Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Работе С Метафорическими Картами img-1

Инструкция По Работе С Метафорическими Картами

Рейтинг: 4.3/5.0 (1881 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Метафорические карты - Самое интересное в блогах

метафорические карты - Самое интересное в блогах Сменить карты Таро на метафорические карты. Или. зачем нужны деньги?

Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 17:52 (ссылка )


Когда-то давным - давно я гадала на картах Таро. Потом дала себе обещание - не прикасаться к ним. Убрала на дальние полки все колоды, все книги по Таро. А через несколько лет обнаружила, что психологи вовсю их используют в работе. )) Не уходя от своего обещания (для меня Таро - это гораздо больше и серьезнее, чем просто средство психотерапии), я стала использовать метафорические карты для работы с собою, любимой.

Сейчас есть курсы по использованию метафорических карт в психотерапевтической работе, книги, много разных колод. Сразу скажу - с колодами может работать и не профессионал, использовать просто для себя. Тем более, к некоторым колодам есть методические рекомендации с описанием приемов работы. Вопрос - с какими целями вы это делаете, и какие ваши притязания при этом)))

Мои сейчас - никакие))) Хотя я уже в состоянии вплести работу с метафорическими картами в психотерапию клиента))) А вот для чего я делаю это сейчас? Тут ряд причин. Мне всегда гораздо легче нарисовать образ своего переживания, чувства, отношения, чем описать это всё словами. Соответственно, я просто могу выбрать карты и уже далее работать по какой-то инструкции. У меня еще с курсов по психосинтезу есть отработанные методики по работе с образами.

Хочу показать свои колоды и просто рассказать, как я их использую. Что у меня есть?
1. Soulcards
2. "Она" (колода К.Крюгер)
3. "Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний" (рисунки Н. Чакветадзе, собрание и рекомендации по работе - Г. Кац и Е. Мухаматулиной)
4. "Мастер сказок" (Татьяны Зинкевич - Евстигнеевой)
5. "Сокровищница жизненных сил" (Татьяны Зинкевич - Евстигнеевой)

Мое последнее приобретение - колода Татьяны Зинкевич - Евстигнеевой" 24 формулы денег". Купила специально для решения своей очень острой проблемы - у меня очень неадекватное отношение к деньгам.))) Кто-то скажет: "Главное, чтобы они были". О. Тут еще вопрос. Сколько для вас означает "Есть деньги". Как вы их получаете и как относитесь к ним.

Когда я занималась любимым делом, я зарабатывала копейки. Деньги приличные приходили тогда, когда я отказывалась заниматься любимым делом или начинала просто что-то новое на энтузиазме и интересе.

Я часто не понимаю, зачем мне нужны деньги. Приятельница говорит, что у меня заниженные запросы по жизни. )))

После многочисленных проблем со здоровьем я, конечно, понимаю, что деньги могут сыграть свою роль, но в моем случае они не решают проблем.

Я катастрофически боюсь, когда у меня нет заначки.

Я не могу брать деньги в долг. Я практически никогда Читать далее

Арт-тренинг «Дерево как образ человека»

Вторник, 05 Августа 2014 г. 17:47 (ссылка )


Наши способности, черты характера, особенности личности очень сильно влияют на наше счастье, на умение решать трудные задачи и преодолевать невзгоды. Но на сколько хорошо мы знаем себя? Знакомы ли мы с собой на столько, что в любой ситуации можем уверенно смотреть в будущее? А ведь в каждом из нас таится сила. В то же время в нас живут так называемые «драконы», которые постоянно саботируют наш успех, мешают выполнять задуманное. Кто они? Как их обнаружить и справиться с ними?


Ответы на эти вопросы Вы можете получить на трехчасовом арт-тренинге «Дерево, как образ человека». На тренинге мы предлагаем Вам узнать образ своей личности с помощью арт-терапевтичес ких техник.


С помощью простых методик Вы:




  • узнаете свои сильные стороны;

  • обнаружите своих «драконов»;

  • поймете, какие основные внутренние убеждения мешают Вам действовать и быть счастливыми;

  • откроете путь и найдете ресурсы к достижению своих целей;

  • сможете раскрыть свой творческий потенциал;

  • проясните многие моменты своей жизни.


