас накопится отличный сборник идей, к которым вы можете обращаться снова и снова.
Практикуйтесь. Возможно, вам не приходилось годами сочинять что-то необычное. Чем больше времени вы будете браться за придумывание идей, тем больше и лучше они у вас будут появляться.
Записывайте первое, что вам пришло в голову. Сделайте это прямо сейчас. Затем продолжайте писать. Как минимум, в течение 5 минут продолжайте развивать вашу мысль, пишите что-нибудь. Большинство людей сдаются очень быстро. или даже не могут приступить.
Ежедневные газеты. Как минимум, 5 интересных идей можно подчерпнуть из новостных статей любой газеты.
Газетные объявления о чьей-либо смерти, хроники. Часто в газетах можно встретить статьи о неизвестных обществу людях, но проживших интересную и увлекательную жизнь.
Посмотрите мультфильмы. Вспомните те, что содержат ироничные, наивные и изысканные сюжеты. Они могут вдохновить вас на новые идеи.
Послушайте ваших родных. Некоторые забавные и смешные истории из уст ваших стариков могут стать основой к отличной семейной комедии.
Послушайте ваших друзей. Проблемы одного человека, его задачи, способы решения и успехи могут быть интересны каждому.
Ходите на прогулки. В вашем поле внимания обязательно появятся забавные или ироничные жизненные сцены, и обычный шаг за порог вашего дома может открыть глаза на новые вещи.
Принимайте душ. Расслабляющий душ или прием ванной - отличный способ открыть каналы к вашему подсознанию.
Отключите самокритику. Вашей задачей является обнаружение массы идей, большинство из которых, вероятно, будут не так интересны. Однако, если вы потом будете разбираться и сортировать, что звучит хорошо, а что - плохо, вы затем сможете группировать новые идеи.
Уделите этому время и место. Если вы найдете время и место, чтобы уединиться и начать записывать ваши мысли, ваше подсознание автоматически будет переключаться в креативный режим. Постарайтесь выделить некоторое время на собственные нужды. Отключите телефон. Встаньте чуть раньше. Ляжте чуть позже. Объясните своим близким, что вам нужно немного времени уделить своим делам. Перестаньте заниматься чем-то, что не так важно.
Выключите телевизор. Вам не обязательно смотреть очередную серию или выпуск какого-то развлекательного ТВ-шоу. Навязчивый просмотр телепередач давно промыл мозги большинству зрителей. Настало время перейти из ранга зрителя в ранг создателя.
Пишите слова. Любые слова. Первое слово, которое пришло вам на ум. запишите его. Продолжайте записывать, а потом просмотрите записи и сформируйте образы и направленность идей.
Читайте классику. Проект "Гутенберг" или другие электронные библиотеки хранят десятки тысяч произведений, не защищенных авторским правом и доступных к использованию. Сколько раз сюжеты произведения "Ромео и Джульетта" переписывались и переснимались? Если вы не можете придумать новую идею, скопируйте старую идею. Этот способ всегда актуален.
Посмотрите старое кино. Возможно, вы не добьетесь разрешения на римейк всего фильма, но некоторые идеи взять можно. Вы можете собрать идеи, методы, концепции, сюжеты, типы героев и все что угодно из разных источников.
БОРО-ДА! Просветленный (21109) 4 года назад
ВГИК в помощь. Сценарный факультет.
Maria Bogachek Ученик (116) 7 месяцев назад
Обычно советы дают мастера своего дела. И на мой взгляд, это совершенно неправильно! Ведь профессионал давно позабыл все грабли, на которые наступал. Он уже построил свой алгоритм действий, отточил до автоматизма действия, поэтому банально не способен понять трудности новичка. Профи попросту забыл эти мелочи, они у него в подсознании сидят.
Так сложилось, что буквально на днях мне предложили написать сценарий кинофильма (точнее его подвида — телефильма). Собственно, сначала я предложил идею для сценария (причем без всякой меркантильной выгоды, просто от души), а будущий продюсер фильма сказал: «Раз все это у тебя в голове сидит, так и расписывай по сценам!»