На тренинге Вы познакомитесь с метафорическими картами. Данная методика позволяет наиболее глубоко проникнуть в проблемы, найти их основу и возможные решения.


Для данной технологии не имеют значения Ваши способности к рисованию. Арт-терапевтичес кие методики основаны не на искусстве рисовать, а на выражении себя в творчестве.


Узнать о дате проведения тренингаВы можете по телефонам:


Метафорические ассоциативные карты


Как-то раз меня пригласили в гости. Компания подобралась разношёрстная, говорить особо было не о чем, и скука отражалась на лицах многих… «А давайте играть!» – вдруг предложила миловидная черноволосая девушка в очках. Народ напряжённо взглянул в её сторону! Вслед за этой фразой Наташа вытащила из сумки коробку, в которой лежали две колоды.



На одной были нарисованы самые причудливые тела – мужские, женские, детские, в самых разных одеждах и позах, на другой – головы! От их разнообразия захватывало дух! Тут тебе и лохматые хиппи, и бородатые старики, и гламурно-убранные особы, и всё те же дети: в чепчиках, панамках, кудряшках… Суть игры заключалась в том, что каждый должен был вслепую вытащить две карты и рассказать о себе. На основе получившейся фигуры (где тело, понятное дело, не всегда совпадало с головой), человек должен составить рассказ о том, кто он, что он и зачем… Одна девушка вытащила тело натренированного спортсмена, к которой приладилась голова плачущего ребёнка. «Я, я…, – с заминкой начала рассказ девушка, – я действительно такая. Всем своим видом пытаюсь показать, что нахожусь в отличной форме, что уверенная и сильная, а мозги при этом – как у дитя малого. Жду защиты, одобрения и по каждому поводу готова заплакать».

Эту же операцию проделал каждый из нас. Каждый рассказал свою историю соответствия или несоответствия, историю своих мечтаний и страхов, поисков и проблем. Мы это делали легко и весело, совершенно не задумываясь о том, какая глубокая работа происходила у нас внутри. Мы это поняли потом, придя домой, вспоминая этот необычный вечер и те карты, которые нам выпали. Мне, кстати говоря, попался этакий восточный низ – широкие шаровары, руки, составленные на груди, и совсем уж экзотичный верх: африканская мужская голова. И я рассказала историю своих устремлений на тот момент. Историю того, как я пытаюсь освоить восточную философию, но моя голова тащит меня в нечто совсем уж непознанное и непонятное! Вот откуда я это взяла. Пришло… Так же, как и чуть позже, пришло понимание того, что тело и голова должны подходить друг другу, иначе… Иначе – так и буду ходить по кругу по принципу «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что!» Поняла бы я это, не увидев эту картинку? Возможно. Но очень нескоро.

Меня страшно заинтересовали эти карты. Я спросила у подруги телефон Наташи, созвонилась с ней и встретилась. Вместе с этой колодой она принесла несколько других: «Дуэт», «Внутренний ребёнок», «Призму» и «Сцену». Наталья оказалась психологом, а все эти карты – подспорье в её работе с клиентами. Подспорье, к слову сказать, уникальное и почти волшебное. Называются эти колоды – метафорические ассоциативные карты. В отличие, например, от Таро, где значения карт трактует таролог, метафорические карты объясняются самим клиентом. Психолог же в данном случае лишь задаёт наводящие вопросы, ненавязчиво подталкивает человека к более глубокому и откровенному рассказу о себе. Эффект невероятный.

Буквально за несколько минут человек не только узнаёт о своей внутренней проблеме, он её фактически решает, потому как всё то, что он видит, а потом говорит, – неожиданно для него самого, носит характер игры и имеет почти молниеносный метод решения. Ведь проблемную карту можно заменить на более подходящую. И это и есть выход, закреплённый визуальным действием.

Метафорические карты: колода «Дуэт»

Как я уже говорила, Наталья принесла несколько колод метафорических карт. Одна из моих любимых колод – «Дуэт», это картинки с разными ситуациями, где участвуют двое. Картинки прямые, образные и ассоциативные…. Призвана эта колода решать проблемы нескольких человек в разных ситуациях отношений (будь то проблемы отцов и детей или рабочие конфликты).

Вот один пример. На картинке изображены двое, оба – на разных вершинах гор. Она уже сделала движение в его сторону, но шагнёт ли – на этот вопрос отвечает тот, кто эту проблему и пытается решить. Его задача – проникнуть в картинку, почувствовать себя каждым из участников и рассказать, что там происходит. Конечно, имеет значение и поза, и цвета, и, конечно же, то, на чьё место мы себя ставим. Очень часто женщина чувствует себя мужчиной и наоборот. Согласитесь, есть о чём задуматься.

Эта колода очень действенна в случаях, когда люди находятся перед выбором, когда они не понимают, как к ним относится близкий человек, когда нужно принимать решение. Ответ придёт сам. А вместе с ним и истинное ощущение происходящего.

Метафорические карты: колода «Призма»



Колода «Призма» – это карточки с изображением самых разных очков. Это так называемые призмы, через которые мы смотрим на мир и свою ситуацию. Но тут важно правильно задавать наводящие вопросы: «Как выглядит Ваша проблема с высоты спутника?», с высоты птичьего полёта, протянутой руки и на ладони. На каждый из этих вопросов клиент вытаскивает новую карту с изображением очков. Все они невероятно причудливы. Очки-бутылки, очки-радужная мозаика, очки, вместо линз у которых две кирпичных стены… Результат – твоя проблема из огромной переродилась в крошечную. Ты её исчерпал до дна. И при этом сменил угол зрения.

Метафорические карты: колода «Внутренний ребенок»



«Внутренний ребёнок» – это картинки с изображением детей и животных. Эта колода призвана решать любые ситуации, но прорабатываются они именно с точки зрения детского взгляда, непосредственного «я» человека, находящегося под огромным грузом взрослых блоков.

Метафорические карты: колода «Сцена»



Карты «Сцена» – для тех, кто мыслит формами и кому проще анализировать свою ситуацию на абстрактных вещах! Колода состоит из картинок, где изображены самые разные фигуры: круги, треугольники и квадраты. Все они находятся в определённом взаимодействии, они разные по размеру и даже имеют мимику… Прекрасный вариант для проработки любых отношений.

Я перечислила лишь несколько колод метафорических ассоциативных карт. На самом деле их – несколько десятков. Есть колоды со сказочными сюжетами, с волшебниками, с изображением обуви и шляпок. Все они созданы в своей, уникальной, манере, и над каждой из колод специально трудилась группа художников. В итоге каждый раз мы погружаемся в совершенно удивительный мир, который, как и все карты, переносит человека в иную, художественную реальность и помогает найти выход из кризиса.

Психологи относятся к метафорическим картам как инструменту познания себя. Вне зависимости от того, какую карты ты вытаскиваешь, ты найдёшь в ней и свою проблему. В этом и есть принцип их работы. Ты – привлекательная молодая женщина и вдруг вытаскиваешь карту с изображением лица старика! Что испытывает человек в первый момент? Шок? А потом? Желание объяснить, почему именно так! Далеко не все люди, конечно же, способны сразу дать глубокий и развёрнутый ответ. Пусть для начала это будут паузы, междометия или обрывки предложений. Но потом, при грамотных вопросах психолога, человек начнёт говорить. Говорить то, чего и сам от себя не ожидал.

Я – таролог и привыкла говорить сама. Объяснять людям то, что от них скрыто. Но, скажу честно, когда мне открылся мир метафорических карт, я стала активно использовать их в своей работе – даже в консультациях по телефону, ведь очень часто, чтобы решить проблему, её надо увидеть и рассказать самостоятельно. Тогда будет максимальный эффект.

И ещё: для меня метафорические карты – это не только проективный инструмент, не только помощники в решении проблем моих клиентов, это ещё и предсказательный инструмент. Если им поставить задачу, они будут работать, как любая колода ТАРО или оракульные карты: намекать, предрекать и указывать на те или иные тенденции. Вот такие удивительные и поистине волшебные карты встретились мне несколько лет назад!