Опыт написания у меня на тот момент был нулевой (да и сейчас не сильно ушел вперед).
От сценариста, тем более начинающего, требуется обычно два документа: сценарий литературный и синопсис. Есть еще сценарий режиссерский с раскадровкой и хронометражем, но это уже не наша забота. Пусть Михалков с Бондарчуком мучаются!
Сценарий литературныйЭто, скажем так, самый настоящий и полновесный сценарий. Его задача — в художественной форме пересказать фабулу будущего фильма. Пишется он так же, как пишется любое литературное произведение. Вот почему так легко выпустить книгу по фильму. Она ведь практически готова!
Иногда упоминают об отличии в диалогах: сценарные реплики обязаны быть живыми, в отличие от правильных литературных диалогов в художественной литературе. Но в последнее время писатели всех мастей тоже вовсю используют разговорный стиль, посему данное замечание уже, на мой взгляд, не актуально.
Пример литературного сценария:
Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы.
Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним.
И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий — это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма.
При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса.
Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.
Но что, если вы хотите написать сценарий и лишь потом попытаться его «пристроить»? Вот тут знание формы будет необходимо. Говорят, что в Голливуде есть требование: листы сценария должны быть прошиты тремя скрепками. Иначе сценарий даже не прочтут!
Возьмем другой пример (кинофильм «Умница Уилл Хантинг», перевод kinotime.ru ).
ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ:
ЭКСТ. ЮЖНЫЙ БОСТОН. ПАРАД В ДЕНЬ СВЯТОГО ПАТРИКА — ДЕНЬ
ПЕРЕХОД:
ИНТ. БАР ЭЛЬ СТРИТ, ЮЖНЫЙ БОСТОН — ВЕЧЕР
Бар грязный, более чем просто не убран. Даже если здесь работает повар, его сейчас нет на месте. По мере того, как камера панорамирует поперек нескольких пустых столиков, мы почти слышим запах вчерашнего пива и рассыпанной закуски на полу.
ЧАКИ:
- О, Боже, у меня для вас, ребята, просто самая офигенная история.
По мере того как камера поднимается, мы находим ЧЕТЫРЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, сидящих вокруг стола прямо позади барной стойки.
ВСЕ (хором):
— О нет. Опять начинается.
Это тоже литературный сценарий, но оформлен он уже строго по правилам. Такое необходимо, если вы предлагаете сценарий киностудии, отправляете его на конкурс, ну или учитесь на факультете сценаристов.
Первое, что надо выучить для написания профессионального сценария, это выучить блочную структуру:
1. Время и место действия.
2. Описание действия.
3. Имя героя.
4. Реплика героя.
5. Ремарка.
6. Титр.
Блоки отличаются разметкой, полями и форматированием. Готовы окунуться в киношную бюрократию? Тогда рекомендую для изучения пособие Ольги Смирновой, которое вы найдёте на сайтах соответствующей тематики.
СинопсисВремени мало, сроки поджимают, и 80 страниц сценария (примерно столько нужно для полнометражного фильма) писать достаточно долго. А заказчику, продюсеру, режиссеру уже хочется иметь представление о фильме. Тогда вы быстренько набрасываете краткое изложение (собственно, синопсис и переводится как конспект):
Эпизод 1
Главный герой идет по многолюдной улице и заходит в кафе.
Эпизод 2
Садится за столик и достает мобильный телефон. Герой явно чем-то встревожен.
Эпизод 3
К столику подходит официантка. Герой заказывает кофе и смотрит в окно на улицу.
Поскольку мы только пробуем свои силы, то этого на первое время достаточно. Главное, чтобы потенциальный заказчик увидел интересную идею (оригинальный сюжет, просто много смешных шуток в случае комедии).
Вот и все про синопсис. Кратенько, правда?