Новый набор карт для фототерапии «Горшки»

Понедельник, 30 Октября 2012 г. 01:26 (ссылка )


Набор состоит их 8 изображений горшков разных по предназначению, форме и цвету, которые подобраны в лучших традициях психоанализа с целью роботы с структурами «Я». Так как символ горшка, сосуда, кувшина один из самых значимых и ритуализированных предметов быта, то это дает нам возможность использовать данный символ в фототерапии. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп), тело. Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. Так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшицей. Горшок предмет инициаций, связанных с символикой печи и земли и воспринимаемые как вместилище души. Проведя аналогию с формой, цветом, функциями в нашем наборе карт сосредоточена символика разного вида переноса через образ горшка, где он выступает как основа для характеристик целостности личности. С данным набором карт можно работать как в ассоциативном методе, так и в методе арт-терапии при работе над личностными сценариями жизни клиента.

Заказ и организация обучения по работе с данным набором карт по телефону 0677317265.

Мета- арт рисунки

Четверг, 27 Сентября 2012 г. 22:46 (ссылка )

Примеры использования метафорических карт "Мета- арт" при работе с парой. Ассоциативные карты метафорических трансформаций «Мета-арт» новый психологический инструмент, для роботы с клиентом с целью структурирования внутреннего пространства человека. Представляют собой подборку 76 абстрактных рисунков, для роботы психолога, психоконсультанта, психотерапевта с образами, фантазиями, символами, изменениями и онтогенетическими трансформациями психических состояний, явлений. Каждый рисунок имеет пару, что для клиента может быть либо началом истории, либо ее продолжением. Все рисунки подобраны в соответствии с базовыми архетипическими трансформациями личности и делятся по категориям.
По вопросам заказа ассоциативных карт метафорических трансформаций «Мета-арт» и организация обучения обращаться
по тел. 0677317265 Назаревич Виктория (Skype: nazarevich-bk),

Вы гадаете на картах?

Пятница, 27 Июля 2012 г. 15:52 (ссылка )

Вам интересно сыграть в карты. со своими проблемами?
Только карты тут нужны не обычные. Метафорические. И ассоциативные.

27 июля в 21ч моск.времени про эти чудо-карты расскажет на бесплатной интернет-презентации психолог-профессионал Татьяна Белявская.

Татьяна - опытный практикующий психолог, применяет самые разные эффективные техники, и давно работает с метафорическими картами.

Это будет встреча в интернете - 27 июля в 21 час м.в.

Нужно зайти на страницу:

http://elesha.ru/ak/r.php?idg=88&idp=1
и вписать своё имя и электронный адрес в зелёную форму подписки, чтобы:

- получить до вебинара ознакомительные видео-материалы,

- получить ссылку на него,

- после вебинара получить аудио-запись и бонусы.

Ещё будет тренинг, как сделать МАК своим личным волшебником. Он будет состоять из 2 вебинаров Татьяны Белявской. Подробнее о них она расскажет сегодня, 27 июля.

Приходите! Подарите себе новую возможность для улучшения своей любимой жизни!

Про Метафорические Карты

Суббота, 14 Апреля 2012 г. 12:23 (ссылка )

Официальный сайт Метафорических Карт находится здесь: http://oh-cards.ru/
Карты я купила в Челябинске. И обучающий диск с ними. Совершенно фантастическая психотерапевтическая и психоаналитическая методика! Работаю с ними совсем недавно, но результаты очень радуют. Мне, как человеку, отрицающему насилие в любой его форме в первую очередь импонирует то, что работа с Картами минимизирует давление психолога на клиена. Клиент вытаскивает карту сам, в моих вариантах - не глядя ( есть также другие способы работы с картами, где клиент видит выбранную карту сразу) и рассказывает психологу о том, что он видит на картинке и привязывает увиденное к своей проблеме и спосбу её решения. Частично с психолога снимается ответственность за выбор клиентом темы и направления психотерапевтической беседы. Что, конечно, тоже не может не радовать, особенно психологов гуманистического направления. Думаю, бихевеористам это и не будет интересно. Мне очень нравится! Эмоции клиента выражаются спонтанно, и он осознаёт, что ты не вызываешь их специально и не направляешь решние клиента в ту или иную сторону. Клиент всё проделывает сам. Ты просто "освещаешь тоннель" по которому он движется. У меня колода "ОН".

Ассоциативные, проективные и метафорические карты в психологическом консультировании и коррекции

Пятница, 09 Сентября 2011 г. 22:19 (ссылка )

Рівненський інститут ВНЗ Відкритий міжнародний університет розвитку людини “Україна”
Центр практичної психології
Кафедра психології
Запрошуємо прийняти участь у семінарі-тренінгу на тему
«Асоціативні, проективні та метафоричні карти у психологічному консультуванні та корекції»

Ассоциативные карты метафорических трансформаций «Мета-арт»

Среда, 23 Марта 2011 г. 21:32 (ссылка )

Ассоциативные карты метафорических трансформаций «Мета-арт» новый психологический инструмент, для роботы с клиентом с целью структурирования внутреннего пространства человека. Представляют собой подборку 76 абстрактных рисунков, для роботы психолога, психоконсультанта, психотерапевта с образами, фантазиями, символами, изменениями и онтогенетическими трансформациями психических состояний, явлений. Каждый рисунок имеет пару, что для клиента может быть либо началом истории, либо ее продолжением. Все рисунки подобраны в соответствии с базовыми архетипическими трансформациями личности и делятся по категориям.
Так при роботе с картами рисунки могут выступать материалом для анализа фантазий, символов и образов. Они также могут входить в процесс межличностного анализа опыта, как в групповом, так и в индивидуальном процессе терапии клиента, который легко спроецировать на визуальные образы рисунков. Каждый метафорический и архетипический образ в рисунках, может выражаться в большом разнообразии трансформаций в картинках картах «Мета-арт ». Например, конкретный образ архетипа Анимы выбранный клиентом может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и пр. Метафорические и архетипические трансформации, не появляются в персональной форме, они проявляются во многих ситуациях, местах,средствах. событиях наших неосознанных выборах.
Так карты метафорических трансформаций дают возможность определить соответствующие мотивы и идентифицировать наиболее важные для процесса исцеления и восстановления клиента. Это экологический и относительно безопасный метод глубинной работы психолога с клиентом.

Так ассоциативные карты метафорических трансформаций «Мета-арт» дают возможность:
- провести проективный анализ метафорических образов клиента;
- раскрыть доминирующую проблему в процессе выбора;
- обеспечить нужный ресурс для преодоления проблемы;
- активизировать скрытые ресурсы для самовосстановления клиента;
- робота с личностным пространством;
-раскрывают основные закономерности развития индивидуальной и коллективной психики;
- проследить динамику развития психологических составляющих человека;
- организовать внутреннее пространство человека;
- актуализируют активное воображение;
- развивают способность к восприятию силы архетипических форм;

По вопросам заказа ассоциативных карт метафорических трансформаций «Мета-арт» и организация обучения обращаться
по тел. 0677317265 Назаревич Виктория (Skype: nazarevich-bk),
e-mail: nazarevich-bk@yandex.ru

Другие статьи

Материал по психологии на тему: Применение метафорических ассоциативных карт в консультировании

Материал по психологии на тему:
Применение метафорических ассоциативных карт в консультировании
Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

Применение метафорических ассоциативных карт

педагогом-психологом в индивидуальном и

Зайцева Елена Викторовна,

педагог-психолог МБОУ «ЦПМСС» Ленинск-Кузнецкого муниципального района

старший преподаватель кафедры

психологического и социально-

общего и специального

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – почти универсальный рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают лучше понять себя, узнать что-то новое и интересное. Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них. Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН». Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон. И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, психолога, психотерапевта.

«О!» - так называется самая первая колода проективных карт. Всякий, кто ощутил на себе мощь её воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Карты могут содержать только изображение либо изображение с картинкой – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, «Аниби» - для работы с детьми и с внутренним ребёнком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и так далее.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт: «Ёжкины сказки» для работы с детьми и подростками, портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и злодеи», «Тёмная сторона», «Маленькие радости» и другие.