Маленькие хитростиПодчиняясь законам драматургии, сценарий должен обладать трехактной структурой. Экранное время разбивается на три акта: завязка, кульминация, развязка. Это даже на уроках литературы в школе проходят (в мое время, по крайней мере, проходили). А дальше мы повторяем этот процесс еще раз: завязку делим на три части, кульминацию и развязку снова делим на три части. Количество этих актов зависит как от хронометража, так и от внутреннего чутья (опыта, мастерства, таланта) сценариста и режиссера.
У меня чутье отсутствовало. Поэтому я просто сделал так: 90 минут поделил на 3 и получил три получасовых эпизода, а те, в свою очередь, поделил на 3 десятиминутные истории, объединенные общими героями и сюжетной линией.
И напоследок — совет. Обязательно посмотрите какой-нибудь любимый фильм, но уже с точки зрения сценариста. Отметьте чередование сцен и попробуйте их описать.
Обсуждение статьи:Обычно советы дают мастера своего дела. И на мой взгляд, это совершенно неправильно!
-после этого имело ли смысл читать? от кого еще слушать советы, как не от профи?
немного неверно описан синопсис. в синопсисе вольным стилем описывается краткое содержание фильма с подробным описанием ключевых эпизодов. Их не может быть слишком много, иначе режиссеру будет сложно составить правильное впечатление о картине. Объем синопсиса обычно 2-3 страницы для 40-60 минутного фильма, до 5 страниц для многосерийного художественного фильма, 0,5-1 стр -для короткометражного, 5-6 стр. для сериала, не более.
ну а в целом, хочу пожелать автору удачи на этом сложном, но очень интересном поприще))))
Оценка статьи: 3
Екатерина Полякова, вы дальше чувствую и не читали.
Слушать надо тех, кто только делает первые шаги. Профи вас ничему не научат. Тому есть причины:
1) Зачем профи лишний конкурент? Поэтому только общие фразы, духоподъемные речи и ни слова о тонкостях, нюансах, секретах.
2) Профи надо писать книги, которые будут покупать неофиты. А с одной книги (статьи) сыт не будешь. Поэтому пишут водянистую туфту издание за изданием.
Посему учиться надо у того, кто впереди тебя на одну, ну максимум две ступени.
Олег Банцекин,
1. Профи -не педагог. Хотите научиться писать сценарии -идите на курсы сценаристов. там как раз профи, и они не боятся конкурентов А не делятся они с вами только потому, что сценарист -это ремесло. Человек потратил время, силы и деньги, чтобы стать профи, а кто-то хочет, чтоб ему за пол-часа все-все рассказали. Не бывает так.
2. Учиться надо у супер-профи. а то так и зависните на тех двух ступенях.
Оценка статьи: 3
Олег Банцекин Мастер 23 мая 2011 в 18:45 отредактирован 23 мая 2011 в 18:45
Екатерина Полякова, да не надо со мной делиться! Мне то сценарий заказали. Просто я этого никогда не делал, поскреб по сусекам, составил представление и накатал. За полчаса, кстати.
А что значит супер-профи? Кто это, где это? Сценарист Кунг-фу панды - супер-профи или просто профи? А сценарист "Утомленных солцем" всех трех частей. А сценарист фильма "Кирпич"? Про последний вы и не слышали скорее всего, а я его считаю образцом в плане драматургии и подачи истории.
Вы не на сценарном факультете учитесь?
Олег Банцекин, нет. Но я работала в кино, правила несколько лет сценарии, прописывала в них диалоги, работала в кино, сейчас на ТВ, где раз в неделю "эфирится" документальный фильм.
Оценка статьи: 3
Екатерина Полякова, ну я так и думал. Не бойтесь, у нас будет интернет-проект. Хлеб не отберу. Лучше бы тоже написали статью о сценариях (для тв, например). Посоветовали бы что-нибудь. Может в стране нормальное телевидение появится.
Олег Банцекин, я за свой хлеб не опасаюсь, ни вы, ни другие сценаристы мне не конкуренты ))))
С телесценариями я не работаю, хотя имею возможность ежедневно наблюдать, как они пишутся. А про телевидение как-нибудь напишу.
Оценка статьи: 3
Популярные видео