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся:

- чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

- создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

- возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

- развитие творческих способностей;

- лёгкость освоения методики психологом – не требуется длительного обучения, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

- гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

- привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова. Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт как дополняющих друг друга и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Есть два способа выбирать карту: «вслепую» - карты лежат кверху рубашкой, и «в открытую» - карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это «сознательное» мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить ещё несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному. Нет правильного или неправильного способа выбирать карты, отличие заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности перед лицом незнакомого. Выбор же в слепую – это всегда вызов творческим способностям, и именно этот способ вытаскивания карты порождает подлинно ошеломляющие открытия.

Чтобы получить ответы на волнующие вопросы, нужно рассмотреть карту:

  • Если на картинке изображён человек – кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова её точка зрения на проблему?
  • Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
  • Если на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
  • Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
  • Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Следующим упражнением с выпавшей картой будет «изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова, они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово «конфликт», связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом «достаток», встречаются интерпретации как по типу «причина развода – отсутствие достатка в семье», так и по типу «с меня достаточно»), либо по антониму (например, выпадает карта «общность», «общение», «близость» - это как раз то, чего не хватает партнёрам в распадающемся браке, это неудовлетворённые потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт:

1 этап. «Привет!» Знакомство с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог берёт карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты.

2 этап. «В чём проблема?» Клиент в открытую выбирает 1-3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он её видит, и комментирует свой выбор.

3 этап. «Чего вы хотите добиться?» Просим выбрать 1-3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающих желаемый исход.

4 этап. «Что ещё можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3-5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы.

5 этап. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить ещё две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить ещё одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» - она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.[1]

Дополнительные правила, связанные с использованием проективных карт.

  1. Неприемлемость «экспертной позиции», в этот раз – по отношению к чужой карте. Эксклюзивным правом интерпретировать карту обладает тот, кто её вытащил. Мы заранее соглашаемся с тем, что у карт нет фиксированного «правильного» значения, что подразумевает различные толкования одной и той же карты разными людьми, в разных контекстах, в разное время и в разное настроение.
  2. Правило невмешательства: если человек по личным причинам не хочет говорить о своих картах, он может отложить их и отказаться от интерпретации. Он может никому не показывать вытянутые карты.
  3. Если два участника хотят взять одну и ту же карту, вначале им обоим предлагается выбрать какую-то другую, которая также покажется им подходящей. Если никто из них не согласен, то можно предложить первому участнику передать карту второму после интерпретации и окончания работы с ней – в таком случае ему придётся закончить работу первым по времени.
  4. Если по инструкции нужно вытянуть одну карту, а участник желает взять две или даже больше, это допустимо. В обсуждении прислушайтесь к тому, какие аспекты карт, следующих за первой, оказались особенно важны для участника.

Метафорические, они же ассоциативные, они же терапевтические, они же проективные. Все эти названия используются как синонимы, хотя чаще используется термин «метафорические», потому что основная психологическая суть работы с ними – работа со зрительной метафорой. [ 2]

Метафора - это переносное употребление слова, образование такого значения. Ассоциативные – устанавливаемые по ассоциации ( связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти ). [3 ] Проективные – свойственные проекции ( изображению пространственных фигур на плоскости ), характерные для неё.[4]

Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми работает психолог, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных, не важно. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать. Метафорические карты – это отнюдь не новый вид терапии, не её отдельное направление, такое, как, например, психоанализ, когнитивно-поведенческая или др. это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом, к какой бы школе он ни принадлежал.

  1. Визит в Зазеркалье[Текст]: опыт работы с проективными картами в различных областях практической психологии /под ред. Е.Р.Морозовской.- Одесса: Институт проективных карт, 2003.- 64 с.
  2. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный[Текст]. – М. Русский язык, 2000.- 1233с.
  3. Кац, Г. Метафорические карты [Текст]: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М. Генезис, 2014.-160с.
  4. Киршке, В. Клубника за окном [Текст]: ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010
  5. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога[Текст]: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012
  6. Морозовская, Е. Мир проективных карт [Текст]: обзор колод, упражнения, тренинги.-М. Генезис, 2014.-168с.
  7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений/ C.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-4-е изд. М. Высшая школа, 1993. — 944 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куда нас ведут метафорические карты

Куда нас ведут метафорические карты

Лица, пейзажи, абстрактные композиции. Эти рисунки и фотографии возбуждают любопытство и становятся все более популярными. Для чего они нужны, кто ими пользуется и можно ли в них играть?

Ольга Сульчинская Все статьи

«Мне трудно открываться перед людьми, – признается 29-летняя Евгения. – Я пришла к психологу, но не могла заставить себя говорить. Тогда он выложил стопку карточек с пейзажами и предложил рассмотреть их. Некоторые мне понравились, я отложила их в сторону. Психолог спросил, почему я выбрала именно эти. Постепенно я разговорилась…» Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. «Их называют метафорическими или ассоциативными, – объясняет психолог, директор издательства «Генезис» Екатерина Мухаматулина, – потому что представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Другое название – терапевтические карты, поскольку их используют в своей работе психологи».

Индивидуальный смысл

На фотографии – вечерняя пустынная улица, освещенная редкими фонарями. «Это образ одиночества, – считает 32-летняя Анна, – так вот и я бреду по жизни одна, без спутников, и уже начинает темнеть, и это пугает меня». Совсем по-другому воспринимает это же изображение 45-летний Иван: «Трудовой день заканчивается, и можно наконец отдохнуть, пройтись по городу, и никто меня не будет дергать», – объясняет он свой выбор.

Метафорические карты – это не психологический тест, хотя в работе с ними, как и во многих тестах, также задействован механизм психологической проекции. В чем же различие? «В тест набор всех возможных результатов заложен еще до того, как мы приступили к его выполнению, – объясняет создатель нескольких колод метафорических карт, психолог Галина Кац. – Пройдя тест, мы в итоге получаем готовый вывод о нашем характере, способностях или состоянии, это уже зависит от цели тестирования. С картами все иначе. Выбор той или иной карты сам по себе ничего не говорит. Здесь нет готовых результатов, есть процесс: мы предполагаем, вносим уточнения, размышляем и постепенно углубляемся в смысл». Этот путь можно проделать самостоятельно либо вместе с психологом, задача которого в этом случае – двигаться вместе с нами, не забегая вперед.

Узнать больше

На сайтах издательства «Генезис» knigi-psychologia.com и психологического центра «Креативный мир» oh-cards.ru можно узнать историю создания метафорических карт, купить разные колоды и записаться на обучающие семинары.

Минус тревожность

Почти все, кто пришел к психологу впервые, испытывают в той или иной степени беспокойство. Непросто сразу довериться другому человеку, к тому же пока малознакомому. Непросто говорить о проблемах, которые пугают или вызывают чувство стыда. Гораздо легче начать с обсуждения картинки, ведь тогда можно побыть какое-то время в тени. Говорить не о себе, а об изображении и контролировать меру своей откровенности. Это особенно ценно для тех, кому трудно находиться в центре внимания. «Многие готовятся к неприятному или трудному разговору с психологом, а разглядывать картинки – это простая деятельность, в которой никто не может потерпеть неудачу, поэтому напряжение быстро спадает», – замечает Галина Кац. Карточки можно задействовать в любой момент, когда клиент испытывает тревогу и появляется необходимость помочь ему почувствовать себя в безопасности.

Выйти к своей теме

Немногие заранее знают, к какому результату они хотели бы прийти в ходе психотерапии. Некоторых приводит в кабинет неясное чувство неудовлетворенности. В чем его причина, откуда оно возникло и что именно хотелось бы в жизни изменить – эти вопросы могут стать началом психотерапевтической работы. Взяв в этот момент в руки колоду, можно подобрать символические изображения «как есть сейчас» и «как я хочу, чтоб было», сделав их видимыми. «Мы живем в визуально-ориентированной культуре, – подчеркивает психолог Галина Кац, – поэтому зрительные образы легче воспринимаются и служат отправной точкой для разговора. Если бы мы больше слушали музыку, наверное, могли бы обращаться к мелодиям. Но нам привычнее смотреть. Поэтому мы предлагаем картинки, которые пробуждают воображение». Метафорические карты помогают не только в начале психологической работы. Они позволяют затронуть табуированные или трудные для обсуждения темы, такие как насилие или инцест. «Многим клиентам проще показать соответствующую карточку, чем назвать словами то, что с ними произошло», – замечает Галина Кац. Например, клиентка не может произнести вслух: «отец бил меня», но она выбирает карточку с изображением замахнувшейся руки. Затем с помощью психолога находит в себе силы описать все, что случилось. Так благодаря метафорическим картам снимается запрет на высказывание, и чувства наконец находят свое выражение.

Для разных целей

Некоторым нравятся карточки с конкретными изображениями (дом, яблоко), другим удобней работать с абстрактными образами. Предпочтения зависят от привычек мышления и восприятия. Психологи часто предлагают клиенту несколько наборов на выбор. Например, колода из двух частей: карты покрупнее изображают разные тела, мужские и женские, в домашней или официальной одежде или обнаженные, а на картах размером поменьше размещаются… головы. Можно выбрать тело и приставлять к нему разные головы. Или наоборот. Получаются странные, иногда фантастические комбинации – на женском теле, облаченном в домашний халат, курчавая голова негритенка. Эти существа-гибриды обретают смысл в контексте психологической жизни клиента. «Голова может символизировать разум или совесть, – поясняет Галина Кац, – а тело – желания, физическую жизнь». Есть другие наборы карточек, например колода, подходящая для разговора о детстве. На одной карточке – ребенок держит за руки обоих родителей, на другой выглядывает из-под крышки большого сундука. Эти колоды подходят для работы и со взрослыми, и с детьми. Специально для детей созданы колоды с крупными, яркими и более простыми рисунками. Они помогают детям осваивать социальные навыки: быть дружелюбным; задавать вопросы; просить другого перестать, если тот делает нечто неприятное.

Есть «Коуп-колода» («cope» по-английски «преодоление»), созданная для работы с травмами. Она делится на две части: половина карт изображает травмирующие ситуации, например физическую травму. Вторая половина показывает разные ресурсы для преодоления: поддержка друзей, творчество. С их помощью можно рассказать о том, как мы обычно справляемся с трудными ситуациями, и найти новые, еще не задействованные, возможности.

Как выбрать

Если мы подбираем метафорические карты для себя, для размышлений, медитации или обсуждения с друзьями, то выбор зависит от цели и от нашего вкуса. Здесь все имеет значение – и тематика (например, набор «Окна и двери» подходит для размышления над способом взаимодействия с внешним миром, а «Пути-дороги» – для осмысления жизненных путей), и цветовая гамма, и даже то, матовые карточки или глянцевые. «Глянец многие воспринимают как нечто более радостное и оптимистическое, – замечает Екатерина Мухаматулина, – но есть и те, для кого он символизирует отстраненность, это как бы «чужая жизнь». Сейчас в издательстве «Генезис» можно купить некоторые наборы в двух вариантах, матовом и глянцевом. Однако профессионалы предпочитают матовые, они больше подходят для психологической работы».

А если мы собираемся обратиться к психологу? «В этом случае выбирать нужно не карточки, а специалиста, который с ними работает, – подчеркивает Галина Кац. – Карточки сами по себе только вспомогательное средство, они не являются методом психотерапии, а только ее инструментом». При этом они универсальны, их используют психологи, практикующие самые различные подходы, от юнгианского до когнитивного.

«К моему счастью. »

С помощью этих карт можно играть. Вот только проигравших не будет, все выиграют.

Рассмотрим для примера игру «К вашему несчастью». Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока – «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью». Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности». Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» – здесь простор для фантазии. «Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, – объясняет Галина Кац, – а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме. В «ваше несчастье» хорошо играть в семье или с коллегами, потому что в любой группе почти всегда присутствует скрытая агрессия». А игра помогает снять возникающее из-за этого напряжение. О. С.

Источник фотографий: ИГОРЬ СКАЛЕЦКИЙ.